Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 22:37, дипломная работа

Описание работы

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе – аналитической, исследуются теоретические аспекты Бюджетирования, как соглашения на уровне Муниципальных образований с целью достичь компромисса между политикой и хозяйственными целями, задаваемыми муниципальным бюджетом (управлением собственностью), с одной стороны, и имеющимся организационным потенциалом – с другой.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………..5
I. Аналитическая часть
1.1 Роль и место бюджетирования в системе бюджетных процедур государственных финансов. …………………………………………………………..10
1.2 Анализ хода внедрения закона о местном самоуправлении N 131-ФЗ………...14 1.3 Краткая технико-экономическая характеристика муниципальных
образований Воскресенского муниципального района………………………….20
1.4 Анализ межбюджетного взаимодействия местного бюджета с бюджетом Московской области и Федеральным бюджетом………………………………...30
1.5 Выводы по аналитической части……………………………………………….....51
II. Проектная часть
2.1 Разработка уточненных бюджетов муниципальных образований Воскресенского муниципального района Московской области в условиях финансового кризиса………………………………………………………………….80
2.2 Предложения по оптимизации налогооблагаемой базы и рационализации налоговой структуры………………………………………………………………….94
2.3 Аутсорсинг муниципальных функций в Воскресенском муниципальном
районе………………………………………………………………………………….103
Заключение…………………………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Бюджетирование как инструмент финансового планирования.doc

— 1.18 Мб (Скачать)
 

    На  рисунке 3.1 отражена Структура доходов Воскресенского муниципального района Московской области в 2009 году. 

    Рис. 3.1 Структура доходов Воскресенского муниципального района Московской области  в 2009 году (%).

    По  утвержденному бюджету Воскресенского муниципального района на 2009 год складывается следующая картина. В структуре доходов Воскресенского муниципального района наибольший удельный вес, а именно 38%, занимают безвозмездные поступления.

    На  рисунке 3.2 представлена структура  расходования бюджетных средств в бюджете Воскресенского муниципального района Московской области в 2009 году.

    

    Рис. 3.2 Структура расходования бюджетных  средств в бюджете Воскресенского муниципального района Московской области  в 2009 году (%).  

    Основным направлением расходования бюджетных средств в бюджете Воскресенского муниципального района являются образование (44,7%); здравоохранение, физическая культура и спорт (32,8%); культура, искусство и кинематография (5%); социальная политика (4,6%); общегосударственные вопросы (4,2%).    

 

    Таблица 31.

    Уточненные  бюджеты муниципальных образований  Воскресенского муниципального района на 2009 год11)

