Доходы муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:48, дипломная работа

Описание работы

В течение нескольких лет в Российской Федерации осуществлялось постепенное становление системы местного самоуправления. В настоящее время достаточно много сделано в плане создания организационно-правовых условий для обеспечения возможности функционирования органов местной власти. Вместе с тем практика реализации конституционных основ местного самоуправления показывает, что в Российской Федерации недостаточно сделано для создания гарантий подлинной независимости, самостоятельности местного самоуправления, формирования его финансовой основы.
В муниципальных образованиях решается судьба страны, именно они являются основным звеном социально-экономического развития, роста благосостояния населения, расцвета и укрепления могущества нашего государства. Поэтому так важно создать финансовые основы функционирования местного самоуправления. Большая роль при формировании местных бюджетов принадлежит доходам, поскольку они являются основой финансовой самостоятельности муниципальных образований и источником финансирования их расходных полномочий.

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 1.10 Мб (Скачать)

Европейская Хартия о местном самоуправлении закрепляет общие принципы, определяющие финансово-налоговую политику демократического государства, в том числе и России, применительно к местным органам власти, получая отражение в законодательстве данной страны. Одним из принципов Хартии является следующий: «органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций»13.

В развитие принципов  Хартии Конституцией Российской Федерации  устанавливается, что органы местного самоуправления «самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы»14.

Законодательство Российской Федерации, касающееся формирования доходов  местных бюджетов, состоит из бюджетного и налогового законодательства, федеральных законов, иных нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в указанной сфере.

Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, а также общие положения о доходах и расходах местных бюджетов, представлены, прежде всего, бюджетным законодательством.

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативно-правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения15. Так, общие положения о доходах бюджетов, в том числе доходах местных бюджетов, изложены в разделе 2 Бюджетного кодекса РФ. 9 глава  данного раздела определяет состав налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов, а также закрепляет ряд норм по вопросам бюджетного регулирования. В частности, указывается, что «доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов»16.

В отдельной статье 64 Бюджетного кодекса РФ регламентируются полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов. Представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством РФ.

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит  из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов.

Налоговый кодекс РФ устанавливает  систему налогов и сборов, взимаемый в бюджеты Российской Федерации, и общие принципы налогообложения  в Российской Федерации.

Налоговый кодекс Российской Федерации четко определяет виды налогов и сборов, разделив их на федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований 17. В настоящее время Налоговым кодексом определены два местных налога: земельный налог и налог на имущество физических лиц. Налоговым кодексом также установлено, что не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом.

На реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан  на местное самоуправление направлен  Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 г. №131-ФЗ.  Настоящий Федеральный закон устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

По своему замыслу  принятый Закон должен стать единственным правовым документом, определяющим на федеральном уровне общие принципы организации местного самоуправления18. Он включил в себя отдельные нормы Федерального закона 1997 года "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", который перестал действовать со вступлением в силу данного закона.

Новый Закон  радикально меняет стратегию и тактику  всей бюджетной работы в муниципальных образованиях. Он предопределяет жесткую «бюджетную вертикаль» управления финансами практически на всех стадиях бюджетного процесса и призван пресечь ту «бюджетную вольницу», которая имела место быть во многих муниципальных образованиях19.

Следуя требованиям  Конституции РФ, Закон определил, что каждое муниципальное образование должно иметь собственный бюджет20. Теперь даже небольшое поселение будет утверждать свой финансовый план, включающий расходные и доходные статьи. Сметы в качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений возможны только у отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями.

В Законе подробно определяются состав собственных доходов  местных бюджетов, принципы зачисления в эти доходы отчислений от федеральных налогов и сборов, подходы к выравниванию бюджетной обеспеченности муниципального образования. В немалой степени эти статьи Закона дублируют Бюджетный и Налоговый кодексы. Однако на первое время действия нового правового акта это оправданно, поскольку позволяет правоприменителям - муниципальным работникам - лучше понять довольно сложную систему правил, связанных с регулированием бюджетных и межбюджетных отношений.

Новый Закон  вступил в силу лишь частично. На сегодняшний день вступившими в силу являются положения Закона, регламентирующие:

  • вопросы установления границ муниципальных образований;
  • вопросы преобразования муниципальных образований;
  • состав перечней вопросов местного значения;
  • формирование органов местного самоуправления;
  • виды муниципального имущества.

