Доходы муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:48, дипломная работа

Описание работы

В течение нескольких лет в Российской Федерации осуществлялось постепенное становление системы местного самоуправления. В настоящее время достаточно много сделано в плане создания организационно-правовых условий для обеспечения возможности функционирования органов местной власти. Вместе с тем практика реализации конституционных основ местного самоуправления показывает, что в Российской Федерации недостаточно сделано для создания гарантий подлинной независимости, самостоятельности местного самоуправления, формирования его финансовой основы.
В муниципальных образованиях решается судьба страны, именно они являются основным звеном социально-экономического развития, роста благосостояния населения, расцвета и укрепления могущества нашего государства. Поэтому так важно создать финансовые основы функционирования местного самоуправления. Большая роль при формировании местных бюджетов принадлежит доходам, поскольку они являются основой финансовой самостоятельности муниципальных образований и источником финансирования их расходных полномочий.

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 1.10 Мб (Скачать)

Администрация местного самоуправления Олонецкого района организует разработку прогноза социально-экономического развития Олонецкого района на очередной финансовый год и уточнение параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития Олонецкого района, положенного в основу перспективного финансового плана.

На основании выбранного Администрацией местного самоуправления Олонецкого района плана – прогноза функционирования экономики Олонецкого района на очередной финансовый год районный финансовый отдел Министерства Республики Карелия осуществляет разработку основных характеристик районного бюджета на очередной финансовый год и распределение расходов районного бюджета на очередной финансовый год, в соответствии с функциональной  классификацией расходов бюджетов Российской Федерации и проектировок основных доходов и расходов районного бюджета на среднесрочную перспективу.

Принятые Администрацией местного самоуправления Олонецкого района основные характеристики районного бюджета на очередной финансовый год и распределение расходов районного бюджета на очередной финансовый год могут быть представлены в виде информации районному Совету – представительному органу местного самоуправления по их запросам.

Второй этап формирования районного бюджета – распределение районными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации по получателям бюджетных средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия указанных нормативных правовых актов или об их поэтапном введении.

Одновременно органы исполнительной власти Олонецкого района формируют перечень районных целевых программ, подлежащих финансированию из средств районного бюджета в очередном финансовом году, согласовывают объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу.

Статья 6  части 2 определяет порядок рассмотрения и утверждения районного бюджета сессией районного Совета – представительного органа местного самоуправления Олонецкого района.

Статьей 7 части 2 определено, что в  Олонецком районе устанавливается  казначейская система исполнения районного бюджета, которое осуществляется районным финансовым отделом.

Часть третья – «Государственный финансовый контроль».

В этой части Положения определен  порядок контроля за исполнением  районного бюджета, органы государственного контроля, виды государственного контроля, а также Порядок представления, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении районного бюджета.

Контроль за исполнением районного  бюджета осуществляет сессия районного Совета – представительного органа местного самоуправления Олонецкого района, органы исполнительной власти Республики Карелия и Олонецкого района, и иные органы, уполномоченные законодательством Российской Федерации.

Органом финансового контроля, созданным  сессией районного Совета – представительного  органа местного самоуправления Олонецкого района, является комиссия по бюджету и финансам районного Совета – представительного органа местного самоуправления  Олонецкого района.

Функции финансового контроля не территории района возложены на районный финансовый отдел Министерства финансов Республики Карелия, который организует ревизии юридических лиц – получателей муниципальных гарантий муниципального образования Олонецкого района, бюджетных средств, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

В соответствии с Федеральным Законом «О федеральном бюджете на 2004 год» федеральные налоги и сборы, иные платежи, а также региональные и местные налоги и сборы, являющиеся источниками формирования  консолидированного бюджета Республики Карелия в 2004 году, в целях обеспечения полноты учета и распределения доходов в соответствии с нормативами отчислений, установленными указанным Федеральном Законом  зачисляются в полном объеме на счета Управления федерального казначейства МФ РФ по Республике Карелия.  Учет и распределение доходов от уплаты налогов (сборов) и платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации осуществляется по нормативам в соответствии с Перечнем доходов от уплаты налогов (сборов) и платежей, подлежащих учету и распределению между уровнями бюджетной системы Российской Федерации на счетах органов федерального казначейства в 2004 году, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26.12.2003г. № 429.

