Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 22:37, дипломная работа

Описание работы

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе – аналитической, исследуются теоретические аспекты Бюджетирования, как соглашения на уровне Муниципальных образований с целью достичь компромисса между политикой и хозяйственными целями, задаваемыми муниципальным бюджетом (управлением собственностью), с одной стороны, и имеющимся организационным потенциалом – с другой.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………..5
I. Аналитическая часть
1.1 Роль и место бюджетирования в системе бюджетных процедур государственных финансов. …………………………………………………………..10
1.2 Анализ хода внедрения закона о местном самоуправлении N 131-ФЗ………...14 1.3 Краткая технико-экономическая характеристика муниципальных
образований Воскресенского муниципального района………………………….20
1.4 Анализ межбюджетного взаимодействия местного бюджета с бюджетом Московской области и Федеральным бюджетом………………………………...30
1.5 Выводы по аналитической части……………………………………………….....51
II. Проектная часть
2.1 Разработка уточненных бюджетов муниципальных образований Воскресенского муниципального района Московской области в условиях финансового кризиса………………………………………………………………….80
2.2 Предложения по оптимизации налогооблагаемой базы и рационализации налоговой структуры………………………………………………………………….94
2.3 Аутсорсинг муниципальных функций в Воскресенском муниципальном
районе………………………………………………………………………………….103
Заключение…………………………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Бюджетирование как инструмент финансового планирования.doc

— 1.18 Мб (Скачать)

    Данная  проблема существует и в поселениях, расположенных на территории Воскресенского района Московской области. В общей  структуре доходов на 2009 год межбюджетные трансферты запланированы в размере 49,7%, налог на доходы физических лиц – 38,2%, налоги на совокупный доход – 4,2%, госпошлина – 1%.

    Таблица 1.

    Бюджеты поселений Воскресенского района в 2009г.

Поселение Доходы  бюджета, тыс. руб. Налоговые и неналоговые  доходы, тыс. руб. Межбюджетные  трансферты, тыс. руб.
1 2 3 4
ГП Белоозерское 49368,8 42928,0 5500,0
ГП Воскресенск 306137,9 278737,0 554,0
ГП Хорлово 31065,1 17221,0 13637,0
ГП Цюрупа 15377,3 4031,0 11238,0
СП Ашитковское 45720,4 22664,0 22644,0
СП Фединское 30494,2 24873,0 5439,0
Итого бюджеты  поселений Воскресенского муниципального района: 481219,7 393321,9 59012,0
 

    На  рисунке 1.2 представлены бюджеты поселение  Воскресенского муниципального района в 2009 году.  

    Рис. 1.2 Бюджеты поселений Воскресенского района в 2009г. 

    Анализ  состояния бюджетов поселений Воскресенского района показал, что уровень налоговых  и неналоговых доходов их бюджетов явно недостаточен для финансирования социально значимых расходов в соответствии с перечнем вопросов местного значения поселений, закрепленным действующим законодательством. Такая ситуация является типичной для российской практики финансового обеспечения местного самоуправления: средний уровень налоговых доходов в бюджетах поселений составляет 54%.

    Доходы  бюджетов большинства поселений формируются преимущественно за счет межбюджетных трансфертов. Основные налоговые источники бюджетов поселений – НДФЛ и налоги на имущество. Однако уровень финансирования расходов в поселениях остается недостаточным.

    Демографическая структура населения, нехватка рабочих мест и сложившийся относительно низкий уровень оплаты труда являются основными факторами, которые обуславливают крайне низкий уровень налоговых доходов большинства сельских поселений и высокий уровень дотационности их бюджетов. Анализ бюджетов поселений позволил сделать вывод о том, что поселения характеризуются относительно более высокими показателями налоговых доходов в расчете на одного жителя и имеют большие возможности в реализации мероприятий бюджетной политики.

    Рассматривая расходы бюджетов поселений, необходимо отметить, что более половины вопросов местного значения передается поселениями на вышестоящий уровень. Так в Воскресенском районе передача полномочий в 2009 г. была осуществлена отдельными поселениями по  16 вопросам.

