Формирование финансовой политики муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:57, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является исследование и совершенствование финансовой политики ЕМО г. Норильск. В ходе работы решаются следующие задачи:
Рассмотрение понятия "государственная финансовая политика",
Анализ целей и видов финансовой политики,
Выявление особенностей реализации государственной финансовой политики, механизма ее функционирования,
Анализ специфики формирования муниципальной финансовой политики,
Исследование процесса привлечения финансовых ресурсов на муниципальном уровне,
Изучение процесса размещения финансовых ресурсов на муниципальном уровне,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1. Сущность финансовой политики 6
1.2. Цели и виды финансовой политики 16
1.3. Механизм и инструменты реализации финансовой политики 24
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 31
2.1. Особенности финансовой политики муниципального образования 31
2.2. Политика привлечения финансовых ресурсов на уровне муниципального образования 43
2.2. Политика распределения финансовых ресурсов на уровне муниципального образования 54
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ ЕМО Г. НОРИЛЬСК 64
3.1. Характеристика ЕМО г. Норильск 64
3.2. Анализ финансовой политики ЕМО г. Норильск 75
3.3. Совершенствование финансовой политики ЕМО г. Норильск 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 102

Работа содержит 1 файл

_Диплом Формирование финансовой политики МО.docx

— 317.55 Кб (Скачать)

Все это обусловливает высокую  зависимость экономики города от доходов работников ГМК и ее налоговых  выплат в муниципальный бюджет. Возможный  рост доли альтернативной экономики, прежде всего розничной торговли и услуг, тоже зависит от платежеспособного  спроса со стороны, прежде всего работников Заполярного филиала ГМК.

На протяжении последних  пяти лет средний уровень доходов  населения Норильска существенно  превышал как среднероссийский, так  и красноярский. В 2005 году это превышение составляло примерно 2,5 раза (рис. 4.). Надо учитывать, однако, существенно более  высокую стоимость жизни в  городе, связанную с его изолированностью и тяжелыми природно-климатическими условиями. Прожиточный минимум  для Норильска превышает средний  уровень по России в целом и  по Красноярскому краю соответственно в 2,4 и 2,25 раза. Если измерять уровень  благосостояния населения в единицах регионального бюджета-минимума, то Норильск находится на среднероссийском уровне и пока еще незначительно превышает уровень Красноярского края (рис. 5).

Рисунок 4. Среднедушевые номинальные доходы населения в России и в Норильске.

Рисунок 5. Среднедушевой доход, измеренный в  единицах регионального прожиточного минимума.

Анализ данных бюджетных  обследований семей работников Комбината  за 2000-2005 гг. позволил выявить и количественно  охарактеризовать следующие тенденции  в потребительском и сберегательном поведении домохозяйств Норильска50:

  1. По мере роста душевого располагаемого дохода происходит неуклонное снижение доли расходов семей на продовольствие. Эта тенденция проявлялась во все годы рассматриваемого периода.
  2. Доля расходов на услуги наиболее высока у семей в низшем доходном уровне. По мере роста душевого дохода происходит плавное снижение этой доли и ее последующая стабилизация, когда среднедушевой доход достигает следующего уровня.
  3. Доля расходов на непродовольственные товары изменяется в наиболее широком диапазоне - от 24 до 46 % от располагаемого дохода семей.
  4. Доля инвестиций и сбережений очень низка (в отдельные годы даже отрицательна) в первом доходном уровне. По мере роста душевого дохода происходит последовательное возрастание доли инвестиций и сбережений, особенно быстрое по мере перехода ко второму и третьему доходному уровнях. Для высокодоходных семей эта доля составляла в разные годы от 16 до 26%.

Уровень среднедушевого дохода обусловлен в меньшей мере уровнем  дохода работающих членов семей и  в большей мере – долей иждивенцев в составе семей.

Местное самоуправление в городе Норильск - признаваемая и гарантируемая  Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению, непосредственно или через органы местного самоуправления, вопросов местного значения, исходя из интересов населения.

Финансово - экономическую основу местного самоуправления составляют:

- муниципальная собственность;

- городские финансы;

- имущество, находящееся в государственной  собственности и переданное в  управление органам местного  самоуправления;

- а также, в соответствии с  законом, иная собственность,  служащая удовлетворению потребностей  населения города.

Основными целями местного самоуправления являются:

- создание благоприятной среды  обитания для жителей города;

- охрана их здоровья;

- обеспечение им широкого доступа  к образованию и культуре;

- осуществление социальной защиты  и обеспечение личной безопасности;

- поддержание социального и  национального согласия.

