Доходы муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:48, дипломная работа

Описание работы

В течение нескольких лет в Российской Федерации осуществлялось постепенное становление системы местного самоуправления. В настоящее время достаточно много сделано в плане создания организационно-правовых условий для обеспечения возможности функционирования органов местной власти. Вместе с тем практика реализации конституционных основ местного самоуправления показывает, что в Российской Федерации недостаточно сделано для создания гарантий подлинной независимости, самостоятельности местного самоуправления, формирования его финансовой основы.
В муниципальных образованиях решается судьба страны, именно они являются основным звеном социально-экономического развития, роста благосостояния населения, расцвета и укрепления могущества нашего государства. Поэтому так важно создать финансовые основы функционирования местного самоуправления. Большая роль при формировании местных бюджетов принадлежит доходам, поскольку они являются основой финансовой самостоятельности муниципальных образований и источником финансирования их расходных полномочий.

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 1.10 Мб (Скачать)

2. Безусловно, корректировка государственной,  бюджетной и налоговой политики  не относится к компетенции местных органов власти. Вместе с тем, очень многое зависит от органов местного самоуправления, наличия у них желания и воли преодолеть иждивенческие подходы в отношениях с федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации. Улучшение работы предприятий, выведение экономики из жесточайшего кризиса, повышение эффективности работы органов местного самоуправления – такой путь представляется для района самым реальным на сегодняшний день. Необходимо полнее использовать потенциал Олонецкого района, развивать его экономику по всем направлениям, как то: лесопромышленный комплекс, сельское хозяйство, пищеперерабатывающая промышленность, топливно-энергетический комплекс, туризм и сопровождающие его виды деятельности. Органы местного самоуправления могут и должны содействовать развитию экономики района, поддержке малого предпринимательства, эффективнее использовать муниципальную собственность, строить конструктивные, деловые взаимоотношения с руководителями предприятий и учреждений района. Рост производства приведет к повышению доходной части местного бюджета, а значит, позволит более уверенно и эффективно решать проблемы социального развития района.

Прежде всего следует обратить внимание местных органов власти на формирование инвестиционного климата, содействие созданию новых рабочих мест, в том числе на содействие развитию малого и среднего бизнеса, а также на максимальное использование возможностей муниципального заказа.

Для осуществления вышеизложенных целей местным органам власти необходимо осуществить следующие мероприятия:

1) провести анализ состояния  местных финансов и системы  управления ими;

2) выявить существующие недостатки, предложить способы их устранения;

3) показать, какие положительные  последствия повлечет применение  предложений (увеличение доходов, более эффективное расходование бюджетных средств, улучшение социально-экономической и социально-политической ситуации);

4) разработать механизмы внедрения  предложений, включая разработку  проектов необходимых нормативно-правовых  актов местного самоуправления;

5) принять непосредственное участие  во внедрении предложений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Местное самоуправление составляет основу конституционного строя Российской Федерации. В качестве публичной  власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования.

Особую роль в развитии местного самоуправления играют муниципальные финансы. Важность четкого определения места местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации, источников их формирования обусловлена прежде всего тем, что органы местного самоуправления обладают фактической властью лишь при наличии финансовых средств, которыми они могут самостоятельно распоряжаться.

Рассмотрев состояние финансовой основы муниципальных образований в Российской Федерации и проблемы, возникающие при формировании доходной части местных бюджетов на примере Олонецкого района, автор сделал следующие выводы.

Зарубежный и советский опыт формирования местных бюджетов показал,  что Россия не игнорирует полностью в этом вопросе опыт зарубежных стран и идет каким-то своим особенным путем в этом направлении. В России, скорее, сочетаются элементы и черты всех моделей местных бюджетов, встречающихся в практике муниципальных финансов многих западноевропейских стран. В то же время современное бюджетное устройство в России, принципы формирования бюджетов муниципальных образований значительно отличаются от советского периода, когда имела место бюджетная система формально федеративного, но по существу унитарного высокоцентрализованного государства, в котором региональные и местные власти не имели сколько-нибудь значимой бюджетной самостоятельности.

