Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:48, дипломная работа
В течение нескольких лет в Российской Федерации осуществлялось постепенное становление системы местного самоуправления. В настоящее время достаточно много сделано в плане создания организационно-правовых условий для обеспечения возможности функционирования органов местной власти. Вместе с тем практика реализации конституционных основ местного самоуправления показывает, что в Российской Федерации недостаточно сделано для создания гарантий подлинной независимости, самостоятельности местного самоуправления, формирования его финансовой основы.
В муниципальных образованиях решается судьба страны, именно они являются основным звеном социально-экономического развития, роста благосостояния населения, расцвета и укрепления могущества нашего государства. Поэтому так важно создать финансовые основы функционирования местного самоуправления. Большая роль при формировании местных бюджетов принадлежит доходам, поскольку они являются основой финансовой самостоятельности муниципальных образований и источником финансирования их расходных полномочий.
Рис. 3.1. Поступление доходов в бюджет Олонецкого района и размер финансовой помощи из бюджетов вышестоящих уровней за 2001-2005 гг., тыс.руб.41
Значительную часть в бюджете района составляет финансовая помощь из бюджетов вышестоящего уровня, и она в 2001-2004 гг. продолжала расти. Так, в 2004 г. объем финансовой помощи составлял 77% от доходной части местного бюджета (в 2001 г. – 65%). Несколько уменьшится объем финансовой помощи в 2005 году, что объясняется передачей части бюджетных полномочий с местного на вышестоящий уровень.
Рассмотрим исполнение доходной части местного бюджета Олонецкого района в 2004 г.
По измененным плановым показателям на 2004 год прогнозируемый объем доходов районного бюджета Олонецкого района установлен в сумме 261717 тыс.руб, в т.ч. налоговые поступления составляют 36150 тыс.руб., неналоговые доходы- 12283 тыс.руб.; безвозмездные перечисления – 202216 тыс.руб., в т.ч. субсидии на частичное погашение задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства по итогам проведенной инвентаризации- 7430 тыс.руб. В 2004 году из Федерального фонда реформирования региональных финансов на частичное погашение задолженности предприятий и организаций ЖКХ за предприятия Олонецкого района перечислено в бюджеты разных уровней в погашение задолженности по налогам- 1833 тыс.руб., в фонды- 1186 тыс.руб.
За 2004 год поступление налоговых платежей и неналоговых доходов во все уровни бюджетной системы Российской Федерации на территории Олонецкого района составило 291103 тыс.руб., что на 70330 тыс.руб. или на 32 % больше, чем за 2003 г. (таблица 3.1).
Таблица 3.1.
Поступление налоговых платежей и неналоговых доходов во все уровни бюджетной системы РФ за 2003-2004 гг.
2003г. |
2004г. |
Отклонение | |||||
Сумма |
Удельный вес, % |
Сумма |
Удельный вес, % |
Сумма | |||
Федеральный |
51818 |
23 |
90662 |
31 |
38844 | ||
Республиканский |
45880 |
21 |
70217 |
24 |
24337 | ||
Районный: в т.ч. перечислено со счета УФК |
51051 45434 |
23 |
48874 41541 |
17 |
-2177 -3893 | ||
Фонды |
72024 |
33 |
81350 |
28 |
9326 | ||
ИТОГО |
220773 |
100 |
291103 |
100 |
70330 |
Примечание: информация предоставлена Отделением федерального казначейства МФ РФ по Олонецкому району.
Наибольший удельный вес в общей сумме поступлений в бюджеты всех уровней на территории Олонецкого района в 2004 году занимают отчисления в федеральный бюджет – 31%, в 2003 году занимали отчисления в государственные внебюджетные фонды -33%. Доходы районного бюджета уменьшились и составили 17 % в общем объеме поступлений.
Произошли изменения в структуре доходов: за 2003 год в общем объеме поступлений всех уровней бюджетов налоговые платежи составляли 94 %, неналоговые доходы - 6 %. За 2004 год доля неналоговых доходов в общем объеме поступлений увеличилась и составляет 15 %, налоговые доходы соответственно составили 85 % (таблица 3.2).
Таблица 3.2.
Доля налоговых платежей и неналоговых доходов по уровням бюджетной системы в 2003-2004 гг.