3.2. Социально-экономическое  развитие Олонецкого района

 

Олонецкий район как административно-территориальная единица был образован 29 августа 1927 года, центром его является город Олонец. В районе насчитывается 64 сельских поселений. Территория района – 3988 кв.км., плотность населения – 7,5 чел/кв.км. В 2004 году основные социально-экономические показатели района были следующие:

  • объем промышленной продукции по крупным и средним предприятиям составил 525,7 млн.руб.;
  • ввод в действие жилых домов – 3,799 тыс. м2 общей площади;
  • продукция сельского хозяйства по с/х предприятиям -  22778 тыс. руб.;
  • оборот розничной торговли 121,4 млн. руб.

Численность населения в 2004 году составляла 29,2 тыс. чел., в том числе:

  • численность населения в трудоспособном возрасте – 16,2 тыс.чел.,
  • численность населения старше трудоспособного возраста 0,4 тыс. чел.

По данным текущего учета численность работающих на крупных и средних предприятиях района за январь-ноябрь 2004 г. составила 7624 человека, или 99% к соответствующему периоду 2003 г. Официально зарегистрированы в службе занятости в качестве безработных  на 1 января 2005 г. 486 человек или 105,4% к прошлому году.  

Основная часть трудоспособного  населения занята в экономике: в  промышленности -1,9 тыс. чел., сельском хозяйстве -2,0 тыс. чел., строительстве, транспорте, связи, лесном хозяйстве -1,0 тыс. чел.; в социальной сфере и сфере услуг- здравоохранение, культура, спорт -1,2 тыс. чел., образование -1,7 тыс. чел., торговля -1,1 тыс. чел., управление -0,6 тыс. чел..

Распределение предприятий и организаций  по организационно-правовым формам было следующим: государственные предприятия – 8, муниципальные предприятия – 14, акционерные общества – 45, товарищества с ограниченной ответственностью – 39, индивидуальные частные предприятия – 32, не юридические лица – 16.

Среднемесячная заработная плата  в расчете на одного работника в 2004 году составляла 3146 рубля, в том числе:

- промышленность

3506

- сельское хозяйство 

2504

- лесное хозяйство 

3305

- ЖКХ 

1506

- здравоохранение и физическая  культура, соцобеспечение

 

2068

- образование

3005

- управление

6125


По данным налоговой инспекции на территории  Олонецкого района по состоянию на  01.01.2005 года  зарегистрировано 414 налогоплательщиков - юридических лиц, что на 16 единиц больше, чем по состоянию на 01.01.2004 года. Крупных налогоплательщиков в Олонецком районе нет.  Основными плательщиками, которые  оказывают влияние на формирование бюджета района являются Ильинский лесозавод ОАО,  Олонецлес ОАО,  ГУП РК Олонецавтодор,  Олонецкий молочный комбинат ЗАО,  ПМК-369 ОАО.

 Также по данным налоговой  инспекции увеличилось количество налогоплательщиков - физических лиц, по состоянию на 01.01.2005г. количество физических лиц, состоящих на учете в налоговом органе, составляет 21432 чел., количество  индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.01.2005г.-625 чел. и увеличилось по сравнению с 01.01.2004 г. на 16 чел. 

Структура производства Олонецкого района по отраслям выглядит следующим образом: 80,7% занимает лесная промышленность, 18,1 % - пищевая промышленность, 1,2 %- машиностроение и металлообработка.

 По  статистическим данным в 2004 году в Олонецком районе наблюдается незначительный экономический рост. За  2004 год объем промышленного производства составил 612,4 млн.руб., что составляет 110,2 % к уровню прошлого года. Объем отгруженной продукции за 2004 год составил 637,4 млн.руб. или 104,1 % к произведенной (за счет остатков предыдущих периодов). Превышены объемы 2003г. по производству деловой древесины, пиломатериалов. Сократилось производство хлеба и хлебобулочных изделий, цельномолочной продукции, масла животного, уменьшились объемы вывезенной древесины, лесоматериалов круглых.

Анализируя социально-экономические  показатели района, можно сделать следующие выводы.