Наименование Городское поселение Белоозерский Городское поселение Воскресенск Городское поселение Хорлово Городское поселение им. Цюрупы Сельское  поселение Ашитковское Сельское  поселение Фединское Всего по поселениям, тыс. руб. Процент в общей структуре, (%)
Плановые  назначения (тыс. руб.) Процент в общей структуре (%) Плановые  назначения (тыс. руб.) Процент в общей структуре (%) Плановые  назначения (тыс. руб.) Процент в общей структуре (%) Плановые  назначения (тыс. руб.) Процент в общей структуре (%) Плановые  назначения (тыс. руб.) Процент в общей структуре (%) Плановые  назначения (тыс. руб.) Процент в общей структуре (%)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1. Налоговые  и неналоговые доходы 37517,2 85,348 235076,5 98,842 14987,0 53,513 3358,4 24,363 22468,0 50,783 20567,0 79,338 334474,1 84,838
2. Налоги  на прибыль, доходы 14629,2 33,280 102358,5 42,947 4595,0 16,407 1359,4 9,862 5575,0 12,601 8713,0 33,611 137230,1 34,808
2.1 Налог  на доходы физических лиц  14629,2 33,280 102358,5 42,947 4595,0 16,407 1359,4 9,862 5575,0 12,601 8713,0 33,611 137230,1 34,808
3. Налоги  на совокупный доход 43,0 0,098 2,0 0,001 - 0 - 0 5,0 0,011 - 0,000 50,0 0,013
4. Налоги  на имущество 10789,0 24,544 62697,0 26,306 8601,0 30,711 1559,0 11,310 13485,0 30,479 5596,0 21,587 102727,0 26,056
4.1 Налог  на имущество физических лиц 2625,0 5,972 9225,0 3,871 1155,0 4,124 330,0 2,394 1425,0 3,221 713,0 2,750 15473,0 3,925
4.2 Земельный  налог 8164,0 18,572 53472,0 22,436 7446,0 26,587 1229,0 8,916 12060,0 27,258 4883,0 18,836 87254,0 22,132
5. Задолженность  и перерасчеты по отмененным  налогам, сборам и иным обязательным  платежам  920,0 2,093 4871,0 2,044 135,0 0,482 48,0 0,348 502,0 1,135 304,0 1,173 6780,0 1,720
6. Доходы  от использования имущества, находящегося  в государственной и муниципальной  собственности 10536,0 23,968 60218,0 25,266 1401,0 5,002 322,0 2,336 2556,0 5,777 4904,0 18,917 79937,0 20,276
7. Доходы  от продажи материальных и  нематериальных активов 600,0 1,365 4930,0 2,069 255,0 0,911 70,0 0,508 345,0 0,780 1050,0 4,050 7250,0 1,839
8. Безвозмездные  поступления 5981,8 13,608 2759,4 1,158 13844,1 49,432 11346,3 82,311 23056,4 52,113 5621,2 21,684 62609,2 15,881
8.1 Дотации  бюджетам субъектов РФ и муниципальных  образований 4561,0 10,376 560,0 0,235 13262,0 47,354 10863,0 78,805 21894,0 49,485 5064,0 1,953 56204,0 14,256
8.2 Субвенции  бюджетам субъектов РФ и муниципальных  образований 939,0 2,136 - 0 375,0 1,339 375,0 2,720 750,0 1,695 598,0 2,307 3037,0 0,770
                      Продолжение таблицы 31.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
8.3 Иные межбюджетные  трансферты 481,8 1,096 2199,4 0,923 207,1 0,739 108,3 0,786 412,4 0,932 182,2 0,703 3591,2 0,911
9. Доходы  от предпринимательской и иной  приносящей доход деятельности 459,0 1,044 - 0 - 0 - 0 - 0 - 0 459,0 0,116
Всего доходов: 43958,0 100 237835,9 100 28831,1 100 14704,7 100 45524,4 100 26188,2 100 394251,3 100
10.Общегосударственные вопросы 22371,1 46,874 74330,3 28,484 12143,7 41,449 8230,9 58,514 18290,9 39,580 11566,5 42,222 146933,4 34,519
11.Национальная  оборона 939,0 1,967 - 0 375,0 1,280 375,0 2,666 750,0 1,623 375,0 1,369 2814,0 0,661
12.Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 164,0 0,344 - 0 91,0 0,311 38,0 0,270 475,3 1,029 75,0 0,274 843,3 0,198
13.Национальная  экономика 3900,0 8,172 200,0 0,077 2775,0 9,472 75,0 0,533 2263,0 4,897 2264,0 8,264 11477,0 2,696
14.Жилищно-коммунальное  хозяйство 5055,0 10,592 12497,0 4,789 4383,1 14,960 2226,4 15,828 3830,0 8,288 1421,6 5,189 29413,1 6,910
15.Охрана  окружающей среды - 0 - 0 - 0 - 0 - 0 - 0 - 0
16.Образование  168,0 0,352 - 0 - 0 - 0 - 0 - 0 168,0 0,039
17.Культура, кинематография и средства массовой информации 7864,0 16,477 729,0 0,279 69,0 0,236 36,0 0,256 137,0 0,296 61,0 0,223 8896,0 2,090
18.Здравоохранение  и спорт 2878,0 6,030 - 0 - 0 - 0 - 0 - 0 2878,0 0,676
19.Социальная  политика 71,1 0,149 - 0 - 0 253,0 1,799 20,1 0,043 - 0 344,2 0,081
20.Межбюджетные  трансферты 4315,0 9,041 173202,8 66,372 9461,1 32,293 2832,3 20,135 20446,4 44,244 11631,2 42,458 221888,8 52,129
Всего расходов: 47726,0 100 260959,1 100 29297,9 100 14066,6 100 46212,7 100 27394,3 100 425656,6 100
 
 
 
 

 

    На  рисунке 3.3 представлена  структура доходов поселений Воскресенского муниципального района Московской области в 2009 году 
 

Рис. 3.3 Структура  доходов поселений Воскресенского муниципального района Московской области  в 2009 году (%). 

    По  результатам анализа утвержденных бюджетов поселений Воскресенского муниципального района за 2009 год складывается следующая ситуация. В структуре доходов поселений Воскресенского муниципального района наибольший удельный вес, а именно 34,6%, занимает налог на доходы физических лиц.

    На  рисунке 3.4 отражена структура расходования бюджетных средств в бюджетах поселений Воскресенского муниципального района Московской области в 2009 году 

Рис. 3.4 Структура  расходования бюджетных средств  в бюджетах поселений Воскресенского муниципального района Московской области в 2009 году (%).

    Основным  направлением расходования бюджетных  средств в бюджетах поселений  Воскресенского муниципального района являются межбюджетные трансферты (52,1%); общегосударственные вопросы (34,5%); жилищно-коммунальное хозяйство (6,9%).

