Изучение этикетных норм в отечественной и зарубежной науке о культуре поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление мнения наиболее типичных форм ритуально-этикетного поведения французов и определение связи с традиционными мировоззренческими установками и представлениями.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
провести культурологический анализ понятия «этикет» и выявить его основные свойства и функции;
проанализировать различные аспекты системы отношений и поведений в деловой и неформальной сфере общения;
выявит доминантные особенности французского этикетного поведения.

Работа содержит 1 файл

kursovaya_nacionalnye_osobennosti_francuzs.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

Приведем в качестве примера некоторые наблюдения над доминантными особенностями общения французов.

Доминирующие черты французского коммуникативного поведения могут быть представлены, с нашей точки зрения, следующим образом:

-внешняя, улыбчивость, демонстративная жизнерадостность;

-высокий  уровень     самоконтроля  в   общении,   поддержание;

-приветливости на протяжении всей беседы;

-высокий уровень бытовой вежливости;

-длительность общения в компании;

-любовь к застольному общению и застольным спорам;

-дискуссионность как приоритет в общении;  

-быстрота развертывания диалога, отсутствие стремления уточнять и детализировать мысль;

-стремление уклониться от общения с социальными низами;

-стремление избежать просьб к незнакомым и замечаний в их адрес;

-преобладание крайних оценок в общении;

    -значительный объем контактных реплик в структуре диалога (да что вы, не может быть и т.д.);

  -преобладание галантности над вежливостью;

  -тенденция называть вещи своими именами;

  -допустимость в общении намеков на вопросы личной жизни;

   -стремление блеснуть в разговоре;

  -высокая непринужденность устного общения;

  -большая роль шутки, остроумия в разговоре;

  -значительный объем скептицизма в обсуждении каких-либо проблем;

  -смягченное выражение просьбы и отказа; -незначительный объем общения на работе;

 -обязательность этикетного общения с соседями и знакомыми, традиции

 -обсуждать с соседями подробности жизни друг друга;

 -недопустимость физического прикосновения к собеседнику в общественном месте.

Выделенные доминантные особенности французского коммуникативного поведения требуют, естественно, систематизации, верификации и уточнения. Подчеркнем, что в отдельных профессиональных, социальных, возрастных, территориальных, тендерных группах французов выделенные доминантные особенности могут проявляться в разной степени.

Выделение доминантных особенностей коммуникативного поведения любого народа дает исходную основу для систематического описания коммуникативного поведения этого народа.

 

 

 

 

 

 

    1. Изучение этикетного поведения в прикладном аспекте

Задания открытого  типа

    • Lۥétiquette est renforcée par….et par…….
    • ………..est un ensemble des règles, de norms, applées «bonnes manières» qui gouvernent le comportement en société.
    • Lۥétiquette ……..établit les critères pour agir librement dans une situation pratique et faire le choix d’un comportement dans le respect de soi-même et d’autres.
    • Lorsqu’on est invité pour une soirée un dîner chez quelqu’un, il est nécessaire d’observer cette règle: ne pas arriver……………
    • On ne quitte pas la table sans permission…………………..

Задания закрытого  типа

    1. Les Français aiment la conversation
      • politique
      • religion
      • critique certaines professions
      • en général
    1. La «galanterie française» concerne essentiellement les relations entre
      • hommes et femmes
      • les enfants et parents
      • parents et aïeux
      • amis
    1. L’essentiel trait les Français à la question d’affaire c’est
      • astuce
      • colère
      • prudence
      • cachotterie
    1. En France, on s’abstient de téléphoner après
      • 18 heures
      • 9 heures
      • 11 heures
      • 22 heures
    1. Dans les transports publics, dans la rue est absolument interdit de
      • dévisager une personne
      • d’offrir son siège à une personne âgée
      • de bailler en mettant sa main devant la bouche
      • d’utiliser le téléphone mobile

 

 

 

 

 

 

Vrai ou Faux (étiquette à table)

 

 

ÉTIQUETTE À  TABLE

VRAI

FAUX

1- Il n’est pas nécessaire de faire des réservations si j’invite un client à manger tôt dans la semaine quand les restaurants ne sont pas trop occupés.

   

2- Je peux rentrer ma serviette de table dans le col de ma chemise si je mange un mets qui va probablement m’éclabousser.

   

3- Si je dois quitter la table durant un repas, je place ma serviette de table sur ma chaise.

   

4- Un verre de vin se tient toujours par la tige du verre.

   

5- Je ne dois jamais croiser les jambes sous la table.

   

6- Mon assiette à pain se trouve à la droite de mon assiette principale.

   

7- La salade ne doit jamais être coupée, mais plutôt pliée en petites bouchées.

   

8- Si je laisse tomber un ustensile au sol, je dois le ramasser immédiatement.

   

9- Il est acceptable d’aider le serveur à empiler les assiettes lorsqu’il dessert la table.

   

10- Je dois arrêter de manger quand tout le monde arrête de manger.

   

 

 

 

Les situations

  • Imaginez qu’on vous invite à dîner d’affaires. Décrivez votre conduit, vos actions et comment il faut parler avec votre compagnon.
  • Je couple francais invite à diner votre ami. Donnez des conseils comment il faut se tenir et nommez les sujets interdits.
  • Imaginez gue votre ami décide d’aller faire des emplettes. Donnez des conseils comment il faut se tenir au magasin, et décrivez la conduite du vendeur.

