Формирование финансовой политики муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:57, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является исследование и совершенствование финансовой политики ЕМО г. Норильск. В ходе работы решаются следующие задачи:
Рассмотрение понятия "государственная финансовая политика",
Анализ целей и видов финансовой политики,
Выявление особенностей реализации государственной финансовой политики, механизма ее функционирования,
Анализ специфики формирования муниципальной финансовой политики,
Исследование процесса привлечения финансовых ресурсов на муниципальном уровне,
Изучение процесса размещения финансовых ресурсов на муниципальном уровне,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1. Сущность финансовой политики 6
1.2. Цели и виды финансовой политики 16
1.3. Механизм и инструменты реализации финансовой политики 24
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 31
2.1. Особенности финансовой политики муниципального образования 31
2.2. Политика привлечения финансовых ресурсов на уровне муниципального образования 43
2.2. Политика распределения финансовых ресурсов на уровне муниципального образования 54
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ ЕМО Г. НОРИЛЬСК 64
3.1. Характеристика ЕМО г. Норильск 64
3.2. Анализ финансовой политики ЕМО г. Норильск 75
3.3. Совершенствование финансовой политики ЕМО г. Норильск 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 102

Работа содержит 1 файл

_Диплом Формирование финансовой политики МО.docx

— 317.55 Кб (Скачать)

Для повышения доходов  от административных штрафов целесообразно  ежемесячно проводить сверку по штрафам, наложенным за административные правонарушения и их поступлениям в бюджет.

Что касается получения разовых  доходов, не включенных в программу, то их увеличение может быть за счет продажи муниципального имущества, которое не соответствует полномочиям  местного самоуправления. В данной стратегии в разделе повышения  эффективности управления муниципальным  имуществом, приводится перечень имущества, подлежащего продаже. При этом доходы от его продажи будут существенно  зависеть от определенной цены. В случае, если муниципальное имущество будет  реализовываться по остаточной стоимости, указанной в реестре муниципального имущества г. Норильска и в случае его продажи по рыночной стоимости, полученные доходы будут отличаться в разы.

Дополнительным источником доходов бюджета г. Норильска  могут быть средства, распределяемые на конкурсной основе Министерством  Финансов РФ и Министерством экономического развития и торговли на реализацию бюджетной и административной реформы соответственно. Для того, чтобы принять участие в конкурсе Норильску необходимо своевременно отслеживать объявление конкурсов в официальных источниках и подготовить соответствующие документы. При этом, Министерство экономического развития и торговли, ответственное за реализацию административной реформы ежегодно проводит конкурсные отборы органов исполнительной власти для оказания поддержки проведения административной реформы. Выигравшие участники получают средства на реализацию мероприятий реформы. Обязательным условием участия в конкурсе Минфина является наличие программы реформирования системы управления общественными финансами.

Расходная часть бюджета.

Норильску необходимо стремиться к сокращению основных статей расходов и приведению их в соответствие с  полномочиями города и его доходными  источниками. При этом сокращения расходов можно достичь, только осуществляя  системное реформирование в каждой конкретной отрасли, где присутствуют бюджетные расходы. При реформировании отраслей важно ориентироваться не только на снижение общественных расходов, но и на повышение эффективности бюджетных расходов и на сокращение расходов в расчете на душу населения, учитывая существенную миграцию населения города.

Городу целесообразно  принять программу оптимизации  и повышения эффективности бюджетных  расходов, которая будет включать в себя мероприятия по следующим  направлениям повышения эффективности  расходов:

  • Оптимизация межбюджетных отношений
  • Реструктуризация бюджетного сектора;
  • Внедрение новых форм предоставления бюджетных услуг;
  • Реструктуризация муниципальных унитарных предприятий.

Главной целью совершенствования  структуры межбюджетных отношений  должно быть сохранение и увеличение собственных доходов муниципального бюджета за счет оптимизации структуры  расходов, увеличения налогооблагаемой базы, привлечения в муниципальную  финансовую систему дополнительных средств.

Исходя из базового ориентира, можно выделить три направления  реализации стратегических мероприятий  в сфере межбюджетных отношений.

1. На федеральном уровне. Первая группа мероприятий сводится к лоббированию увеличения субсидирования муниципальной финансовой системы из федерального бюджета за счет продвижения законопроектов федерального уровня, направленных на усиление государственной поддержки социальной устойчивости в городе.

2. На краевом уровне. Сюжет с необходимостью увеличения финансирования части расходов из бюджетов других уровней актуален и в случае отношений «край - ЕМО г. Норильск». Более того, здесь муниципальная власть имеет гораздо более действенные аргументы претендовать на увеличение субсидирование местной бюджетной системы за счет регионального бюджета, в виду стратегической значимости местных налогоплательщиков для устойчивости бюджетной системы. На этом основании можно действенным образом использовать возможности существующего регионального законодательства, касающегося системы межбюджетных отношений, а также лоббировать принятие дополнительных специальных краевых программ (прежде всего, социальных) и изменение действующего законодательства, предполагающее увеличение трансфертов из краевого бюджета в пользу муниципального бюджета.

