Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 13:58, курсовая работа
Целью исследования является выявление мнения наиболее типичных форм ритуально-этикетного поведения французов и определение связи с традиционными мировоззренческими установками и представлениями.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
провести культурологический анализ понятия «этикет» и выявить его основные свойства и функции;
проанализировать различные аспекты системы отношений и поведений в деловой и неформальной сфере общения;
выявит доминантные особенности французского этикетного поведения.
Приведем в качестве примера некоторые наблюдения над доминантными особенностями общения французов.
Доминирующие черты французского коммуникативного поведения могут быть представлены, с нашей точки зрения, следующим образом:
-внешняя, улыбчивость, демонстративная жизнерадостность;
-высокий уровень самоконтроля в общении, поддержание;
-приветливости на протяжении всей беседы;
-высокий уровень бытовой вежливости;
-длительность общения в компании;
-любовь к застольному общению и застольным спорам;
-дискуссионность как приоритет в общении;
-быстрота развертывания диалога, отсутствие стремления уточнять и детализировать мысль;
-стремление уклониться от общения с социальными низами;
-стремление избежать просьб к незнакомым и замечаний в их адрес;
-преобладание крайних оценок в общении;
-значительный объем контактных реплик в структуре диалога (да что вы, не может быть и т.д.);
-преобладание галантности над вежливостью;
-тенденция называть вещи своими именами;
-допустимость в общении намеков на вопросы личной жизни;
-стремление блеснуть в разговоре;
-высокая непринужденность устного общения;
-большая роль шутки, остроумия в разговоре;
-значительный объем скептицизма в обсуждении каких-либо проблем;
-смягченное выражение просьбы и отказа; -незначительный объем общения на работе;
-обязательность этикетного общения с соседями и знакомыми, традиции
-обсуждать с соседями подробности жизни друг друга;
-недопустимость физического прикосновения к собеседнику в общественном месте.
Выделенные доминантные особенности французского коммуникативного поведения требуют, естественно, систематизации, верификации и уточнения. Подчеркнем, что в отдельных профессиональных, социальных, возрастных, территориальных, тендерных группах французов выделенные доминантные особенности могут проявляться в разной степени.
Выделение доминантных особенностей коммуникативного поведения любого народа дает исходную основу для систематического описания коммуникативного поведения этого народа.
Задания открытого типа
Задания закрытого типа
Vrai ou Faux (étiquette à table)
ÉTIQUETTE À TABLE |
VRAI |
FAUX |
1- Il n’est pas nécessaire de faire des réservations si j’invite un client à manger tôt dans la semaine quand les restaurants ne sont pas trop occupés. |
||
2- Je peux rentrer ma serviette de table dans le col de ma chemise si je mange un mets qui va probablement m’éclabousser. |
||
3- Si je dois quitter la table durant un repas, je place ma serviette de table sur ma chaise. |
||
4- Un verre de vin se tient toujours par la tige du verre. |
||
5- Je ne dois jamais croiser les jambes sous la table. |
||
6- Mon assiette à pain se trouve à la droite de mon assiette principale. |
||
7- La salade ne doit jamais être coupée, mais plutôt pliée en petites bouchées. |
||
8- Si je laisse tomber un ustensile au sol, je dois le ramasser immédiatement. |
||
9- Il est acceptable d’aider le serveur à empiler les assiettes lorsqu’il dessert la table. |
||
10- Je dois arrêter de manger quand tout le monde arrête de manger. |
Les situations
Выводы по главе II
С XV века все большее влияние на развитие западноевропейского этикета оказывал чрезвычайно усложнившийся церемониал королевских дворов.
В это время появляются многочисленные пособия по этикету, который становится настолько сложным, что при дворах появляется специальная должность церемониймейстера, следившего за выполнением всех его тонкостей и строжайшим образом регламентировавшего всю дворцовую жизнь. Право первенства в придворном этикете приобретает определяющий характер. Поэтому все поведенческие нормы были тщательно формализованы. Система этикетного поведения достигла своего апогея в XVII веке при дворе Людовика XIV, где стараниями «короля-солнца» была ритуализирована каждая мелочь.