    Показателем эффективности расходов на содержание органов местного самоуправления является удельный вес этих расходов в общем  объеме расходов местного бюджета.

    Значительным  резервом сокращения расходов на содержание органов местного самоуправления и соответственно снижения удельного веса этих расходов в общем объеме расходов местного бюджета является сокращение численности их работников.

    Основной  задачей является проведение мероприятий  по совершенствованию структуры  органов местного самоуправления с одновременным сокращением штатной численности.

    Вроде бы небольшие средства запланированы  в бюджетах муниципальных образований  на мобилизационную подготовку и  гражданскую оборону, но и там  есть резервы для их оптимизации  и сокращения.

    В целях оптимизации расходов необходимо совместно с соответствующими должностными лицами проанализировать мероприятия, осуществляемые в рамках реализации указанных полномочий, и откорректировать их с учетом следующих предложений:

  1. Совмещать мобилизационные учения и тренировки с учениями по гражданской обороне.
  2. При проведении учений использовать слайды, отказаться от изготовления дорогостоящих карт, плакатов и схем.
  3. При выезде в загородную зону размещения использовать только служебный транспорт.
  4. Не допускать повторного изготовления печатей и штампов для обеспечения организации нормированного снабжения населения, ввести строгий учет.

    Финансовое  обеспечение расходов на финансирование отрасли «Образование» состоит  из двух бюджетов: областного и муниципального.

    При этом необходимо отметить, что в расходах на 2009 год предусмотрены средства на погашение кредиторской задолженности за 2008 год; полностью исключены расходы на проведение капитального и текущего ремонтов, расходы на выполнение долгосрочных целевых программ; сокращены расходы на проведение мероприятий в сфере образования.

    Аналогичные меры должны быть приняты при внесении изменений в местный бюджет 2009 года и при планировании расходов на 2010 год.

    В целях оптимизации расходов в  отрасли «Образование» на муниципальном уровне необходимо:

    1. Ввести систему задания по предоставлению муниципальных услуг. Этот процесс, в первую очередь, определен Бюджетным Кодексом Российской Федерации. Требования к структуре задания также определены статьей 68.2 Бюджетного кодекса.

    Первое с чего нужно начать – это проанализировать принятые расходные обязательства в части достижения конкретных целей и задач (например, муниципальные надбавки к заработной плате работников бюджетных учреждений, система поощрительных и премиальных выплат – за достижение каких целей устанавливаются и как выполняются эти цели). В случае, если расходование бюджетных средств не влечет достижения конкретных целей, рассмотреть вопрос о прекращении расходного обязательства.

    Предлагается  не принимать новых расходных обязательств в ближайшие два года. Это установление понятия и перечня муниципальной услуги, требований к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг.

    2. Оптимизировать структуру образовательных учреждений, в том числе: проанализировать эффективность деятельности малокомплектных школ, учреждений дополнительного образования, учреждений по внешкольной работе с детьми, учреждений обеспечивающих предоставление услуг в сфере образования (учебно-производственные комбинаты, фильмотеки, логопедические пункты, хозяйственно-эксплуатационные конторы), рассмотреть вопрос об объединении учреждений и создании структурных подразделений, за счет чего оптимизировать расходы на содержание административно-управленческого персонала.

    3. Ввести систему ведомственных целевых программ.

    4. Оптимизировать расходы дошкольных  образовательных учреждений. Предлагается  пересмотреть обоснованность расходных  обязательств по предоставлению  муниципальной услуги в дошкольных  учреждениях, изыскать возможность для увеличения объема платных и частично платных услуг.

    5. Отдельного внимания требует  обеспечение эффективности расходов  на оплату труда. 

    Кроме того, в общеобразовательных учреждениях  оптимальное соотношение численности  педагогических работников и административно-хозяйственного персонала должно быть 70:30. Это может быть достигнуто за счет сокращения количества малокомплектных школ, обеспечения численности учащихся в классах на уровне норматива, т.е. 25 человек, сокращение численности административно-управленческого и вспомогательного персонала.

    Исходя  из результатов анализа соотношения  прогнозных финансовых показателей  денежных потоков доходной и расходной  частей консолидированного бюджета  Воскресенского района  можно рекомендовать  следующее. Для того, чтобы обеспечить эффективное использование бюджетных средств, необходимо в первую очередь:

  • оптимизировать расходы на исполнение принятых расходных обязательств;
  • оптимизировать сеть образовательных учреждений, в результате обеспечить их максимальную загрузку и ликвидировать неэффективные учреждения;
  • ввести систему установления заданий на предоставление муниципальных услуг;
  • ввести систему ведомственных целевых программ;
  • совершенствовать систему поощрительных и компенсационных выплат, привязав их к конкретным показателям работы каждого члена коллектива;
  • увеличить доходы дошкольных образовательных учреждений за счет предоставления оплачиваемых услуг, предусмотрев, что объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания уменьшается на выручку от оказания государственных услуг, предоставляемых на платной или частично платной основе;
  • установить порядок расходования средств, полученных от предоставления платных услуг, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в том числе первоочередное направление этих средств на погашение кредиторской задолженности и на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений.

