Финансы. Финансовая политика. Финансовая система.

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 19:14, курс лекций

Описание работы

Данная дисциплина изучает теоретические вопросы, связанные с финансами, главные тенденции их развития, звенья финансовой системы, финансовую политику, управление финансами, финансовый контроль, бюджетное устройство, местные финансы.
Предметом изучения являются финансово-денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств предприятий, государства и других институтов.
Основой курса является знание такой дисциплины, как «Экономическая теория». Кроме того, данный предмет тесно связан с такими дисциплинами как «Экономика предприятия», «Статистика», «Банковское дело», «Страховое дело» и др.

Работа содержит 1 файл

Лекции по финансам.doc

— 505.50 Кб (Скачать)

     Введение 

     Данная  дисциплина изучает  теоретические вопросы, связанные с финансами, главные тенденции  их развития, звенья финансовой системы, финансовую политику, управление финансами, финансовый контроль, бюджетное устройство, местные финансы.

     Предметом изучения являются финансово-денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств предприятий, государства и других институтов.

     Основой курса является знание такой дисциплины, как «Экономическая теория». Кроме того, данный предмет тесно связан с такими дисциплинами как «Экономика предприятия», «Статистика», «Банковское дело», «Страховое дело» и др. 
 

     1. Финансы. Финансовая политика. Финансовая система. 

     1.1. Возникновение финансов. Их связь с государством. Развитие товарно-денежных отношений.

     Финансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. В докапиталистических  формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем  установления различного рода натуральных  повинностей и сборов. Денежное хозяйство в тот период было развито только в армии. Главными расходами рабовладельческих и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монаха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений. Главными доходами являлись поступления от государственного имущества, военная добыча, дань с покоренных народов, натуральные денежные сборы и повинности, пошлины и займы. С разложением феодализма и развитием капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, а доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась.

     На  ранних стадиях развития государства  не существует разграничения между  ресурсами государства и ресурсами  его главы, поскольку монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха, возникают такие понятия как государственные финансы, государственный бюджет и госкредит. Государственные финансы послужили мощным рычагом для первоначального накопления капитала, происходившего в 16-18 вв. Из колониальных стран притекали огромные богатства, которые в любой момент могли быть использованы в качестве капитала. Государственные займы широко использовались в производственных целях для создания первых капиталистических предприятий. Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете. 20 век характеризуется мощным развитием производственным сил, образованием монополистических объединений, слиянием государства с монополиями, расширением функции государства. Государства не только обеспечивало обороноспособность страны, но и стали участвовать в процессе производства, распределении и использовании общественного продукта. В структуре государственных расходов после Второй Мировой войны произошли существенные изменения. Они выразились в том, что несмотря на огромный рост расходов на милитаризацию, удельный вес этих затрат по сравнению с концом 19 в. понизился и существенно увеличился удельный вес социальных расходов. Значительное развитие получили расходы по вмешательству государства в экономику. Это выразилось в том, что возросли капитальные государственные вложения в электроэнергетику, угольную, газую и другие отрасли промышленности. Огромные расходы вызвали необходимость увеличения налогов. В 20 в. особенно возросло значение прямых налогов, главным из которых является Подоходный налог. Налогом на доходы физических лиц облагается практически все самодеятельное население. Вторым крупным прямым налогом является Налог на прибыль предприятий. Однако, несмотря на повышение налогов, доходов все-таки не хватает на покрытие постоянно возрастающих расходов.

     Бюджеты капиталистических стран в годы после Второй Мировой войны характеризуются крупными хроническими дефицитами. Они покрываются государственными займами, выпуск которых влечет рост государственного долга. После Второй Мировой войны резко расширилась сфера финансовых отношений, значительное развитие получили местные финансы, внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий. 
 

     1.2. Социально-экономическая сущность  финансов. Функции финансов. 

     Финансы представляют собой экономические  отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов.

     Централизованные  финансы – экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием денежных средств государства, сосредоточенных в государственном бюджетной системе и внебюджетных фондах.

     Децентрализованные  финансы – денежные отношения, посредством которых происходит кругооборот денежных фондов предприятий.

     Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений, поэтому их роль и значение зависит от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всегда денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы и деньги это различные понятия. Они отличаются друг от друга, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого, прежде всего, измеряются затраты труда производителей. А финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД, а также орудие контроля над образованием и использованием денежных средств.

     Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и осуществлять контроль над расходованием финансовых ресурсов.

