Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:57, дипломная работа
Целью работы является исследование и совершенствование финансовой политики ЕМО г. Норильск. В ходе работы решаются следующие задачи:
Рассмотрение понятия "государственная финансовая политика",
Анализ целей и видов финансовой политики,
Выявление особенностей реализации государственной финансовой политики, механизма ее функционирования,
Анализ специфики формирования муниципальной финансовой политики,
Исследование процесса привлечения финансовых ресурсов на муниципальном уровне,
Изучение процесса размещения финансовых ресурсов на муниципальном уровне,
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1. Сущность финансовой политики 6
1.2. Цели и виды финансовой политики 16
1.3. Механизм и инструменты реализации финансовой политики 24
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 31
2.1. Особенности финансовой политики муниципального образования 31
2.2. Политика привлечения финансовых ресурсов на уровне муниципального образования 43
2.2. Политика распределения финансовых ресурсов на уровне муниципального образования 54
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ ЕМО Г. НОРИЛЬСК 64
3.1. Характеристика ЕМО г. Норильск 64
3.2. Анализ финансовой политики ЕМО г. Норильск 75
3.3. Совершенствование финансовой политики ЕМО г. Норильск 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 102
Рисунок 8. Динамика безвозмездных поступлений в бюджете г. Норильска за 2002-2007 гг., в тыс. рублей.
Рисунок 9. Динамика поступлений налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц в бюджете Норильска.
В течение ряда
лет наблюдаются существенные отклонения
фактического исполнения бюджета от
первоначального проекта
Первоначальный объем доходной части бюджета на 2007 год был предусмотрен53 в сумме 9 157 556,52 тыс. рублей. В мае утвержден уточненный план доходной части бюджета муниципального образования город Норильск на 2007 год в сумме 10 083 101,3 тыс. рублей54.
Разница между первоначальным решением и уточненным планом составляет 925 544,78 тыс. рублей.
Норильску необходимо повысить
точность и качество планирования бюджета
в рамках перехода на трехлетний бюджет,
который планируется в
Предприятия Норильского
промышленного района, прежде всего,
ЗФ ГМК «Норильский никель», являются
крупнейшими
Норильский промышленный район является самым крупным налогоплательщиком бюджета Красноярского края, определяя финансовую стабильность региона в целом. Налоги, собираемые с предприятий расположенных на территории ЕМО г. Норильск, формируют примерно одну четвертую часть доходов и обеспечивают около 40% всех налоговых поступлений краевого бюджета.
Несмотря на бюджетную самодостаточность ЕМО г. Норильск в последние годы наметилась устойчивая тенденция к снижению доли собственных доходов муниципального бюджета. Если в 1996-2003 гг. собственные доходы составляли в среднем 98% доходной части бюджета города, то 2004-2007 года этот показатель снизился до 58-74%. Это связано с масштабной федеральной реформой межбюджетных отношений, которая началась как раз в 2004 году.
Изменение конфигурации отношений между бюджетами разных уровней, в частности, вызвано вступлением в силу пакета федеральных законов, перераспределяющих ответственность в отношении широкого круга вопросов между различными уровнями власти. Причем, наиболее значительные изменения коснулись отношений «регион-муниципалитеты».
Несмотря на то, что с
местного на региональный уровень было
передано финансирование целого ряда
полномочий, произошло серьезное
перераспределение налоговых
Самой болезненной потерей для г. Норильска стал налог на прибыль организаций, ставка которого для зачисления в городской бюджет каждый год снижается. В итоге, в период с 2004 по 2007 гг. ежегодное снижение сбора налога на прибыль составляет около 30% в абсолютных показателях.
Субсидирование выпадающих
доходов из краевого бюджета в
совокупности с увеличением норматива
отчислений в местный бюджет при
использовании специальных
Норильску необходима разработка
и внедрение современных
Анализ сложившейся системы межбюджетных отношений и бюджетной обеспеченности г. Норильска позволяет говорить об определенной конфигурации сильных и слабых сторон муниципального образования.
