Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:48, дипломная работа
В течение нескольких лет в Российской Федерации осуществлялось постепенное становление системы местного самоуправления. В настоящее время достаточно много сделано в плане создания организационно-правовых условий для обеспечения возможности функционирования органов местной власти. Вместе с тем практика реализации конституционных основ местного самоуправления показывает, что в Российской Федерации недостаточно сделано для создания гарантий подлинной независимости, самостоятельности местного самоуправления, формирования его финансовой основы.
В муниципальных образованиях решается судьба страны, именно они являются основным звеном социально-экономического развития, роста благосостояния населения, расцвета и укрепления могущества нашего государства. Поэтому так важно создать финансовые основы функционирования местного самоуправления. Большая роль при формировании местных бюджетов принадлежит доходам, поскольку они являются основой финансовой самостоятельности муниципальных образований и источником финансирования их расходных полномочий.
2. Безусловно, корректировка государственной,
Прежде всего следует обратить внимание местных органов власти на формирование инвестиционного климата, содействие созданию новых рабочих мест, в том числе на содействие развитию малого и среднего бизнеса, а также на максимальное использование возможностей муниципального заказа.
Для осуществления вышеизложенных целей местным органам власти необходимо осуществить следующие мероприятия:
1) провести анализ состояния местных финансов и системы управления ими;
2) выявить существующие
3) показать, какие положительные
последствия повлечет
4) разработать механизмы
5) принять непосредственное
Местное самоуправление составляет основу конституционного строя Российской Федерации. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования.
Особую роль в развитии местного самоуправления играют муниципальные финансы. Важность четкого определения места местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации, источников их формирования обусловлена прежде всего тем, что органы местного самоуправления обладают фактической властью лишь при наличии финансовых средств, которыми они могут самостоятельно распоряжаться.
Рассмотрев состояние
Зарубежный и советский опыт формирования местных бюджетов показал, что Россия не игнорирует полностью в этом вопросе опыт зарубежных стран и идет каким-то своим особенным путем в этом направлении. В России, скорее, сочетаются элементы и черты всех моделей местных бюджетов, встречающихся в практике муниципальных финансов многих западноевропейских стран. В то же время современное бюджетное устройство в России, принципы формирования бюджетов муниципальных образований значительно отличаются от советского периода, когда имела место бюджетная система формально федеративного, но по существу унитарного высокоцентрализованного государства, в котором региональные и местные власти не имели сколько-нибудь значимой бюджетной самостоятельности.
Муниципальные финансы и местные бюджеты как их составляющая являются важнейшим звеном финансовой системы Российской Федерации, обеспечивая органы местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами о местном самоуправлении.
В бюджетной системе страны, как главной финансовой базе деятельности и государственных органов власти, и органов местного самоуправления, связанной с экономическим и социальным развитием соответствующих территорий, местные бюджеты – самые многочисленные. Являясь низовым звеном этой системы и важным инструментом управления, они, образно говоря, представляют собой фундамент.
За прошедшие годы создана нормативно-правовая база, регулирующая вопросы местного самоуправления и формирования муниципальных финансов. Законодательство Российской Федерации, касающееся формирования доходов местных бюджетов, состоит из бюджетного и налогового законодательства, федеральных законов, иных нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в указанной сфере. С вступлением в силу в 2004 году федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и признании утратившим силу закона Российской Федерации «об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы в связи с принятием ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений» фактически завершено законодательное оформление реформы местного самоуправления, начатого принятием Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Основные проблемы, существующие в сфере финансовой самостоятельности местных бюджетов, обусловлены тем, что огромное по размерам поле деятельности органов местного самоуправления, получивших новые полномочия, не было подкреплено соответствующими финансовыми ресурсами. В целом по России идет неудовлетворенное исполнение доходной части местных бюджетов, хотя на местном уровне сосредоточена большая часть затрат на социальную, культурную, жилищно-коммунальную сферы.
