Доходы муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:48, дипломная работа

Описание работы

В течение нескольких лет в Российской Федерации осуществлялось постепенное становление системы местного самоуправления. В настоящее время достаточно много сделано в плане создания организационно-правовых условий для обеспечения возможности функционирования органов местной власти. Вместе с тем практика реализации конституционных основ местного самоуправления показывает, что в Российской Федерации недостаточно сделано для создания гарантий подлинной независимости, самостоятельности местного самоуправления, формирования его финансовой основы.
В муниципальных образованиях решается судьба страны, именно они являются основным звеном социально-экономического развития, роста благосостояния населения, расцвета и укрепления могущества нашего государства. Поэтому так важно создать финансовые основы функционирования местного самоуправления. Большая роль при формировании местных бюджетов принадлежит доходам, поскольку они являются основой финансовой самостоятельности муниципальных образований и источником финансирования их расходных полномочий.

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 1.10 Мб (Скачать)

- полноты отражения  доходов и расходов бюджетов;

- эффективности и экономности  использования бюджетных средств  и другие.

Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

- наличие собственных  источников доходов бюджетов  каждого уровня бюджетной системы  РФ, определяемых в соответствии  с законодательством РФ;

- законодательное закрепление  регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

- право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

- недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

В Бюджетном кодексе дается следующая  трактовка: бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления23.

Бюджет состоит из доходной и расходной частей. Помимо этого в составе бюджетов имеются целевые и резервные фонды, которые используются на определенные цели.

Все доходы и расходы бюджетной  системы распределяются между бюджетами. По составу, источникам, направлениям использования и другим признакам бюджетные доходы и расходы разнообразны. Для обеспечения планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны они классифицируются.

Каждое муниципальное образование  имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Доходы бюджета - часть  централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти24.

В зависимости от государственного устройства страны различают: в унитарном государстве - доходы центрального государственного бюджета и доходы местных бюджетов; в федеративном (союзном) государстве эти два вида доходов дополняются доходами бюджетов членов Федерации.

Бюджетные доходы - понятие  более узкое, чем доходы государства, которые включают помимо средств бюджета всех уровней власти ресурсы внебюджетных фондов и всего государственного сектора.

Согласно Бюджетному кодексу, доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджета всех уровней.

Состав доходов бюджетов в определении Бюджетного кодекса  представлен на рис. 2.1.


 

 

 

 

 

Рис.2.1. Состав доходов  бюджетов

Доходы бюджета  классифицируются по различным признакам. По методам взимания они делятся - на налоговые и неналоговые доходы; по времени установления - собственные и регулирующие налоги; по источникам образования - налоги с юридических лиц, налоги с населения, займы, поступления от реализации государственной собственности; по видам налогов - акцизы, НДС, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и др.

Российское законодательство не выделяет классификацию собственных и регулирующих налогов, хотя ранее в Бюджетном кодексе использовалось понятие регулирующих налогов. Согласно закону «О бюджетной классификации» выделяются доходы бюджета, безвозмездные поступления и безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности25.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов  доходов, а также за счет безвозмездных  и безвозвратных перечислений.

В доходах бюджетов могут также  учитываться средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также доходы от продажи государственного и муниципального имущества.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Как отмечалось выше, в настоящее  время Налоговый кодекс ограничил  число местных налогов двумя: 1) земельный налог и 2) налог на имущество физических лиц.

 К неналоговым доходам относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • иные неналоговые доходы.

К безвозмездным и безвозвратным  перечислениям относятся перечисления в виде:

  • финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;
  • субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;
  • субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;
  • иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

Трансферты - средства, поступающие из федерального бюджета и бюджетов регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле;

дотация - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;

субвенция - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов;

субсидия - это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Доходы местных бюджетов формируются  за счет собственных доходов и  доходов за счет отчислений от федеральных  и региональных регулирующих налогов и сборов (Федеральным законом от 20.08.2004 № 120-ФЗ данная статья Бюджетного кодекса признана утратившей силу с 1 января 2006 г.).

К собственным доходам бюджетов относятся:

  • налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;
  • неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций.

Как отмечалось выше, принятый Федеральный закон «Об общих  принципах…» №131 во многом дублирует положения бюджетного законодательства и устанавливает экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Закон также дает понятие местных бюджетов, состав их доходов и расходов, рассматривает перечень доходов, полномочия органов местного самоуправления в сфере бюджетных правоотношений. Ст. 55 Федерального закона «Об общих принципах…» №131-ФЗ (которая вступает в силу с 1 января 2006 г.) дает следующее определение доходов местных бюджетов.

К собственным доходам местных  бюджетов относятся:

1) средства самообложения граждан;

2) доходы от местных налогов  и сборов;

3) доходы от региональных налогов  и сборов;

4) доходы от федеральных налогов и сборов;

5) безвозмездные перечисления из  бюджетов других уровней, включая  дотации на выравнивание бюджетной  обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, и другие безвозмездные перечисления;

6) доходы от имущества, находящегося  в муниципальной собственности;

7) часть прибыли муниципальных  предприятий, остающейся после  уплаты налогов и сборов и  осуществления иных обязательных  платежей, в размерах, устанавливаемых  нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

8) штрафы, установление которых в  соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

9) добровольные пожертвования;

10) иные поступления в соответствии  с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.

Состав собственных доходов  местных бюджетов может быть изменен  федеральным законом только в  случае изменения установленного статьями Федерального закона перечня вопросов местного значения и (или) изменения  системы налогов и сборов Российской Федерации.

В доходы местных бюджетов зачисляются  субвенции, предоставляемые на осуществление  органами местного самоуправления отдельных  государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Федеративный характер Российской Федерации предполагает наделение субъектов РФ собственной компетенцией в бюджетной сфере. Механизм вертикального разграничения государственной власти включает не только разделение сфер власти - предметов ведения, но и возможность осуществления государственно-властных полномочий в закрепленных пределах.

Бюджетные полномочия субъектов Федерации  относительно бюджетной деятельности местного уровня в юридической литературе разделяют на: а) регулирующие; б) обеспечивающие; в) контрольные26. Рассмотрение бюджетных полномочий субъектов относительно муниципальной бюджетной деятельности в разрезе данной классификации позволяет наиболее отчетливо проследить весь диапазон правовых методов взаимодействия юридически самостоятельных, но вместе с тем во многом сходных направлений государственной и муниципальной деятельности.

1. Регулирующие:

- принятие законов о местном  самоуправлении, регулирующих, кроме  прочего, бюджетные отношения  (с момента вступления в силу (1 января 2006 г.) ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" это полномочие будет ограничено установленными этим Законом случаями (ст. 6 указанного Закона));

- разработка законодательных и  нормативных правовых актов, регулирующих финансово-бюджетную деятельность муниципальных образований;

- регулирование отношений между  бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами;

Информация о работе Доходы муниципального образования