Финансы. Финансовая политика. Финансовая система.

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 19:14, курс лекций

Описание работы

Данная дисциплина изучает теоретические вопросы, связанные с финансами, главные тенденции их развития, звенья финансовой системы, финансовую политику, управление финансами, финансовый контроль, бюджетное устройство, местные финансы.
Предметом изучения являются финансово-денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств предприятий, государства и других институтов.
Основой курса является знание такой дисциплины, как «Экономическая теория». Кроме того, данный предмет тесно связан с такими дисциплинами как «Экономика предприятия», «Статистика», «Банковское дело», «Страховое дело» и др.

Работа содержит 1 файл

Лекции по финансам.doc

— 505.50 Кб (Скачать)

     Главным инструментом регулирования воспроизводящих пропорций являются финансы п/п. В условиях рынка существенно возрастает роль государства, которое с помощью налогов стремится влиять на уровень обеспеченности собственными финансовыми ресурсами. Использует и другие рычаги, которые влияют ан воспроизводственную пропорцию: ускоренную амортизацию, бюджетные затраты и т .д.

     Для регулирования отраслевых п/п в условиях рыночной экономики исплоьлзуются финансы п/п и государственный бюджет. П/п ищут зону наиболее выгодного вложения своих ресурсов, т.е. покупают акции других п/п, инвертируют свои средства в недвижимость, предоставляют средства взаймы санам. Государство регулирует отраслевую структуру, используя бюджет, внебюджетные средства, проводя амортизационную и таможенную политику, влияние на цены.

     В государственном механизме регулирование отраслевых пропорций одинаково важны как платежи в бюджет, таки и финансирование. Но не следует, что их роль одинакова. Платежи в бюджет регулируют собственную базу п/п и влияют лишь на долю собственных финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов.

     Бюджетное финансирование выполняет роль увеличения финансовой возможности п/п за счет увеличения общих финансовых ресурсов.

     В регулировании территориальных пропорций принимают участие главным образом государственные и местные финансы , а также частично финансы пропорций. Регулирование осуществляется путем предоставления дотаций, предоставления кредитов и т.д. Влияние финансовых пропорций на территориальную структуру общего производства происходит путем расширения зоны предпринимательства, инвестирования средств на развитие городов и населенных пунктов. Межтерриториальное перераспределение финансовых ресурсов способствует выравниванию экономического и социального развития регионов. Нельзя использовать только государственный бюджет, т.к. это развивает иждивенчество, снижает активность хозяйствующих субъектов. Государственная финансовая помощь предоставляется не слабым, а экономически сильным п/п. 

     3.4. Финансы как инструмент экономического стимулирования 

     Экономическое стимулирование может осуществляться с помощью различных стоимостных рычагов. В их составе важное место принадлежит финансам.

     …..

     1)Эффективное  направление, инвестирование финансовых  ресурсов.

     2)Поощрительные  методы

     3)Бюджетные  методы

     4)Специальные  финансовые льготы и санкции

     Для того, чтобы действовать на производство, следует выбрать наиболее эффективное решение вложения финансов. Есть четыре основных направления инвестирования:

     1)Финансирование технического перевооружения п/п

     2)финансирование  затрат, которые связаны с воспроизводством  рабочей силы

     3)последовательная  реализация программ, направленных на обеспечение сдвигов в отраслевой и территориальной структуре общественного производства

     4)совершенствование  народнохозяйственных пропорций

     Большое значение в экономическом стимулировании придается системе формирования и использования специальных поощрительных фондов. Эти фонды создаются ан п/п и призваны побуждать рабочих к более эффективному и интенсивному труду, а также заинтересовывать коллективы в улучшении конечных результатов и росте производства.

     Большую роль в развитии производства и увеличения его эффективности могут играть и бюджетные стимулы. Их отличие от других в том, что субъектом стимулирования является государство. В качестве экономических стимулов способны выступать с одной стороны системы платежей в бюджет, а с другой системы бюджетного финансирования.

     Важная  роль в системе общественного  стимулирования принадлежит финансовым льготам и санкциям. К финансовым льготам относятся:

     -разрешения  на проведение ускоренной амортизации ОФ

     -высвобождение  от уплаты налогов части прибыли

     Санкции усиливают материальную ответственность  за конечные результаты деятельности, за нарушение финансовой дисциплины. 
 

