Доходы муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:48, дипломная работа

Описание работы

В течение нескольких лет в Российской Федерации осуществлялось постепенное становление системы местного самоуправления. В настоящее время достаточно много сделано в плане создания организационно-правовых условий для обеспечения возможности функционирования органов местной власти. Вместе с тем практика реализации конституционных основ местного самоуправления показывает, что в Российской Федерации недостаточно сделано для создания гарантий подлинной независимости, самостоятельности местного самоуправления, формирования его финансовой основы.
В муниципальных образованиях решается судьба страны, именно они являются основным звеном социально-экономического развития, роста благосостояния населения, расцвета и укрепления могущества нашего государства. Поэтому так важно создать финансовые основы функционирования местного самоуправления. Большая роль при формировании местных бюджетов принадлежит доходам, поскольку они являются основой финансовой самостоятельности муниципальных образований и источником финансирования их расходных полномочий.

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 1.10 Мб (Скачать)

Так, в Олонецком районе в 2005 году были установлены следующие местные  налоги и сборы:

  • земельный налог за земли сельскохозяйственного назначения;
  • земельный налог за земли городов и поселков;
  • земельный налог за другие земли несельскохозяйственного назначения;
  • налог на имущество физических лиц.

2. Доходы от федеральных налогов  и сборов, налогов, предусмотренными  специальными налоговыми режимами  согласно подпункта 3 пункта 3 статьи 2 Федерального закона «о внесении  изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений»:

  • налог на доходы физических лиц;
  • единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • единый сельскохозяйственный налог;
  • государственная пошлина;
  • плата за негативное воздействие на окружающую среду;
  • платежи, взимаемые государственными и муниципальными организациями за выполнение определенных функций.

3. Доходы от федеральных и  региональных налогов и неналоговых  доходов, указанных в подпункте  4 пункта 3 статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений»:

  • налог на имущество  организаций;
  • платежи за пользование лесным фондом. 

4. Задолженность по отмененным  налогам и сборам.

  1. Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (аренда, реализация муниципального имущества).
  2. Платежи при пользовании природными ресурсами:
    • за негативное воздействие на окружающую среду;
    • за пользование лесным фондом.
  1. Штрафы, санкции, возмещение ущерба.
  1. Прочие неналоговые доходы, зачисляемые в местный бюджет.

Б. Безвозмездные поступления:

    • дотации;
    • субвенции;
    • субсидии.

Формирование прогноза доходов  бюджета района на 2005 год осуществлялось исходя из основных положений налоговой реформы в 2005-2007 годах и в соответствии с прогнозом социально-экономического развития района на 2005 год. Расчеты доходов бюджета Олонецкого района произведены на основании федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в налоговое и бюджетное законодательство, изменение налогового и бюджетного законодательства Республики Карелия, начиная с 2005 года.

Оценка изменений формирующих  налоговую базу бюджета Олонецкого района на 2005 год в связи с изменением федерального и республиканского законодательства характеризуется следующими показателями (таблица 3.5).

Межбюджетные отношения сформированы с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства, а также необходимости повышения результативности управления общественными финансами.

Таблица 3.5.

Влияние факторов на поступление доходов в местный бюджет в 2005 г.

 

Факторы,  влияющие на уровень доходов

Сумма (тыс.руб.)

1. Увеличение (индексация) ставок по ряду платежей, всего

+1356

в том числе:

за счет изменения  размера базовой доходности по единому  налогу на вмененный доход

 

+1160

за счет увеличения минимальных  ставок за древесину, отпускаемую на корню

+196

2. Изменение  нормативов зачисления налогов

-2344

в том числе:

Налог на доходы физических лиц

 

-4028

Единый налог по упрощенной системе

-550

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

+284

Единый налог на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности

+2135

Налог на имущество организаций

-1040

Земельный налог на земли  городов и поселков

+855

3. Отмена ставки налога  на прибыль в местный бюджет

-300

Итого изменения налогового законодательства, учтенные в расчетах проекта бюджета района на 2005год.

-688


 

Содержание и структура передаваемых средств существенно изменилась в связи с планируемым с 2005 г. разграничением полномочий между  различными уровнями государственной власти и местного самоуправления.

