Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:48, дипломная работа
В течение нескольких лет в Российской Федерации осуществлялось постепенное становление системы местного самоуправления. В настоящее время достаточно много сделано в плане создания организационно-правовых условий для обеспечения возможности функционирования органов местной власти. Вместе с тем практика реализации конституционных основ местного самоуправления показывает, что в Российской Федерации недостаточно сделано для создания гарантий подлинной независимости, самостоятельности местного самоуправления, формирования его финансовой основы.
В муниципальных образованиях решается судьба страны, именно они являются основным звеном социально-экономического развития, роста благосостояния населения, расцвета и укрепления могущества нашего государства. Поэтому так важно создать финансовые основы функционирования местного самоуправления. Большая роль при формировании местных бюджетов принадлежит доходам, поскольку они являются основой финансовой самостоятельности муниципальных образований и источником финансирования их расходных полномочий.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
КАРЕЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ГОРОДЕ ПЕТРОЗАВОДСКЕ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ (НА ПРИМЕРЕ ОЛОНЕЦКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ)
Студента 5 курса специальности 060400 «Финансы и кредит» на базе среднего специального образования
(фамилия, и.о., подпись, дата)
«___» _______________________ 2005 г.
______________________________
(степень, звание, фамилия и.о., подпись, дата)
«___» _______________________ 2005 г.
(степень, звание, фамилия и.о., подпись, дата)
«___» _______________________ 2005 г.
Санкт-Петербург 2005
СОДЕРЖАНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ 104
В течение нескольких лет в Российской Федерации осуществлялось постепенное становление системы местного самоуправления. В настоящее время достаточно много сделано в плане создания организационно-правовых условий для обеспечения возможности функционирования органов местной власти. Вместе с тем практика реализации конституционных основ местного самоуправления показывает, что в Российской Федерации недостаточно сделано для создания гарантий подлинной независимости, самостоятельности местного самоуправления, формирования его финансовой основы.
В муниципальных образованиях решается судьба страны, именно они являются основным звеном социально-экономического развития, роста благосостояния населения, расцвета и укрепления могущества нашего государства. Поэтому так важно создать финансовые основы функционирования местного самоуправления. Большая роль при формировании местных бюджетов принадлежит доходам, поскольку они являются основой финансовой самостоятельности муниципальных образований и источником финансирования их расходных полномочий.
Новая редакция закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создала законодательные условия для решения проблем жизнеобеспечения населения на местном уровне. Теперь предстоит внести изменения и дополнения в бюджетно-налоговую систему, подкрепляющие новые условия финансовыми ресурсами.
Целью дипломной работы является определение проблем, возникающих при формировании доходной части местных бюджетов в Российской Федерации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
При написании работы были использованы научные публикации следующих авторов: Колесова А.С., Еремеевой Л., Горошко Г., Христенко В. и др., а также нормативно-правовые акты, регулирующие бюджетный процесс и бюджетную систему в Российской Федерации, Республике Карелия и Олонецком районе.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Во Введении обоснована актуальность выбранной темы. Она состоит в том, что сегодня местные бюджеты испытывают тяжелейший кризис. И причина не только в общем экономическом и финансовом кризисе, поразившем Россию. Низкая обеспеченность местных бюджетов собственными доходами, ежегодный пересмотр правил, ведущий к сокращению доли стабильных источников в пользу федерального и регионального бюджетов привело к тому, что последние имеют очень низкую бюджетную обеспеченность. И это при том, что сегодня на местные бюджеты возложено финансирование основных затрат на социальную сферу, на жилищно-коммунальные нужды, поддержку и развитие местной экономики. Практически это означает, что основная масса населения определенной территории, так, или иначе, зависит только от местных бюджетов.
В первой главе автор рассматривает международный и советский опыт формирования местных бюджетов.
Во второй главе изучено бюджетное устройство в РФ и роль местного бюджета в бюджетной системе Российской Федерации, а также выделены проблемы формирования доходной части местных бюджетов.
В третьей главе оценены поступления доходов в бюджет муниципального образования на примере Олонецкого района Республики Карелия.
В Заключении автором сделан ряд выводов и предложений по решению рассмотренных проблем.
Не увеличивая расходы на социальную сферу, то есть на человека, мы придем к положению, когда в стране не будет здорового и образованного поколения, способного трудиться, развивать экономику, двигать вперед науку, создавать новую технику, служить в армии, следовательно, мы лишимся физического и интеллектуального потенциала населения страны. А это рано или поздно приведет к деградации общества и распаду государства. Чтобы не допустить такого развития событий в России, необходимо изменение государственных приоритетов в распределении ресурсов консолидированного бюджета в пользу жизнеобеспечения человека, а значит, развитие местных бюджетов.
В настоящее время в промышленно развитых странах идет процесс перестройки взаимоотношений между центром, регионами и местными органами власти. Некоторые правительства проводят политику децентрализации государственного управления, предоставляя местным органам автономию в решении широкого круга вопросов. Другие же, наоборот, усиливают вмешательство в дела местных территориальных коллективов. Многие западноевропейские страны недавно осуществили реформы финансов местных органов власти, направленные, как правило, на перераспределение бюджетных функций между различными уровнями государственного управления и на расширение сферы финансовой компетенции региональных и местных территориальных единиц.
Необходимо отметить, что местные бюджеты действуют на территории административных единиц, имеющих, как правило, выборные органы управления. В Великобритании местные бюджеты существуют в округах, графствах и городах; в Германии – в общинах и городах; во Франции департаментах и коммунах; в Дании, Норвегии, Швеции – в сельских и городских коммунах и т.д. Местные бюджеты широко используются для воздействия на экономику, регулирования хозяйственных процессов, развития культуры и образования, сглаживания социальных конфликтов, трудоустройства населения и решения многих других проблем.
