Доходы муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:48, дипломная работа

Описание работы

В течение нескольких лет в Российской Федерации осуществлялось постепенное становление системы местного самоуправления. В настоящее время достаточно много сделано в плане создания организационно-правовых условий для обеспечения возможности функционирования органов местной власти. Вместе с тем практика реализации конституционных основ местного самоуправления показывает, что в Российской Федерации недостаточно сделано для создания гарантий подлинной независимости, самостоятельности местного самоуправления, формирования его финансовой основы.
В муниципальных образованиях решается судьба страны, именно они являются основным звеном социально-экономического развития, роста благосостояния населения, расцвета и укрепления могущества нашего государства. Поэтому так важно создать финансовые основы функционирования местного самоуправления. Большая роль при формировании местных бюджетов принадлежит доходам, поскольку они являются основой финансовой самостоятельности муниципальных образований и источником финансирования их расходных полномочий.

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 1.10 Мб (Скачать)

 

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА  ОЛОНЕЦКОГО РАЙОНА

3.1. Правовое регулирование  местного бюджета  в Республике Карелия и муниципальном образовании Олонецкий район

 

Значительная часть правового  регулирования местного самоуправления, а также вопросов финансово-бюджетной деятельности местного самоуправления,  сегодня осуществляется на региональном уровне власти. Рассмотрим законодательную основу местных финансов на уровне субъекта Российской Федерации на примере Республики Карелия.

Конституцией Республики Карелия признается и гарантируется  местное самоуправление, самостоятельное  в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения35.

Закон Республики Карелия  “О местном самоуправлении в Республике Карелия” определяет правовые, экономические, финансовые основы местного самоуправления в РК, а также гарантии местного самоуправления. В Законе говорится, что формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с федеральными законами, законами Республики Карелия и уставом муниципального образования36.

В Законе отмечается, что финансовую основу местного самоуправления составляет бюджет муниципального образования, включая государственные дотации до минимально необходимого бюджета, субвенции, кредитные ресурсы, валютные средства, а также иные средства местного самоуправления.

Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с федеральными законами, законами Республики Карелия и Уставом муниципального образования.

Доходная часть минимально необходимого бюджета обеспечивается путем закрепления  на долговременной основе Законом Республики Карелия доходных источников. В случае, если доходная часть минимально необходимого бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, органы государственной власти Республики Карелия передают органам местного самоуправления иные источники республиканского бюджета. При этом свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года не учитываются.

Решение о выделении государственных  дотаций и субвенций принимается Законодательным Собранием Республики Карелия отдельно для каждой территории при формировании бюджета на предстоящий год.

Бюджетные правоотношения между уполномоченными  органами государственной власти и местного самоуправления Республики Карелия по взаимоотношениям республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Карелия регулируются Законом Республики Карелия “О бюджетном процессе в Республике Карелия”. В Законе дается понятие консолидированного бюджета Республики Карелия: «в состав единой бюджетной системы Российской Федерации в Республике Карелия входят бюджет Республики Карелия, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов и местные бюджеты. Бюджет Республики Карелия и свод местных бюджетов (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Республики Карелия»37.

В соответствии с положениями  Закона «О бюджетном процессе в Республике Карелия» Законодательным Собранием РК ежегодно утверждается Закон Республики Карелия “О республиканском бюджете” и включает в себя следующие разделы, определяющие:

- Доходы - устанавливаются  виды доходов республиканского  и местных бюджетов и нормативы  отчислений федеральных и республиканских  налогов и доходов, а также прогнозируемые суммы поступлений доходов по основным источникам;

- Расходы - утверждается  функциональная структура расходов  республиканского бюджета, а также объем финансовой помощи, передаваемой из республиканского бюджета местным бюджетам в порядке, определяемом Правительством Республики Карелия.

В частности, законом РК «О бюджете  республики Карелия на 2005 год», установлено, что в 2005 году в местные бюджеты  зачисляются38:

1) доходы от федеральных налогов  и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, указанных в пунктах 3, 4 части 3 статьи 2 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений", неналоговые доходы, указанные в статьях 56, 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации в соответствии с нормативами отчислений;

2) доходы от федеральных и  региональных налогов и сборов  в части погашения задолженности  прошлых лет по отдельным видам  налогов, а также в части погашения задолженности по отмененным налогам и сборам.

В приложении 2 приведены нормативы  отчислений  федеральных и региональных налогов и сборов в бюджет Республики Карелия и местные бюджеты Республики Карелия на 2004 г.

Кроме того, законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год определяется объем межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Республики Карелия бюджетам муниципальных образований Республики Карелия.

Законом утверждается распределение  дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Карелия из бюджета Республики Карелия.

