Финансы. Финансовая политика. Финансовая система.

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 19:14, курс лекций

Описание работы

Данная дисциплина изучает теоретические вопросы, связанные с финансами, главные тенденции их развития, звенья финансовой системы, финансовую политику, управление финансами, финансовый контроль, бюджетное устройство, местные финансы.
Предметом изучения являются финансово-денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств предприятий, государства и других институтов.
Основой курса является знание такой дисциплины, как «Экономическая теория». Кроме того, данный предмет тесно связан с такими дисциплинами как «Экономика предприятия», «Статистика», «Банковское дело», «Страховое дело» и др.

Работа содержит 1 файл

Лекции по финансам.doc

— 505.50 Кб (Скачать)

     Ι. Военные расходы 

     - прямые

     включают  затраты на произоводство новейших наступательных стратегических вооружений, содержание и обучение личного состава вооруженных сил, научные исследования военного характера, содержание блоков НАТО. Резко возрастают в периоды войн и в условиях мелитаризации экономики. Финансовая стоимость І МВ            была равна финансовой стоимости всех войн 19 века и составила 208 млрд.$. Финансовая стоимость ΙΙ МВ для воевавших капиталистических стран составила 925 млрд.$, из них 325 млрд.$ - США, 272 млрд.$ - Германия, 120 млрд.$ - Англия.

     Наиболее  высокими темпами прямые военные  расходы нарастали в США после  ΙΙ МВ и только в 90-е годы в связи  с изменением обстановки началось их снижение. 

     - косвенные

     к ним относится часть %, уплачиваемых по государственному долгу, пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших, а так же военные расходы, которые проходят по статье гражданских ведомств. 

     ΙΙ. Расходы по вмешательству в экономику 

     Государственные расходы оказывают стимулирующие  воздействие на развитие экономики страны. К ним относятся затраты на научно – исследовательские и опытно – конструкторские работы, на экономическую и социальную инфраструктуру, поддержку с/х, государственных отраслей экономики, на стимулирование экспорта. Особое место в этиъ расходах занимают Н-И и О-К работы, они составляют от 50%-70% от всех затрат по вмешательству в экономику. 

     ΙΙΙ. Расходы на государственный аппарат  управления 

     Затраты на содержание органов законодательной  и исполнительной власти, суда, прокуратуры, полиции, министерств, ведомств. В отдельных странах ( Великобритания и Бельгия) выделяются средства на содержание  королевской семьи или императора Японии. В целом расходы на содержание государственного аппарата управления составляют около 4%-5% от общей суммы. 

     ΙV. Затраты на социальные цели 

     Расходы на образование, здравоохранение, социальное страхование, социальное обеспечение.

     В зарубежных странах на полном социальном обеспечении находятся только начальные  школы. В США в системе средней  школы значительный удельный вес занимает частные школы, обеспечивающие за большую плату высокий уровень подготовки общающихся. За обучение в наиболее известных учебных заведениях, например в США стоит 100 тыс.$ в год.

     В Германии все виды образования –  платные.

     В США подавляющая часть населения получает медицинскую помощь путем уплаты страховых взносов. В Великобритании, Франции, Германии – все виды медицинской помощи бесплатные. 

     V. Предоставление субсидий и кредитов  развивающимся странам 

     Наибольшее  количество субсидий предоставляет США. Помимо экономических факторов, эта помощь определяется политическими событиями. Она (помощь) включает как кредитование на льготных условиях, продажа оружия, безвозмездная военная помощь в форме субсидий. 

     Бюджетный год – период времени, в течение  которого действует утвержденный бюджет. Он не всегда совпадает с календарным годом. Например в Германии, Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Швейцарии – бюджетный год совпадает с календарным.

     В Великобритании, Канаде, Японии – бюджетный  год начинается с 1 апреля и кончается 31 марта. В США соответственно 1 октября по 30 сентября.

     Такая разница объясняется исторически-сложившимися практиками и сроками созыва парламента. 
 

     10.3. Состав и структура доходов  ФБ РФ. 
 

     Основными доходами в РФ, как и в странах  с развитой рыночной экономикой являются налоги. Налоги представляют собой обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в государство в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

     Основные  налоги, обеспечивающие наибольшее поступление в бюджет, закреплены за государственным бюджетом. К таким налогам относят:

     - налог на доход физических  лиц

     - налог на прибыль (НП)

     - налог на добавленную стоимость  (НДС)

     - акцизы

     - таможенные пошлины 

     В зависимости от органов, которые  взимают налог и его используют, различают:

     - федеральные налоги

     - региональные налоги

     - местные налоги 

     Полностью в РФ поступют:

     - таможенные пошлины

     - налог на операции с ценными  бумагами

     - платежи за пользование природными  ресурсами 

     НДС, акцизы, налог на доход физических лиц – регулирующие, которые в виде процентных отчислений направляются в бюджет субъектов федерации, местные бюджеты.