Таким образом, не имея достаточных ресурсов, большинство  поселений района делегируют решение  таких вопросов, как участие в  предупреждении и ликвидации последствий  чрезвычайных ситуаций, создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью, создание условий для организации досуга и обеспечение жителей поселения услугами организаций культуры, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий  на уровень района.

    Следует учитывать, что поселения имеют  возможности для реализации части  полномочий, передаваемых ими на уровень  муниципального района. Однако это  потребует изменения в финансировании всей сети учреждений, которая на сегодняшний момент финансируется именно из бюджета муниципального района. Эти изменения не реализованы, что обусловлено сложившейся до реформы местного самоуправления схемой финансирования учреждений и практическими сложностями, связанными с ее изменением, когда большинство поселений не может обеспечить самофинансирование решения всех вопросов местного значения.

    Проведенный анализ позволил выявить типичные проблемы бюджетной политики поселений:

  • высокий уровень дотационности местного бюджета, низкий уровень налоговых доходов;
  • отсутствие капитальных бюджетных расходов;
  • делегирование значительного объема вопросов местного значения на уровень района;
  • недостаточно качественный уровень бюджетного процесса и финансового менеджмента в целом, затрудняющий внедрение бюджетирования, ориентированного на результат.

    В сложившейся ситуации решение этих проблем возможно только совместными  усилиями органов местного самоуправления поселений, муниципального района и органов власти субъекта Федерации.

    Для развития бюджетной политики поселений  предлагается:

  • повысить качество финансового менеджмента на уровне поселений, реализовать их финансовое стимулирование;
  • совершенствовать систему субсидий поселениям в целях их вовлечения в процесс развития территорий в приоритетных направлениях;
  • совершенствовать делегирование полномочий на уровне муниципальный район – поселение;
  • активно использовать межмуниципальное сотрудничество.

Таким образом, решение данных вопросов позволит повысить уровень бюджетной политики поселений и уровень развития муниципального района в целом.

    1. Анализ межбюджетного взаимодействия с бюджетом

Московской  области и Федеральным  бюджетом

    В соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса  РФ от 31 июля 1996 г. N 145-ФЗ (с последними изменениями) бюджетная система РФ состоит из бюджетов следующих уровней:

  1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местные бюджеты, в том числе:
    • бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
    • бюджеты городских и сельских поселений.

    Таким образом, местные бюджеты являются важной составляющей всей бюджетной системы РФ. В соответствии со ст. 52 Закона о местном самоуправлении 2003 г. каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Статья 14 Бюджетного кодекса РФ определяет местный бюджет (бюджет муниципального образования) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

    Консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами (Бюджетный кодекс Российской Федерации: От 31.07.1998 № 145-ФЗ.-В ред. от 08.11.2007.-Ст. 6). Консолидированный бюджет используется в процессе бюджетного планирования и прогнозирования и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей федерального, регионального и местных бюджетов.

    Бюджет  муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный  бюджет муниципального района.

    Местный бюджет, так же как и бюджет любого другого уровня, имеет доходную и расходную части (таблица 1,2). В доходной части местного бюджета можно выделить:

  • собственные доходы, за счет которых финансируется решение вопросов местного значения;
  • субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

    Наибольшую  часть доходов местного бюджета  составляют налоговые доходы. В соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. к налоговым доходам местных  бюджетов относятся:

    1) доходы от местных налогов и сборов.

    Перечень  местных налогов и сборов и  полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и  отмене устанавливаются законодательством  РФ о налогах и сборах. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    Таблица 1.

    Бюджет  Воскресенского муниципального района Московской области в динамике за три года4)