3. На муниципальном уровне. Первое направление деятельности властей на местном уровне является повышение результативности бюджетных расходов и оптимизации управления бюджетными средствами, которое предполагает к переходу от преобладающего в настоящее время сметного планирования к системе бюджетирования ориентированного на результат. Сутью этой системы является смещение акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров (как правило трехлетних).

Особое внимание следует  обратить на увеличение эффективности управления финансовыми потоками муниципального бюджета. Приоритетными направлениями здесь являются снижение относительных издержек функционирования муниципалитета и увеличение эффективности использования муниципального имущества и собственности.

Отдельным направлением деятельности муниципальных властей может  стать использование права создания муниципального долга за счет выпуска муниципальных облигационных займов. Положительный опыт ведения долговой политики и разработанная система соответствующего законодательства на краевом уровне значительно позволяют наладить эффективную систему выпуска облигационных займов на муниципальном уровне. Бюджетное законодательство РФ и Красноярского края не противоречат возможности создания муниципального облигационного займа, а показатели состояния финансовой и имущественной системы г. Норильска свидетельствуют значительных перспективах успешной эмиссии облигаций муниципального займа. В условиях организации среднесрочного облигационного займа (1-10 лет) по прогнозным оценкам можно говорить о ежегодном привлечении в муниципальную бюджетную систему не менее 1,5 млрд. руб.

Оптимизация системы управления муниципальными унитарными предприятиями  г. Норильска должна включать в себя не только мероприятия по сокращению числа унитарных предприятий  посредством изъятия соответствующего имущества из их хозяйственного ведения  и реструктуризации данных юридических  лиц, но и мероприятия, направленные на повышение эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий, реструктуризация (приватизация) которых невозможна или нецелесообразна, путем совершенствования системы управления ими. Система взаимодействия между собственником муниципального имущества и созданным им юридическим лицом не будет сводится только к учету имущества переданного в хозяйственное ведение, контролю за движением этого имущества, утверждению устава предприятия и назначению руководителя данного юридического лица. При проведении оптимизации бюджетных расходов необходимо разработать и внедрить договоры, определяющие условия деятельности предприятия, определив краткосрочные и долгосрочные цели его деятельности и разработав индикаторы контроля достижения поставленных целей, а также механизмы поощрения руководства и трудового коллектива предприятий за достижение этих целей.

Необходимо продолжить сокращение количества муниципальных унитарных  предприятий, прежде всего, за счет предприятий, чей профиль деятельности не соответствует  полномочиям выполняемым органами местного самоуправления г. Норильска, поскольку в соответствии с действующим  федеральным законодательством  в муниципальной собственности  может находиться только имущество, необходимое для выполнения собственных  и переданных полномочий муниципальных  образований. Данное требование в полной мере относится и к имуществу, находящемуся в хозяйственном ведении  муниципальных унитарных предприятий.

Муниципальный бюджет Норильска  находится в непосредственной зависимости  от конъюнктуры мировых цен на цветные металлы, которая, по сути, определяет ситуацию и перспективы развития не только города Норильска, но и всего  Красноярского края, а цены на цветные  металлы на мировых товарных рынках чрезвычайно подвижны.

В периоды благоприятной  конъюнктуры и муниципальный  бюджет, и, соответственно, бюджет края испытывают приток средств. С другой стороны, падение цен на мировых товарных рынках может усилить и так не всегда благоприятную ситуацию в бюджетной сфере. Резкое падение цен на никель может спровоцировать очень серьезные последствия, как для экономики города, так и экономики Красноярского края в целом.

Выходом из сложившейся ситуации является использование для стабилизации экономики опыта ряда стран (Норвегия, Чили, Венесуэла и др.), имеющих  сырьевую специализацию экспорта. Правительства  государств, подверженных влиянию мировой  конъюнктуры, используют периоды высоких  цен на сырьевые ресурсы для накопления временных избыточных доходов для  создания стабилизационного фонда  или фонда будущих поколений. Средства такого фонда могут быть использованы для поддержания реального  уровня расходов государственного бюджета  и погашения внешнего долга в  неблагоприятные периоды, или после  истощения природных ископаемых. Правительство РФ уже пошло по этому пути, когда создало стабилизационный фонд Российской Федерации для обеспечения  сбалансированности федерального бюджета  при снижении цены на нефть. Данный фонд формируется за счет дополнительных доходов федерального бюджета, полученных за счет превышения цены на нефть над  базовой ценой (27 долл. за баррель) и  остатков средств федерального бюджета  на начало соответствующего финансового  года, включая доходы, полученные от размещения средств стабилизационного  фонда.