Муниципальные финансы и местные  бюджеты как их составляющая являются важнейшим звеном финансовой системы Российской Федерации, обеспечивая органы местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами о местном самоуправлении.

В бюджетной системе страны, как главной финансовой базе деятельности и государственных органов власти, и органов местного самоуправления, связанной с экономическим и социальным развитием соответствующих территорий, местные бюджеты – самые многочисленные. Являясь низовым звеном этой системы и важным инструментом управления, они, образно говоря, представляют собой фундамент.

За прошедшие годы создана нормативно-правовая база, регулирующая вопросы местного самоуправления и формирования муниципальных финансов. Законодательство Российской Федерации, касающееся формирования доходов местных бюджетов, состоит из бюджетного и налогового законодательства, федеральных законов, иных нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в указанной сфере. С вступлением в силу в 2004 году федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и признании утратившим силу закона Российской Федерации «об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы в связи с принятием ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений» фактически завершено законодательное оформление реформы местного самоуправления, начатого принятием Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Основные проблемы, существующие в  сфере финансовой самостоятельности местных бюджетов, обусловлены тем, что огромное по размерам поле деятельности органов местного самоуправления, получивших новые полномочия, не было подкреплено соответствующими финансовыми ресурсами. В целом по России идет неудовлетворенное исполнение доходной части местных бюджетов, хотя на местном уровне сосредоточена большая часть затрат на социальную, культурную, жилищно-коммунальную сферы.

Низкая обеспеченность местных  бюджетов собственными доходами, ежегодный  пересмотр нормативов отчислений по регулирующим налогам в пользу федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, привели к тому, что бюджетная обеспеченность большинства муниципальных образований остается на весьма низком уровне. Местные налоги и сборы в удельном объеме доходов муниципальных бюджетов составляют незначительную величину и не могут обеспечить потребности местного самоуправления. Более 80% налоговых доходов местных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных и региональных налогов. Весьма велика доля в местных бюджетах финансовой помощи из бюджетов вышестоящих уровней.

Поскольку доходная часть местных бюджетов устанавливается в основном за счет ежегодно меняющихся нормативов по регулируемым доходам и безвозмездных перечислений (дотаций, субсидий, субвенций), то такой подход ведет к нестабильности местных бюджетов и не способствует заинтересованности местных органов власти в наращивании налогового потенциала муниципальных образований.

В силу этого представляется очевидной  необходимость скорейшей корректировки государственной, бюджетной и налоговой политики, которая должна быть направлена на обеспечение реальной налогово-бюджетной самостоятельности и ответственности местных органов власти. Для этого должно быть предусмотрено четкое разграничение расходных полномочий и обязательств властей разных уровней, освобождение муниципалитетов от бремени «нефинансируемых федеральных мандатов», закрепление на долгосрочной основе за местными властями доходных источников, внедрение системы общенациональных минимальных стандартов, обеспечивающих равные условия жизни всем жителям России, независимо от их места проживания.