Полностью новый  Закон вступает в силу с 1 января 2006 г. Хотя говорить о полноте вступления в силу данного закона не приходится, поскольку в нем достаточное количество положений должно вступать в силу поэтапно вплоть до конца 2009 г. Например, отдельные положения ст.60 и 61 (о распределении средств фондов финансовой поддержки) вступают в силу поэтапно в течение 2006-2009 гг., а временная финансовая администрация в муниципальном образовании может вводиться с 1 января 2008 г.

Существенная характерная черта нового правового документа состоит в том, что он централизовал нормативное регулирование ряда вопросов местного самоуправления, переведя его с регионального на федеральный уровень. Согласно прежнему Федеральному закону, к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относилось принятие и изменение законов субъектов РФ о местном самоуправлении; разграничение предметов ведения между муниципальными образованиями при многоуровневой организации МС; определение условий и порядка контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий субъекта РФ; установление порядка регистрации уставов муниципальных образований; определение порядка установления территорий муниципальных образований и др. Некоторые субъекты РФ, хотя и не в полной мере, реализовали эти полномочия. Однако в большинстве регионов органы государственной власти какое-то время вели себя пассивно. В нормативной базе местного самоуправления продолжали существовать серьезные пробелы.

Это и послужило одной из причин усиления федерального участия в правовом регулировании корневой системы публичной власти. И хотя субъекты РФ сохранили некоторые свои полномочия, их участие в нормативном решении многих вопросов местного самоуправления теперь не предусмотрено. Таким образом, содержание общих принципов организации МС, находящихся согласно Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в новом Законе выглядит иначе, чем в прежнем. Их "федеральная составляющая" в большей степени, чем прежде, перевешивает "региональную". Конечно, это не означает, что Закон разрушает уже сделанное в области местного самоуправления и как бы заново выстраивает все отношения в данной области. На федеральный уровень вынесено решение вопросов, многие из которых уже апробированы в региональном законодательстве.

Итак, с принятием нового Федерального закона «Об общих принципах организации…»  существенно изменилась сама система  законодательства о местном самоуправлении, а если учитывать предусмотренное  Законом расширение нормотворческих возможностей муниципальных органов, - система всех правовых актов о МСУ. Эти изменения отнюдь не самоцель. Они служат правовым средством перестройки муниципального уровня публичной власти, его обновления и упорядочения, приближения к населению. Их смысл в том, чтобы повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления (далее - также ОМС) в решении вопросов местного значения и осуществлении отдельных государственных полномочий, привести нормативную модель местного самоуправления в соответствие с общественной практикой.

В связи с принятием  новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ назрела необходимость  приведения бюджетной нормативной  базы в соответствие с требованиями нового законодательства о местном самоуправлении.

В связи с этим предлагаемые изменения Бюджетного кодекса после  принятия Федерального закона «Об общих принципах…» можно сгруппировать по семи направлениям21:

  1. уточнение бюджетного устройства Российской Федерации;
  2. уточнение разграничения бюджетных полномочий между органами власти разных уровней;
  3. новый порядок разграничения расходных обязательств;
  4. разграничение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;
  5. регулирование предоставления межбюджетных трансфертов;
  6. порядок осуществления временного финансового администрирования;
  7. уточнение порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов.

Изменения Налогового кодекса главным  образом касаются двух аспектов:

  1. уточнения разграничения налоговых полномочий между органами власти всех уровней;
  2. изменения перечней федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Таким образом, федеральным  бюджетным и налоговым законодательством теперь будет урегулировано практически все, что ранее регулировалось субъектами Российской Федерации или даже правовыми актами органов местного самоуправления.

2.2. Значение и состав  доходов бюджетов муниципальных  образований

 

Муниципальные финансы  являются важнейшим звеном финансовой системы Российской Федерации, обеспечивая органы местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами о местном самоуправлении. Сущность муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов власти местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения муниципалитетом своих функций, в основном на удовлетворение многообразных социально-культурных и коммунально-бытовых потребностей человека, обеспечение комплексного развития территории.

Рассмотрим основы бюджетного устройства в Российской Федерации, а также принципы формирования доходной части местных бюджетов.

Бюджетный кодекс  Российской Федерации определяет следующее  устройство бюджетной системы Российской Федерации22:

  • первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты, в том числе:
  • бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  • бюджеты городских и сельских поселений.

Кодекс также определяет принципы бюджетной системы Российской Федерации, среди которых:

-  принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы Российской Федерации;

- самостоятельности бюджетов:

Информация о работе Доходы муниципального образования