Основу финансовой помощи составляют не только средства дотации на выравнивание минимальной  бюджетной обеспеченности, но и целевые субвенции и субсидии бюджета муниципальных образований.

Бюджет района по доходам сформирован в сумме 216216 тыс. рублей, что составляет 83% от доходов, полученных в 2004 году (приложение 3).

Всего общая сумма собственных  доходов формирующих доходную базу районного бюджета определена (с  учетом недоимки, сложившейся по состоянию на 1 июля 2004 г.), в сумме 46624 тыс. руб., что составляет 98% к поступлению налоговых и других платежей в 2004 году, в том числе налог на доходы физических лиц – 24168 тыс. руб., единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности – 4270 тыс. руб., налоги на имущество – 7246 тыс. руб., доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности – 4433 тыс. руб., платежи за пользование природными ресурсами – 2917 тыс. руб., штрафы, санкции в сумме – 1810 тыс. руб., задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам в сумме – 50 тыс. руб., государственная пошлина в сумме – 640 тыс. руб.

Основным бюджетообразующим доходным источником является налог на доходы физических лиц (52% от общей суммы  прогнозируемых поступлений). В числе основных доходных источников земельный налог (8% от общей суммы прогнозируемых доходов), налога на имущество предприятий (3% от общего объема планируемых поступлений), доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности составят в общем объеме доходов 10 процентов, платежи за пользование природными ресурсами (6%), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в общем объеме планируемых поступлений составит 9%.

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетных учреждений определены в размере 7533 тыс. руб. на основе предложений главных распорядителей средств районного бюджета и предусмотрены в одинаковой сумме в доходах и расходах бюджета района.

Здесь основные поступления за счет:

    • родительской платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях;
    • за обучение детей в музыкальной и художественной школе;
    • грандов;
    • гуманитарной и спонсорской помощи.

 

 С учетом изменения  законодательства Российской Федерации и Республики Карелия по  разграничению расходных полномочий за счет средств Фонда софинансирования социальных расходов предусмотрено финансирование обязательств в виде целевых субсидий:

  • на долевое финансирование программ по оплате услуг муниципальных организаций, муниципальных мероприятий, а также по объектам социального назначения, являющимся собственностью муниципальных образований, включенным в республиканские целевые программы в размере 1435 тыс.рублей (116 тыс. руб.  программа «Вакцинопрофилактика на 2201-2005гг.; 370 тыс. руб. – программа обеспечения населения лекарственными средствами на 2004-2006 г.г.; 1 тыс. руб. -  программа «Женщины Карелии» на 2001-2005 г.г.; 8 тыс. руб. – программа «Адресная социальная помощь на 2005 год»; 940 тыс. руб. – программа «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия на 2004-2010 г.г.»;
  • на социальную поддержку специалистов муниципальных учреждений, работающих и  проживающих за пределами городов в соответствии с проектом Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» в размере 1739 тыс.руб.    

Анализ проекта бюджета Олонецкого района на 2005 год показывает, что  в 2005 г. ожидается дальнейшее уменьшение поступления доходов в местный бюджет. Это связано с изменением бюджетной и налоговой политики и перераспределением расходных полномочий между бюджетами. Основным бюджетообразующим доходным источником в 2005 г. по-прежнему является налог на доходы физических лиц. В числе основных доходных источников земельный налог, налог на имущество предприятий, доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, платежи за пользование природными ресурсами, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Сужение числа местных налогов, изменение нормативов отчислений налогов в пользу федерального и республиканского  приводит к тому, что значительно уменьшается доля налоговых поступлений в местный бюджет. Все это может привести к непредсказуемым последствиям, поскольку положение с финансированием бюджетных учреждением, состоянием коммунальных сетей в районе является катастрофическим. Однако бюджет района на 2005 г. по расходам рассчитан на 84% от расходов 2004 г. (приложение 4).

Учитывая реальное положение на месте, тяжелое финансовое, материально-техническое состояние бюджетных учреждений района, несвоевременность выплат заработной платы и других гарантированных законом выплат, неудовлетворенное состояние дел в сфере жилищно-коммунального хозяйства, напрашивается вывод, что доходов местного бюджета Олонецкого района явно недостаточно для обеспечения нормальной жизнедеятельности данных учреждений, полного осуществления возложенных на них функций, что естественно отражается на благосостоянии населения.

В жилищно-коммунальном хозяйстве  средний уровень износа инженерных коммуникаций составляет свыше 60%. Примерно 25% основных фондов полностью отслужили свой срок. Состояние муниципальных дорог – не в лучшем положении, ремонт отдельных участков производится весьма редко.

Медицинское обслуживание населения  в критическом состоянии. Здания медицинских  учреждений становятся все более неприспособленными. Нет оборудования, медикаментов, инвентаря. Не выдерживаются нормативы содержания больных. Естественно, это отражается на качестве лечения, а, следовательно, на состоянии здоровья населения. Растут показатели смертности, снижается рождаемость, существенно снизилась продолжительность жизни населения.

Практически во всех поселках закрыты фельдшерско-акушерские пункты, дома культуры, библиотеки.

Не в лучшем состоянии и система  образования. В районах, на селе катастрофически не хватает учителей, чему способствует и низкая заработная плата, и отсутствие необходимых условий как проживания, так и преподавания в школах.

Трудно назвать область, находящуюся  в ведении местного самоуправления, где бы не было острых проблем, связанных, прежде всего, с их недостаточным финансированием.

Приведем лишь некоторые факты  из жизни Олонецкого района.

Из-за отсутствия достаточных средств  в местном бюджете в течение 10 лет в районе не производится ремонт главного корпуса центральной районной больницы. Под здание больницы приспособлено здание бывшей поликлиники. Из года в год этот объект не попадает в инвестиционную программу республики.

В 2004 г. на содержание Коткозерской больницы в с.Коткозеро Олонецкого района ежемесячно выделялось от 1 до 10 тыс. рублей (фактически, больница содержится на спонсорскую помощь!).

По той же причине в течение  нескольких лет не производится капитальный ремонт водопроводных сетей в г. Олонце. Жители 4-5-х этажей страдают из-за отсутствия воды в своих квартирах, вода поступает на эти этажи только в ночные часы.

Надо ли говорить, что в местном  бюджете весьма редко происходит «случай увеличения доходов». Местные власти, как могут, кроят местный бюджет, с целью обеспечить растущие потребности сферы ЖКХ, образования, культуры и медицины. Однако отрасли, обслуживающие население, находятся в тяжелейшем состоянии, уровень жизни жителей района падает.

Очевидно, проблема поиска источников финансирования и оптимизации расходов на местном уровне является чрезвычайно  актуальной, требующей безотлагательного  решения.

Органы местного самоуправления в  обмен на получение финансовой помощи из регионального бюджета вынуждены выстраивать свою политику по решению вопросов местного значения в соответствии с указанными органов государственной власти даже в тех случаях, когда это противоречит интересам населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. В этих условиях неизбежным является падение авторитета муниципальной власти в глазах населения муниципального образования, утрата доверия к ней.

Анализируя состояние местных  бюджетов, напрашивается вывод, что  важнейшим недостатком существующей системы формирования муниципальных бюджетов является практикуемый в настоящее время «иждивенческий» подход к формированию бюджета: изменение налогового законодательства в пользу вышестоящих бюджетов подрывает стимулы к развитию налогооблагаемой базы. Недостатком такого подхода является вечная зависимость от республиканского бюджета, отсутствием стимулов к поиску новых источников финансовых ресурсов, к экономии бюджетных средств.

Для увеличения доходной базы Олонецкого района можно предложить следующие решения.

1. Оставлять в районе 100%-ный норматив  отчислений от республиканского и федеральных налогов, в связи с чем местная власть будет заинтересована повышать эффективность работы экономики района, поскольку сверхплановые поступления по налогу будут оставаться в районе, а не перечисляться в соответствующей доле в республиканский бюджет, как это было бы при 50-ти процентном отчислении.

Информация о работе Доходы муниципального образования