Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:48, дипломная работа
В течение нескольких лет в Российской Федерации осуществлялось постепенное становление системы местного самоуправления. В настоящее время достаточно много сделано в плане создания организационно-правовых условий для обеспечения возможности функционирования органов местной власти. Вместе с тем практика реализации конституционных основ местного самоуправления показывает, что в Российской Федерации недостаточно сделано для создания гарантий подлинной независимости, самостоятельности местного самоуправления, формирования его финансовой основы.
В муниципальных образованиях решается судьба страны, именно они являются основным звеном социально-экономического развития, роста благосостояния населения, расцвета и укрепления могущества нашего государства. Поэтому так важно создать финансовые основы функционирования местного самоуправления. Большая роль при формировании местных бюджетов принадлежит доходам, поскольку они являются основой финансовой самостоятельности муниципальных образований и источником финансирования их расходных полномочий.
- полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
- эффективности и экономности
использования бюджетных
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
- наличие собственных
источников доходов бюджетов
каждого уровня бюджетной
- законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
- право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
- недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.
В Бюджетном кодексе дается следующая трактовка: бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления23.
Бюджет состоит из доходной и расходной частей. Помимо этого в составе бюджетов имеются целевые и резервные фонды, которые используются на определенные цели.
Все доходы и расходы бюджетной системы распределяются между бюджетами. По составу, источникам, направлениям использования и другим признакам бюджетные доходы и расходы разнообразны. Для обеспечения планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны они классифицируются.
Каждое муниципальное
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти24.
В зависимости от государственного устройства страны различают: в унитарном государстве - доходы центрального государственного бюджета и доходы местных бюджетов; в федеративном (союзном) государстве эти два вида доходов дополняются доходами бюджетов членов Федерации.
Бюджетные доходы - понятие более узкое, чем доходы государства, которые включают помимо средств бюджета всех уровней власти ресурсы внебюджетных фондов и всего государственного сектора.
Согласно Бюджетному кодексу, доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджета всех уровней.
Состав доходов бюджетов в определении Бюджетного кодекса представлен на рис. 2.1.
Рис.2.1. Состав доходов бюджетов
Доходы бюджета классифицируются по различным признакам. По методам взимания они делятся - на налоговые и неналоговые доходы; по времени установления - собственные и регулирующие налоги; по источникам образования - налоги с юридических лиц, налоги с населения, займы, поступления от реализации государственной собственности; по видам налогов - акцизы, НДС, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и др.
Российское законодательство не выделяет классификацию собственных и регулирующих налогов, хотя ранее в Бюджетном кодексе использовалось понятие регулирующих налогов. Согласно закону «О бюджетной классификации» выделяются доходы бюджета, безвозмездные поступления и безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности25.
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.
В доходах бюджетов могут также учитываться средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также доходы от продажи государственного и муниципального имущества.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
Как отмечалось выше, в настоящее время Налоговый кодекс ограничил число местных налогов двумя: 1) земельный налог и 2) налог на имущество физических лиц.
К неналоговым доходам
К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:
Трансферты - средства, поступающие из федерального бюджета и бюджетов регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле;
дотация - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;
субвенция - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов;
субсидия - это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов (Федеральным законом от 20.08.2004 № 120-ФЗ данная статья Бюджетного кодекса признана утратившей силу с 1 января 2006 г.).
К собственным доходам бюджетов относятся:
Как отмечалось выше, принятый Федеральный закон «Об общих принципах…» №131 во многом дублирует положения бюджетного законодательства и устанавливает экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Закон также дает понятие местных бюджетов, состав их доходов и расходов, рассматривает перечень доходов, полномочия органов местного самоуправления в сфере бюджетных правоотношений. Ст. 55 Федерального закона «Об общих принципах…» №131-ФЗ (которая вступает в силу с 1 января 2006 г.) дает следующее определение доходов местных бюджетов.
К собственным доходам местных бюджетов относятся:
1) средства самообложения
2) доходы от местных налогов и сборов;
3) доходы от региональных
4) доходы от федеральных налогов и сборов;
5) безвозмездные перечисления из
бюджетов других уровней,
6) доходы от имущества,
7)
часть прибыли муниципальных
предприятий, остающейся после
уплаты налогов и сборов и
осуществления иных
8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
9) добровольные пожертвования;
10)
иные поступления в
Состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае изменения установленного статьями Федерального закона перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов и сборов Российской Федерации.
В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Федеративный характер Российской Федерации предполагает наделение субъектов РФ собственной компетенцией в бюджетной сфере. Механизм вертикального разграничения государственной власти включает не только разделение сфер власти - предметов ведения, но и возможность осуществления государственно-властных полномочий в закрепленных пределах.
Бюджетные полномочия субъектов Федерации относительно бюджетной деятельности местного уровня в юридической литературе разделяют на: а) регулирующие; б) обеспечивающие; в) контрольные26. Рассмотрение бюджетных полномочий субъектов относительно муниципальной бюджетной деятельности в разрезе данной классификации позволяет наиболее отчетливо проследить весь диапазон правовых методов взаимодействия юридически самостоятельных, но вместе с тем во многом сходных направлений государственной и муниципальной деятельности.
1. Регулирующие:
- принятие законов о местном самоуправлении, регулирующих, кроме прочего, бюджетные отношения (с момента вступления в силу (1 января 2006 г.) ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" это полномочие будет ограничено установленными этим Законом случаями (ст. 6 указанного Закона));
- разработка законодательных и
нормативных правовых актов,
- регулирование отношений между
бюджетами субъектов РФ и местн