Федеральный бюджет |
Республиканский бюджет |
Районный бюджет | ||||||||||
2003 г. |
Уд.вес,% |
2004г. |
Уд.вес, % |
2003г. |
Уд. вес,% |
2004г. |
Уд.вес,% |
2003г. |
Уд.вес,% |
2004г. |
Уд. вес,% | |
Налоговые |
48413 |
93 |
68231 |
75 |
41885 |
91 |
62499 |
89 |
44106 |
86 |
35292 |
72 |
Неналоговые |
3405 |
7 |
22431 |
25 |
3995 |
9 |
7718 |
11 |
6945 |
14 |
13582 |
28 |
Всего доходов |
51818 |
100 |
90662 |
100 |
45880 |
100 |
70217 |
100 |
51051 |
100 |
48874 |
100 |
Примечание: информация предоставлена Отделением федерального казначейства МФ РФ по Олонецкому району.
Как видим, в 2004 г. бюджете района доля неналоговых доходов увеличилась по сравнению с 2003 г. в два раза, соответственно доля налоговых поступлений уменьшилась.
Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Олонецкого района за 2003-2004 г.г. составили (таблица 3.3).
Таблица 3.3.
Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Олонецкого района за 2003-2004 гг., тыс.руб.
Наименование |
Код бюджетной классификации |
Районный бюджет | |
2003г. |
2004г. | ||
Поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
04120 |
||
04130 |
18,0 |
142,0 | |
Поступления от продажи акций, находящихся в государственной и муниципальной собственности и их приобретение |
04230 |
1912,0 |
|
Поступления от продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности |
04320 |
||
04330 |
96,0 |
55,0 | |
Итого: |
2026,0 |
197,0 |
За 2004 год в бюджет Олонецкого района поступило 48874 тыс.руб., что составляет 96 % к аналогичному периоду 2003 года .
По основным доходным источникам за 2004 года наблюдается снижение:
Прогнозные показатели в бюджет Олонецкого района на 2004 год утверждены в сумме 48433 тыс.руб. и выполнены на 101%, в т.ч. по налоговым платежам на 98% и неналоговым на 111 %., в т.ч. перевыполнение прогнозных показателей по следующим доходным источникам:
- по налогу на доходы физических лиц на 539 тыс.руб. на 2% (по плану 23547 тыс.руб.);
- по налогу на имущество на 115 тыс.руб. или на 4% (по плану-3218 тыс.руб.);
- по арендной плате за землю на 212 тыс.руб. или на 14 % (по плану- 1533 тыс.руб.);
- по доходам от использования лесного фонда на 564 тыс.руб. или на 14 % (по плану- 4497 тыс.руб.).
Прирост поступления доходов в районный бюджет обеспечен, в основном, за счет увеличения поступлений по неналоговым доходам.
Невыполнение плановых показателей:
- по налогу на прибыль на 457 тыс.руб. или на 44 % (по плану- 1028 тыс.руб.);
- по налогам на совокупный доход на 182 тыс.руб. или на 7 % (по плану- 2477 тыс.руб.);
- по земельному налогу на 884 тыс.руб или на 20 % (по плану- 4400 тыс.руб.).
Напрямую на счет районного бюджета, минуя счета казначейства, за 2003 год ошибочно перечислено плательщиками 87 тыс. руб. (в том числе поступления от продажи земельных участков, зачисляемые в МБ- 82 тыс.руб.), что составляет 0,2% от общей суммы поступлений. За 2004 год напрямую на счет районного бюджета зачислено 77 тыс.руб.(в том числе поступления от продажи земельных участков, зачисляемые в МБ- 30 тыс.руб., арендная плата за земли несельхозназначения – 46 тыс.руб.) или 0,1 % от общей суммы. Анализ прямых зачислений показал, что 99 % составляют неналоговые доходы, администрируемые КУМИ. В адрес Комитета направлено письмо.
Динамика поступления доходов в районный бюджет за 2003 - 2004 гг. представлена в приложении 1.
Налог на доходы физических лиц является основным источником формирования бюджета района. За 2004 год в бюджет Олонецкого района перечислено 24086 тыс.руб., что составляет 49% от общей суммы доходов, перечисленных в районный бюджет. Удельный вес данного вида налога в районном бюджете уменьшился (с 53% в 2003 г. до 49% в 2004 г.) (рис.3.2.).
Рис. 3.2. Удельный вес налога на доходы физических лиц в районном бюджете в 2003-2004 гг.42
Это произошло в связи с изменением распределения нормативов отчислений между республиканским и местным бюджетом (норматив 2003 года: РБ-45%, МБ-55%; норматив 2004 года: РБ-65%, МБ-35%). Таким образом, доходы районного бюджета уменьшились на 3082 тыс.руб. и составили 89 % к уровню прошлого года.