№ п/п     Наименование Ед. изм. Факт 2006г. Факт 2007г. Темпы роста 2007г. к 2006 г. (%) Факт 2008г. Темпы роста 2008г. к 2007 г. (%) План 2009г. Отклонения 2008 г. к 2007 г. (+/-)
Абсолютное (ед. изм.) Относительное (%)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1. Налоговые и неналоговые  доходы тыс.руб. 706807,7 1043224,4 147,597 1631586,1 156,398 1219047,0 +588361,7 +56,398
2. Налоги на прибыль, доходы тыс.руб. 449588,6 597827,6 132,972 1076876,7 180,132 945465,0 +479049,1 +80,132
2.1 Налог на доходы физических лиц  тыс.руб. 449588,6 597827,6 132,972 1076876,7 180,132 945465,0 +479049,1 +80,132
3 Налоги на совокупный доход тыс.руб. 68252,7 76405,7 111,945 84256,3 110,275 95031,0 +7850,6 +10,275
4 Налоги на имущество тыс.руб. 60582,1 181962,7 300,357 208452,3 114,558 - +26489,6 +14,558
4.1 Налог на имущество  физических лиц тыс.руб. 3898,9 4913,4 126,020 9754,5 198,529 - +4841,1 +98,529
4.2 Земельный налог тыс.руб. 56683,2 70478,6 124,338 84464,6 119,844 - +13986,0 +19,844
5. Государственная пошлина, сборы тыс.руб. 27674,0 9274,5 33,513 12114,8 130,625 14779,0 +2840,3 +30,625
6. Задолженность и перерасчеты  по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам тыс.руб. -5545,7 -1698,6 30,629 -10192,3 600,041 1889,0 -8493,7 +500,041
7. Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности тыс.руб. 83978,1 127297,9 151,585 150881,2 118,526 101581,0 +23583,3 +18,526
8. Платежи при пользовании  природными ресурсами тыс.руб. 5872,4 11424,9 194,552 11965,0 104,727 13590,0 +540,1 +4,727
9. Доходы от оказания платных услуг и компенсации  затрат государства тыс.руб. 0,000 292,2 0,000 573,2 196,167 796,0 +281,0 +96,167
10. Доходы от продажи  материальных и нематериальных активов тыс.руб. 5629,0 22905,7 406,923 78421,3 342,366 26583,0 +55515,6 +242,366
11. Штрафы, санкции, возмещение ущерба тыс.руб. 10141,1 16235,0 160,091 16013,2 98,634 19110,0 -221,8 -1,366
12. Прочие неналоговые  доходы тыс.руб. 635,4 1296,8 204,092 3353,6 258,606 223,0 +2056,8 +158,606
13. Безвозмездные поступления тыс.руб. 605796,0 839118,8 138,515 960814,0 114,503 1397340,0 +121695,2 +14,503
13.1 Дотации бюджетам субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований тыс.руб. - 133274,0 0,000 1091,0 0,819 1504,0 -132183,0 -99,181
13.2 Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) тыс.руб. 119682,2 188325,6 157,355 245411,3 130,312 336218,0 +57085,7 +30,312
                Продолжение таблицы 1.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
13.3 Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  тыс.руб. 371916,3 517519,2 139,149 671861,5 129,823 830386,0 +154342,3 +29,823
13.4 Иные межбюджетные трансферты тыс.руб. - - - 42450,2 0,000 229232,0 +42450,2 -100,000
14. Доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности тыс.руб. 63990,9 77726,1 121,464 746283,3 960,145 781876,1 +668557,2 +860,145
  Всего доходов: тыс.руб 1376594,6 1960069,3 142,385 3338683,4 170,335 3398263,1 +1378614,1 +70,335
15. Общегосударственные вопросы тыс.руб. 139416,4 208636,2 149,650 323381,5 154,998 150235,9 +114745,3 +54,998
16. Национальная оборона тыс.руб. 63,4 2508,0 3955,836 2722,2 108,541 660,0 +214,2 +8,541
17. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность тыс.руб. 4180,6 14885,5 356,061 18645,3 125,258 24586,0 +3759,8 +25,258
18. Национальная экономика тыс.руб. 2470,0 70842,4 2868,113 90592 127,878 82492,0 +19749,6 +27,878
19. Жилищно-коммунальное хозяйство тыс.руб. 86506,8 201474,1 232,900 239028,6 118,640 42667,0 +37554,5 +18,640
20. Охрана окружающей среды тыс.руб. 4646,1 8851,8 190,521 356,8 4,031 13590,0 -8495 -95,969
21. Образование тыс.руб. 671970,4 972781,3 144,765 1348458,2 138,619 1501286,6 +375676,9 +38,619
22. Культура, искусство и кинематография тыс.руб. 76237,0 93399,5 122,512 121082,2 129,639 154415,0 +27682,7 +29,639
23. Здравоохранение и  физическая культура и спорт тыс.руб. 282455,1 326445,9 115,574 953950,9 292,223 1065930,6 +627505 +192,223
24. Социальная политика тыс.руб. 70709,6 102664,6 145,192 98442,4 95,887 118650,1 -4222,2 -4,113
25. Межбюджетные трансферты тыс.руб. 13145,3 4464,0 33,959 4239 94,960 339569,0 -225 -5,040
  Всего расходов: тыс.руб 1351800,7 2006953,3 148,465 3200899,0 159,490 3494082,0 +1193945,7 +59,490

