Финансовый лизинг: проблемы и перспективы развития в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 15:42, дипломная работа

Описание работы

Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение развития лизинга в России, оценка перспектив развития лизинга, обобщение мирового опыта в сфере лизинга. В работе делается попытка проанализировать развитие Российского лизинга, рассматриваются виды лизинговых сделок, формы лизинга, наиболее часто применяющиеся в Российской практике.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...……..3
Глава 1. Научные основы финансового лизинга………………………….......8
1.1. Сущность экономической категории «лизинг», понятие и виды лизинговых сделок……………………………………………………………..….8
1.2. Преимущества лизинга………..…………………………………………...23
1.3. Нормативное регулирование лизинга в РФ……………………………....30
Глава 2. Лизинг в России и мировой опыт………………………………..…...39
2.1. Тенденции лизингового рынка……………………………………..……...39
2.2. Становление и современное состояние лизингового рынка…………….49
Глава 3. Основные направления развития лизинга в России………………59
3.1. Проблемы лизинговой деятельности…………………………………...…59
3.1.1. Трудности с возмещением НДС……………………………………..…..62
3.1.2. Противоречия и недоработки в законодательстве, препятствующие развитию отдельных сегментов…………………………………………..……...64
3.1.3. Определения выкупной стоимости и системности развития некоторых направлений…………………………………………………………………….....67
3.1.4. Проблемы общего характера……………………………..……………...70
3.1.5. Сближение форм финансовой отчетности……………………….……..72
Заключение………………………………………………………………………...80
Список использованных источников……………………………………..........84

Работа содержит 1 файл

МАРГАРЯН АРМЕН ИВАНОВИЧ.doc

— 464.00 Кб (Скачать)

________________________

1Гражданский Кодекс РФ (часть 2)от 26.01. 1996// 1996, №5.

действия  не менее трех лет. Кроме того, рекомендовалось  включать в полном объеме в себестоимость  продукции лизинговые платежи и платежи по процентам за кредиты банков и других кредитных учреждений, которые были использованы на осуществление лизинговой деятельности. В то время как это постановление в большей своей части ориентировано на микро регулирование деятельности лизинговых компаний, последняя рекомендация особенно важно для развития лизинга, учитывая, что проценты по обычным банковским кредитам, использованным для приобретения основных средств, прежде не разрешалось относить на себестоимость продукции. Такая рекомендация предоставила лизинговым компаниям относительное преимущество в

привлечении клиентов. Впоследствии оны была закреплена в соответствующих Постановлениях Правительства Российской Федерации. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 сентября 1995г. №105 «Об отражении в бухгалтерском, учете и отчетности лизинговых операций»1.

Этот  приказ явился первым нормативным документом, регламентирующим бухгалтерский учет лизинговых операций в России. (Утратил  силу в связи с выходом приказа  Минфина РФ №15 от 17.02.1997г.).Раздел ГК РФ (часть вторая)2 (гл.34, § 6), посвященный финансовой аренде, закрепляет некоторые нормы, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации №633. Указанный параграф содержит определение договора финансовой аренды и его предмета, условия передачи арендатору предмета договора финансовой аренды, перехода к арендатору риска случайной гибели или случайной порчи имущества и др. Гражданским трех сторон; продавца, лизингодателя и лизингополучателя. Лизингодатель кодексом установлено,

что лизинговая сделка определяется отношениями Гражданский  кодекс

________________________

1Постановление Правительства РФ «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности»,  от 29 июня 1995г. №633 СЗ РФ, 1995, №27. С.2591.       

2 Приказ Министерства финансов Российской Федерации // Экономика и жизнь,1995, №41.

предоставил свободу участникам лизинговой сделки в определении условий лизингового  договора. Теперь не требуется, чтобы  сумма арендных платежей за весь период аренды была ровно или близкой к является собственником оборудования, передаваемого в аренду. Стоимости арендованного имущества, или чтобы срок аренды приблизительно равнялся среднему сроку службы имущества. Кроме того, в гражданском кодексе не предусмотрено, что лизингополучатель – единственный, кто несет риск потери оборудования. Такие положения могут быть урегулированы в договоре. Вступление в действие части второй Гражданского кодекса закрепило правовую базу лизинга и явилось серьезным шагом на пути формирования          целостной системы правового регулирования лизинговых отношений.

Методические  рекомендации по расчету лизинговых платежей, (утв. Министерством экономики  РФ и согласованные с министерством  финансов РФ). Настоящие Методические рекомендации предназначены для расчетов лизинговых платежей при заключении договоров финансового лизинга.

          Под лизинговым платежами понимается  общая сумма, выплачиваемая лизингополучателем  лизингодателю за предоставленное  ему право пользования имуществом  – предметом договора. В лизинговые платежи включаются амортизация лизингового имущества за весь срок действия договора лизинга, компенсация платы лизингодателя за использованные им заемные средства, комиссионное вознаграждение, плата за дополнительные услуги лизингодателя, а также стоимость выкупаемого имущества, если договором предусмотрен выкуп и порядок выплат указанной стоимости в виде долей в составе лизинговых платежей. Лизинговые платежи  осуществляются в виде  отдельных взносов. Первая редакция закона о лизинге была принята в 1998 году, споры по и семинарах продолжаются острые дебаты относительно достоинств и недостатков этого законодательного акта (Федеральный закон «О этому закону не утихают до настоящего времени. В печати, на конференциях финансовой аренде (лизинге)»1 . Физические лица включены наряду с юридическими лицами в состав равноправных участников лизинговых сделок (статьи 1,2, и 4).  Впервые определены формы, типы и виды лизинга, а частности, основные формы лизинга – внутренний и международный, типы – долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный; виды – финансовый, возвратный и оперативный. Определена правовая база сублизинга, а также разрешены проблемы совмещения обязательств его участниками.           В Законе также много неточностей, много нерешенных проблем. Например, не ясно, на ком лежит бремя доказательства того, что оборудование используется для предпринимательских целей? Где законодательные рамки

полного владения имуществом? Кто несет ответственность  за уплату таможенных платежей за лизинговое оборудование? Может ли лизингодатель представлять интересы других участников лизингового договора перед ГТК? Где механизмы ретрансляции НДС при экспортном лизинге? Неопределенность в решении многих вопросов ведет удорожанию лизинговых операций, т.к. приходится учитывать определенные издержки. Закон не устранил проблемы, имеющиеся в Гражданском кодексе по сублизингу. В законе нужны разъяснения по лизингу недвижимости, недопустимо определять все издержки лизинговой компании на стадии формирования лизинговой сделки, как это предусмотрено в Законе. Полный учет затрат можно осуществить только в конце срока лизинга. Лизинговые правоотношения должны быть сгруппированы в виде самостоятельной конструкции.    

  
 
 
 
 
 

_____________________________

1 Приказ Минэкономики РФ : расчет лизинговых платежей от 16 апреля 1996г. ,№8.

         ГЛАВА 2. ЛИЗИНГ В РОССИИ И МИРОВОЙ РЫНОК 

2.1.Тенденции лизингового рынка 
 

          Лизинг в США является основным  инвестиционным инструментом, на  долю которого на протяжении  многих лет приходится более  30% инвестиций в оборудование. В 60-80-е гг. ХХ века объем рынка лизинга в США составлял более половины рынка лизинга в мире. В 1986 г поставлено в лизинг оборудования на $85 млрд. (28% всех инвестиций в оборудование в стране и почти половина мирового оборота по лизингу). В 1998 г стоимость лизинговых операций в США составила $183,4 млрд. (активное продвижение на рынки развивающихся стран).  В 2003 году – объем рынка лизинга более $ 208 млрд. 40,6%  общего объема мирового лизинга. В 2005г. Объем рынка лизинга в США достиг $ 248 млрд.

          Лизинг оборудования вносит от  $315 млрд. в реальный ВВП1 в год (от 1% до 3% реального ВВП). До 22% реальных инвестиций в оборудование (от $ 1 трлн.) осуществляется через лизинг! Вклад лизинга только в 2004г. около $229 млрд. Без лизинга, экономика США теряла бы до $ 290 млрд. ежегодно (лизинг, производство продукции и сопутствующие отрасли). До 80% американских бизнесов используют лизинг. Без лизинга, не были бы созданы от 30 до 6 млн. рабочих мест (каждые $70000 лизинговых операций создают 1 рабочее место). Основные показатели современного положения рынка лизинга в Европе следующие: общий размер рынка в 2004г - € 229 532 млн. из них: лизинг оборудования -  € 192 160 млн. Доля лизинга оборудования в общем объеме инвестиций – порядка 17,4%. Ведущую роль на рынке играют 4 наиболее развитые страны:  Великобритания  (€ 53 651 млн.), Германия (€ 44 410 млн.), Италия (€ 38 040 млн.), Франция (€ 26 915 млн.).

_____________________

1 Жук А.П. Лизинговая компания  – М., 2008. С. 4243.

Доли  ключевых игроков в целом составляют 71% рынка1.  Европейский рынок в значительной степени концентрирован (крупнейшие 10 компаний представляют 28%, а первые 20 компаний занимают 41% рынка). Всего на рынке работают более 1300 лизинговых компаний из 31 страны (членов и не членов ЕС). При этом лизинговые компании в подавляющем большинстве входят в национальные лизинговые Ассоциации, которые являются членами Leaseurope (Европейская Федерация Ассоциаций Лизинговых Компаний Европы) и охватывают более 92% всего объема лизинговых операций.  Свыше 60% компаний относятся к категории специализированных лизинговых компаний, которые принадлежат банкам и другим инвестором.

          Специализированные лизинговые компании, созданные производственным и торговыми компаниями – 20% всех компаний, которые предоставляют лизинговые услуги, 18% - компаний, для которых лизинг не является основным видом деятельности (страховые, пенсионные компании, трасты, инвестиционные банки).

          Почти 70% всех лизинговых компаний, которые предоставляют услуги на рынке той или другой страны, созданные за счет национальных инвестиций; компании нерезиденты составляют почти 24%; остальные –

около 15% - результат общих инвестиций национальных и иностранных инвесторов. Больше половины всех компаний (56%), которые предлагают лизинговые услуги, являются универсальными. Количество компаний, которые специализируются на предоставлении в лизинг автотранспортных средств и оборудования, приблизительно одинаковая (по 16%). Основными тенденциями мирового рынка в последние года являются:

- рост  рынка лизинга оборудования практически  стабилен (темпы за последние  3 года от 7,6% до 9,42% за год).

 - доля рынка “лидеров” снижается за счет стран Центральной и Восточной

____________________

1Огилви Д. П. Финансовый лизинг. – М., 2008. С.140.  

            Европы. При росте объемов, лизинг оборудования “удлиняется” в целом (увеличивается число сделок длительностью от 5 до 10 лет, и более 10 лет).

Все категории  пользователей увеличивают лизинг оборудования. При этом возрастает количество пользователей и промышленности: поскольку доля оборудования в общей структуре лизинге – около 23%, а доля лизингополучателей промышленных предприятий  - порядка 31%.

Таблица 1                  

Крупнейшие  страны по объему рынка лизинга по итогам 2009г.

Страна(регион) Годовой объем, $ млрд. Прирост за 2008-2009,% Доля  на рынке, %
1 США 220,00 13,4 29,9
2 Япония 74,41 3,4 8,7
3 Германия 55,18 10,7 15,7
4 Италия 29,34 17,1 11,4
5 Великобритания 27,93 -0,3 9,4
6 Франция 27,32 5,7 9,0
7 Канада 18,19 19,0 23,3
8 Испания 14,78 16,5 22,9
9 Австралия 7,45 2,1 20,0
10 Австрия 6,88 31,4 12,3
11 Россия 6,75 85,4 7,5
12 Северная Африка 6,60 15,0 н.д.
13 Нидерланды 6,30 3,4 6,9
14 Швейцария 6,25 -4,6 10,5
15 Швеция          5,88     -2,6        12,7

         

К концу 2010 года российский рынок лизинга имеет реальный шанс вырасти в   

5-71 раз при условии, что будут решены налоговые и юридические проблемы, препятствующие полноценному развитию рынка.

Прежде  всего это проблемы возмещения НДС, определения выкупной стоимости имущества, проработка необходимых юридических и налоговых аспектов, касающихся лизинга недвижимости и возвратного лизинга, признание оперативного лизинга в качестве инвестиционного инструмента. (Более подробно на этих вопросах мы остановимся в третьей главе). Если же до конца 2008 года законодательная и налоговая инфраструктура рынка лизинга не улучшится, то к концу 2010 года итоги будут куда более скромными – рынок вырастет всего в 2,5 – 3 раза. Чтобы определить тенденции лизингового рынка, надо выяснить достиг ли рынок лизинга своих пределов, каковы вообще его пределы. Ответить на эти вопросы можно с помощью международных сопоставлений.

            В мире используются два основных  индикатора значения лизинга в экономике страны: доля лизинга в ВВП и доля в инвестициях в основные средства. Для российского рынка лизинга по итогам 2009 года эти показатели составляют по разным оценкам от 1,99% до 2,6% и от 5,7% до 7,1% соответственно. С 2001 года они выросли более чем в два раза (с 0,5 и 3% соответственно). Тем не менее в международном сопоставлении доля российского лизинга в экономике остается довольно невысокой. Наиболее высокую долю в ВВП имеют развивающиеся страны (большинство из ни – страны Восточной Европы), что обусловлено их более высокой потребностью по сравнению с развитыми странами в обновлении основных фондов. Максимальная доля лизинга в ВВП Эстонии – 5,17%, а средне – взвешенный уровень по 50 странам составляет 1,67%. Доля лизинга в ВВП и инвестициях не является константой и зависит прежде всего от потребности страны и

_______________________

 1 Мурзина А.Н. Энциклопедия экспертиза рынка лизинг. –М.,2008.С.13.

обновлении  основных фондов, от развитости законодательства и  инфраструктуры лизинговой деятельности, а также от уровня развития альтернативных финансовых инструментов. Например, в США доля лизинга в инвестициях составляет 40%, а в Германии – 25,7%, во Франции, Великобритания, Японии – около 9%. Нигде в мире доля лизинга в инвестициях не превышает уровня США, то есть 40%, а средний уровень этого показателя по странам Европы составляет 17%. Исторический максимум, по данным London Financial Group, отмечался в 1985 году в Австралии (35,8%). Ряд фундаментальных факторов, определяющих спрос на лизинговое финансирование, позволяет предполагать, что лизинг в России способен приблизиться к обозначенным выше максимальным показателям. На то есть как минимум четыре причины.

Информация о работе Финансовый лизинг: проблемы и перспективы развития в России