Поступление налогов на совокупный доход за 2004 год в доходы районного бюджета составило 2295 тыс.руб. (5% от суммы поступлений в бюджет района), что на 774 тыс.руб. или на 51% больше прошлого года – рост доходов обеспечен увеличением налогооблагаемой базы.
За 2004 год в бюджет района поступило налога на имущество 3333 тыс.руб., что на 75 тыс.руб. или на 2% меньше, чем в прошлом году (рис.3.3.).
Рис. 3.3. Поступление налога на имущество в бюджет Олонецкого района в 2003-2004 гг., тыс.руб.43
Большая изношенность основных фондов на многих производственных предприятиях, а также имеющаяся задолженность по налогу на имущество организаций явились основной причиной уменьшения поступлений по данному виду налога в районный бюджет.
За 2004 г. поступило доходов от использования лесного фонда 4498 тыс.руб. В 2004 г. изменились нормативы распределения доходов от использования лесного фонда в части превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню (в 2003г.-ФБ-50%, РБ-50%; в 2004г.-РБ-50%, Мб-50%). В результате перераспределения норматива и применения повышающего коэффициента доходы районного бюджета увеличились на 4498 тыс.руб. и составили 9% в общей сумме перечислений в бюджет района и 33% в неналоговых доходах (табл. 3.4, рис.3.4).
Таблица 3.4.
Поступление доходов от использования лесного фонда во все уровни бюджетной системы в 2003-2004 гг., тыс.руб.
Вид дохода |
2003г. |
2004г. | |||||||
Всего |
Федеральный бюджет |
Республиканский бюджет |
Районный бюджет |
Всего |
Федеральный бюджет |
Республиканский бюджет |
Районный бюджет | ||
Доходы от использования
лесного фонда в части - лесные подати - арендная плата - плата за перевод лесных земель в нелесные - прочие доходы |
4786 3885 604
0 297 |
2392 1942 302
0 148 |
2394 1943 302
0 149 |
0 0 0
0 0 |
19629 6260 2733
10633 3 |
10633 0 0
10633 0 |
4498 3130 1367
0 1 |
4498 3130 1366
0 2 |
Примечание: информация предоставлена Отделением федерального казначейства МФ РФ по Олонецкому району.
Рис.3.4. Динамика поступления доходов от использования лесного фонда во все уровни бюджетов в 2003-2004 гг., тыс.руб.
За 2004 год в районный бюджет поступило земельного налога в сумме 3516,0 тыс.руб. или 7% от суммы поступлений в бюджет района.
Таким образом, анализ доходной части местного бюджета Олонецкого района в 2004 г. показывает, что произошло некоторое увеличение поступлений доходов по сравнению с предыдущим годом. Однако такое повышение произошло за счет увеличения безвозмездных перечислений из бюджетов вышестоящих уровней, доля которых в бюджете по-прежнему очень высока. В 2004 году произошло снижение налоговых поступлений по сравнению с 2003 г. В основном это связано с перераспределением нормативов распределения налогов в пользу федерального и республиканского бюджетов. Основными источниками поступления налогов в бюджет района являются налог на доходы физических лиц, доход от использования лесного фонда. По основным доходным источникам за 2004 года наблюдается снижение по налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц, налогу с продаж; платежам за пользование природными ресурсами. Прирост поступления доходов в районный бюджет обеспечен, в основном, за счет увеличения поступлений по неналоговым доходам. В 2004 г. бюджете района доля неналоговых доходов увеличилась по сравнению с 2003 г. в два раза, соответственно доля налоговых поступлений уменьшилась.
Рассмотрим проект бюджета Олонецкого района на 2005 г.
Принципиальной особенностью проекта бюджета на 2005 год является его формирование в условиях и с учетом начатых в 2004 году фундаментальных структурных реформ государственного и муниципального сектора, направленных на реализацию указанных целей и приоритетов.
К числу этих реформ относятся:
В основу расчетов проекта бюджета Олонецкого района положены основные показатели прогноза развития района в предстоящем году, разработанные Отделом экономики и муниципального имущества Администрации местного самоуправления, согласованные с Министерством экономики Республики Карелия.
Доходная часть бюджета
А. Доходы бюджета образуются из:
1. Собственных налоговых доходов местных бюджетов от местных налогов и сборов.