Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:48, дипломная работа
В течение нескольких лет в Российской Федерации осуществлялось постепенное становление системы местного самоуправления. В настоящее время достаточно много сделано в плане создания организационно-правовых условий для обеспечения возможности функционирования органов местной власти. Вместе с тем практика реализации конституционных основ местного самоуправления показывает, что в Российской Федерации недостаточно сделано для создания гарантий подлинной независимости, самостоятельности местного самоуправления, формирования его финансовой основы.
В муниципальных образованиях решается судьба страны, именно они являются основным звеном социально-экономического развития, роста благосостояния населения, расцвета и укрепления могущества нашего государства. Поэтому так важно создать финансовые основы функционирования местного самоуправления. Большая роль при формировании местных бюджетов принадлежит доходам, поскольку они являются основой финансовой самостоятельности муниципальных образований и источником финансирования их расходных полномочий.
Администрация местного самоуправления Олонецкого района организует разработку прогноза социально-экономического развития Олонецкого района на очередной финансовый год и уточнение параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития Олонецкого района, положенного в основу перспективного финансового плана.
На основании выбранного Администрацией местного самоуправления Олонецкого района плана – прогноза функционирования экономики Олонецкого района на очередной финансовый год районный финансовый отдел Министерства Республики Карелия осуществляет разработку основных характеристик районного бюджета на очередной финансовый год и распределение расходов районного бюджета на очередной финансовый год, в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации и проектировок основных доходов и расходов районного бюджета на среднесрочную перспективу.
Принятые Администрацией местного самоуправления Олонецкого района основные характеристики районного бюджета на очередной финансовый год и распределение расходов районного бюджета на очередной финансовый год могут быть представлены в виде информации районному Совету – представительному органу местного самоуправления по их запросам.
Второй этап формирования районного бюджета – распределение районными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации по получателям бюджетных средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия указанных нормативных правовых актов или об их поэтапном введении.
Одновременно органы исполнительной власти Олонецкого района формируют перечень районных целевых программ, подлежащих финансированию из средств районного бюджета в очередном финансовом году, согласовывают объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу.
Статья 6 части 2 определяет порядок рассмотрения и утверждения районного бюджета сессией районного Совета – представительного органа местного самоуправления Олонецкого района.
Статьей 7 части 2 определено, что в Олонецком районе устанавливается казначейская система исполнения районного бюджета, которое осуществляется районным финансовым отделом.
Часть третья – «Государственный финансовый контроль».
В этой части Положения определен порядок контроля за исполнением районного бюджета, органы государственного контроля, виды государственного контроля, а также Порядок представления, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении районного бюджета.
Контроль за исполнением районного бюджета осуществляет сессия районного Совета – представительного органа местного самоуправления Олонецкого района, органы исполнительной власти Республики Карелия и Олонецкого района, и иные органы, уполномоченные законодательством Российской Федерации.
Органом финансового контроля, созданным сессией районного Совета – представительного органа местного самоуправления Олонецкого района, является комиссия по бюджету и финансам районного Совета – представительного органа местного самоуправления Олонецкого района.
Функции финансового контроля не территории района возложены на районный финансовый отдел Министерства финансов Республики Карелия, который организует ревизии юридических лиц – получателей муниципальных гарантий муниципального образования Олонецкого района, бюджетных средств, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.
В соответствии с Федеральным Законом «О федеральном бюджете на 2004 год» федеральные налоги и сборы, иные платежи, а также региональные и местные налоги и сборы, являющиеся источниками формирования консолидированного бюджета Республики Карелия в 2004 году, в целях обеспечения полноты учета и распределения доходов в соответствии с нормативами отчислений, установленными указанным Федеральном Законом зачисляются в полном объеме на счета Управления федерального казначейства МФ РФ по Республике Карелия. Учет и распределение доходов от уплаты налогов (сборов) и платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации осуществляется по нормативам в соответствии с Перечнем доходов от уплаты налогов (сборов) и платежей, подлежащих учету и распределению между уровнями бюджетной системы Российской Федерации на счетах органов федерального казначейства в 2004 году, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26.12.2003г. № 429.
Олонецкий район как административно-
Численность населения в 2004 году составляла 29,2 тыс. чел., в том числе:
По данным текущего учета численность работающих на крупных и средних предприятиях района за январь-ноябрь 2004 г. составила 7624 человека, или 99% к соответствующему периоду 2003 г. Официально зарегистрированы в службе занятости в качестве безработных на 1 января 2005 г. 486 человек или 105,4% к прошлому году.
Основная часть
Распределение предприятий и организаций по организационно-правовым формам было следующим: государственные предприятия – 8, муниципальные предприятия – 14, акционерные общества – 45, товарищества с ограниченной ответственностью – 39, индивидуальные частные предприятия – 32, не юридические лица – 16.
Среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника в 2004 году составляла 3146 рубля, в том числе:
- промышленность |
3506 |
- сельское хозяйство |
2504 |
- лесное хозяйство |
3305 |
- ЖКХ |
1506 |
- здравоохранение и физическая культура, соцобеспечение |
2068 |
- образование |
3005 |
- управление |
6125 |
По данным налоговой инспекции на территории Олонецкого района по состоянию на 01.01.2005 года зарегистрировано 414 налогоплательщиков - юридических лиц, что на 16 единиц больше, чем по состоянию на 01.01.2004 года. Крупных налогоплательщиков в Олонецком районе нет. Основными плательщиками, которые оказывают влияние на формирование бюджета района являются Ильинский лесозавод ОАО, Олонецлес ОАО, ГУП РК Олонецавтодор, Олонецкий молочный комбинат ЗАО, ПМК-369 ОАО.
