Финансы. Финансовая политика. Финансовая система.

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 19:14, курс лекций

Описание работы

Данная дисциплина изучает теоретические вопросы, связанные с финансами, главные тенденции их развития, звенья финансовой системы, финансовую политику, управление финансами, финансовый контроль, бюджетное устройство, местные финансы.
Предметом изучения являются финансово-денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств предприятий, государства и других институтов.
Основой курса является знание такой дисциплины, как «Экономическая теория». Кроме того, данный предмет тесно связан с такими дисциплинами как «Экономика предприятия», «Статистика», «Банковское дело», «Страховое дело» и др.

Работа содержит 1 файл

Лекции по финансам.doc

— 505.50 Кб (Скачать)

           Причиной  ДБ может стать необходимость крупных централизованных вложений в развитие производства.  Следует отметить, что госбюджеты западных стран с развитой экономикой имеют также хронические дефициты. С начала 90-х годов в ряде развитых западных стран бюджетный дефицит сокращается, а в США преодолен. Величина дефицита определяется при утверждении бюджета.

           В России, согласно бюджетному кодексу, размер дефицита не может превышать  суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга. Дефицит обслуживается за счет эмиссии ЦБ, доходов от приватизации госимущества.

           Сумма превышения доходов  над расходами по государственным  запасам драгоценных металлов и  камей за счет кредитов международных  организаций и банков. 

     Источники финансирования дефицита бюджета РФ:

  1. Внутренние источники:
  • кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в национальной валюте;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
  • бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
 
   
  1. Внешние источники:
  • государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
  • кредиты правительств иностранных государств, банков и т.д., предоставляемые в иностранной валюте.
 

     С 1990 по 1995 года для покрытия БД в России в основном использовалась эмиссия денег, что послужило мощным инфляционным фактором. С 1995 г. эмиссия денег для финансирования бюджета не применяется. Для этой цели используют различные ценные госбумаги, а именно

  • казначейское обязательство,
  • облигации внутреннего валютного государственного займа,
  • облигации федеральных займов,
  • государственные сберегательные займы,
  • золотые сертификаты.

     Главным источником внешнего финансирования служат кредиты МВФ.

                 Использование внешних  источников заимствования при финансировании БД влечет за собой ряд негативных последствий. Так, например, в момент получения займа спрос государства на товары и услуги национального производства резко возрастает, если средства направляются на эти цели. Страны, имеющие крупные внешние задолженности, вынуждены проводить политику жесткой экономии, расширять экспорт, сокращать импорт, направляя доходы от внешней торговли на выплату долга. Однако использование чистого экспорта на выплату долга сокращает ресурсы для собственного экономического развития. В итоге снижается жизненный уровень населения и формируется тенденция экономического спада. 
 
 

     11. Бюджетное устройство. Бюджетная система 

     11.1. Понятие БУ и БС 

           Бюджетное устройство – организованные принципы построения БС, ее структура и взаимосвязь объединенных в ней бюджетов.

           Бюджетная система – совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. 

     БУ  определяется государственным устройством. В унитарных государствах БС включает 2 звена:

  • госбюджет (ГБ);
  • многочисленные местные бюджеты.

     В федеративных государствах БС состоит  из 3 звеньев:

  • госбюджет;
  • бюджеты членов федерации;
  • местные бюджеты.
 

     В унитарных государствах местные  бюджеты своими доходами и расходами  не входят в госбюджет, а в федеративных государствах – не включаются в  бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет. 

     Государственная бюджетная система  РФ включает:

  1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  2. 21 республиканский бюджет в составе РФ, 8 краевых бюджетов, 50 областных, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов АО, бюджет Еврейской автономной области;
  3. около 13 тыс. местных бюджетов.
 

           Бюджеты нижестоящих  органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты  вышестоящих органов.

           БУ РФ основывается на следующих принципах: единство, полнота, реальность, самостоятельность всех бюджетов, входящих в государственную  БС. 

           Единство БС обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и формы бюджетной документации

           Принцип полноты означает, что каждому звену БС доходы и расходы должны отражаться в их полном объеме.

           Реальность – правдивость бюджетных показателей.

           Принцип гласности требует публикации утвержденных бюджетов, а также отчетов о их использовании, сводного отчета консолидированного бюджета РФ, а также бюджетные послания Президента РФ.

           Самостоятельность обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направление их использования. К собственным источникам дохода относятся закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета, дополнительные источники, установленные самостоятельно представленные органами субъектов федерации и местного самоуправления.

           Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней БС РФ на соответствующей территории. КБ не имеет законно силы и составляется только для анализа. 
 

