Финансы. Финансовая политика. Финансовая система.

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 19:14, курс лекций

Описание работы

Данная дисциплина изучает теоретические вопросы, связанные с финансами, главные тенденции их развития, звенья финансовой системы, финансовую политику, управление финансами, финансовый контроль, бюджетное устройство, местные финансы.
Предметом изучения являются финансово-денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств предприятий, государства и других институтов.
Основой курса является знание такой дисциплины, как «Экономическая теория». Кроме того, данный предмет тесно связан с такими дисциплинами как «Экономика предприятия», «Статистика», «Банковское дело», «Страховое дело» и др.

Работа содержит 1 файл

Лекции по финансам.doc

— 505.50 Кб (Скачать)

     2)При  страховании осуществляется раскладка  нанесенного ущерба между участниками  страхования, которое всегда носит замкнутый характер.

     3) Страхование предусматривает перераспределение  ущерба.

     4)Замкнутая  раскладка ущерба обусловливает  возвратность средств страховых  фондов.

     Таким образом страхование – это  совокупность своеобразных замкнутых  перераспределений отношений между его участниками по поводу формирования за счет целевых взносов, предназначенных для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектом хозяйствования.

     Самострахование предусматривает децентрализованное накопление материальных резервов на случай непредвиденных ситуаций. Однако, самострахование не может в достаточной мере решить эту задачу из-за ее неопределенности.

     Создание  централизованного страхового фонда  в большей степени присуще  социалистической экономике. Централизация  общественных ресурсов в СССР позволила регулировать ее пропорции и сбалансированное развитие. До 1998 года в стране существовал централизованный страховой фонд государственного, имущественного и личного страхования, государственного социального страхования, страхования внешних экономических интересов.

     Экономические отношения между страховщиком и  страхователем регулируются специальным договором страхования, при этом страхование по одному договору может осуществляться совместно несколькими страховщиками. Такое совместное страхование называется – соцстрахование. Уменьшение страхового риска может осуществляться и путем перестрахования, в этом случае страховщик свои договоренные обязательства перед страхователем, полностью или частично страхует у другого страховщика, который называется перестраховщиком, таким образом страховые компании оказываются связанные взаимными обязательствами по возмещению ущерба перед страхователем, а страховщик выдает страхователю страховой полис, который подтверждает договор страхования, период его действия называется сроком страхования. Договор страхования встает в силу с момента уплаты страхователя первого страхового взноса, предоставляющий собой плату за страхование. 

     8.2.Сферы,  отрасли и формы страхования 

     Всю совокупность страховых отношений можно разделить на пять отраслей:

     1) имущественная

     2) социальная

     3) личная

     4) страхование ответственности

     5) страхование риска 

     В имущественном страховании в  качестве объектов выступают материальные ценности.

     В социальном уровень дохода гражданина, в личном – его жизнь, здоровье и трудоспособность. Социальное и личное страхование могут быть объединены в более крупную отрасль, а именно страхование семейных доходов. Если в связи с последствиями определенных событий уровень семейных доходов снижается, то на помощь приходит страхование. При страховании ответственности в качестве субъектов выступают обязанности страхователей выполнять договоренные условия по поставкам продукции, погашения задолженности кредиторам или возмещения материального или иного ущерба, если он был нанесен другим лицом (например, если при автоаварии владелец транспортного средства нанес ущерб транспорту и здоровью другого лица, то в силу законодательства по возмещению вреда он обязан оплатить соответственные расходы пострадавшего при страховании ответственности возмещение ущерба производит страховая организация).

     Такой же порядок принят при страховании  ответственности по погашению задолженности. Объектом страхования  в предпринимательских  рисках является риск на получение  прибыли или образования убытков.

     В зависимости от форм собственности, имущественное страхование делится  на несколько подотраслей:

     1) страхование имущества государственного предприятия, колхозов, арендаторов, кооперативов, общественных организаций

     2)социальное  страхование включает страхование пособия, пенсии, льгот, медицинское страхование

     3)личное  страхование включает страхование  жизни и страхование от несчастных случаев 

     По  страхованию ответственности подотраслями выступают

     - страхование задолженности

     - страхование на случай возмещения  труда, которое также называют страхованием гражданской ответственности

     Подотраслями  страхования предпринимательских  рисков являются различные сферы  коммерческой деятельности: производственная, брокерская, маклерская, банковская, биржевая и др. деятельности по извлечению доходов или прибыли.

     В целях непосредственной организации  страховых отношений, подотрасли делятся  на виды страхования. Такими конкретными  видами имущественного страхования  являются: страхование строений, домашнего  хозяйства, средств транспорта, животных, с/х урожая и др.