Также по данным налоговой инспекции увеличилось количество налогоплательщиков - физических лиц, по состоянию на 01.01.2005г. количество физических лиц, состоящих на учете в налоговом органе, составляет 21432 чел., количество индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.01.2005г.-625 чел. и увеличилось по сравнению с 01.01.2004 г. на 16 чел.
Структура производства Олонецкого района по отраслям выглядит следующим образом: 80,7% занимает лесная промышленность, 18,1 % - пищевая промышленность, 1,2 %- машиностроение и металлообработка.
По статистическим данным в 2004 году в Олонецком районе наблюдается незначительный экономический рост. За 2004 год объем промышленного производства составил 612,4 млн.руб., что составляет 110,2 % к уровню прошлого года. Объем отгруженной продукции за 2004 год составил 637,4 млн.руб. или 104,1 % к произведенной (за счет остатков предыдущих периодов). Превышены объемы 2003г. по производству деловой древесины, пиломатериалов. Сократилось производство хлеба и хлебобулочных изделий, цельномолочной продукции, масла животного, уменьшились объемы вывезенной древесины, лесоматериалов круглых.
Анализируя социально-
Ведущим в районе в настоящее время является лесопромышленный комплекс, представленный, в основном, двумя направлениями – лесопилением и лесозаготовкой. Крупнейшим предприятием в этой области является ОАО «Олонецлес»; лесозаготовками также занимаются ПМК-2, ОАО «Ильинский лесозавод», сельхозпредприятия, подрядчики Олонецкого лесхоза, победители лесных аукционов. В 2003 году объем продукции предприятий лесопромышленного комплекса составил примерно 800-890 млн.руб., или 83-85% всего объема промышленного производства в районе40. Но эти предприятия, в основном, работают на экспорт своей продукции, и основная часть налогов, выплачиваемых предприятиями, поступает в федеральный бюджет. В связи с чем доля налогов, поступающих в местный бюджет, незначительна и зависит от цен на внешнем рынке. Кроме того, особенностью лесопромышленного комплекса является то, что расчетная лесосека в районе составляет 330 тыс.куб.м., состоит не из самых лучших лесов и выбирается полностью. Это означает, что увеличить объем лесозаготовок в районе практически невозможно.
Важнейшую роль в экономике района играет сельское хозяйство. На территории Олонецкого района осуществляют деятельность 5 государственных предприятий, 2 акционерных общества, зарегистрировано 45 крестьянско-фермерских хозяйства (фактически осуществляют деятельность не более 52 % от зарегистрированных). Производственные мощности сельхозпредприятий используются на 45-60 %.
Доля сельского хозяйства в общем производственной продукции постоянно падает: 27% в 2001 г., 15% в 2002 году, 12% в 2003 году. Это объясняется, прежде всего, низким уровнем производительности труда в данной отрасли: 30-35 тыс.руб. произведенной продукции на одного работающего, - а также убыточностью сельхозпредприятий. В 2004 году в сельскохозяйственных организациях по сравнению с 2003 годом увеличилось производство мяса на 25,1 5 и молока на 8,7%. В растениеводстве сократилось производство зерна на 24,3 %, картофеля-11,6%, овощей -0,9%.
Ряд предприятий района ориентированы
на переработку сельскохозяйственн
Ориентация экономики района на сырьевые ресурсы (лес), на производство и переработку сельскохозяйственной продукции делает ее уязвимой от внешних факторов (цен на лес и пиловочник на внешнем и внутреннем рынках, на ГСМ, цен на сельхозпродукцию и т.д.). Сельское хозяйство играет в районе скорее социальную роль, обеспечивая работой более двух тысяч человек, чем экономическую, и не является сколько-нибудь значительным источником доходов в местный бюджет. Вследствие этого – весьма низкий уровень жизни населения района, большая задолженность по выплате заработной платы, сокращение рабочих мест на промышленных предприятиях и рост безработицы. Кроме того, низкий уровень заработной платы работающего населения приводит к тому, что также невелики поступления в местный бюджет по налогу на доходы физических лиц.
Исходя из этого, район не имеет достаточного собственного потенциала для скорого выведения экономики из жесточайшего кризиса, реального повышения производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве, значительного роста объемов производства. Только дополнительные внешние инвестиции могут способствовать созданию условий для роста производства в Олонецком районе, созданию новых рабочих мест, стабильной работе предприятий. Рост производства, в свою очередь, позволит более уверенно и эффективно решать проблемы социального развития Олонецкого района.
В соответствии с Бюджетным Кодексом доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные бюджеты полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от оказания платных услуг. В местный бюджет поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.
Рассмотрим поступление
Как видим, за 2001 – 2004 гг. наблюдается рост доходов в местный бюджет, в основном, за счет роста налоговых поступлений, а также за счет увеличения объема финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, прежде всего, из республиканского бюджета. В 2004 году объем доходов в местный бюджет по сравнению с 2001 г. увеличился на 153017 тыс.руб. или на 141%. Несколько меньше предполагается размер доходной части в 2005 г., что связано с изменением налогового и бюджетного законодательства.