SWOT-анализ муниципального
Внутренняя среда
Преимущества
Недостатки
Внешняя среда
Сильные стороны
Слабые стороны
Среди социальной политики, реализуемой МО в составе финансовой, необходимо отметить следующие текущие целевые программы:
Финансовая политика г. Норильска требует рекомендаций по развитию и повышению ее эффективности. В следующей главе настоящей работы разработаем программу по повышению результативности деятельности администрации при формировании финансовой политики муниципального образования.
В результате анализа финансовой политики в предыдущей главе диплома были выявлены некоторые моменты, требующие совершенствования работы бюджетных механизмов в муниципальном образовании г. Норильск.
За анализируемые периоды с 2005
по 2007 гг. (Приложение 1) бюджет города является
дефицитным. И, несмотря на то, что в
каждом периоде были найдены внутренние
источники финансирования, существует
необходимость составления
Такой цели можно достичь посредством составления многолетнего финансового плана развития города, а на основе его формирование уже ежегодных бюджетов. Данный факт также позволит избежать частых корректировок уже принятого и утвержденного бюджета, что наблюдается у Норильска ежегодно.
Составлять бюджет необходимо с учетом принципов распределения ресурсов, оценки результативности и эффективности расходов, характерных для коммерческого сектора в условиях ограничений:
Доходная часть бюджета.
По сравнению с городами-аналогами существенным преимуществом Норильска является высокая обеспеченность собственными доходами бюджета города и высокая доля налога на прибыль в собственных и совокупных доходах города. Помимо этого г. Норильск имеет существенный потенциал по увеличению поступлений от налога на имущество физических лиц и налога на совокупный доход. Увеличение доходов по данным видам источников благоприятно скажется на бюджетной обеспеченности города и его сбалансированности в целом.
Однако налог на прибыль является непостоянным доходным источником, он с 2002 года претерпел существенные колебания в городском бюджете, как в абсолютном выражении, так и его доле в доходах города. Его доля существенно сократилась и в любое время может снизиться и/или вообще сойти на нет.
Поэтому городу необходимо принять
своевременные меры по увеличению доходной
части муниципального бюджета. Целесообразно
тщательно проанализировать поступления
от всех видов налоговых и неналоговых
доходов и разработать
Для увеличения налоговых
доходов г. Норильска, необходимо активно
работать с налогооблагаемой базой,
а именно, развивать малый и
средний бизнес, способствовать повышению
уровня жизни населения, реализовывать
ряд мероприятий, способствующих добровольной
регистрации имущества
Важно проанализировать структуру неналоговых доходов бюджета города Норильска, динамику поступлений отдельных видов неналоговых доходов. Разработанная программа должна включать мероприятия по увеличению доходов от каждого вида неналоговых доходов. Основными источниками неналоговых доходов являются:
Норильску необходимо увеличивать доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. С этой целью целесообразно провести ряд оптимизационных мероприятий, отказаться от безвозмездной аренды муниципальной собственности в тех случаях, когда это не является необходимым, при установлении цены на аренду имущества учитывать рыночную стоимость аренды квадратного метра в городе, минимизировать передачу муниципального имущества в субаренду.
В ходе подготовки программы роста муниципальных доходов, например, по увеличению доходов от аренды земельных участков, необходимо провести инвентаризацию фактических землепользователей, которые не имеют правоустанавливающих документов на пользование занимаемого земельного участка. Шире практиковать продажу права предоставления земельного участка под строительство, под организацию сезонной торговли. Провести инвентаризацию землепользователей всех временных торговых сооружений (киосков, палаток, павильонов). Организовать продажу права заключить договор аренды земельного участка под временные торговые сооружения.
Программа увеличения доходов
от платных услуг может включать
в себя следующие меры поощрения,
мотивации руководителя учреждения
за получение доходов от платных
услуг. Планирование дополнительных бюджетных
ассигнований на финансирование бюджетного
учреждения в объеме полученных, либо
запланированных доходов от платных
услуг. Поощрение коллективов
Помимо этого необходимо
особое внимание уделить повышению
эффективности бюджетных
Информация о работе Формирование финансовой политики муниципального образования