Формирование финансовой политики муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:57, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является исследование и совершенствование финансовой политики ЕМО г. Норильск. В ходе работы решаются следующие задачи:
Рассмотрение понятия "государственная финансовая политика",
Анализ целей и видов финансовой политики,
Выявление особенностей реализации государственной финансовой политики, механизма ее функционирования,
Анализ специфики формирования муниципальной финансовой политики,
Исследование процесса привлечения финансовых ресурсов на муниципальном уровне,
Изучение процесса размещения финансовых ресурсов на муниципальном уровне,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1. Сущность финансовой политики 6
1.2. Цели и виды финансовой политики 16
1.3. Механизм и инструменты реализации финансовой политики 24
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 31
2.1. Особенности финансовой политики муниципального образования 31
2.2. Политика привлечения финансовых ресурсов на уровне муниципального образования 43
2.2. Политика распределения финансовых ресурсов на уровне муниципального образования 54
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ ЕМО Г. НОРИЛЬСК 64
3.1. Характеристика ЕМО г. Норильск 64
3.2. Анализ финансовой политики ЕМО г. Норильск 75
3.3. Совершенствование финансовой политики ЕМО г. Норильск 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 102

Работа содержит 1 файл

_Диплом Формирование финансовой политики МО.docx

— 317.55 Кб (Скачать)

Финансовая политика должна быть направлена, прежде всего, на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований.

Таким образом, с учетом рассмотренных  определений понятия "финансовая политика" приведем итоговое определение  анализируемого понятия.

Финансовая политика государства – это механизм управления аккумулированием и распределением финансовых ресурсов государства, направленный на обеспечение благосостояния населения страны посредством организации ее экономического и социального развития.

Содержание финансовой политики многогранно и может быть представлено как единство трех составных частей:

•  выработка научно обоснованных концепций развития финансов; 

  • определение основных направлений использования финансов 
    на перспективу и текущий период;
  • осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Финансовая политика получает правовое оформление в финансовом праве. Финансовое право — совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

В зависимости от длительности периода  и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику10.

Финансовая  стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией, и касающийся важных крупных изменений финансового механизма, пропорций распределения финансовых ресурсов.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем изменения способов организации финансовых отношений, перегруппировки финансовых ресурсов. Финансовая тактика предусматривает решение задач текущего периода (в пределах года и меньше), отличается гибкостью, подвижностью. Типичный пример решения тактических задач — бюджет страны, принимаемый на очередной год.

Стратегия и тактика финансовой  политики  взаимосвязаны.  Стратегия  создает благоприятные  условия  для  решения  тактических  задач.  Тактика,  выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и  социальной  сферы, путем  своевременного  изменения  способов,  форм   организации   финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими  потерями  и  затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией11.

При  выработке  финансовой   политики   следует   исходить   из   конкретных исторических условий. Они должны учитывать специфику каждого этапа  развития общества,  особенности  как  внутренней,  так  и  международной  обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства.

Учет особенностей  момента  предполагает  также  тщательное  изучение  опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых  тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта.

Немаловажным требованием,  предъявляемым  к  финансовой  политике,  является соблюдение  комплексного  подхода  при  ее  выработке  и  проведении,   т.е. согласование мероприятий, проводимых во  всех  звеньях  финансовой  системы, путем их ориентации на выполнение основной,  ключевой  задачи  определенного этапа развития, а также  обеспечение  тесной  взаимосвязи  между  составными частями экономической политики: финансовой, кредитной,  политики  в области ценообразования, заработной платы.

Целью финансовой политики является наиболее  полная  мобилизация  финансовых ресурсов, необходимых  для  удовлетворения  насущных  потребностей  развития общества.  В  соответствии  с  этим  финансовая  политика  призвана  создать благоприятные  условия  для  активизации  предпринимательской  деятельности.

Большое внимание уделяется  определению  рациональных  форм  изъятия  доходов предприятий  в  пользу  государства,  а  также  доли  участия  населения в формировании  финансовых  ресурсов. Важное  значение придается повышению эффективности  использования  финансовых  ресурсов  путем  их  распределения между  сферами  общественного  производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

Научно  обоснованная  финансовая  политика  при  правильной  и  успешной ее реализации приносит положительные  результаты.  Ее  значение  заключается в том, что она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа.

Финансовая политика играет важную роль в развитии  производительных  сил  и рациональном  их  размещении  по   территории   страны.   Она   способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ,  сосредоточению  средств на  ключевых   направлениях   развития   экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.

Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических  связей со всеми странами мира, обеспечивая  условия  для  осуществления  совместных мероприятий.

Значение финансовой политики проявляется в том, что правильно выбранная финансовая политика:

  • стимулирует рост производства, рациональное размещение производительных сил на территории страны;
  • повышает заинтересованность регионов в развитии хозяйства, использовании местных ресурсов;
  • способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира;
  • приводит к повышению материального и культурного уровня населения.

Содержание  финансовой политики определяется:

- соответствующей  теоретической  базой и разработанной на ее  основе концепций,  регулирующей  роли государства в области  финансов.