     Налоговые доходы составляют более 80% всех доходов  ФБ.  
 
 
 

     Рассмотрим  доходы ФБ за 2004-2005 годы: 

 

     К неналоговым доходам относятся доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, от приватизации, от ВЭ деятельности. 
 

     10.4. Состав и структура расходов  ФБ РФ. 

     Расходы федерального бюджета классифицируются: 

     1) по своей роли в процессе  воспроизводства на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы

     2) по функциональному назначению

        - расходы на финансирование  НХ

        - социально-культурные  мероприятия

        - оборона страны

        - содержание аппарата  управления

        - правоохр. деятельность

        - обеспечение безопасности

        - фундаментальные  исследования

        - расходы по обслуживанию  гос. долга 

     Каждая  из групп расходов делятся по ведомственному признаку. Все расходы состоят  из текущих расходов и затрат капитального характера. Основная часть – на текущие расходы, включая закупку товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и т.д.

     Капитальные расходы включают капитальные вложения в ОФ, капитальное строительство  и капитальный ремонт.

     Как следует из таблицы (см.ниже) расходы  ФБ включают следующие основные группы затрат:

     - финансирование социально-культурных  мероприятий

     - оборона страны

     - правоохор. деятельность

     - обслуживание гос. долга

     - фин. поддержка регионов 

     Значит  внимание уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения, предусматриваются меры по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособий по безработице, компенсации на питание детей дошкольного возраста. Следует иметь в виду, что крупная часть социальных расходов проходит по внебюджетным социальным фондам.

     Крупные расходы на оборону вызваны необходимостью развития комплекса оборонных предприятий, поддержания боеготовности армии, продолжения разработки новейших образцов вооружения, а так же усиление социальной защищенности военнослужащих, членов их семей, повышение окладов офицерского состава, ростом цен на военную продукцию и рядом других причин. Таким образом наибольшие средства направляются на содержание ВС.

     Недостаточные средства выделяются на фундаментальные исследования, а именно 1% от общей суммы (2005 г.).

     Расходы на международную деятельность включают затраты по неторговым операциям; содержание российских учреждений и представительств заграницей, уплату членских взносов.

     Рост затрат на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности обусловлен обострением криминогенной ситуации и разрешением международных конфликтов.

     По  внешнему долгу ситуация следующая:

     Россия: Парижскому клубу кредиторов 1 февраля 2005 г. – 44,4 млрд.$, из которых

     Теперь  рассмотрим расходы РФ за 2004/2005 года:

     на  советские долги – 38,7 млрд.$.

     Не  малую сумму Россия должна Лондонскому  клубу кредиторов – 35,2 млрд.$.

     Мировому  клубу – 5,9 млрд.$, а ЕБРР – 300 млн.$.

     Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, к основным принципам относятся:

     1) достижение максимального эффекта  при минимальных затратах

     2) целевой характер использования  бюджетных ассигнований

     3) предоставление производственных  показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований

     4) безвозвратность бюджетных ассигнований 

     Бюджетные ссуды выдаются по специальным разрешениям  правительства РФ на выполнение целевых  программ развития. 
 

     Основные  задачи в области  расходов

  1. Сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
  2. снизить расходы на содержание госаппарата;
  3. продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственного финансирования проектов;
  4. повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решение социальных проблем и перспективных научно-исследовательских работ;
  5. снизить уровень детонации отдельных регионов;
  6. усилить контроль над исполнением бюджетных средств;
  7. обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.
 
 

     10.5  Бюджетный дефицит и методы  финансирования 

     Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами.

     Профицит – превышение доходов над расходами. 

           Основными причинами  БД являются войны, поскольку они  требуют использования ресурсов экономики на вооружение и содержание орудий. Финансирование этих расходов осуществляется  за счет увеличения налогов, эмиссий денег и выпуска государственных долговых обязательств.

           Другим важным фактором, порождающим БД является спады и  периоды депрессии производства в годы, когда ВВП и НД сокращаются, автоматически сокращаются налоговые  поступления. В то же время расходы остаются на том же уровне. В итоге возникает разрыв между расходами и доходами и растет дефицит. Рост дефицита может быть связан с неоправданным ростом расходов и их неэффективностью.

           Негативное влияние  на доходы бюджета и соответственно на размеры дефицита оказывают устойчивость национальной валюты и денежного обращения, слабость валюты, ее недостаточность для обслуживания экономического оборота приводят к развитию бартерных операций и других негативных явлений.

Информация о работе Финансы. Финансовая политика. Финансовая система.