Местное самоуправление осуществляется на принципах:

- законности;

- соблюдения прав и свобод  человека и гражданина;

- подконтрольности органов местного  самоуправления населению, их  ответственности перед населением;

- гласности деятельности органов  местного самоуправления и учета  ими общественного мнения;

- сочетание интересов города  с интересами Российской Федерации  и Красноярского края;

- административно - правовой и  финансово - экономической самостоятельности  города при решении вопросов  местного значения;

- компетенционной обособленности представительного и исполнительного органов местного самоуправления и единства их при решении вопросов, находящихся в ведении города;

- скоординированности действий органов местного самоуправления и органов территориального общественного самоуправления.

К вопросам местного значения единого  муниципального образования "город  Норильск" относятся:

- принятие и изменение Устава, иных нормативных правовых актов, контроль за их соблюдением;

- владение, пользование и распоряжение  муниципальной собственностью;

- местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного  бюджета, установление местных  налогов и сборов, решение других  финансовых вопросов местного  значения;

- организация и содержание муниципального  финансового органа, осуществление контроля за его деятельностью;

- организация и содержание муниципальной  налоговой инспекции, осуществление контроля за ее деятельностью;

- комплексное социально - экономическое  развитие города;

- содержание и использование  муниципального жилищного фонда  и нежилых помещений, контроль за содержанием и использованием иного жилого фонда города;

- организация, содержание и развитие  муниципальных учреждений дошкольного,  основного общего образования;

- организация, содержание и развитие  муниципальных учреждений здравоохранения,  обеспечение санитарного благополучия  населения;

- участие в охране окружающей  среды;

- охрана общественного порядка,  организация и содержание муниципальных  органов охраны общественного  порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

- регулирование планировки и  застройки территории муниципального  образования;

- создание условий для жилищного  и социально - культурного строительства  в городе;

-  контроль за использованием земель;

-  регулирование использования  водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

-  благоустройство и озеленение  территории города;

-  организация утилизации и  переработки бытовых отходов;

-  организация ритуальных услуг  и содержание мест захоронения;

-  организация и содержание  городских муниципальных архивов;

- организация транспортного обслуживания  населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами  связи;

- создание условий для обеспечения  населения услугами торговли, общественного  питания и бытового обслуживания;

- создание условий для деятельности  учреждений культуры;

- сохранение памятников истории  и культуры, находящихся в муниципальной  собственности;

- организация и содержание муниципальной  информационной службы;

- создание условий для деятельности  средств массовой информации  города, преимущественно на основе  самоокупаемости;

- создание условий для организации  зрелищных мероприятий;

- создание условий для развития  физической культуры и спорта;

- обеспечение социальной поддержки  и содействие занятости населения;

- обеспечение противопожарной  безопасности в едином муниципальном  образовании "город Норильск", организация муниципальной пожарной  службы.

- организация, содержание и развитие  муниципальных энерго-, газо- и водоснабжения и канализации;

- организация снабжения населения  и муниципальных учреждений топливом;

-. муниципальное дорожное строительство и содержание дорог;

- вопросы социального партнерства и охраны труда, не отнесенные к компетенции органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Структуру органов местного самоуправления единого муниципального образования "город Норильск" составляют:

- Норильский Городской Совет  - выборный орган местного самоуправления  единого муниципального образования  "город Норильск" (город Норильск  с городами Кайеркан, Талнах и  поселком Снежногорск), представляющий  интересы населения и принимающий  решения в коллегиальном порядке;

- Глава города Норильск - избираемое  населением единого муниципального  образования "город Норильск" высшее выборное должностное  лицо города Норильск, возглавляющее  исполнительный орган местного  самоуправления;

- Администрация города Норильск - исполнительный орган местного  самоуправления единого муниципального  образования "город Норильск" (город Норильск с городами  Кайеркан, Талнах и поселком Снежногорск).

Администрации городов Кайеркан, Талнах и поселка Снежногорск - структурные  подразделения Администрации города Норильск, созданные для оперативного решения вопросов местного значения соответствующих территорий, действующие  на основании положений, утверждаемых Коллегией городского хозяйства51.