     В качестве вида социального страхования  выступают страхования: пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

     По  личному страхованию проводятся такие виды страхования: смешанное  страхование жизни, страхование на случай смерти и утраты трудоспособности, страхование детей.

     По  страхованию ответственности  осуществляется страхование непогашенного кредита  или другой задолженности, страхование  гражданской ответственности владельцев источников повышенной опасности.

     По  страхованию предпринимательских  рисков выделяют следующие виды: страхование на случай снижения оговоренного уровня рентабельности или дохода, страхование на случай непредвиденных убытков, страхование от простоя оборудования и др. 
 
 
 
 
 
 

     9. Государственные и муниципальные финансы 

     Государственные и муниципальные финансы –  совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования/распределения и использования фондов финансовых ресурсов. 

     Государственные и муниципальные финансы имеют целевое назначение, они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества, однако во всех аспектах, они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

     Государственные и муниципальные финансы проявляют свою сущность в выполняемых ими функциях.

     Значение  распределительной функции заключается  в том, что через распределение  и перераспределение вновь созданной  стоимости обеспечиваются общегосударственные  потребности, формируются источники  финансирования общественного сектора экономики.

     Государственные и муниципальные финансы функционируют  на основе перераспределения централизованных финансовых ресурсов через систему обобществленных фондов.

     Таким способом государственные и муниципальные  финансы участвуют в воспроизводственных процессах.

     Распределительная функция заключается в том, что  вновь созданная стоимость ВВП  подлежит распределению в целях  выполнения финансовых обязательств предприятием перед бюджетом, банками и т.д. Ее результатом является формирование и использование централизованных денежных фондов.

     Основными объектами реализации распределительной  функции финансов являются налоги и  платежи в бюджетные и внебюджетные фонды, а также источники покрытия бюджетного дефицита.

     Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в их способности следить за реальным денежным оборотом, участниками которого является государство, население, предприятия.

     Контрольная функция государственных и муниципальных  финансов реализуется по следующим признакам:

     1) контроль за правильностью перечисления  средств централизованных фондов

     2) контроль за соблюдением конкретных  объемов денежных средств централизованных  фондов с учетом потребности  производства и социального развития

     3)контроль  за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов государственных и муниципальных финансов ориентирован на следующие основные принципы:

         - единство законодательной и исполнительной  власти;

         - принцип открытости и прозрачности;

         - разграничение полномочий;

         - целевое использование;

         - принцип научного подхода к  намеченным целям;

         - принцип экономичности и рациональности;

         - принцип управляемости. 
     
     
     
     
     

     10. Государственный  бюджет 

     10.1.Сущность  и роль бюджета в государстве 
 

     Государственный бюджет – ведущее звено финансов, в котором объединены главные доходы и расходы государства.

     Государственный бюджет представляет основной финансовый фонд на текущий год и имеющий  силу закона.

     Федеральный бюджет выражает экономические отношения, посредством которых происходит процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства и утверждается федеральным собранием РФ как закон. Через этот бюджет реализуются средства предприятия, различных форм собственности и, частично, доходы населения. Они направляются на финансирование НХ, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности, содержание органов государственного управления, финансовую поддержку субъектов РФ на погашение государственного долга, создание государственных материальных, финансовых резервов и т.д.

     Государственный бюджет строится по балансовому методу, т.е. его доходы равны расходам. Бюджет выполняет функции:

     1) перераспределение НД и ВВП,  через этот бюджет перераспределяется  около 30% ВВП;

     2) государственное регулирование и стимулирование экономики;

     3) финансовое обеспечение социальной  политики;

     4) контроль за образованием и  использованием централизованного  денежного фонда. 

     Основные  задачи бюджетной политики состоят  в: 

     1) удержать экономику от спада  производства;

     2) обеспечить финансовую стабилизацию путем принятия мер по укреплению денежного обращения;

     3) стимулирование инвестиционную  активность и добиваться увеличения  доли накопления в НД;

     4) сократить непроизводственные расходы  бюджета на государственные дотации  отдельным отраслям сферы материального производства;

     5) укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения;

     6) создать систему действенного  финансового контроля за эффективным  и целенаправленным использованием  государственных расходов;

     7) усилить контроль за величиной  государственного долга. 

     10.2. Роль государственного бюджета  в зарубежных странах. 

     Расходы государственного бюджета стран  с развитой рыночной экономикой включает 5 групп: 

Информация о работе Финансы. Финансовая политика. Финансовая система.