Финансовый лизинг: проблемы и перспективы развития в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 15:42, дипломная работа

Описание работы

Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение развития лизинга в России, оценка перспектив развития лизинга, обобщение мирового опыта в сфере лизинга. В работе делается попытка проанализировать развитие Российского лизинга, рассматриваются виды лизинговых сделок, формы лизинга, наиболее часто применяющиеся в Российской практике.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...……..3
Глава 1. Научные основы финансового лизинга………………………….......8
1.1. Сущность экономической категории «лизинг», понятие и виды лизинговых сделок……………………………………………………………..….8
1.2. Преимущества лизинга………..…………………………………………...23
1.3. Нормативное регулирование лизинга в РФ……………………………....30
Глава 2. Лизинг в России и мировой опыт………………………………..…...39
2.1. Тенденции лизингового рынка……………………………………..……...39
2.2. Становление и современное состояние лизингового рынка…………….49
Глава 3. Основные направления развития лизинга в России………………59
3.1. Проблемы лизинговой деятельности…………………………………...…59
3.1.1. Трудности с возмещением НДС……………………………………..…..62
3.1.2. Противоречия и недоработки в законодательстве, препятствующие развитию отдельных сегментов…………………………………………..……...64
3.1.3. Определения выкупной стоимости и системности развития некоторых направлений…………………………………………………………………….....67
3.1.4. Проблемы общего характера……………………………..……………...70
3.1.5. Сближение форм финансовой отчетности……………………….……..72
Заключение………………………………………………………………………...80
Список использованных источников……………………………………..........84

Работа содержит 1 файл

МАРГАРЯН АРМЕН ИВАНОВИЧ.doc

— 464.00 Кб (Скачать)

           В 2008 году началась новая фаза  развития и роста рынка. Темпы  прироста объемов профинансированных средств в 2005 году впервые превысили темпы прироста объемов полученных лизинговых платежей.

Более того, по абсолютному значению превышение составило в 1,6 раз: $3,9 млрд. в 2008 году по сравнению с $2,4 млрд. в 2005г. В 2008 году темпы прироста лизинговых платежей и профинансированных средств увеличились уже почти вдвое по сравнению с 2005 годом (прирост – 78% и 90% соответственно, рисунок 2). Что это означает? На 2008 год пришелся максимум новых сделок за всю историю российского рынка лизинга. Первый этап наращивания портфеля, начавшийся после дефолта на фоне роста экономики и увеличения инвестиций в основной капитал, закончился. Сделки, заключенные в 1999 – 2001 годах, за редким исключением завершены, и началась новая волна, отдача от которой будет еще расти. Так что темпы прироста в ближайшие годы могут поставить новые рекорды. К 2011 году рынок лизинга может вырасти до $43 млрд., если будут решены основные правовые проблемы1. Существенная доля в потерях рынка приходится на сегмент лизинга недвижимости, который только пытается встать на ноги. В общем объеме нового бизнеса лизинг недвижимости в 2008г. составил всего 2,29%, то есть примерно в 10 раз меньше, чем в странах с развитым рынком лизинга. Тем временем спрос на услуги в этом сегменте существенно растет, все больше компаний начинают заниматься лизингом коммерческой недвижимости. Случается даже, что по некоторым сделкам вознаграждение лизинговых компаний равно той ставке, по которой они привлекают финансирование в банке. Лизингодатели идут на это с целью опробовать новый инструмент. Но удовлетворить растущий спрос лизингодатели пока не

могут из – за административных и законодательных  преград, а также частого нежелания  продавцов указывать в договорах  рыночную стоимость офисов и

зданий. Решение указанных проблем, а также устранение прочих пробелов в сфере законодательного и налогового регулирования лизинговой деятельности, могло бы дать существенный толчок быстро растущему рынку (рисунок 3).

Среди значимых изменений в законодательстве для лизинговых компаний в 2008 году можно отметить следующие два включение стати: “Доходные

______________________ 

1Горемыкин В.А. Лизинг. Учебник. – М.,2009.С. 23.    

вложения  в материальные ценности” в состав основных средств для бухгалтерского учета, что привело к обложению объектов лизинга налогом на имущество и, как следствие, отразилось на общей стоимости договоров лизинга; и изменения в Налоговом кодексе РФ, касающиеся определения налоговой базы по НДС: с 1 января 2008 года – только по отгрузке.

          Основная доля нового бизнеса  в 2008 году пришлась не лизинг  железнодорожного тягового и  подвижного состава, лизинг грузового  и легкового автотранспорта.  Указанные сегменты почти удвоили  свою долю на рынке по сравнению  с 2005 годом и в совокупности составили более 50% рынка1 (рисунок 3). Данное соотношение характерно для многих стран с развитым рынком лизинга.  Лизинг железнодорожного транспорта остается лидирующим сегментом рынка. На фоне роста позитивных ожиданий и определенности на рынке у предприятий – собственников железнодорожного подвижного состава в прошедшем году многие компании стали работать в направлении финансовой аренды подвижного состава. От лизингодателя при этом требовалась только готовность к крупным сделкам с минимальным авансом и возможность контролировать перемещение предмета лизинга в общероссийском масштабе. И по нашим оценкам, сегмент лизинга железнодорожного транспорта имеет потенциал двукратного роста абсолютном выражении к 2010 году.  
 