Низкая обеспеченность местных бюджетов собственными доходами, ежегодный пересмотр нормативов отчислений по регулирующим налогам в пользу федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, привели к тому, что бюджетная обеспеченность большинства муниципальных образований остается на весьма низком уровне. Местные налоги и сборы в удельном объеме доходов муниципальных бюджетов составляют незначительную величину и не могут обеспечить потребности местного самоуправления. Более 80% налоговых доходов местных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных и региональных налогов. Весьма велика доля в местных бюджетах финансовой помощи из бюджетов вышестоящих уровней.
Поскольку доходная часть местных бюджетов устанавливается в основном за счет ежегодно меняющихся нормативов по регулируемым доходам и безвозмездных перечислений (дотаций, субсидий, субвенций), то такой подход ведет к нестабильности местных бюджетов и не способствует заинтересованности местных органов власти в наращивании налогового потенциала муниципальных образований.
В силу этого представляется очевидной
необходимость скорейшей коррек
Для дальнейшего развития самоуправления в Российской Федерации необходима выработка первоочередных мер, которые позволили бы укрепить финансовые основы местных бюджетов, как инструмента управления. Это, в свою очередь, создаст предпосылки к повышению роли местного самоуправления, как публичной власти, способной нести всю полноту ответственности за обеспечение нужд и потребностей населения, проживающего на территории соответствующих муниципальных образований, позволит гражданам Российской Федерации рассматривать местное самоуправление, как реальный инструмент для решения вопросов местного значения.
1 Местное самоуправление в зарубежных странах (информационный обзор)/ Под общей редакцией Н.П.Медведева, А.И.Ракитова, А.Ю.Федорова, В.В.Бенкевича, С.И.Жупанова. – М.: Юрид.лит., 1994. – 80 с.
2 Лефэвр Николя. Бюджет и финансовые ресурсы местного самоуправления в Европе: Международный семинар по проблемам местного самоуправления. – Петрозаводск, 2003.
3 Рекомендации по реализации требований новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Муниципальная власть. – 2004. - №4 (июль-август). – с.45-62.
4 Источник: Рекомендации по реализации требований новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Муниципальная власть. – 2004. - №4 (июль-август). – с.59.
5 Веспер Д., Зайдель Б. Бюджетный федерализм: сравнительный анализ по странам // Регион: экономика и социология. – 1999. - №2, С. – 16-47.
6 Тимонина И.Л. Государство и регионы в Японии: эволюция экономических отношений // Общественные науки и современность. – 2000. - №3. – С. 32-45.
7 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. .В.Романовского, О.В.Врублевской.-2-е изд., исправл. и перераб. – М.: Юрайт, 2000. – с.21.
8 Государственный бюджет СССР: Учебное пособие для техникумов / Под ред. З.Х.Русина и Л.Л.Эйдиновой Изд.З-е., - М.: Финансы, 1975. – с. 12.
9 Указ.соч.-С.14.
10 Христенко В. Развитие бюджетного федерализма в России: от разделения денег к разделению полномочий // Российская газета. – 2001. - №6.
11 Доклад начальника районного отдела на третью сессию районного Совета народных депутатов двадцатого созыва «О бюджете района на 1988 год и об исполнении бюджета за 1987 год».
12 Конституция Российской Федерации// Российская газета. – 1993. – 25 дек. (№ 237).
13 Европейская Хартия о местном самоуправлении. Ст.9// Собрание законодательства РФ. - 1998. - №36. - Ст.4466.
14 Конституция Российской Федерации, ст.132 // Российская газета. – 1993. – 25 дек. (№ 237).
15 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.12.2004), ст.2// СПС «Консультант Плюс».
16 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.12.2004), ст.60// СПС «Консультант Плюс».
17 Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 02.11.2004) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2005), ст12.// СПС “Консультант Плюс”.
18 Васильев В.И. Местное самоуправление: закон четвертый// Журнал российского права. – 2004. - №1.
19 Рекомендации по реализации требований новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Муниципальная власть. – 2004. - №4 (июль-август). – с.45-62.