 

 

 

 

Выводы  по главе II

С XV века все большее влияние на развитие западноевропейского этикета оказывал чрезвычайно усложнившийся церемониал королевских дворов.

В это  время появляются многочисленные пособия  по этикету, который становится настолько сложным, что при дворах появляется специальная должность церемониймейстера, следившего за выполнением всех его тонкостей и строжайшим образом регламентировавшего всю дворцовую жизнь. Право первенства в придворном этикете приобретает определяющий характер. Поэтому все поведенческие нормы были тщательно формализованы. Система этикетного поведения достигла своего апогея в XVII веке при дворе Людовика XIV, где стараниями «короля-солнца» была ритуализирована каждая мелочь.

Следует отметить главные черты в деловом общении французов, Французы очень серьезно относятся к своей работе, и это отношение сказывается на их поведении - вся их трудовая жизнь буквально пронизана множеством необходимых правил и формальностей. Каждое утро коллеги непременно обмениваются рукопожатиями. Прежде чем заниматься делами, необходимо правильно и неукоснительно соблюсти все формальности и правила приличия. Несмотря на то, что манеры французов безупречны и уважение к частной жизни у них в крови, они почти всегда опаздывают - на работу, на деловые встречи, на интервью и т.д.

Большое внимание французы уделяют предварительным  договоренностям и обычно избегают официальных обсуждений деловых  проблем «один на один». Деловой  этикет предписывает соблюдение при  переговорах правил поведения, принятых в стране партнера по бизнесу. Правила общения людей связаны с образом и стилем жизни, национальными и религиозными обычаями и традициями. И чтобы добиться успеха и взаимопонимания, нужно считаться с чужими обычаями и традициями: интересы дела должны быть выше ваших собственных вкусов и пристрастий.

Главной чертой французов при ведении  дел является осторожность. Они весьма искусно и изящно отстаивают свои интересы и позиции, не любят торговаться. Следует помнить, что в деловой  жизни Франции большую роль играют связи и знакомства.

Французы  имеют тенденцию каждую минуту сверяться  с деталями перед принятием решения. Необходимо знать, что во Франции  сильна иерархия в принятии решения: только человек, имеющий высшую позицию, принимает решения.

Французы обращают внимание на то, как вы одеты, и делают из этого выводы о вашем социальном статусе и успехах.

Французы  поистине гениальны в вопросах организации  и проведения отпуска. Как правило, они предпочитают кемпинг. Французская  семья непременно берет с собой любимое вино, любимую еду, любимые велосипеды, любимые игры и, что самое главное, свою любимую французскую культуру. Французы едят, пьют, расслабляются и занимаются спортом исключительно «по-французски».

 

 

Заключение

Национальную  этику со всеми ее особенностями образуют следующие основные составляющие: народная нравственность, уважение к старшим, семейные отношения, патриотизм, трудолюбие и отношение к богатству, коллективизм. У разных народов формируются свои специфические особенности этих составляющих, но стержень у них в принципе идентичен.

Под национальным характером (менталитетом) понимают поведенческую модель, типичную модель для данного народа и обусловленную  единством общественного сознания, общностью системы надличностных  коллективных представлений о мире, обществе, личности и нормах поведения каждого человека. Менталитет или « характер народа»  как обобщенная, усредненная черта этнической общности также формируется под влиянием многих факторов, к числу которых относится культура, различные политические реалии, климатические условия, религия.

Этикет - правила поведения, в которые  включаются правила учтивости и  вежливости, принятые  в обществе. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные  общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями. Этикет с учетом национальных особенностей называют национальным этикетом. Особенности национального этикета часто связаны и с профессиональной специализацией народа.

Этикетное поведение у самых разных народов мира, несмотря на внешние, бросающиеся в глаза различия, имеет многие сходные черты. Своего рода универсалиями являются некоторые жесты приветствия, определенные способы ритуализованного выражения эмоций, а также такие явления, как гостеприимство и обмен дарами. Одной из наиболее важных характеристик универсалий в этикете является то, что они не только передаются в пространстве и времени, но и воспроизводятся заново независимо друг от друга в разных культурах. Этнические универсалии составляют весьма значительный, можно даже сказать, базисный пласт в этикете разных народов, а в преобразованном виде продолжают существовать и в современном индустриальном обществе.

Этикет — это ритуал, лишенный жесткости и обязательности, но сохранивший при этом некоторые из своих содержательных характеристик. Этикет, как и ритуал, организует поведение человека и межличностное общение.

Значимость  этикета проявляется в отражении  им социальной иерархии в обществе, положении различных социальных групп по отношению друг к другу. Этикет отражает и общий культурный уровень людей.

Современные этикетные нормы просты, общезначимы, легко выполнимы, одинаково доступны всем, независимо от социального или  служебного положения.

Формулы вежливости и обращения — яркие и широкоупотребительные этикетные знаки устного делового общения, которые служат для установления речевого контакта, регулирования социальных взаимоотношений между партнерами по общению.

В ходе нашего исследования была выявлена специфика  французского этикетного поведения и доминантные особенности французского поведения.

Выделение доминантных особенностей коммуникативного поведения любого народа дает исходную основу для систематического описания коммуникативного поведения этого народа.

 


Информация о работе Изучение этикетных норм в отечественной и зарубежной науке о культуре поведения