 

    Анализ  таблицы 1 показал, что темпы роста  налоговых и неналоговых доходов  за 2007 г. по сравнению с 2006 г. составили 147,597 %, а темпы роста этого же показателя за 2008 г. по сравнению с 2007г. составили 156,398%, а темпы прироста составляют +56,398%. Абсолютное отклонение доходов 2008 г. к 2007 г. равно  +588361,7 тыс. руб. Темпы роста безвозмездных поступлений 2006 г. по отношению к 2007 г. равны 138,515%, однако темпы роста безвозмездных поступлений 2007 г. к 2008 г. составили 114,503%, это означает, что на 14,503% (или на 121695,2 тыс. руб.) безвозмездные поступления превысили в 2008 г. по сравнению с 2007 г. Доходы от предпринимательской деятельности в 2007 г. по сравнению с 2006 г. выросли на 21,464%, а темпы прироста 2008 г. к 2007 г. составили 860,145% или 668557,2 тыс. руб. Доходы бюджета Воскресенского муниципального района в 2007 г. по отношению к 2006 г. возросли на 42,385%, в 2008 г. по сравнению к 2007 г. – на 70,335% (1378614,1 тыс. руб.).

    Темпы роста расходов в 2007 г. по отношению  к 2006 г. темпы роста составили 148,465%, в 2008 г. по отношению к 2007 г. расходы увеличились на 59,49% или на 1193945,7 тыс. руб. Так в 2006 г. профицит бюджета был равен 24793,9 тыс. руб., но в 2007 г. был дефицит бюджета равный 46884 тыс. руб., в 2008г. профицит бюджета составил 137784,4 тыс. руб. Планируемый дефицит бюджета на 2009 г. составляет 95818,9 тыс. руб.

    Доходная  и расходная части бюджета  представлены на рис. 1.2.   

Рис. 1.2 Доходная и расходная части бюджета  Воскресенского муниципального района за период 2006-2008 гг. (тыс. руб.). 

    Таблица 2.

    Бюджеты муниципальных образований Воскресенского муниципального района в 2009 году5)