Бюджетам муниципальных образований  могут предоставляться субсидии:

- за счет средств Регионального  фонда софинансирования социальных  расходов  бюджетам муниципальных образований Республики Карелия;

  • за счет средств Регионального фонда компенсаций: 1) на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях для реализации государственного стандарта общего образования; 2) на выплату денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю); 3) на возмещение расходов по предоставлению отдельным категориям граждан субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; 4) на финансовое обеспечение полномочий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия";

- за счет средств Фонда муниципального  развития: на строительство и  реконструкцию объектов социального  назначения и жилищно-коммунального  хозяйства, являющихся собственностью  муниципальных образований Республики Карелия.

Правительству Республики Карелия  разрешено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предоставлять из бюджета Республики Карелия бюджетам муниципальных образований Республики Карелия бюджетные кредиты на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов, в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.

В составе бюджета Республики Карелия  в 2005 году образован Региональный фонд стимулирования роста доходов бюджетов муниципальных образований Республики Карелия. Предоставление и расходование средств Регионального фонда стимулирования роста доходов бюджетов муниципальных образований Республики Карелия в 2005 году осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Карелия.

Согласно федеральному и региональному  законодательству, формирование и исполнение местного бюджета осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

В соответствии с положениями  федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131 был принят проект Устава муниципального образования Олонецкий национальный район в новой редакции.

Уставом к вопросам местного значения отнесено формирование, утверждение, исполнение местного бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета. Статья 39 Устава дает определение консолидированного бюджета муниципального района. «Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района»39.

В Уставе указывается, что Олонецкий национальный муниципальный район имеет собственный бюджет (бюджет муниципального района).

Органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают сбалансированность местного бюджета муниципального района и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местного бюджета муниципального района, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципального района.

Порядок формирования, утверждения, исполнения местного бюджета муниципального района и контроль за его исполнением  осуществляются в соответствии с муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального района с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также законами Республики Карелия.

В местном бюджете муниципального района раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Республики Карелия, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций  соответствующие расходы местного бюджета муниципального района.

Ст. 41 Устава определяет состав доходов  и расходов местного бюджета.

Во исполнение положений Устава муниципального образования в Олонецком  районе решением сессии районного Совета – представительного органа местного самоуправления от 4 апреля 2002 г. утверждено Положение о бюджетном процессе в Олонецком районе, которое устанавливает порядок составления и рассмотрения проекта районного бюджета, утверждения и исполнения районного бюджета, осуществления контроля  за  его исполнением  и порядок утверждения отчетов об исполнении районного бюджета.

Данное Положение состоит из трех частей.

Часть первая – «Районный бюджет и республиканский бюджет -консолидированный  бюджет Республики Карелия – составная часть единой бюджетной системы Российской Федерации».

В этой части устанавливается, что  в составе единой бюджетной системы  Российской Федерации в Республике Карелия входят республиканский  бюджет, бюджеты территориальных внебюджетных фондов и местные бюджеты.

Республиканский бюджет и свод местных  бюджетов составляют консолидированный бюджет Республики Карелия.

Администрация местного самоуправления Олонецкого района осуществляет составление проекта местного бюджета района, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение представительного органа местного самоуправления, исполнение местного бюджета, управление муниципальным долгом, контроль за исполнением местного бюджета, представляет отчет об исполнении местного бюджета на утверждение представительного органа местного самоуправления и другие полномочия, определенные, федеральным законодательством, законодательством Республики Карелия и актами органа местного самоуправления Олонецкого района.

Представительный орган местного самоуправления Олонецкого района рассматривает и утверждает местный бюджет района и отчет об его исполнении, осуществляет последующий контроль за исполнением местного бюджета района и другие полномочия, определенные федеральным законодательством, законодательством Республики Карелия и актами органа местного самоуправления Олонецкого района.

Статья 2 части 1 Положения определяет порядок формирования доходной части бюджета муниципального образования, порядок направления в районный бюджет доходов от использования муниципальной собственности Олонецкого района, иных доходов районного бюджета, порядок учета и предельный размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в районный бюджет.

Статья 3 части 1 определяет перечень расходов, совместно финансируемых из федерального, республиканского и местного бюджетов; расходов, совместно финансируемых из республиканского и местного бюджетов; а также расходов, финансируемых исключительно из местного бюджета.

Статья 4 части 1 определяет сбалансированность районного бюджета, дефицит районного  бюджета и источники его покрытия.

Часть вторая носит название «Бюджетный процесс в Олонецком районе».

В данной части Положения устанавливаются  основы составления проекта районного бюджета.

Продолжительность бюджетного процесса в Олонецком районе составляет 2 года, и состоит из пяти этапов:

  • первый этап – прогнозирование экономического и социального развития района;
  • второй этап – формирование проекта районного бюджета;
  • третий этап – рассмотрение и утверждение районного бюджета;
  • четвертый этап – исполнение районного бюджета;
  • пятый этап – завершение операций по исполнению районного бюджета, составление и утверждение отчета об исполнении районного бюджета за отчетный год – январь-апрель следующего за отчетным годом.

Информация о работе Доходы муниципального образования