Состояние местных бюджетов, их характеристики в отдельных странах сильно различаются, что обусловлено историческими традициями, действующим законодательством, определяющим размеры и формы государственного контроля за местными финансами и компетенцию местных органов власти, сложившимися взаимоотношениями между местными бюджетами и банковским сектором. В большинстве стран для местных финансов характерны: постоянный рост бюджетных расходов; увеличение субсидий местным властям, выделяемых из центрального государственного бюджета; реформы местного налогообложения; расширение финансовой поддержки местного предпринимательства и использование внешних источников финансирования1.
Говоря о местных бюджетах, очень важно держать в уме их вес в национальной экономике. В некоторых европейских странах местный бюджет составляет не менее 10 процентов валового внутреннего продукта, как, например, в Бельгии, Франции, Португалии, Испании. В других странах, таких как Нидерланды, Великобритания, Италия, Ирландия, расходы местного бюджета составляют от 14 до 20% ВВП. И намного больше эти расходы в таких странах, как Дания, Норвегия, Швеция – от 20 до 30%2.
Однако данный показатель ни в коей мере не может служить критерием при оценке степени экономической и хозяйственной самостоятельности, предоставленной местным коллективам. Больший удельный вес расходов местных органов самоуправления не равнозначен большей свободе действий на местах. Так, в Скандинавских странах, где этот показатель особенно высок, существует и сравнительно более жесткая система государственного регулирования местных расходов и налогов. Местные власти находятся здесь под сильным давлением центральной администрации, которая устанавливает рамки и определяет политику расходования наиболее существенной части местных бюджетов – расходов на здравоохранение и образование. В других странах государство также использует средства оказания давления на политику местных органов власти, в частности механизм перераспределения финансовых ресурсов между отдельными территориальными единицами.
В большинстве зарубежных стран бюджетные доходы местных органов власти складываются из четырех основных частей:
• местные налоги;
• неналоговые доходы;
• субсидии и дотации из государственных бюджетов;
• займы.
Что касается местных налогов, то ситуация с ними в разных странах различная. Если в США на долю местных налогов в структуре местных бюджетов приходится более 60%, а в Швеции - от 40 до 60%, то в Италии, Ирландии, Нидерландах - на уровне 6 - 10%, в Венгрии - 3,4%3.
Нужно отметить и множественность местных налогов: рекордсмен здесь Бельгия (там их около 100 видов), в Японии, Италии - более 30, во Франции - около 50. Исключением является Великобритания, где местные бюджеты формируются лишь за счет двух местных налогов.
В Финляндии муниципальные образования (коммуны) могут облагать налогами своих членов. Наиболее важными из этих налогов являются налог на собственность и подоходный налог. Причем размер подоходного налога определяется каждой коммуной самостоятельно (около 17 пенни с каждой марки дохода).
Неналоговые доходы включают средства от местной собственности, коммунальных услуг, коммерческой деятельности органов местного самоуправления, штрафов и т.д. Их доля в структуре местных бюджетов в среднем 10-25%.
Субсидии и дотации из государственных бюджетов в ряде стран составляют весьма значительную долю в местных бюджетах. Во многих странах они обеспечивают основную часть местных бюджетных доходов (в США -25%, в Германии, Японии, Дании - 40 - 45%, в Бельгии - более 50%, в Венгрии - 70%). В целом государственные субсидии местным бюджетам составляют от ¼ до ½ их доходов. Государственные трансферты в пользу местных органов власти осуществляются в трех формах: через перераспределение налоговых поступлений (система «налогового выравнивания» в Германии), субсидии – дотации общего назначения (например, во Франции дотации на функционирование) и специальные, целевые субсидии (субвенции). В США насчитывается более 200 видов субсидий, В Италии – свыше 100, в Великобритании – около 50. Целевые субсидии выделяются строго под целевые программы и проекты и оставляют мало возможности для маневра местным властям. Они характерны, например, для Скандинавских стран, где предназначаются на программы в области образования и здравоохранения. Они преобладают в США, Италии, Германии, Японии, где используются на финансирование полиции, исправительных учреждений, социальной инфраструктуры.
Субсидии общего назначения (дотации) даются, как правило, для покрытия дефицита местного бюджета и содержат меньшее число ограничений по их использованию. Такая система преобладает во Франции и Великобритании; она используется и в Бельгии, Нидерландах, Германии.
Роль займов (особенно краткосрочных и среднесрочных) в большинстве стран постепенно возрастает. Долгосрочные займы (облигационные), как правило, выпускают крупные муниципальные образования, причем займы могут размещаться и за пределами границ муниципалитета - эмитента облигаций займа. Так, во Франции местное управление занимает каждый год около 60% тех денег, которые нужны им на капитальные расходы. Наиболее распространенной формой местных долгосрочных займов являются закладные листы и муниципальные облигационные займы. В ряде стран займы предоставляются местным органам власти специальными государственными кредитными учреждениями из средств государственного бюджета. Право выпускать займы имеют чаще всего крупные местные административные единицы, субъекты федерации, графства, города, провинции.
В Польше помимо перечисленных источников доходов органы местного самоуправления могут получать доход, например, от активов, которыми они владеют. В основном это касается гмин, которые хорошо обеспечены земельными и жилищными ресурсами. На их территории, как правило, ведется активная коммерческая деятельность. Например, в гмине Неполомице действуют 1200 хозяйствующих субъектов. Среди 20 довольно крупных польских и совместных предприятий самый главный работодатель - правление гмины.