Следует отметить главные черты в деловом общении французов, Французы очень серьезно относятся к своей работе, и это отношение сказывается на их поведении - вся их трудовая жизнь буквально пронизана множеством необходимых правил и формальностей. Каждое утро коллеги непременно обмениваются рукопожатиями. Прежде чем заниматься делами, необходимо правильно и неукоснительно соблюсти все формальности и правила приличия. Несмотря на то, что манеры французов безупречны и уважение к частной жизни у них в крови, они почти всегда опаздывают - на работу, на деловые встречи, на интервью и т.д.
Большое внимание французы уделяют предварительным договоренностям и обычно избегают официальных обсуждений деловых проблем «один на один». Деловой этикет предписывает соблюдение при переговорах правил поведения, принятых в стране партнера по бизнесу. Правила общения людей связаны с образом и стилем жизни, национальными и религиозными обычаями и традициями. И чтобы добиться успеха и взаимопонимания, нужно считаться с чужими обычаями и традициями: интересы дела должны быть выше ваших собственных вкусов и пристрастий.
Главной чертой французов при ведении дел является осторожность. Они весьма искусно и изящно отстаивают свои интересы и позиции, не любят торговаться. Следует помнить, что в деловой жизни Франции большую роль играют связи и знакомства.
Французы имеют тенденцию каждую минуту сверяться с деталями перед принятием решения. Необходимо знать, что во Франции сильна иерархия в принятии решения: только человек, имеющий высшую позицию, принимает решения.
Французы обращают внимание на то, как вы одеты, и делают из этого выводы о вашем социальном статусе и успехах.
Французы поистине гениальны в вопросах организации и проведения отпуска. Как правило, они предпочитают кемпинг. Французская семья непременно берет с собой любимое вино, любимую еду, любимые велосипеды, любимые игры и, что самое главное, свою любимую французскую культуру. Французы едят, пьют, расслабляются и занимаются спортом исключительно «по-французски».
Заключение
Национальную этику со всеми ее особенностями образуют следующие основные составляющие: народная нравственность, уважение к старшим, семейные отношения, патриотизм, трудолюбие и отношение к богатству, коллективизм. У разных народов формируются свои специфические особенности этих составляющих, но стержень у них в принципе идентичен.
Под
национальным характером (менталитетом)
понимают поведенческую модель, типичную
модель для данного народа и обусловленную
единством общественного
Этикет - правила поведения, в которые включаются правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями. Этикет с учетом национальных особенностей называют национальным этикетом. Особенности национального этикета часто связаны и с профессиональной специализацией народа.
Этикетное поведение у самых разных народов мира, несмотря на внешние, бросающиеся в глаза различия, имеет многие сходные черты. Своего рода универсалиями являются некоторые жесты приветствия, определенные способы ритуализованного выражения эмоций, а также такие явления, как гостеприимство и обмен дарами. Одной из наиболее важных характеристик универсалий в этикете является то, что они не только передаются в пространстве и времени, но и воспроизводятся заново независимо друг от друга в разных культурах. Этнические универсалии составляют весьма значительный, можно даже сказать, базисный пласт в этикете разных народов, а в преобразованном виде продолжают существовать и в современном индустриальном обществе.
Этикет — это ритуал, лишенный жесткости и обязательности, но сохранивший при этом некоторые из своих содержательных характеристик. Этикет, как и ритуал, организует поведение человека и межличностное общение.
Значимость
этикета проявляется в
Современные этикетные нормы просты, общезначимы, легко выполнимы, одинаково доступны всем, независимо от социального или служебного положения.
Формулы вежливости и обращения — яркие и широкоупотребительные этикетные знаки устного делового общения, которые служат для установления речевого контакта, регулирования социальных взаимоотношений между партнерами по общению.
В ходе нашего исследования была выявлена специфика французского этикетного поведения и доминантные особенности французского поведения.
Выделение доминантных особенностей коммуникативного поведения любого народа дает исходную основу для систематического описания коммуникативного поведения этого народа.
Информация о работе Изучение этикетных норм в отечественной и зарубежной науке о культуре поведения