Ведущим в районе в настоящее  время является лесопромышленный комплекс, представленный, в основном, двумя направлениями – лесопилением и лесозаготовкой. Крупнейшим предприятием в этой области является ОАО «Олонецлес»; лесозаготовками также занимаются ПМК-2, ОАО «Ильинский лесозавод», сельхозпредприятия, подрядчики Олонецкого лесхоза, победители лесных аукционов. В 2003 году объем продукции предприятий лесопромышленного комплекса составил примерно 800-890 млн.руб., или 83-85% всего объема промышленного производства в районе40. Но эти предприятия, в основном, работают на экспорт своей продукции, и основная часть налогов, выплачиваемых предприятиями, поступает в федеральный бюджет. В связи с чем доля налогов, поступающих в местный бюджет, незначительна и зависит от цен на внешнем рынке. Кроме того, особенностью лесопромышленного комплекса является то, что расчетная лесосека в районе составляет 330 тыс.куб.м., состоит не из самых лучших лесов и выбирается полностью. Это означает, что увеличить объем лесозаготовок в районе практически невозможно.

Важнейшую роль в экономике района играет сельское хозяйство. На территории Олонецкого района осуществляют деятельность  5 государственных предприятий, 2 акционерных общества, зарегистрировано 45 крестьянско-фермерских хозяйства (фактически осуществляют деятельность не более 52 % от зарегистрированных). Производственные мощности сельхозпредприятий используются на 45-60 %.

Доля сельского хозяйства в  общем производственной продукции  постоянно падает: 27% в 2001 г., 15% в 2002 году, 12% в 2003 году. Это объясняется, прежде всего, низким уровнем производительности труда в данной отрасли: 30-35 тыс.руб.  произведенной продукции на одного работающего, - а также убыточностью сельхозпредприятий. В 2004 году в сельскохозяйственных организациях по сравнению с 2003 годом увеличилось производство мяса на 25,1 5 и молока на 8,7%. В растениеводстве сократилось производство зерна на 24,3 %, картофеля-11,6%, овощей -0,9%.

Ряд предприятий района ориентированы  на переработку сельскохозяйственной продукции. Предприятия пищевой промышленности в настоящее время представлены: ЗАО «Олонецкий молочный комбинат», ОАО «Олонецкий хлебозавод», цехом овощной консервации в составе ГП «Совхоз «Аграрный», мясокомбинатом в составе ГП «Совхоз «Видлицкий» и рядом мелких предприятий.

Ориентация экономики района на сырьевые ресурсы (лес), на производство и переработку сельскохозяйственной продукции делает ее уязвимой от внешних факторов (цен на лес и пиловочник на внешнем и внутреннем рынках, на ГСМ, цен на сельхозпродукцию и т.д.). Сельское хозяйство играет в районе скорее социальную роль, обеспечивая работой более двух тысяч человек, чем экономическую, и не является сколько-нибудь значительным источником доходов в местный бюджет. Вследствие этого – весьма низкий уровень жизни населения района, большая задолженность по выплате заработной платы, сокращение рабочих мест на промышленных предприятиях и рост безработицы. Кроме того, низкий уровень заработной платы работающего населения приводит к тому, что также невелики поступления в местный бюджет по налогу на доходы физических лиц.

Исходя из этого, район не имеет  достаточного собственного потенциала для скорого выведения экономики из жесточайшего кризиса, реального повышения производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве, значительного роста объемов производства. Только дополнительные внешние инвестиции могут способствовать созданию условий для роста производства в Олонецком районе, созданию новых рабочих мест, стабильной работе предприятий. Рост производства, в свою очередь, позволит более уверенно и эффективно решать проблемы социального развития Олонецкого района.

3.3.Анализ поступления  доходов в бюджет Олонецкого  района

 

В соответствии с Бюджетным Кодексом доходы местных бюджетов формируются  за счет собственных доходов и  доходов за счет отчислений от федеральных  и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные бюджеты полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от оказания платных услуг. В местный бюджет поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

Рассмотрим поступление доходов  в бюджет Олонецкого района за ряд  лет, а также размер финансовой помощи из бюджетов вышестоящих уровней (рис. 3.1).

Как видим, за 2001 – 2004 гг. наблюдается  рост доходов в местный бюджет, в основном, за счет роста налоговых  поступлений, а также за счет увеличения объема финансовой помощи из вышестоящих  бюджетов, прежде всего, из республиканского бюджета. В 2004 году объем доходов в местный бюджет по сравнению с 2001 г. увеличился на 153017 тыс.руб. или на 141%. Несколько меньше предполагается размер доходной части в 2005 г., что связано с изменением налогового и бюджетного законодательства.

Информация о работе Доходы муниципального образования