Для дальнейшего развития самоуправления в Российской Федерации необходима выработка первоочередных мер, которые  позволили бы укрепить финансовые основы местных бюджетов, как инструмента  управления. Это, в свою очередь, создаст предпосылки к повышению роли местного самоуправления, как публичной власти, способной нести всю полноту ответственности за обеспечение нужд и потребностей населения, проживающего на территории соответствующих муниципальных образований, позволит гражданам Российской Федерации рассматривать местное самоуправление, как реальный инструмент для решения вопросов местного значения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Европейская Хартия о местном самоуправлении// Собрание законодательства РФ. – 1998. - №36. – Ст.4466.
  2. Конституция Российской Федерации// Российская газета. – 1993. – 25 дек. (№ 237).
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 29.12.2004)// СПС «Консультант Плюс».
  4. Указ Президента РФ «Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» от 15.10.1999 г. №1370// СЗ РФ. – 1999. - №42. – Ст.5011.
  5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ// Российская газета. – 2003. – 20окт.
  6. О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации: ФЗ от 25.09.1997 г. №126-ФЗ в ред. ФЗ от 09.07.1999 г. № 159-ФЗ// СЗ РФ. – 1997. – № 39. – Ст.4464; 1999. - №28. – Ст.3492; ФЗ от 28.08.95 г. № 154-ФЗ от 04.08.2000 г. № 107-ФЗ// СЗ РФ. – 1995. - №35. – Ст.3506; 2000. - № 32. – Ст.3330.
  7. Федеральный закон «О внесении изменений в БК РФ в части регулирования межбюджетных отношений» от 20.08.2004г. №120-ФЗ// Российская газета. – 2004. – 25 авг.
  8. Постановление Правительства РФ «О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.» от 15.08.2001 г. № 584 // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету (Приложение к журналу «Финансы»). - 2001. - №9. – М.: Книжная редакция «Финансы». – С.12-36.
  9. Конституция (Основной закон) Республики Карелия (в ред. Закона РК от 12.02.2001 г. №473 – ЗРК)// СЗ РК. - №2. – Ст.106.
  10. Закон Республики Карелия «О местном самоуправлении в Республике Карелия» от 20.01.1994 г. №XII-23/623 // СЗ РК. – 1995. - №1. – Ст.201.
  11. Закон республики Карелия «О бюджетном процессе в Республике Карелия» от 21.08.2001 г. №527 – ЗРК // СЗ РК. – 2001. - №8. – Ст.58.
  12. Устав муниципального образования «Олонецкий национальный район»
  13. Александров М.Ю. Проблема источников финансирования развития местной инфраструктуры// Вестник финансовой академии. – 2000. - №3. – С.72-81.
  14. Анимицына Е., Тертышный А. Финансово-экономическая основа местного самоуправления// Управленческое консультирование. – 1999. - №3. – С.30-36.
  15. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. -  2002. - 703 с.
  16. Бирюков А.Г. К оценке бюджетной обеспеченности регионов// Финансы. – 2001. - №4. – С.11.
  17. Боярский М.Г., Иванов А.М. Бюджеты субъектов Федерации и приоритеты социальной политики// Финансы. - 2004. - №8. -с.18-20.
  18. Бюджет страны – суть и содержание государственной политики // Финансы. – 2001. - №5. – С.7-18.
  19. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. – 2-е изд., исправл. И перераб. – М.: Юрайт, 2000, - 221 с.
  20. Веспер Д., Зайдель Б. Бюджетный федерализм: сравнительный анализ по странам // Регион: экономика и социология. – 1999. - №2, С. – 16-47
  21. Горошко Г. Решает ли реформа проблемы межбюджетных отношений?// Муниципальная власть. - 2004. - май-июнь (№3) - с.30-33.
  22. Государственный бюджет СССР: Учебное пособие для техникумов / Под ред. З.Х. Русина и Л.Л.Эдиновой. Изд.3-е..- М.: Финансы, 1975. – 345 с.
  23. Евсеев П.И., Ялбулганов А.А. Проблемы правового регулирования полномочий субъектов РФ в сфере бюджетных отношений// Журнал российского права. – 2005. №2.
  24. Еремеева Л. Муниципальные финансы в 2004-2006 годах// Муниципальная власть. – 2004. - №5 (сентябрь-октябрь). – с.32-41.
  25. Изотов М. «О бюджете муниципального образования «Олонецкий национальный район» на 2005 год»// «Олония». – 21-27 января 2005 г. - № 3. – С.5-8.
  26. К вопросу об оценке доходов местных бюджетов в рамках реализации реформы местного самоуправления// Муниципальная власть. – 2004. - №1 (январь-февраль). – с.23-27.
  27. Колесов А.С. Важный инструмент регулирования межбюджетных отношений // Финансы. – 2000. - №10. – С.8-13.
  28. Кучеров И.И. Бюджетное право России: Курс лекций. – М.: АО «ЦентрИнфоР», 2002. – 317 с.
  29. Лефэвр Николя. Бюджет и финансовые ресурсы местного самоуправления в Европе: Международный семинар по проблемам местного самоуправления. – Петрозаводск, 1995.
  30. Матеюк В.И. Бюджетные отношения: регионы и местное самоуправление// Финансы. – 2000. - №11. – С.18-20.
  31. Мелихова Л.В. Финансовое право: Учебник. Издательско-книготорговый центр «Маркетинг». – 2001. – с.67.
  32. Мокрый В.С. Проблемы реформирования межбюджетных отношений, как основа местного самоуправления // Финансы. – 2001. - №1. С. 9 - 11.
  33. Поляк Г.Б. Финансовые проблемы развития регионов // Финансы. – 2001. - №9. – С.14-17.
  34. Пронина Л.И. Бюджетно-налоговое законодательство и реформа федеративных отношений // Финансы. – 2004. - №3. – С.19-23.
  35. Рекомендации по реализации требований новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Муниципальная власть. – 2004. - №4 (июль-август). – с.45-62.
  36. Тимонина И.Л. Государство и регионы в Японии: эволюция экономических отношений // Общественные науки и современность. – 2000г. - №3. – С. 32-45.
  37. Титов А. Концепция развития Олонецкого района// «Олония». – 14-21 сентября 2003 г. - № 45. – С.1.
  38. Христенко В. Развитие бюджетного федерализма в России: от разделения денег к разделению полномочий // Российская газета. – 2001. - №6.

