Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:48, дипломная работа
В течение нескольких лет в Российской Федерации осуществлялось постепенное становление системы местного самоуправления. В настоящее время достаточно много сделано в плане создания организационно-правовых условий для обеспечения возможности функционирования органов местной власти. Вместе с тем практика реализации конституционных основ местного самоуправления показывает, что в Российской Федерации недостаточно сделано для создания гарантий подлинной независимости, самостоятельности местного самоуправления, формирования его финансовой основы.
В муниципальных образованиях решается судьба страны, именно они являются основным звеном социально-экономического развития, роста благосостояния населения, расцвета и укрепления могущества нашего государства. Поэтому так важно создать финансовые основы функционирования местного самоуправления. Большая роль при формировании местных бюджетов принадлежит доходам, поскольку они являются основой финансовой самостоятельности муниципальных образований и источником финансирования их расходных полномочий.
Так, в Олонецком районе в 2005 году были установлены следующие местные налоги и сборы:
2. Доходы от федеральных налогов
и сборов, налогов, предусмотренными
специальными налоговыми
3. Доходы от федеральных и
региональных налогов и
4. Задолженность по отмененным налогам и сборам.
Б. Безвозмездные поступления:
Формирование прогноза доходов бюджета района на 2005 год осуществлялось исходя из основных положений налоговой реформы в 2005-2007 годах и в соответствии с прогнозом социально-экономического развития района на 2005 год. Расчеты доходов бюджета Олонецкого района произведены на основании федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в налоговое и бюджетное законодательство, изменение налогового и бюджетного законодательства Республики Карелия, начиная с 2005 года.
Оценка изменений формирующих налоговую базу бюджета Олонецкого района на 2005 год в связи с изменением федерального и республиканского законодательства характеризуется следующими показателями (таблица 3.5).
Межбюджетные отношения
Таблица 3.5.
Влияние факторов на поступление доходов в местный бюджет в 2005 г.
Факторы, влияющие на уровень доходов |
Сумма (тыс.руб.) |
1. Увеличение (индексация) ставок по ряду платежей, всего |
+1356 |
в том числе: за счет изменения размера базовой доходности по единому налогу на вмененный доход |
+1160 |
за счет увеличения минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню |
+196 |
2. Изменение нормативов зачисления налогов |
-2344 |
в том числе: Налог на доходы физических лиц |
-4028 |
Единый налог по упрощенной системе |
-550 |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду |
+284 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
+2135 |
Налог на имущество организаций |
-1040 |
Земельный налог на земли городов и поселков |
+855 |
3. Отмена ставки налога на прибыль в местный бюджет |
-300 |
Итого изменения налогового законодательства, учтенные в расчетах проекта бюджета района на 2005год. |
-688 |
Содержание и структура
Основу финансовой помощи составляют не только средства дотации на выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности, но и целевые субвенции и субсидии бюджета муниципальных образований.
Бюджет района по доходам сформирован в сумме 216216 тыс. рублей, что составляет 83% от доходов, полученных в 2004 году (приложение 3).
Всего общая сумма собственных доходов формирующих доходную базу районного бюджета определена (с учетом недоимки, сложившейся по состоянию на 1 июля 2004 г.), в сумме 46624 тыс. руб., что составляет 98% к поступлению налоговых и других платежей в 2004 году, в том числе налог на доходы физических лиц – 24168 тыс. руб., единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности – 4270 тыс. руб., налоги на имущество – 7246 тыс. руб., доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности – 4433 тыс. руб., платежи за пользование природными ресурсами – 2917 тыс. руб., штрафы, санкции в сумме – 1810 тыс. руб., задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам в сумме – 50 тыс. руб., государственная пошлина в сумме – 640 тыс. руб.
Основным бюджетообразующим
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетных учреждений определены в размере 7533 тыс. руб. на основе предложений главных распорядителей средств районного бюджета и предусмотрены в одинаковой сумме в доходах и расходах бюджета района.
Здесь основные поступления за счет:
С учетом изменения законодательства Российской Федерации и Республики Карелия по разграничению расходных полномочий за счет средств Фонда софинансирования социальных расходов предусмотрено финансирование обязательств в виде целевых субсидий:
Анализ проекта бюджета
Учитывая реальное положение на месте, тяжелое финансовое, материально-техническое состояние бюджетных учреждений района, несвоевременность выплат заработной платы и других гарантированных законом выплат, неудовлетворенное состояние дел в сфере жилищно-коммунального хозяйства, напрашивается вывод, что доходов местного бюджета Олонецкого района явно недостаточно для обеспечения нормальной жизнедеятельности данных учреждений, полного осуществления возложенных на них функций, что естественно отражается на благосостоянии населения.
В жилищно-коммунальном хозяйстве средний уровень износа инженерных коммуникаций составляет свыше 60%. Примерно 25% основных фондов полностью отслужили свой срок. Состояние муниципальных дорог – не в лучшем положении, ремонт отдельных участков производится весьма редко.
Медицинское обслуживание населения в критическом состоянии. Здания медицинских учреждений становятся все более неприспособленными. Нет оборудования, медикаментов, инвентаря. Не выдерживаются нормативы содержания больных. Естественно, это отражается на качестве лечения, а, следовательно, на состоянии здоровья населения. Растут показатели смертности, снижается рождаемость, существенно снизилась продолжительность жизни населения.
Практически во всех поселках закрыты фельдшерско-акушерские пункты, дома культуры, библиотеки.
Не в лучшем состоянии и система образования. В районах, на селе катастрофически не хватает учителей, чему способствует и низкая заработная плата, и отсутствие необходимых условий как проживания, так и преподавания в школах.
Трудно назвать область, находящуюся в ведении местного самоуправления, где бы не было острых проблем, связанных, прежде всего, с их недостаточным финансированием.
Приведем лишь некоторые факты из жизни Олонецкого района.
Из-за отсутствия достаточных средств в местном бюджете в течение 10 лет в районе не производится ремонт главного корпуса центральной районной больницы. Под здание больницы приспособлено здание бывшей поликлиники. Из года в год этот объект не попадает в инвестиционную программу республики.
В 2004 г. на содержание Коткозерской больницы в с.Коткозеро Олонецкого района ежемесячно выделялось от 1 до 10 тыс. рублей (фактически, больница содержится на спонсорскую помощь!).
По той же причине в течение нескольких лет не производится капитальный ремонт водопроводных сетей в г. Олонце. Жители 4-5-х этажей страдают из-за отсутствия воды в своих квартирах, вода поступает на эти этажи только в ночные часы.
Надо ли говорить, что в местном бюджете весьма редко происходит «случай увеличения доходов». Местные власти, как могут, кроят местный бюджет, с целью обеспечить растущие потребности сферы ЖКХ, образования, культуры и медицины. Однако отрасли, обслуживающие население, находятся в тяжелейшем состоянии, уровень жизни жителей района падает.
Очевидно, проблема поиска источников финансирования и оптимизации расходов на местном уровне является чрезвычайно актуальной, требующей безотлагательного решения.
Органы местного самоуправления в обмен на получение финансовой помощи из регионального бюджета вынуждены выстраивать свою политику по решению вопросов местного значения в соответствии с указанными органов государственной власти даже в тех случаях, когда это противоречит интересам населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. В этих условиях неизбежным является падение авторитета муниципальной власти в глазах населения муниципального образования, утрата доверия к ней.
Анализируя состояние местных бюджетов, напрашивается вывод, что важнейшим недостатком существующей системы формирования муниципальных бюджетов является практикуемый в настоящее время «иждивенческий» подход к формированию бюджета: изменение налогового законодательства в пользу вышестоящих бюджетов подрывает стимулы к развитию налогооблагаемой базы. Недостатком такого подхода является вечная зависимость от республиканского бюджета, отсутствием стимулов к поиску новых источников финансовых ресурсов, к экономии бюджетных средств.
Для увеличения доходной базы Олонецкого района можно предложить следующие решения.
1. Оставлять в районе 100%-ный норматив отчислений от республиканского и федеральных налогов, в связи с чем местная власть будет заинтересована повышать эффективность работы экономики района, поскольку сверхплановые поступления по налогу будут оставаться в районе, а не перечисляться в соответствующей доле в республиканский бюджет, как это было бы при 50-ти процентном отчислении.