Особенности существующей системы  управления городом определяются следующей  его спецификой:

  • Норильск сформировался как «город при Комбинате» и по-прежнему остается таковым. Комбинат, будучи градообразующим, выступает и основным работодателем, и основным налогоплательщиком. Это определяет огромное влияние Комбината во всех вопросах, в том числе и связанных с городским управлением.
  • Норильск имеет мощную и стабильную финансовую базу, высокую бюджетную обеспеченность, а также внебюджетную поддержку Комбината. Это, с одной стороны, позволяет городу относительно спокойно решать вопросы финансирования городских программ, но, с другой, провоцирует определенное отставание в реформировании городского управления.
  • Норильск находится в экстремальных природных условиях. Его создание, развитие и функционирование определены задачей обеспечения работы Комбината. Прочие виды экономической деятельности здесь в подавляющем большинстве экономически неэффективны, условия жизни неблагоприятны, поддержание социальных стандартов населения высокозатратно. Четкой стратегической альтернативы развития у города нет. Поэтому многие обычные механизмы городского управления здесь не работают, либо работают искаженно по отношению к классическим рыночным схемам.
  • Специфической особенностью Норильска является и психология «временщиков» у жителей города. В большинстве своем все люди приезжали сюда на заработки, и даже задерживаясь тут на долгое время (15 лет и более), продолжают жить с мыслью, что рано или поздно отсюда уедут. Есть прослойка постоянного населения, но это либо относительно редкие патриоты, либо те, кто просто не сможет отсюда уехать по финансовым и пр. обстоятельствам. Население города продолжает сильно и постоянно обновляться. Действует несколько программ переселения из Норильска, приезжает много разных людей из российской глубинки, с Украины, Кавказа и пр.
    1. Анализ финансовой политики ЕМО г. Норильск

В течение 3-х последних лет с 2005 по 2007 гг. основными целями финансовой политики Норильска являются следующие:

- реформирование жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Норильск.

- рост уровня доходов  работников организаций бюджетной  сферы, создание условий для  повышения жизненного уровня  населения территории;

- социальная защита малообеспеченных слоев населения через адресную социальную политику;

- повышение качества предоставления  бюджетных услуг;

- реализация национальных проектов.

Данные цели достигаются посредством  создания и реализации основного  финансового документа города –  его бюджета.

Проанализируем основные параметры  бюджетов МО с 2005 по 2007 гг. по данным Приложения 1.

На рисунке 6 представлена динамика доходной части бюджета Норильска. Основную часть притоков бюджета города составляют налоги, на втором месте идут безвозмездные поступления от других бюджетов. В 2006 году доля налогов была ниже, по сравнению с другими годами, но была увеличена часть доходов за счет субвенций и трансфертов из других бюджетов: краевого и федерального. Остальные статьи поступлений в бюджет занимают незначительную долю.

Рисунок 6. Доходная часть бюджета г. Норильска в 2005 - 2007 гг.

В расходной части бюджета  города (Приложение 1 и рис. 7.) в 2005 и 2006 гг. 29%-34% от всех отчислений составляли общегосударственные расходы. Наращивая темпы с 19% в 2005 году, 26% в 2006 году, статья образования в 2007 году заняла основную долю расходов и достигла 31% в основном за счет роста подстатьи: "Обеспечение деятельности подведомственных учреждений".

Наблюдается снижение расходной  части бюджета, направляемой на жилищно  – коммунальное хозяйство, от 22% в 2005 году до 17% в 2007 году.

Затраты на здравоохранения  и спорт наоборот выросли за анализируемые  периоды с 14% до 20% от общей суммы  расходов бюджета.

В 2007 году дополнительное внимание было уделено социальной политике города, о чем свидетельствует доля затрат на уровне 13%.

Рисунок 7. Расходная часть бюджета ЕМО Норильск с 2005 по 2007 гг.

На финансовое состояние  муниципальных образований оказала  значительное влияние реформа местного самоуправления, не явился исключением  и г. Норильск. В результате реформы  снизилась финансовая самостоятельность  МО, даже такого обеспеченного собственными доходами, как Норильск. На представленных ниже графиках демонстрируется динамика основных собственных доходов Норильска, представленных налогом на прибыль организаций и налогом на доходы физических лиц на 2002-2007 гг. На графике видно, что самые большие поступления от двух бюджетообразующих налогов были в 2004 году и составили порядка 9 млрд.рублей, в 2006 году поступления сократились практически вдвое и составили 4 563 378 тыс.рублей, т.е. практически оказались на уровне 2002 года. На фоне снижения собственных доходов бюджета Норильска, значительно выросла роль безвозмездных перечислений из вышестоящих бюджетов, представленных на следующей таблице с 1,6% в 2002 году до 33,5% в 2006 году и 17,1% в 2007 году. Безвозмездные поступления включают в себя субсидии, субвенции и дотации, которые предоставляются из вышестоящих бюджетов в том числе на исполнение государственных полномочий и находятся в прямой зависимости от размера собственных доходов бюджета. Такие изменения в структуре доходов Норильска объясняются изменившейся в результате реформы системой межбюджетных отношений, и как следствие, изменившимися нормативами зачисления в местные бюджеты бюджетообразующих налогов52.

Информация о работе Формирование финансовой политики муниципального образования