1 Местное самоуправление в зарубежных странах (информационный обзор)/ Под общей редакцией Н.П.Медведева, А.И.Ракитова, А.Ю.Федорова, В.В.Бенкевича, С.И.Жупанова. – М.: Юрид.лит., 1994. – 80 с.

2 Лефэвр Николя. Бюджет и финансовые ресурсы местного самоуправления в Европе: Международный семинар по проблемам местного самоуправления. – Петрозаводск, 2003.

3 Рекомендации по реализации требований новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Муниципальная власть. – 2004. - №4 (июль-август). – с.45-62.

4 Источник: Рекомендации по реализации требований новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Муниципальная власть. – 2004. - №4 (июль-август). – с.59.

5 Веспер Д., Зайдель Б. Бюджетный федерализм: сравнительный анализ по странам // Регион: экономика и социология. – 1999. - №2, С. – 16-47.

6 Тимонина И.Л. Государство и регионы в Японии: эволюция экономических отношений // Общественные науки и современность. – 2000. - №3. – С. 32-45.

7 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. .В.Романовского, О.В.Врублевской.-2-е изд., исправл. и перераб. – М.: Юрайт, 2000. – с.21.

8 Государственный бюджет СССР: Учебное пособие для техникумов / Под ред. З.Х.Русина и Л.Л.Эйдиновой Изд.З-е., - М.: Финансы, 1975. – с. 12.

9 Указ.соч.-С.14.

10 Христенко В. Развитие бюджетного федерализма в России: от разделения денег к разделению полномочий // Российская газета. – 2001. - №6.

11 Доклад начальника районного отдела на третью сессию районного Совета народных депутатов двадцатого созыва «О бюджете района на 1988 год и об исполнении бюджета за 1987 год».

12 Конституция Российской Федерации// Российская газета. – 1993. – 25 дек. (№ 237).

13 Европейская Хартия о местном самоуправлении. Ст.9// Собрание законодательства РФ. - 1998. - №36. - Ст.4466.

14 Конституция Российской Федерации, ст.132 // Российская газета. – 1993. – 25 дек. (№ 237).

15 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.12.2004), ст.2// СПС «Консультант Плюс».

16 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.12.2004), ст.60// СПС «Консультант Плюс».

17 Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая  от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 02.11.2004) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2005), ст12.// СПС “Консультант Плюс”.

18 Васильев В.И. Местное самоуправление: закон четвертый// Журнал российского права. – 2004. - №1.

19 Рекомендации по реализации требований новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Муниципальная власть. – 2004. - №4 (июль-август). – с.45-62.

Информация о работе Доходы муниципального образования