Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:57, дипломная работа
Целью работы является исследование и совершенствование финансовой политики ЕМО г. Норильск. В ходе работы решаются следующие задачи:
Рассмотрение понятия "государственная финансовая политика",
Анализ целей и видов финансовой политики,
Выявление особенностей реализации государственной финансовой политики, механизма ее функционирования,
Анализ специфики формирования муниципальной финансовой политики,
Исследование процесса привлечения финансовых ресурсов на муниципальном уровне,
Изучение процесса размещения финансовых ресурсов на муниципальном уровне,
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1. Сущность финансовой политики 6
1.2. Цели и виды финансовой политики 16
1.3. Механизм и инструменты реализации финансовой политики 24
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 31
2.1. Особенности финансовой политики муниципального образования 31
2.2. Политика привлечения финансовых ресурсов на уровне муниципального образования 43
2.2. Политика распределения финансовых ресурсов на уровне муниципального образования 54
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ ЕМО Г. НОРИЛЬСК 64
3.1. Характеристика ЕМО г. Норильск 64
3.2. Анализ финансовой политики ЕМО г. Норильск 75
3.3. Совершенствование финансовой политики ЕМО г. Норильск 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 102
• обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты;
• выравнивание условий социально-экономического и финансового развития регионов;
• приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
• становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.
Главная цель региональной финансовой политики — стабилизация производства и обеспечение экономического роста.
Одним из главных условий реализации региональной финансовой политики является обеспечение единства экономического пространства страны, определяемого общностью денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных финансово-экономических институциональных структур.
Далее рассмотрим различные классификации "финансовой политики".
В зависимости от степени вмешательства государства в экономику различают следующие типы финансовой политики:
1. Классическая.
Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикарда, и их последователей. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета.
2. Регулирующая.
В основу этого типа финансовой политики положена экономическая теория Дж. М. Кейнса, которая исходит из того, что государство должно вмешиваться в развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (государственные расходы). Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.
3.Неокласическая.
Концепция этого типа финансовой
политики не отказывалась от регулирующей
роли государства, но ограничивала степень
его вмешательства в экономику
и социальную сферу. В действительности
степень вмешательства
4.Планово-директивная.
Планово-директивная финансовая
политика применяется в странах,
использующих административно-командную
систему управления экономикой. Основанная
на государственной собственности
на средства производства, плановая система
управления позволяет осуществлять
прямое директивное руководство
всеми сферами экономики и
социальной жизни, в том числе
и финансами. Цель финансовой политики
в этих условиях – обеспечение
максимальной концентрации финансовых
ресурсов у государства для последующего
перераспределения в
Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие экономисты выделяют 3 её вида:
Как правило, в составе финансовой политики выделяют как относительно самостоятельные бюджетную и кредитно-денежную политики.
Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве.
Бюджетная политика решает такие задачи, как определение:
- источников формирования
доходов государственного
- структуры расходной части бюджета;
- сумм расходов, распределяемых
между бюджетами разных
- доли федерального бюджета
из совокупной суммы
- задач управления
- дефицита или профицита бюджета;
В свою очередь, в составе
бюджетной политики приобретают
относительную
- налоговая политика, которая направлена на формирование налоговой системы, определяет выбор состава налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она решает следующие задачи: фискальные (мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней); экономические или регулирующие (стимулирование или ограничение развития сфер экономики, деловой активности внутри страны); контролирующие (организация контроля при помощи систем и методов налогообложения за деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан). Главной целью налоговой политики является обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами.
- таможенная политика, которая представляет собой специфическую область налоговой и ценовой политики со своими специфическими формами и методами влияния на экономику государства в зависимости от конкретных экономических целей при взаимодействии с другими государствами. Государство, используя определенный арсенал инструментов таможенной политики, может ограничивать или расширять доступ на внутренний рынок импорт товаров и услуг и сдерживать или поощрять экспорт товаров и услуг из страны15.
- инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала
- социальная политика связана с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.16.
- политика управления государственным долгом;
- политика бюджетного федерализма.
В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность приобретают:
- денежная политика - обеспечение устойчивости денежного обращения (через управление эмиссией), регулирование инфляции, стабилизацию национальной валюты;
- кредитная политика – обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы (через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы);
- финансовая политика на рынке ценных бумаг – управление деятельностью финансового рынка (через регламентацию, эмиссию и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курс покупки и продажи); через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставок рефинансировании, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО-ОФЗ, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов);
- ценовая политика – регулирование и корректировка цен и тарифов на товары (работы и услуги) предпринимательских структур- монополистов; формирование и утверждение цен на использование или реализацию естественных ресурсов страны – недр, земли, водных, лесных и других ресурсов.
Все большее значение
Рассмотренные виды финансовой политики формируются на федеральном уровне государства, на региональном уровне и городском есть лишь некоторые из перечисленных видов финансовой политики, которые будут проанализированы во второй главе настоящей работы.
Финансовая политика охватывает два основных аспекта: макроэкономическую стабилизацию экономики, связанную с проблемой бюджетного дефицита, и распределение ресурсов, зависящее от политики в области налогообложения и правительственных расходов.
Основными инструментами финансовой политики являются:
Разграничение прямого и косвенного налогообложения. Для выполнения государственных задач власти должны осуществлять определенные расходы. Для осуществления расходов им необходимы доходы. Основную часть бюджетных доходов составляют налоговые поступления.
Разграничение прямого и косвенного налогообложения представляет собой введение и конкретизацию прямых и косвенных налогов и применяется для смещения налогового бремени в сторону определенной группы налогоплательщиков.
Основными группами налогоплательщиков являются физические и юридические лица. Считается, что в рыночной экономике налоговое бремя должно быть смещено в сторону физических лиц. Основную часть населения в развитых странах составляет средний класс, доходы которого позволяют выдержать дополнительную налоговую нагрузку.
Предприятия, напротив, должны освобождаться от чрезмерного налогового бремени, так как они являются основой экономики, играют главную роль в создании совокупного общественного продукта, создают рабочие места и, соответственно, выплачивают зарплату.
Для смещения налогового бремени в сторону физических лиц, кроме прямых налогов на их доходы, вводятся также косвенные налоги — акцизы, представляющие собой надбавку к цене товара. Формально косвенными налогами облагаются предприятия. Фактические косвенные налоги уплачивают потребители подакцизных товаров.
Управление государственными расходами. Управление государственными расходами связано и зависит от роли государства в экономике. В плановой экономике государство является главным собственником средств производства и воздействует на экономические процессы путем прямого вмешательства. В условиях рынка государство использует косвенные (экономические) методы регулирования экономики. Изменение методов регулирования экономики требует изменения системы государственных расходов и перестройки бюджетного механизма. Изменение системы государственных расходов выражается в изменении их состава и объемов.
Государственные расходы имеют большое значение для экономики, так как направляются на структурную перестройку экономики, увеличение научно-технического потенциала, модернизацию и техническое переоснащение предприятий, на проведение природоохранных мероприятий, распространение экологически чистых технологий.
Важную экономическую и
Управление дефицитом бюджета. Дефицит бюджета — превышение бюджетных расходов над бюджетными доходами — достаточно распространенное явление. Практически каждая страна в своей истории сталкивалась с превышением расходов государственного бюджета над его доходами.
Дефицит бюджета может быть вызван разными причинами, например осуществлением крупных государственных инвестиций в экономику или чрезвычайными событиями (войнами, крупными стихийными бедствиями, катастрофами).
В первом случае превышение расходов над доходами государственного бюджета является обоснованным, а дефицит бюджета вызван государственным регулированием экономической конъюнктуры, стремлением властей обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.
Информация о работе Формирование финансовой политики муниципального образования