Наименование Городское поселение Белоозерский Городское поселение Воскресенск Городское поселение Хорлово Городское поселение им. Цюрупы Сельское  поселение Ашитковское Сельское  поселение Фединское Всего по поселениям, тыс. руб. Процент в общей структуре, (%)
Плановые  назначения (тыс. руб.) Процент в общей структуре (%) Плановые  назначения (тыс. руб.) Процент в общей структуре (%) Плановые  назначения (тыс. руб.) Процент в общей структуре (%) Плановые  назначения (тыс. руб.) Процент в общей структуре (%) Плановые  назначения (тыс. руб.) Процент в общей структуре (%) Плановые  назначения (тыс.руб.) Процент в общей структуре (%)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1. Налоговые  и неналоговые доходы 42928,0 86,954 278737,0 91,049 17221,0 55,435 4031,0 26,214 22664,0 52,241 24873,0 81,566 393321,893 81,734
2. Налоги  на прибыль, доходы 20040,0 40,592 153143,0 50,024 6829,0 21,983 2032,0 13,214 8327,0 17,249 13019,0 42,693 203533,062 42,295
2.1 Налог  на доходы физических лиц  20040,0 40,592 153143,0 50,024 6829,0 21,983 2032,0 13,214 8327,0 17,249 13019,0 42,693 203533,062 42,295
3. Налоги  на совокупный доход 43,0 0,087 2,0 0,001 - - - - 5,0 0,010 - 0,000 50,098 0,010
4. Налоги  на имущество 10789,0 21,854 62697,0 20,480 8601,0 27,687 1559,0 10,138 13485,0 27,933 5596,0 18,351 102835,092 21,370
4.1 Налог  на имущество физических лиц 2625,0 5,317 9225,0 3,013 1155,0 3,718 330,0 2,146 1425,0 2,952 713,0 2,338 15490,146 3,219
4.2 Земельный  налог 8164,0 16,537 53472,0 17,467 7446,0 23,969 1229,0 7,992 12060,0 24,981 4883,0 16,013 87344,946 18,151
5. Задолженность  и перерасчеты по отмененным  налогам, сборам и иным обязательным  платежам  920,0 1,864 4871,0 1,591 135,0 0,435 48,0 0,312 502,0 1,040 304,0 0,997 6785,242 1,410
6. Доходы  от использования имущества, находящегося  в государственной и муниципальной  собственности 10536,0 21,341 54094,0 17,670 1401,0 4,510 322,0 2,094 2556,0 5,295 4904,0 16,082 71307,910 14,818
7. Доходы  от продажи материальных и  нематериальных активов 600,0 1,215 3930,0 1,284 255,0 0,821 70,0 0,455 345,0 0,715 1050,0 3,443 6254,490 1,300
8. Безвозмездные  поступления 5981,8 12,117 27400,9 8,951 13844,1 44,565 11346,3 73,786 23056,4 47,759 5621,2 18,434 87437,878 18,170
                        Продолжение таблицы 2.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
8.1 Дотации  бюджетам субъектов РФ и муниципальных  образований 4561,0 9,239 554,0 0,181 13262,0 42,691 10863,0 70,643 21894,0 45,351 5064,0 16,606 56366,105 11,713
8.2 Субвенции  бюджетам субъектов РФ и муниципальных  образований 939,0 1,902 - - 375,0 1,207 375,0 2,439 750,0 1,554 375,0 1,230 2821,102 0,586
8.3 Иные межбюджетные  трансферты 481,8 0,976 26846,9 8,770 207,1 0,667 108,3 0,704 412,4 0,854 182,2 0,597 28250,671 5,871
9. Доходы  от предпринимательской и иной  приносящей доход деятельности 459,0 0,930 - - - - - - - - - - 459,930 0,096
10 Рыночные  продажи товаров и услуг 459,0 0,930 - - - - - - - - - - 459,930 0,096
Всего доходов: 49368,8 100 306137,9 100 31065,1 100 15377,3 100 45720,4 100 30494,2 100 481219,70 100
Общегосударственные вопросы 24921,1 27,239 81865,0 27,302 14217,8 29,394 9104,9 37,964 21167,6 25,800 14206,1 30,639 165630,199 27,950
Национальная  оборона 939,0 1,026 - - 375,0 0,775 375,0 1,564 750,0 0,914 375,0 0,809 2818,279 0,476
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 214,0 0,234 - - 91,0 0,188 48,0 0,200 510,0 0,622 225,0 0,485 1089,244 0,184
Национальная  экономика 3905,0 4,268 819,0 0,273 2775,0 5,737 225,0 0,938 3613,0 4,404 2053,0 4,428 13405,620 2,262
Жилищно-коммунальное хозяйство 8433,0 9,217 14828,0 4,945 4959,0 10,252 2883,0 12,021 2532,0 3,086 2304,0 4,969 35978,522 6,071
Охрана окружающей среды - - - - - - - - - 0,000 0,000
Образование 368,0 0,402 - - - - - - - - 368,402 0,062
Культура, кинематография и средства массовой информации 8114,0 8,869 729,0 0,243 69,0 0,143 36,0 0,150 137,0 0,167 61,0 0,132 9155,571 1,545
Здравоохранение и спорт 3104,0 3,393 - - - - - - - 3107,393 0,524
Социальная  политика 71,1 0,078 - - - 112,0 0,467 58,7 0,072 - - 242,416 0,041
Межбюджетные  трансферты 41386,0 45,235 201607,4 67,236 25883,2 53,511 11199,3 46,696 53275,2 64,935 27141,5 58,538 360770,214 60,879
Всего расходов: 91491,2 100 299848,4 100 48370,0 100 23983,2 100 82043,5 100 46365,6 100 592601,90 100

Информация о работе Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии