Финансы. Финансовая политика. Финансовая система.

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 19:14, курс лекций

Описание работы

Данная дисциплина изучает теоретические вопросы, связанные с финансами, главные тенденции их развития, звенья финансовой системы, финансовую политику, управление финансами, финансовый контроль, бюджетное устройство, местные финансы.
Предметом изучения являются финансово-денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств предприятий, государства и других институтов.
Основой курса является знание такой дисциплины, как «Экономическая теория». Кроме того, данный предмет тесно связан с такими дисциплинами как «Экономика предприятия», «Статистика», «Банковское дело», «Страховое дело» и др.

Работа содержит 1 файл

Лекции по финансам.doc

— 505.50 Кб (Скачать)

     Важнейшее подразделение Министерства финансов - Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.

     Главное      управление      федерального      Казначейства      и      его Территориальные органы выполняют следующие задачи

  • организацию, осуществление и контроль над исполнением федерального бюджета РФ;
  • управление доходами и расходами федерального бюджета, исходя из принципа единства кассы.

     На  казначейскую систему возложен учет всех операций по государственным финансовым ресурсам в безналичной форме. Появление новой структуры связано с развитием рыночных отношений, которое сопровождалось разрушением государственной банковской системы СССР и ослаблением банковского учета и эффективного контроля за целевым и рациональным использованием бюджетных средств.

     Важная  роль в мобилизации налогов принадлежит Государственной налоговой службе. Она осуществляет контроль за правильным и своевременным перечислением юридическими и физическими лицами налогов в бюджетную систему. 

     В предприятиях различных форм - собственности управление финансами осуществляют планово-финансовые управления и отделы, которые составляют бизнеспланы, включающие в качестве составной части финансовые планы предприятий.

     Государственный   таможенный   комитет   РФ   (ГТК  РФ)   несет ответственность за поступление таможенных пошлин РФ. Он обязан:

  • проводить      налоговые      проверки      по      налогам,      взимаемым
  • таможенными органами;
  • проверять   все документы,   связанные   с   исчислением   и уплатой _ налогов, взимаемых таможенными органами;
  • приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;
  • проводить взимание недоимок па налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

     В    целом    таможенные    органы    осуществляют    контроль    за соблюдением  налогового  законодательства  при пересечении товаров границы РФ, правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин.

     Отчеты  об исполнении бюджетов составляются исполнительными органами    власти    всех    уровней: Министерством    финансов    РФ, Министерствами финансов субъектов федерации органами на местах, а также Государственной налоговой службой РФ и ее налоговыми инспекциями. Эти отчеты направляются соответствующим органам государственной власти. Отчет о федеральном бюджете РФ докладывается Федеральному Собранию, котороё его утверждает. Для осуществления контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. 

     5.3. Финансовое планирование и прогнозирование 

     Финансовое  планирование — один из важнейших элементов системы управления финансами. В экономической литературе советского периода этот элемент управления финансами относили лишь к социалистической системе хозяйствования. Однако объективно финансовое планирование осуществляется во всех государствах, во многих из них поставлено на высокий технический и научный уровень и имеет краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный характер.

     Бюджетное Планирование является важнейшей частью финансового планирования. Оно представляет собой процесс определения объема той части финансовых ресурсов, которая за панируемый период может быть мобилизована в государственный бюджет и использована на общегосударственные цели. Одновременно определяются параметры распределения и перераспределения ресурсов между отдельными звеньями бюджетной системы, что связано с особенностями бюджетной политики государства. Состав расходов каждого вида бюджета зависит от распределения государственных функций между отдельными уровнями государственной власти. Состав и объем доходов зависит от особенностей налоговой политики и налоговой системы государства, а также от особенностей системы бюджетного регулирования.

     Рыночная  экономика по сравнению с плановой более гибка, маневренна, и в этом ей помогает ориентирование на прогнозы и программы. Отсюда возникает - проблема   взаимосвязей   прогнозирования   и планирования финансовых   ресурсов и   их   использование   в   процессе   управления финансами.

     И прогнозные и плановые расчеты финансовых показателей базируются на_ использовании  различных методов; к числу наиболее важных из них относятся: метод экстраполяции, нормативный, математического моделирования, балансовый.