     Финансы выражают денежные отношения, которые  возникают между

  1. предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продуктов и услуг;
  2. предприятиями и вышестоящими органами, при создании централизованных фондов денежных средств и их распределения;
  3. государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджет;
  4. государством и гражданами при внесении ими налогов и других платежей;
  5. предприятиями и гражданами и внебюджетными фондами при внесении ими платежей и получении ресурсов;
  6. отдельными звеньями бюджетной системы;
  7. органами имущественного и личного страхования, предприятиями и населением, при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая.

     Главным материальным источником денежных доходов  служит НД страны. Объем НД определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественных производств. Именно в зависимости от размера НД определяются пропорции развития экономики и ее структур.

     Социально-экономическая  сущность финансов состоит в исследовании вопроса: за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах их использует?

     Сущность  финансов проявляется в их функциях, а финансы выполняют 2 основные функции:

  1. распределительную и
  2. контрольную.

     Эти функции осуществляются финансами  одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль над этим распределением. Распределительная функция проявляется при распределении НД, когда происходит создание так называемых первичных фондов. Их сумма равна НД. Первичные доходы формируются при распределении НД среди участников материального производства. Они делятся на 2 группы.

  1. зарплата рабочих, служащих;
  2. доходы предпринимателей сферы материального производства.

     Однако  первичные доходы не образуют общественных денежных фондов, которые были бы доступны для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. Поэтому необходимо дальнейшее распределение НД.

     В результате перераспределения образуются вторичные доходы, к которым относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы. Таким образом, перераспределение НД происходит между производственными и непроизводственными сферами народного хозяйства, отдельными регионами страны.

     Конечная  цель распределения НД совершаемая  с помощью финансов состоит в  развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, обеспечения  высокого качества жизни населения.

     Контрольная функция проявляется в контроле над распределением ВВП по соответствующим фондам и над расходованием их по целевому назначению. Одна из основных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

     Контрольная функция финансов проявляется также  через деятельность финансовых органов. Работники финансовой службы и налоговых органов осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, а также при исполнении доходных и расходных частей бюджетной системы. 
 
 
 
 

     2. Финансовая система. 

     2.1. Понятие финансовой системы.

     Понятие финансовой системы государства является развитием общего определения финансов. Финансы выражают экономические отношения. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявляются по-разному. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства и имеет свои, присущие ему функции. Финансы предприятия обслуживают материальное производство, при их участии создается ВВП, распределяемый внутри предприятия и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в централизованном фонде государства, и происходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическими регионами, а также отдельными социальными группами населения. Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. 

     Финансовая  система – система форм и методов распределения и использования денежных фондов государства и предприятий.

     Финансовая  система общества может иметь один из следующих типов:

  • банковский – тип банковской системы, при котором основная часть национального дохода страны перераспределяется через рынок ссудных капиталов.

     Данный  тип финансовой системы представлен в большинстве стран Европы и характерен тем, что кредитно-банковские структуры, сосредотачивая у себя значительную часть свободных финансовых ресурсов, от своего имени распределяют эти средства путем механизма кредитования или прямого инвестирования.

  • рыночный – тип, при котором роль в перераспределении НД выполняет фондовый рынок.

     Данный  тип характерен для США, Канады.

  • бюджетный – тип, при котором часть НД в централизованном порядке перераспределяется государством через систему бюджетов и внебюджетных фондов.

     Финансовая  система этого типа используется в России, Швеции, Китае. 

     2.2. Финансовая система РФ и характеристика ее звеньев. 

           Финансовая  система  РФ включает следующие звенья финансовых отношений

  • государственную бюджетную систему;
  • внебюджетные специальные фонды;
  • государственный кредит;
  • фонды имущественного и личного страхования;
  • финансы предприятий различных форм собственности.

           Первые 4 блока относятся  к централизованным финансам и используются для регулирования экономики  и экономических отношений на макроуровне. 

           Финансы предприятий  относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования  и стимулирования экономики на микроуровне.

     

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Государственная бюджетная  система РФ включает три звена:

     -    федеральный бюджет;

     -    бюджеты субъектов федерации;

     -    местные бюджеты.

     Все эти бюджеты функционируют автономно. Основные средства концентрируются  в федеральном бюджете.

     Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение для расширения социальных услуг  населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительных ресурсов приоритетных отраслей экономики.

     Важнейшими  среди них являются Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и  Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

     Государственный кредит представляет собой форму  кредитных отношений между государством и юридическими и физическими  лицами, при которых государство  выступает главным образом в  качестве заемщика средств. Политику в  отношении государственного внутреннего долга определяет Федеральное Собрание РФ, которое устанавливает его верхний предел при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год. Задача состоит в том, чтобы бюджетные дефициты покрывались путем выпуска государственных займов, размещаемых среди юридических и физических лиц.

Информация о работе Финансы. Финансовая политика. Финансовая система.