Финансы. Финансовая политика. Финансовая система.

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 19:14, курс лекций

Описание работы

Данная дисциплина изучает теоретические вопросы, связанные с финансами, главные тенденции их развития, звенья финансовой системы, финансовую политику, управление финансами, финансовый контроль, бюджетное устройство, местные финансы.
Предметом изучения являются финансово-денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств предприятий, государства и других институтов.
Основой курса является знание такой дисциплины, как «Экономическая теория». Кроме того, данный предмет тесно связан с такими дисциплинами как «Экономика предприятия», «Статистика», «Банковское дело», «Страховое дело» и др.

Работа содержит 1 файл

Лекции по финансам.doc

— 505.50 Кб (Скачать)

     Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные  - и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (проверка не только документов, но и наличия денег товарно-материальных ценностей).

     Полная ревизия предусматривает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.

     Частичная ревизия проводится для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих

     Комплексная ревизия является наиболее полной, охватывающей все стороны деятельности,   проверяемого предприятия, охватывает хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и 
отчетности.

     Тематичёская  ревизия проводится на определенную тему по деятельности однотипных предприятий, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.

     Ревизии проводятся органами управления в отношении  подведомственных предприятий и  учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (КРУ Минфина РФ, Казначейство, Центробанк, аудиторские службы). 
 
 

     6.3. Основные виды государственного  финансового контроля и органы, его осуществляющие 

     Государственный финансовый контроль в Российской Федерации  осуществляют высшие органы государственной  власти и управления — Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации.

     Особое  место в системе финансового  контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной  палате РФ, которая подотчетна Федеральному Собранию. Она возглавляется председателем, назначаемым Госдумой на шесть лет, и заместителями председателя, которые назначаются Советом Федерации также на шесть лет: Коллегия Счетной палаты помимо председателя и заместителей включает 12 аудиторов: каждая из палат Федерального Собрания назначает по шесть аудиторов. Текущую контрольную работу выполняют инспектора Счетной палаты. Подобные органы существуют и в субъектах Федерации: например, контрольно-счетная палата Московской Городской Думы.

     В сферу полномочий Счетной палаты входит контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица, включая государственные внебюджетные фонды, и Центральный банк России; органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы и другие коммерческие фонды, и негосударственные некоммерческие организации.

     Перед    должностными    лицами    Счетной    палаты    поставлены следующие задачи:

  • организация контроля за исполнением федерального бюджета и 
    внебюджетных фондов;
  • подготовка -   предложений     по     устранению     обнаруженных 
    нарушений и улучшению бюджетного процесса;
  • оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;
  • Определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов
  • финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета;
  • контроль за поступлением и движением бюджетных средств на 
    счетах банков;
  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета;
  • контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею;
  • контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
  • оценка эффективности использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ.

     Основные  формы контроля, проводимого Счетной  палатой, - это тематические проверки и ревизии. При проведении проверки в случае выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты,   она имеет право давать предписания, обязательные для исполнения. В том случае, если предписания не исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемого юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке. Деятельность Счетной палаты по закону является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

     Президентский контроль за финансами осуществляется путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального Банка.

     Важная  роль в проведении финансового контроля принадлежит Государственной налоговой службе и ее органам на местах. Система органов Государственной налоговой службы, подчиняющейся Президенту РФ, включает Федеральную налоговую службу, а также государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного самоуправления. Основное оперативное звено - это городские и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. В свою очередь Федеральная налоговая служба контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодействие органов налоговой службы  с другими контролирующими и правоохранительными органами.

     Органы  Государственной налоговой службы имеют право в соответствии с  налоговым законодательством проверять  любые денежные документы у юридических и физических лиц, получать от них необходимые справки и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну), контролировать правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.

     Органы  Казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. На Казначейство возложены следующие задачи:

  • контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в процессе его исполнения;
  • контроль за состоянием государственных финансов в целом и представление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;
  • контроль совместно с Банком России за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
  • контроль  за государственными  федеральными  внебюджетными 
    фондами и финансовыми отношениями между ними и федеральным 
    _бюджетом. 

     Органы  Казначейства имеют право производить проверки различных дёнежных документов,   отчетов  и смет в государственных  органах, банках,   на   предприятиях   всех   форм   собственности,   использующих средства федерального      бюджета и внебюджетных фондов; приостанавливать операции по их счетам в банках.

     Организационно     Казначейство     представляет     собой     единую централизованную    систему    органов,    в    которую    входят:    Главное управление федерального Казначейства Министерства финансов России и территориальные органы федерального Казначейства на местах.

     Федеральная служба России по валютному  и экспортному  контролю призвана обеспечить координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по осуществлению единой государственной политики в области валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.

     По  согласованию с Центральным банком РФ Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю может иметь своих представителей в уполномоченных банках, которые по действующему законодательству являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку России, а по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами может иметь своих представителей в заграничных учреждениях Российской Федерации. Это целесообразно для координации деятельности вновь организуемой службы с органами валютного и экспортного контроля других государств.

     Особая  роль в осуществлении финансового  контроля принадлежит Центральному Банку России (ЦБР). Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создан Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской деятельности.

     При установлении фактов нарушений или при предоставлении банками неполной или недостоверной информации Центральный Банк вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф в размере от 0,1 до 1% от минимальной величины уставного капитала; выполнение требований Центрального Банка по замене руководства коммерческого банка; применение более жестких нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие филиалов на срок до одного года, назначение Центральным Банком временной администрация банка на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера - отзыв лицензии и ликвидация банка.

     Ведомственный финансовый контроль осуществляется _структурными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов других органов государственного управления за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций. Ревизии и проверки назначаются руководителем государственного органа и проводятся комплексно - один раз в год в коммерческих организациях и один раз в два года - в остальных учреждениях и организациях. Сфера ведомственного финансового контроля включает сохранность и _использование материальных и финансовых ресурсов; пресечение фактов расточительства, бесхозяйственности, приписок; состояние бухгалтерского учета и отчетности. 
 
 

     6.4. Негосударственный финансовый контроль  

     К негосударственным видам финансового  контроля относятся внутрихозяйственный  и аудиторский контроль

     Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.

     Внутрихозяйственный контроль можно разделить на оперативный (текущий) и стратегический.

  • Оперативный контроль производится главным бухгалтером в 
    процессе повседневной хозяйственной финансовой деятельности с 
    помощью четкой организации бухгалтерского учета и контроля за 
    движением денежных средств. Подпись главного бухгалтера обязательна 
    на всех денежных документах. Главный бухгалтер отвечает за 
    соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового 
    законодательства
  • Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию прибыли.

     Существует  две основные задачи аудиторского контроля:

  1. установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации;
  2. проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств.

     Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги:

    • постановку и ведение бухгалтерского учета;
    • составление бухгалтерской отчетности и декларации о доходах;
    • анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной 
      деятельности;
    • обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства;
    • проработка рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

     Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта,_то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Постановлением Правительства.

Информация о работе Финансы. Финансовая политика. Финансовая система.