     Метод экстраполяции состоит в определении финансовых показателей на основе выявления их динамики. Нормативный метод основан на использовании установленных норм и нормативов. Метод математического моделирования заключается в построении финансовых моделей, имитирующих течение реальных экономических и социальных процессов, согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их формирования, увязки всех видов финансовых планов между собой применяется балансовый метод. 
 
 
 
 
 

     6. Финансовый контроль 

     6.1. Сущность финансового контроля 

     Финансовый  контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку

     экономической эффективности финансово-хозяйственных  операций и целесообразности произведенных расходов.

     Непосредственно предметом проверок выступают такие  стоимостные показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения.

     Сферой  финансового контроля являются практически все операции, 
совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них 
(бартерные сделки).

     Важную  роль в осуществлении финансового  контроля играет 
уровень организации бухгалтерского, бюджетного и налогового учета. 
Отчетная документация является главным объектом финансового 
контроля.

     В государственном финансовом контроле основное внимание уделяется своеврёменности и полноте мобилизации государственных ресурсов, законности расходов и доходов всех звеньев государственной финансовой системы, соблюдению правил учета и отчетности. Государственный финансовый контроль охватывает не только процесс формирования и исполнения федерального бюджета, но и местных бюджетов. Это связано с тем, что государство осуществляется контроль при выдаче местным бюджетам дотаций (субсидий) и кредитов из федерального бюджета, санкционирование выпуска местных займов, гарантированных правительством.

     Финансовый  контроль за деятельностью предприятий  включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль.

     предприятий также   контроль   со стороны   кредитных учреждений,   ащиднеров - й внутренний контроль. Этот контроль предполагает:

  • проверку   эффективности   и   целесообразности   использования денежных ресурсов (собственных, заемных и привлеченных);
  • анализ и сопоставление фактических: финансовых результатов с
  • финансовую оценку результатов инвестиционных проектов;
  • правильность и достоверность финансовой отчетности;
  • контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.

     Самостоятельным звеном финансового контроля является финансовый контроль независимых аудиторских служб. Аудиторская проверка направлена на оценку достоверности финансовой отчетности, глубокий экономический анализ финансовой деятельности, оценку финансовой надежности фирмы, предприятия, банка, страховой организации или другого контролируемого юридического лица и подготовку соответствующего заключения. 

     6.2. Виды, формы и методы проведения финансового контроля 

     Финансовый  контроль можно условно классифицировать по разным 
критериям.

     1. времени проведения:

  • предварительный;
  • текущий (оперативный);
  • последующий.

     2.субъектам контроля;

  • президентский;      
  • контроль      представительных   _ органов      власти      и      местного самоуправления;
  • контроль исполнительных органов власти;   _
  • контроль финансово-кредитных органов;
  • ведомственный;
  • внутрихозяйственный;
  • аудиторский.

     3 .  В сфере  финансовой деятельности:

  • бюджетный;
  • страховой;
  • инвестиционный;
  • контроль за денежной массой.

     4.  форме проведения:

  • обязательный (внешний);
  • инициативный (внутренний);

     5.  методы проведения:

  • проверки; 
  • обследования;
  • надзор;
  • анализ финансовой деятельности;
  • наблюдение (мониторинг)
  • ревизии.

     Рассмотрим  основные формы и методы проведения финансового контроля.

  • Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны.

     На  микроуровне - это процесс разработки финансовых планов и 
смет, кредитных и кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов, 
составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, 
договоров о совместной деятельности и т. д.

  • Текущий  (оперативный) финансовый контроль  производится  в момент совершения дёнежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд - и субсидий и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребления при   получении   и   расходовании   средств, способствует   соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Большую роль в этом играют бухгалтерские службы.
  • Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии   отчетной   финансовой   и   бухгалтерской  документации. Этот контроль предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с    результатами    оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д.
  • В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.
  • Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.
  • Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора — за страховыми фирмами.
  • Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
  • Наблюдение (мониторинг) - это постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента. Неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.
  • Ревизия - это наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

Информация о работе Финансы. Финансовая политика. Финансовая система.