Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 19:14, курс лекций
Данная дисциплина изучает теоретические вопросы, связанные с финансами, главные тенденции их развития, звенья финансовой системы, финансовую политику, управление финансами, финансовый контроль, бюджетное устройство, местные финансы.
Предметом изучения являются финансово-денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств предприятий, государства и других институтов.
Основой курса является знание такой дисциплины, как «Экономическая теория». Кроме того, данный предмет тесно связан с такими дисциплинами как «Экономика предприятия», «Статистика», «Банковское дело», «Страховое дело» и др.
Экономическая классификация расходов бюджета РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию.
Ведомственная классификация расходов бюджета РФ является группировкой расходов, отражающей распределение ассигнований по прямым получателям средств из ФБ, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов.
Ведомственная
классификация расходов
бюджетов субъектов
РФ является группировкой расходов
бюджетов субъектов РФ, отражающей распределение
бюджетных ассигнований по получателям
средств из бюджетов субъектов федерации.
БЮДЖЕТНЫЙ
ПРОЦЕСС
1.
Понятия бюджетного
планирования и бюджетного процесса.
Бюджетное
планирование – важнейшая составная
часть финансового планирования, подчиняющаяся
требованиям Фин.Пол. бюджета государства.
Экономическая
сущность планирования состоит в централизованном
распределении и перераспределении стоимости
общественного продукта и НД между звеньями
финансовой системы. Оно осуществляется
на основе социально-экономической программы
развития страны в процессе составления
и использованию бюджета и внебюджетных
фондов разного уровня. В ходе бюджетного
планирования финансы активно воздействуют
на основные экономические показатели
государственных программ развития страны
и выявления резерва эффективного использования
природных, материальных, трудовых и финансовых
ресурсов.
Выделяют следующие принципы бюджетного планирования:
Бюджетное
планирование осуществляется органами
государственной власти и управления.
Бюджетное планирование включает бюджетный
процесс как порядок
Основы
бюджетного планирования определяются
конституцией и законами страны.
Бюджетный процесс – как главная форма бюджетного планирования представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и использованию центрального и региональных бюджетов.
Его
содержание определяется государственными
и бюджетным устройством
Бюджетный процесс охватывает 5 стадий бюджетной деятельности:
Все
стадии взаимосвязаны. Продолжительность
всех стадий различна по странам, но для
большинства процесс длится > 3
лет.
2.
Основы организации бюджетного
процесса в России.
1.
Задачи и принципы организации.
Продолжительность бюджетного процесса составляет:
Для
завершения использования бюджета
кроме бюджетного периода предоставляется
льготный период (1 месяц), в течение которого
заканчиваются операции по обязательствам,
принятым в рамках исполнения бюджета.
Бюджетный
год в месте с льготным периодом
носит название – счетный
период.
Задачами бюджетного периода являются:
Принципы бюджетного процесса:
Единая правовая норма, единство бюджетного планирования, единство форм бюджетной документации, необходимых для статистики и бюджетной информации при составлении консолидированного бюджета РФ, а также единство денежных систем.
Обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направление их использования.
Подразумевает
соотношение правильного
2.
Составление проекта бюджета
Оно
находится в ведение
Непосредственно работа
по составлению проекта бюджета
проводится Министерством финансов
РФ и его финансовыми органами, а также
налоговыми и таможенными органами.
1 Этап составления проекта бюджета (3 месяца)
При составлении бюджета на предстоящий год используются разные методы:
Определяет степень выполнения бюджета за прошлый год и устанавливает степень выполнения за текущий, выявляя причины отклонения.
В основе лежит норма определения статьи расходов. Умножением натуральной единицы на норму устанавливается общая сумма расходов.
Определяет
финансовые показатели на основе их динамики,
исходя из отчетных данных за предыдущие
годы и распределяет полученные суммы
на будущий год.
Органы
власти субъектов РФ в этот период
должны представить запросы и
обоснования на получение ими
субвенций из федерального бюджета.
В течение 2 этапа (4 месяца) проводится анализ всех представленных показателей и расчетов.
На основе анализов
Министерство финансов разрабатывает
контрольные цифры проекта
Этот документ направляется
органам исполнительной власти субъектов
РФ. Руководители этих структур имеют
право вносить свои предложения по изменению
конкретных показателей проекта федерального
бюджета.
3 этап. Составление правительством РФ проекта бюджетного планирования. По законодательству этот документ должен быть подготовлен в двухмесячный срок.
В состав бюджетного послания входит:
Согласно
Конституции РФ правительство вносит
проект федерального бюджета на рассмотрение
в Государственную думу до 1 сентября.
Бюджетное послание подлежит опубликованию
в открытой печати.
3.
Рассмотрение и утверждение
Их осуществляют органы законодательной власти, т.е. Федеральное собрание РФ. Представительные органы субъектов РФ и местные органы власти. Проект федерального бюджета и указательные документы, полученные советом Государственной думы, направляются в его Комитет по бюджету, банкам, налогам и ценам для заключения. На основании заключения комитет решает вопрос о принятии проекта федерального бюджета к рассмотрению в Государственной думе. Все материалы передаются президенту РФ, Совету федерации, комитетам думы для внесения замечаний и предложений, а также в счетную палату для заключения.
Получив заключение от каждого комитета, Комитет Государственной думы по бюджету, налогам, банкам и ценам составляет сводное заключение по проекту федерального бюджета и представляет его на рассмотрение в Государственную думу, которая начинает рассмотрение его в нескольких чтениях.
При рассмотрении бюджета в 1 чтении Госдума обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического направления бюджета; рассматриваются основные характеристики федерального бюджета на предстоящий год, а именно:
По результатам обсуждения принимается проект федерального бюджета в 1 чтении, и утверждаются основные характеристики федерального бюджета. В случае отклонения проекта федерального бюджета в 1 чтении Госдума может
При отклонении ФБ и передаче его в согласительную комиссию она разрабатывает варианты основных характеристик ФБ и принимает согласительное решение. Согласованный текст ФБ вновь вносится на рассмотрение в 1 чтении в Госдуму.
По итогам рассмотрения проекта в 1 чтении принимается постановление Госдумы о ФБ на предстоящий год.
При рассмотрении проекта ФБ во 2 чтении Госдума утверждает расходы ФБ по разделу Бюджетная функциональная классификация в пределах общего объема расходов ФБ, утвержденного в 1 чтении.
При рассмотрении проекта ФБ в 3 чтении Госдума обсуждает расходы ФБ по подразделам функциональной классификации, всем уровням ведомств классификации, целевым программам в пределах расходов, утвержденным по разделам во 2 чтении, а также перечень защищенных статей ФБ.
Информация о работе Финансы. Финансовая политика. Финансовая система.