 
 
 
 
 

____________________  

 1 Газмин В.Д. Рынок лизинговых услуг. – М., 2008.С. 17.

Источник: “эксперт РА”

Рис.3. Виды оборудования, составившие более 2% в объеме нового бизнеса в 2009г. 

         Ситуация  в данном сегменте  рынка остается благоприятной  для лизинговых компаний, так  как парк пассажирского автотранспорта во многих регионах сильно изношен. И региональные власти готовы активно содействовать процессу его обновления, поскольку заинтересованы в более высоком качестве предоставляемых населению транспортных услуг. Объем нового бизнеса на сегменте лизинга автотранспортных средств в 2008 году около 95млрд руб. или $3,5 млрд., прирост показателя за год в абсолютном выражении – примерно $1,7 млрд. (более 50%). Существенный рост в 2008 году показал также сегмент энергетического оборудования. Это связанно с ростом потребности предприятий в самостоятельной электрогенерации, а также с развитием программ частно – государственного партнерства.

          Кроме лидирующих  сегментов –  автолизинга, энергетического оборудования  и железнодорожного транспорта – хорошие перспективы для развития, по нашим оценкам, имеют сегменты недвижимости сельскохозяйственной  техники и продукции. Дополнительным стимулом для развития последнего должно стать освобождение от обложения НДС в

2009 –  2011 гг. некоторых видов ввозимой в страну сельскохозяйственной продукции; для сегмента недвижимости – устранение некоторых трудностей с регистрацией сделок (в частности, появившаяся возможность одновременной регистрации лизинговой сделки и договора).  В условиях взросления рынка изменяются характеристики рынка изменяются характеристики лизинговых сделок, проекты становятся более сложными по структуре, удлиняются строги сделок. 2008 год, по словам представителей многих компаний, стал годом снижения маржи по лизинговым сделкам. “Конкуренция между лизинговыми компаниями в течение года усиливалась, поэтому наблюдалась тенденция к снижению авансового платежа, а также к уменьшению лизинговых ставок, - отмечает Владимир Лелков, генеральный директор ООО “Брансвик  Рейл Лизинг”1. -   Самые высокие темпы роста в 2008 году продемонстрировали сегменты лизинга железнодорожного подвижного состава, сельскохозяйственной техники и оборудования, дорожной – строительной техники, легкового и грузового автотранспорта. В целом можно говорить о том, что рынок лизинговых услуг продолжит активно развиваться во всех сегментах, при этом не только количественно, но и качественно. Также мы ожидаем укрупнения лизинговых компаний, в том числе за счет слияний и поглощений”.  Усиление конкуренции вынуждает лизинговые компании предлагать клиентам новые программы и оптимизировать бизнес –процессы. Скорость принятия кредитного решения, сокращение издержек на обслуживание сделки, региональное присутствие являются важными конкурентными преимуществами лизинговой компании, которые напрямую зависит от использования IT – технологий и системы комплексной автоматизации управления.

________________________       

1 Лелеков В.В. Энциклопедия экспертиза рынка лизинга. – М.,2009. С.75.

Также важнейшим фактором конкурентоспособности лизинговой компании является возможность диверсифицировать источники финансирования  деятельности и поиск более дешевых источников “длинных” денег. Для привлечения долгосрочных средств используется зарубежное финансирование, а также выпуск векселей и облигаций. Пока объем финансирования на рынке с помощью облигаций составляет чуть более 4%, однако, по некоторым прогнозам, в 2007 году его доля может удвоиться. Выпуск облигаций – удобная альтернатива банковскому финансированию лизинговых сделок. Привлечение средств с фондового рынка является долгосрочным и, как правило, более дешевым способом финансирования деятельности компании, не влекущим за собой зависимость ее бизнеса от кредиторов и способствующим повышению ликвидности проводимых операций.

          Выпуск облигаций – серьезный  шаг в развитии любой компании  и требует тщательной подготовки. Инвесторы в процессе размещения  оценивают и доходность инструмента,  и кредитоспособность эмитента.  Здесь очень важно понимать  специфику деятельности лизинговых компаний. Прежде всего это долгосрочность их бизнес – цикла: в отличие от банков, страховых компаний и других финансовых институтов, у которых, как правило, он соответствует одному году, у лизинговых компаний бизнес – цикл составляет 3-5 и более лет. Поэтому в оценке кредитоспособности на первый план входят показатели, характеризующие среднесрочную финансовую устойчивость – сбалансированность, диверсификация бизнеса и конкурентное положение компании.  В то же время показатели классического финансового анализа (достаточность капитала, ликвидность, рентабельность) не так информативны.

Необходимую информацию, в адаптированном для  широкого круга пользователей виде, дает независимая рейтинговая оценка надежности компании. Единая шкала  рейтингования позволяет сравнить оцениваемую компанию не только с уже состоявшимся эмитентами – лизинговыми компаниями, но и с предприятиями других сфер деятельности, также привлекающими средства на фондовом рынке и имеющими индивидуальный рейтинг. Несколько компаний уже получили индивидуальный рейтинг надежности агентства “Эксперт РА” – это ОАО “ГЛАВЛИЗИНГ” (В++), ЗАО “Клиентская Лизинговая Компания” (В) и ОАО “Муниципальная Инвестиционная Компания” (В++). Эти компании используют рейтинг при работе с партнерами, кредиторами и, собственно, при размещении облигационных займов. Они позиционируют себя как транспарантные и открытые для работы с широким кругом партнеров. И более того, такие компании, основываясь на подробном рейтинговом отчете, получают возможность комплексно оценить риски своей деятельности. А значит, именно они будут расти и развиваться более эффективно, чем конкуренты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. ОНОВНЫЕ НАПРАВАЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РФ 

3.1. Проблемы лизинговой деятельности 

С точки  зрения развитости рынка лизинга, у  России, как и у других стран  с переходной экономикой, имеется  большой потенциал для дальнейшего  совершенствования.

          Специальное законодательство о  лизинге, правила бухгалтерского  учета и режим налогообложения  в стране определяют виды лизинговых  услуг, которые предоставляются  лизингодателями. В России предоставления  сторонам возможность выбирать  балансодержателя предмета лизинга, осуществлять ускоренную амортизацию и относить лизинговые платежи на себестоимость в значительной мере определила преобладание услуги финансового лизинга. Лизингодатели существенно разнообразили услугу, сделали ее более удобной для клиентов за счет совершенствования условий сделки (схема выплат, прогноз выкупной стоимости, учет дополнительного сервиса от поставщика и т.п.). Тем не менее, 98% сделок можно отнести к сделкам финансового лизинга1. Оставшиеся 2% сделок оперативного лизинга в соответствии с российским законодательством квалифицируется как обычная аренда и не имеют каких – либо налоговых преимуществ. В странах со сформировавшимся рынком, например США, наблюдается  другое распределение по видам лизинга. Услуга финансового лизинга составляет 28%, оперативного 9% и оставшиеся 63% приходятся на другие виды лизинговых услуг2. Высокая конкуренция заставляет лизингодателей использовать любые ниши для расширения бизнеса. В этом плане оперативный лизинг предоставляет много возможностей для создания новых, более совершенных услуг.

______________________

1Логвинова Н. Перспективный набор./ Финанс,2009,№11 С.52.

2 Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М., 2009. С. 112. 

Другой  фактор, решение которого позволило  бы раскрыть свободные ниши для  лизингового рынка – это развитие вторичного рынка оборудования. В странах со стабильно функционирующим вторичным рынком оборудования и доступной информацией об этом рынке таких проблем не возникает. Здесь уже происходит активное развитие систем, способных оценивать, контролировать и проверять риски для различных типов оборудования1. Основные тенденции в мировой лизинговой индустрии, которые могут стать новыми направлениями развития лизинга в России. Первая, это объединение в рамках банковского департамента услуги потребительского кредитования и микролизинговых операций. В России данная тенденция не наблюдается, поскольку лизинг разрешен только в предпринимательских целях. Вторую тенденцию уже можно наблюдать в России, это объединение услуг банковского кредитования и лизинга для финансирования крупных проектов. Рынок рос бы как минимум на треть быстрее, не сталкивайся он с постоянными препятствиями в виде проблем с возвратом НДС, претензиями налоговиков и недостаточной проработанностью целого ряда налоговых, бухгалтерских и иных юридических аспектов. А их решение могло бы дать возможность развиваться тем сегментам рынка, в частности, оперативному, возвратному лизингу недвижимости, лизингу медицинской техники.

 Наиболее  острые, проблемные вопросы лизинговой деятельности не всегда

 имеют простые и однозначные решения. И в первую очередь это касается предложений по изменению правовой базы, регламентирующей работу лизинговых компаний. Тем не менее дискуссия по этой теме не прекращается, вносятся все новые и новые предложения. Одной из важнейших проблем на современном этапе экономического развития России является осуществление структурных преобразований в промышленности, обновления и модернизации

производственно – технологической базы отраслей и предприятий. Решения

__________________

1Белов А.П. Лизинг внешная торговля .- М., 2008, № 5. С.47.

этой проблемы требует значительных капиталовложений и активизаций инвестиционных процессов в реальном секторе российской экономики, что сдерживается недостатком собственных финансовых средств предприятий.

Информация о работе Финансовый лизинг: проблемы и перспективы развития в России