     4. Финансовая политика 

     4.1. Содержание и значение финансовой  политики 

     Главная задача финансовой политики - обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития. «Финансовая политика - это совокупность государственных |мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение   и   использование - для   выполнения   государством   его   функций

       Содёржание финансовой политики многогранно. Она включает  следующие звенья:

      1) Выработку научно-обоснованных  концепций развития финансов. Они - формируются    на    основё    изучения    экономических    законов, всестороннего    анализа   состояния   развития   хозяйства,    перспектив развития    производственных    сил    и    производственных    отношений, потребностей населения.

     2) Определение основных направлений  использования финансов на перспективу и текущий период;

     3) Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей

     В зависимости от длительности периода и характера решаемых 
задач, финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

     Финансовая  стратегия —  это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач. В процессе разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ финансовой политики необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

     Финансовая  тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, а также перегруппировке финансовых ресурсов.

     При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью. Это предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и других.

     И все же стратегия и тактика  взаимосвязаны.

 

      

     5. Управление финансами

     5.1. Понятие об управлении финансами 

     Управление  финансами осуществляется через  сложившуюся систему 
отношений. Оно обусловлено их историческими экономическими и 
политическими условиями и подчинено финансовой политике 
государства. В соответствии с финансовой политикой опрёделяется объем 
распределения и перераспределения национального дохода через 
финансовую систему и отдельные ее звенья. Степень перераспределения, 
в свою очередь зависит от роли государства в финансировании 
социальных расходов, стимулировании сбережений и накоплений как 
источников производственного инвестирования научно-технического 
прогресса.

     Экономический строй или система хозяйствования определяет круг финансовых отношений, входящих в сферу управленческих функций непосредственно от государства  и его органов. В странах с  развитой рыночной экономикой большая часть финансовых отношений находится вне управления государством, так как основная часть финансовых ресурсов формируется и используется их собственниками по своему усмотрению.

     В условиях развитых товарно-денежных отношений кругооборот фондов корпораций материализуется в форме денежного капитала в различных денежных фондах. Государство осуществляет воздействие на эту сферу финансовых отношений через налоговую политику, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, формирование амортизационного фонда и систему государственной поддержки. То есть происходит не управление финансами со стороны государства, а воздействие через финансы, т.е. реализация финансовой политики.

     В сферу непосредственного государственного управления входят лишь государственные финансы. Это отношения по формированию только той части финансовых ресурсов, которые мобилизуются государством в государственном и местных бюджетах, специальных правительственных фондах и государственных предприятиях.

     В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления. В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых

     отношений; субъектами - выступают те организационные - структуры, которые осуществляют управление.

     Выделяют 3 группы объектов: финансы предприятий (учреждений, организации), страховые отношения, государственные финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы предприятий, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции.

     В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль,

     В ходе планирования каждый субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляя возможности-увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.

     Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.

     Контроль  как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми.  
 

     5.2. Управление финансами в Российской  Федерации

     Управление  финансами осуществляют, прежде всего, высшие органы государственной    власти    и    управления    -    Федеральное    Собрание Российской   Федерации   и   Президент   Российской   федерации.   Это управление   имеет место при рассмотрении   и утверждении   проекта федерального бюджета и утверждении отчета о его исполнении.

     Важнейшими  финансовыми органами, разрабатывающими финансовую политику государства и  осуществляющими управление финансами, выступают Министерство финансов РФ и его органы на местах.

     Основными задачами Министерства финансов РФ являются:

  • разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

       составление проекта и исполнение  федерального бюджета;

  • обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны,

     эффективность хозяйствования также осуществление  мер по развитию 
финансового рынка.

     - концентрация финансовых ресурсов  на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ и ее регионов, целевое финансирование общегосударственных потребностей;

     - разработка предложений по привлечению  в экономику страны 
иностранных кредитов;

     - совершенствование методов финансово-бюджетного 
планирования;

     - осуществление финансового контроля  за рациональным и целевым  расходованием бюджетных средств  и средств государственных (федеральных)  внебюджетных фондов.

     -      Важнейшими       департаментами       Министерства финансов  россии  являются:

  • бюджетный департамент, который составляет проект федерального бюджета;
  • отраслевые    департаменты    финансирования    промышленности, 
    строительства и строительной индустрии, транспортных систем и связи, 
    сельского   хозяйства,   пищевой  промышленности  и  охраны  природы,- 
    оборонного комплекса и др.;
  • департамент иностранных кредитов и внешнего долга;
  • департамент налоговых реформ;
  • департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка 
    рынка

Информация о работе Финансы. Финансовая политика. Финансовая система.