     11.2. Проблемы бюджетного федерализма 

     Бюджетный федерализм – бюджетные взаимоотношения центра и регионов. 

     В соответствие с законом РФ  доходная часть территориальных бюджетов подразделяется на несколько видов:

  1. закрепленные доходы

                 Доходы полностью  поступают в соответствующий  бюджет.

     ……

     ……

  1. регулируемые доходы

                 Средства передаваемые из вышестоящего звена БС нижестоящему в 

     …….

     …….

     С 2000 г. по закону О Федеральном бюджете 6,5% налога на прибыль

     ….

     …..

     Основная  часть налоговых доходов субъектов  федерации и местных бюджетов формируется за счет регулируемых доходов.

  1. ДОТАЦИИ

           Средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой  сумме для сбалансированности нижестоящих бюджетов при их дефиците. Эти средства выделяются на безвозвратной и безвозмездной основе и не имеют целевого назначения.

  1. СУБВЕНЦИЯ

           Средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящий  на финансирование строго-целевого мероприятия. Эти средства подлежат возврату в случае их нецелевого использования или не использования в строк.

  1. СУБСИДИИ

           Денежные суммы, выдаваемые из вышестоящего  бюджета на финансирование определенных мероприятий и предполагающие долевое участие нижестоящего бюджета  в этом финансировании.

  1. БЮДЖЕТНАЯ ССУДА

           Денежная помощь вышестоящих бюджетов нижестоящим  имеет возвратный характер и может  быть возмездной, т.е. предполагает уплату в процентах за использование  ссуды. 

           Из Фонда финансовой поддержки субъектов федерации  оказывается помощь субъектам федерации, у которых средний доход по бюджету за период (год) ниже, чем в среднем по РФ. Это субъекты федерации, нуждающиеся в поддержке, у которых собственных доходов и дополнительных средств, полученных из федерального бюджета недостаточно для финансирования текущих расходов. Регионы, получающие финансовую помощь из ФБ, обязаны предоставлять в Министерство финансов для проверки подробные плановые и фактические отчеты о своих бюджетных и внебюджетных фондах. Если какие-либо расходы регионального бюджета будут признаны не целесообразными или излишними, то на их сумму уменьшаются и перечисления из ФБ. Такие регионы обязаны также ввести на своей территории все региональные налоги, утвержденные законодательством РФ, по ставкам не ниже среднего.

           Статус «региона, особо нуждающегося в поддержке» предоставляется тем регионам, у  которых сумма федеральных налогов, собираемых на их территории и принадлежащих  к зачислению в региональный бюджет, оказывается менее 95% в расчете  на 1 жителя региона по средним аналогичным величинам по РФ в целом; и условная сумма расходов окажется менее 100% плановых расходов регионального бюджета.

           Трансферты регионам перечисляются ежемесячно, исходя из фактических поступлений налогов  в ФБ, а также с учетом удельного веса каждого региона в зависимости от статуса в фонде финансовой поддержки. Бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы, при наличие дефицита бюджета…….

     …….

     …….

           В целях сбалансированности бюджета соответствующие органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе использования бюджета происходит превышение федерального уровня дефицита или значительное снижение поступления доходов, то вводится механизм секвестра расходов, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.

           Защищенные  статьи текущих расходов ФБ:

  • зарплаты (с учетом взносов на соцстрах);
  • стипендии;
  • государственные пособия;
  • приобретение медикаментов и т.д.
 
 

     11.3. Бюджетная классификация РФ 

     Все доходы и расходы распределяются в бюджете по единой классификации, представляющей собой группировку  доходов и расходов всех уровней  с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. В ФЗ «О бюджетной классификации» отмечается, что бюджетная классификация включает:

  1. классификацию доходов бюджета РФ;
  2. функциональную классификацию расходов бюджета РФ;
  3. экономическую классификацию расходов бюджета РФ;
  4. классификацию источников внутреннего финансирования дефицита бюджета РФ;
  5. классификацию источников внешнего финансирования дефицита бюджета РФ;
  6. классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ;
  7. классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ;
  8. ведомственную классификацию расходов ФБ.
 

           Первые 5 признаков  классификации бюджета являются едиными и исполняются при  составлении, утверждении и использовании  бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

           Ведомственная классификация  бюджетов субъектов РФ утверждается законодательными органами субъектов  РФ. Ведомственная классификация  местных бюджетов утверждается решением соответствующих органов местного самоуправления.

           Классификация доходов бюджета  РФ является группировкой доходов всех уровней и основывается на законных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

           Функциональная  классификация расходов бюджета РФ является группировкой расходов всех уровней, отражающих направление средств на выполнение основных функций.

Информация о работе Финансы. Финансовая политика. Финансовая система.