- разработкой основных  направлений и целей в достижении  макроэкономических показателей,  обеспечивающих сбалансированность  доходов и расходов государства  на текущий период  и перспективу.

- осуществлением практических  мер по реализации этих целей  всей совокупностью финансовых  инструментов и государственных  институтов.12

Государственные финансы  являются важной сферой  финансовой  системы страны, призванной обеспечить государство денежными  средствами, необходимыми ему для выполнения экономических,  социальных  и  политических   функций.   По экономической сущности государственные финансы - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта  и части  национального  богатства,  связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий  и  использованием государственных   средств   на   затраты   по    расширению    производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей  членов  общества, нужд обороны страны и управления. Субъектами  денежных  отношений  в  данной сфере  являются  государство  (в  лице  соответствующих  структур   власти), предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане.

В  состав  государственных  финансов  включаются:  бюджеты  разных   уровней государственного управления, внебюджетные фонды,  государственный кредит, финансы государственных предприятий.  Благодаря  разному   функциональному назначению перечисленных звеньев государство оказывает  влияние  на  широкий спектр  экономических  и  социальных   процессов,  решение  отраслевых и территориальных проблем.

Важную  роль   в   составе   государственных   финансов   играют   бюджетные взаимосвязи, складывающиеся на федеральном,  республиканском   (субъектов федерации) и местном уровнях. С помощью бюджетных отношений  в  распоряжение государственных  структур  мобилизуется значительная часть национального дохода, перераспределяемого финансовым методом.  Бюджеты  разных  уровней  - федеральный,   республиканские,   местные    являются  финансовой  базой деятельности  соответственно  для  федеральных,  республиканских  и  местных органов власти и управления.

Для  выполнения  общих  функций  в  границах  федерации   Россия   формирует федеральный (центральный) бюджет. Его ресурсы   предназначаются для финансирования государственных целевых  комплексных программ, обеспечения государственных  расходов,  связанных  с выполнением Россией федеральных функций, а также содержания вооруженных сил и органов управления.

В системе бюджетных отношений  Российской Федерации особое  звено  составляют республиканские бюджеты. Аккумулируемые  в  них  финансы  предназначены для выполнения республиками, входящими в Российскую   Федерацию, своих государственных функций.

Важное значение в системе  бюджетных отношений отводится  местным бюджетам.  В последнее время они развиваются быстрыми темпами в связи с  повышением  роли и влияния  местных  органов  власти:  растут  масштабы  местного  хозяйства, расширяются и усложняются функции местных органов власти.

Далее рассмотрим цели и  виды государственной финансовой политики, которые характерны для любого уровня управления в государстве.

    1. Цели и виды финансовой политики

Целью финансовой политики является обеспечение стабильного поступательного  развитие экономики государства  и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений  и финансового потенциала (для  достижения финансовой устойчивости и  финансовой независимости). Цель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и  решении тактических вопросов использования  функционального предназначения финансов. Конкретные стратегические задачи финансовой политики зависят от внешних  и  внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т.п.13

Во все времена главной  целью финансовых отношений являлась такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста  общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности  конкретных форм распределения, перераспределения  и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. Обобщающим показателем  эффективности финансового механизма  являются темпы роста внутреннего  валового продукта и национального  дохода - основного источника роста  благосостояния общества.

При выработке финансовой политики необходимо учитывать: экономические  и финансовые возможности государства; внутреннюю и международную обстановку; отечественный и зарубежный опыт финансового строительства; историю  развития финансов.

К основным целям финансовой политики, можно отнести следующие:

1) Повышение объема и  эффективности использования финансовых  ресурсов. Последнее очень важно  для проверки воздействия финансовой  политики на экономику. Отказ  от учета повышения эффективности  и использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения  постоянно  растущих  экономических  и  социальных потребностей общества.

2) Оздоровление и структурная  перестройка экономики: повышение  в общем объеме производства  доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание  денежного обращения, и в перспективе  восстановление конвертируемости  рубля.

3) Достижение более высокого  уровня жизни населения на  основе развития отраслей промышленности  и сельского хозяйства. Социальная  направленность финансовой стратегии  проявляется не только в изыскании  возможностей увеличения финансовых  ресурсов, направляемых на повышение  благосостояния народа, но и в  новом подходе к главной цели  экономической политики. Уровень  жизни выступает теперь величиной,  определяющей развитие производства, направление и структуру использования  финансовых ресурсов.

Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимание уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание  экономических циклов (при этом в  первую очередь, понимается использование  финансовой политики в качестве инструмента  для борьбы со спадами). Однако легко  заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое  благосостояние всего населения.

Задачами  финансовой политики являются:

- обеспечение условий  для формирования максимально  возможных финансовых ресурсов;

- установление рационального,  с точки зрения государства,  распределения и использования  финансовых ресурсов;

- организация, регулирование  и стимулирование экономических  и социальных процессов финансовыми  методами;

- выработка финансового  механизма и его развитие в  соответствии с изменяющимися  целями и задачами.

Основными целями региональной финансовой политики являются14:

• обеспечение основ бюджетно-налогового федерализма в РФ, основанного  на едином экономическом пространстве;

Информация о работе Формирование финансовой политики муниципального образования