Наблюдаемый в настоящее  время период высоких цен на сырьевые ресурсы, в том числе на никель, создает необходимые экономические  предпосылки для создания регионального  стабилизационного фонда на уровне Красноярского края.

Целью создания такого стабилизационного  фонда станет аккумулирование части  доходов, формируемых в экспортном секторе экономики края в периоды  высоких мировых цен на основные товары регионального экспорта, и их использование для погашения внешнего долга и поддержания реального уровня расходов регионального бюджета в периоды неблагоприятной конъюнктуры, а также замедление роста реального курса рубля в периоды высокой экспортной выручки.

Управление средствами Стабилизационного  фонда Красноярского может осуществляться путем их размещения в наименее рисковые инструменты:

  • путем приобретения за счет средств Стабилизационного фонда иностранной валюты в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов и их размещения на открытых в Центральном банке Российской Федерации банковских счетах в разрешенной иностранной валюте.
  • путем приобретения за счет средств Стабилизационного фонда долговых обязательств иностранных государств, в которые могут размещаться средства Стабилизационного фонда.

В связи с предложенными  вариантами совершенствования финансовой политики города, а в частности  управления средствами бюджета Норильска, составим прогноз динамики бюджета  муниципального образования.

Вариант 1. Оптимистический.

До 2010 г. прогнозируется благоприятная  обстановка на рынке цветных металлов и рост объемов продаж никеля55. После 2010 г., прогнозируется удовлетворение спроса на цветные металлы и соответствующее падение цены. К этому времени планируется развить другие виды доходов: налог на прибыль физических лиц, безвозмездные поступления из других бюджетов, доходы от продажи имущества, предпринимательской и других видов деятельности.

Прогноз по оптимистическому варианту развития событий представлен на рисунке 10.

Рисунок. 10. Прогноз доходной части бюджета Норильска с 2007 по 2015 гг. по оптимистическому сценарию.

Прогнозируемая структура расходов не претерпит значительных изменений. Приоритетными отраслями в расходовании средств останутся образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство.

При выбранном для данного вида прогноза уровне доходов, муниципальный  бюджет будет дефицитным только в 2008 году, после чего бюджет будет формироваться с профицитом, который в  2010 году составит 1 512 003 тыс. рублей, а после падения цен на цветные металлы к 2015 году вырастет до 630 392 тыс. рублей.

При данном варианте развития событий  муниципалитет будет в состоянии  реализовывать собственные социальные программы, в том числе способствующие переселению большего количества нуждающегося населения в подходящие условия  для жизни, направить собственные  средства на реализацию инфраструктурных проектов, которые в последствии приведут к сокращению расходов на ЖКХ и т.п.

Также при данном сценарии развития событий Норильск будет в состоянии  сформировать собственный стабилизационный фонд на случай падения цен на рынке  цветных металлов.

 

 

Рисунок. 11. Прогноз расходной части бюджета Норильска с 2007 по 2015 гг. по оптимистическому сценарию.

 

Вариант 2. Пессимистический.

В данном прогнозе предполагается резкое падение цен на рынке цветных  металлов. Соответственно прогнозируется уменьшение доли налога на прибыль  в общем объеме доходов г. Норильска. После 2010 г., прогнозируется удовлетворение спроса на цветные металлы и соответствующее падение цены. При этом, при прогнозировании поступлений от налога на прибыль в бюджет города, на весь период реализации стратегии норматив зачисления налога на прибыль принимается на уровне 2007 года.

Операции с муниципальным имуществом: его продажа и аренда – не будут  успешными и не принесут достаточно дохода в бюджет. Помощь других бюджетов в виде трансфертов и субвенций  будет снижаться.

Динамика доходов Норильска  по данному варианту представлена на рисунке 12.

Рисунок 12. Прогноз доходной части бюджета Норильска с 2007 по 2015 гг. по пессимистическому сценарию.

Прогнозируемая структура расходов не претерпит значительных изменений. Однако расходы будут скорректированы  в соответствии со снижающимися доходами города. Приоритетными отраслями  в расходовании средств останутся образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство.

При выбранном для данного вида прогноза уровне доходов, муниципальный  бюджет будет сильно дефицитным. Большой  разрыв между доходной и расходной  частью бюджета при данном сценарии развития событий сможет частично компенсировать только сформированный стабилизационный фонд и пересмотр системы межбюджетных отношений.

Динамика расходов по данному варианту представлена на рисунке 13.

Рисунок. 13. Прогноз расходной части бюджета Норильска с 2007 по 2015 гг. по пессимистическому сценарию.

Таким образом, мы рассмотрели различные  варианты развития событий в части  динамики бюджета муниципального образования  г. Норильск. Несомненно, огромное влияние на доходную часть бюджета города оказывает динамика мировых цен на цветные металлы, которые через прибыли главного налогоплательщика города - "Норильского никеля" могут снизить или повысить поступления.

Информация о работе Формирование финансовой политики муниципального образования