Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 19:14, курс лекций
Данная дисциплина изучает теоретические вопросы, связанные с финансами, главные тенденции их развития, звенья финансовой системы, финансовую политику, управление финансами, финансовый контроль, бюджетное устройство, местные финансы.
Предметом изучения являются финансово-денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств предприятий, государства и других институтов.
Основой курса является знание такой дисциплины, как «Экономическая теория». Кроме того, данный предмет тесно связан с такими дисциплинами как «Экономика предприятия», «Статистика», «Банковское дело», «Страховое дело» и др.
Главным инструментом регулирования воспроизводящих пропорций являются финансы п/п. В условиях рынка существенно возрастает роль государства, которое с помощью налогов стремится влиять на уровень обеспеченности собственными финансовыми ресурсами. Использует и другие рычаги, которые влияют ан воспроизводственную пропорцию: ускоренную амортизацию, бюджетные затраты и т .д.
Для регулирования отраслевых п/п в условиях рыночной экономики исплоьлзуются финансы п/п и государственный бюджет. П/п ищут зону наиболее выгодного вложения своих ресурсов, т.е. покупают акции других п/п, инвертируют свои средства в недвижимость, предоставляют средства взаймы санам. Государство регулирует отраслевую структуру, используя бюджет, внебюджетные средства, проводя амортизационную и таможенную политику, влияние на цены.
В
государственном механизме
Бюджетное финансирование выполняет роль увеличения финансовой возможности п/п за счет увеличения общих финансовых ресурсов.
В
регулировании территориальных пропорций
принимают участие главным образом государственные
и местные финансы , а также частично финансы
пропорций. Регулирование осуществляется
путем предоставления дотаций, предоставления
кредитов и т.д. Влияние финансовых пропорций
на территориальную структуру общего
производства происходит путем расширения
зоны предпринимательства, инвестирования
средств на развитие городов и населенных
пунктов. Межтерриториальное перераспределение
финансовых ресурсов способствует выравниванию
экономического и социального развития
регионов. Нельзя использовать только
государственный бюджет, т.к. это развивает
иждивенчество, снижает активность хозяйствующих
субъектов. Государственная финансовая
помощь предоставляется не слабым, а экономически
сильным п/п.
3.4.
Финансы как инструмент экономического
стимулирования
Экономическое
стимулирование может осуществляться
с помощью различных
…..
1)Эффективное
направление, инвестирование
2)Поощрительные методы
3)Бюджетные методы
4)Специальные финансовые льготы и санкции
Для того, чтобы действовать на производство, следует выбрать наиболее эффективное решение вложения финансов. Есть четыре основных направления инвестирования:
1)Финансирование технического перевооружения п/п
2)финансирование
затрат, которые связаны с
3)последовательная реализация программ, направленных на обеспечение сдвигов в отраслевой и территориальной структуре общественного производства
4)совершенствование народнохозяйственных пропорций
Большое значение в экономическом стимулировании придается системе формирования и использования специальных поощрительных фондов. Эти фонды создаются ан п/п и призваны побуждать рабочих к более эффективному и интенсивному труду, а также заинтересовывать коллективы в улучшении конечных результатов и росте производства.
Большую роль в развитии производства и увеличения его эффективности могут играть и бюджетные стимулы. Их отличие от других в том, что субъектом стимулирования является государство. В качестве экономических стимулов способны выступать с одной стороны системы платежей в бюджет, а с другой системы бюджетного финансирования.
Важная роль в системе общественного стимулирования принадлежит финансовым льготам и санкциям. К финансовым льготам относятся:
-разрешения на проведение ускоренной амортизации ОФ
-высвобождение от уплаты налогов части прибыли
Санкции
усиливают материальную ответственность
за конечные результаты деятельности,
за нарушение финансовой дисциплины.
4.
Финансовая политика
4.1.
Содержание и значение
Главная задача финансовой политики - обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития. «Финансовая политика - это совокупность государственных |мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование - для выполнения государством его функций
Содёржание финансовой политики многогранно. Она включает следующие звенья:
1) Выработку научно-обоснованных концепций развития финансов. Они - формируются на основё изучения экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производственных сил и производственных отношений, потребностей населения.
2)
Определение основных
3) Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей
В
зависимости от длительности периода
и характера решаемых
задач, финансовая политика подразделяется
на финансовую стратегию и финансовую
тактику.
Финансовая стратегия — это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач. В процессе разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ финансовой политики необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, а также перегруппировке финансовых ресурсов.
При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью. Это предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и других.
И все же стратегия и тактика взаимосвязаны.
5. Управление финансами
5.1.
Понятие об управлении финансами
Управление
финансами осуществляется через
сложившуюся систему
отношений. Оно обусловлено их историческими
экономическими и
политическими условиями и подчинено
финансовой политике
государства. В соответствии с финансовой
политикой опрёделяется объем
распределения и перераспределения национального
дохода через
финансовую систему и отдельные ее звенья.
Степень перераспределения,
в свою очередь зависит от роли государства
в финансировании
социальных расходов, стимулировании
сбережений и накоплений как
источников производственного инвестирования
научно-технического
прогресса.
Экономический
строй или система
В условиях развитых товарно-денежных отношений кругооборот фондов корпораций материализуется в форме денежного капитала в различных денежных фондах. Государство осуществляет воздействие на эту сферу финансовых отношений через налоговую политику, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, формирование амортизационного фонда и систему государственной поддержки. То есть происходит не управление финансами со стороны государства, а воздействие через финансы, т.е. реализация финансовой политики.
В
сферу непосредственного
В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления. В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых
отношений; субъектами - выступают те организационные - структуры, которые осуществляют управление.
Выделяют 3 группы объектов: финансы предприятий (учреждений, организации), страховые отношения, государственные финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы предприятий, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции.
В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль,
В ходе планирования каждый субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляя возможности-увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.
Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.
Контроль
как элемент управления осуществляется
и в процессе планирования, и на стадии
оперативного управления. Он позволяет
сопоставить фактические результаты от
использования финансовых ресурсов с
плановыми.
5.2.
Управление финансами в
Управление финансами осуществляют, прежде всего, высшие органы государственной власти и управления - Федеральное Собрание Российской Федерации и Президент Российской федерации. Это управление имеет место при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета и утверждении отчета о его исполнении.
Важнейшими финансовыми органами, разрабатывающими финансовую политику государства и осуществляющими управление финансами, выступают Министерство финансов РФ и его органы на местах.
Основными задачами Министерства финансов РФ являются:
составление проекта и
эффективность
хозяйствования также осуществление
мер по развитию
финансового рынка.
-
концентрация финансовых
-
разработка предложений по
иностранных кредитов;
-
совершенствование методов финансово-бюджетного
планирования;
-
осуществление финансового
- Важнейшими департаментами Министерства финансов россии являются:
Информация о работе Финансы. Финансовая политика. Финансовая система.