Таблица 32.

Предложения по оптимизации бюджетных расходов в сфере образования

Факторы, обеспечивающие оптимизацию  бюджетных расходов Практические  шаги по повышению  эффективности управления бюджетными ресурсами
1. Реструктуризация  и оптимизация сети образовательных  учреждений Сокращение  количества малокомплектных  школ, максимальное наполнение классов.

Объединение учреждений дополнительного образования, учреждений по внешкольной работе с детьми с целью создания сети структурных подразделений учреждений и сокращения управленческого персонала.

2. Введение  системы установления муниципальных  заданий на предоставление услуг Утверждение перечня муниципальных услуг и их объема на 2010 год.

Нормирование  расходов на предоставление муниципальной услуги.

Установление  стандарта качества муниципальной услуги.

Определение показателей результатов  деятельности учреждений, установление отчетности о выполнении муниципального задания.

Обеспечение результативности, адресности и целевого характера  использования бюджетных  средств в соответствии с утвержденными  бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных  обязательств.

3. Введение  системы ведомственных и долгосрочных целевых программ Бюджетирование  мероприятий программ только под реально  достижимые цели.
4. Оптимизация  расходов на оплату труда работников  бюджетных учреждений и обеспечение  сохранения уровня средней заработной  платы не ниже достигнутого на 01.01.2009 года Реструктуризация  и оптимизация  сети образовательных  учреждений.

Оптимизация численности работников образовательных  учреждений – достижение соотношения численности  педагогического  персонала к административно-управленческому  и обслуживающему 70% : 30%.

Утверждение предельной штатной  численности.

Совершенствование системы стимулирующих  выплат путем установления жестких учитываемых  показателей для  премирования.

5. Установление  порядка расходования средств,  полученных от предоставления платных услуг, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности Первоочередное  направление этих средств на погашение  кредиторской задолженности  и на обеспечение  выполнения функций  бюджетных учреждений.

    Для обеспечения эффективного использования  бюджетных средств, предлагаю организовать работу по следующим направлениям:

  • проанализировать структуру и штатное расписание подведомственных учреждений, правильность определения надбавок и доплат к заработной плате;
  • подготовить рекомендации по установлению выплат стимулирующего характера в зависимости от конечных результатов деятельности учреждений. Для этого определить критерии оценки деятельности по каждому виду лечебных учреждений или по категориям работников. В качестве примеров можно использовать критерии оценки деятельности врача-терапевта участкового, определенные приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 19.04.2007 г. № 282.

    Органам местного самоуправления муниципальных  образований необходимо провести оптимизацию  сети, штатной численности и расходов на содержание муниципальных учреждений здравоохранения, а именно:

    • руководителям органов управления здравоохранения привести наименование должностей медицинских работников и структурных подразделений учреждений здравоохранения в соответствие с номенклатурой должностей, а также наименованиями структурных подразделений и должностей (профессий) других работников, в соответствие с действующими штатными нормативами, типовыми штатами, Единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС) и тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым должностям служащих и профессий рабочих;
    • не допускать увеличения численности работников муниципальных учреждений здравоохранения муниципального образования, за исключением случаев, когда увеличение численности работников необходимо для реализации переданных полномочий;
    • установить приборы-счетчики и внедрить политику экономного использования водо-, тепло- и электроресурсов, осуществлять контроль по использованию междугородней связи и Интернета;
    • обеспечить в текущем финансовом году отсутствие по состоянию на первое число каждого месяца текущей задолженности местного бюджета по оплате труда работников муниципальных учреждений и начислений на оплату труда, по оплате коммунальных услуг бюджетными учреждениями, находящимися в муниципальной собственности;
    • не допускать увеличения числа муниципальных учреждений здравоохранения, за исключением случаев, когда увеличение числа муниципальных учреждений здравоохранения необходимо для реализации переданных государственных полномочий;
    • сохранить приоритет амбулаторного лечения;
    • дальнейшее использование стационарозамещающих технологий, дневных форм пребывания пациентов в стационарах и сокращение за счет этого расходов на дорогостоящее стационарное лечение, оптимизация стационарной помощи по степени интенсивности и профилю оказываемой помощи обеспечит сокращение длительности госпитального этапа и позволит снизить неэффективные бюджетные расходы.  

Информация о работе Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии