Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:42, доклад
Специфические черты науки:
универсальность - наука вырабатывает знания, истинные для всего человечества; получаемые ею знания пригодны для всех людей, ее язык - однозначный;
истинность и достоверность - научными являются только те выводы, которые подтверждаются при помощи известных науке методов;
рациональность - наука получает знания на основе рациональных процедур и законов логики;
НАУКА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
Отличие науки от других форм познания
1. Наука - это
особый рациональный способ
Специфические черты науки:
универсальность - наука вырабатывает знания, истинные для всего человечества; получаемые ею знания пригодны для всех людей, ее язык - однозначный;
истинность и достоверность - научными являются только те выводы, которые подтверждаются при помощи известных науке методов;
рациональность - наука получает знания на основе рациональных процедур и законов логики;
фрагментарность - изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры, а сама делится на отдельные научные дисциплины. Каждая наука - определенная проекция на мир, "прожектор", высвечивающий области, представляющие интерес для ученых в данный момент;
систематичность - имеет определенную логическую структуру, а не является бессистемным набором знаний; преемственность - новые знания соотносятся со старыми знаниями, вырастают на базе ранее достигнутых знаний;
обезличенность - индивидуальные особенности ученого, как правило, не влияют на конечные результаты научного познания; незавершенность - хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать;
критичность - наука всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть даже свои самые основные теории.
Следует
учитывать различие между
Фундаментальные науки - физика, химия, астрономия - изучают базисные структуры мира, а прикладные - занимаются применением результатов фундаментальных исследований для решения как познавательных, так и социально-практических задач. В этом смысле все технические науки являются прикладными, но далеко не все прикладные науки относятся к техническим. Однако провести четкую грань между естественными и техническими науками в принципе нельзя, поскольку имеется целый ряд дисциплин, занимающих промежуточное положение или являющихся комплексными по своей сути.
2. Наука отличается
от других форм познания
от мифологии - стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию конкретных законов развития природы, которые можно проверить опытом;
мистики - стремится
не к слиянию с объектом исследования,
а к его теоретическому пониманию
и воспроизведению; религии - разум
и опора на чувственную реальность
имеют в науке большее
философии - выводы науки допускают эмпирическую проверку и чаще отвечают не на вопрос "почему?", а на вопросы "как?", "каким образом?";
искусства - своей рациональностью, стремлением познать не только внешние образы, но и внутреннюю суть предметов и явлений;
идеологии - научные истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества;
обыденного сознания - представляет собой теоретическое освоение действительности.
Двойственность типов культур не может не отражаться в структуре науки, порождая проблему различения наук.
Постановка
проблемы различения «наук о
природе» и «наук о духе»
впервые была осуществлена во
второй половине XIX в. Накопленные
с тех пор аргументы в пользу
обособления двух типов
Объяснение
- понимание. Науки о природе
исходят из того, что Природа
для нас есть нечто внешнее,
материальное, чуждое. Исследование
явлений сводится к их
Науки о духе, напротив, имеют
дело с предметом не внешним,
а внутренним для нас. Явления
духа даны нам непосредственно,
Именно поэтому истины в науках о природе доказываются: объяснение одинаково для всех и общезначимо. Истины же в науках о духе лишь истолковываются, интерпретируются: мера понимания, в чувствования, сопереживания не может быть одинаковой. Теперь это можно записать в сокращенной форме
Цель
наук о природе - отыскать общее
в разнообразных явлениях, подвести
их под единое правило. И
чем больше различных объектов
подпадает под найденное
Гуманитарная наука, если она
хочет оставаться именно
Таким образом, метод наук
Отношение к ценностям.
Из этого тождества видно, что ценности в науках о природе и в науках о духе являются диаметрально противоположными, даже в методах их разграничения. Так, разграничение ценностей в гуманитарных и естественных науках происходит ценности «сомнительным» (в научном плане) способом их обоснования. Суть в том, что строго теоретически обосновать выбор человеком тех или иных ценностей невозможно (хотя порой и очень хочется), ибо для однозначной оценки той или иной ценности отсутствует какая-либо объективная общая норма. Таковы все суждения, в которых оперируют понятиями «лучше», «красивее», «справедливее» и т.д. Они не подлежат проверке на истинность, поскольку апеллируют к человеческим ценностям, богатство которых бесконечно, а выбор во многом произволен.
Естествознание же всегда
Таким образом, ценностная
Антропоцентризм. Из признания
ценностной природы
Таким образом и в этом случае имеет место тождество
из которого непосредственно
видно, что науки о природе
отрицают антропоцентризм (1/
Идеологическая нейтральность - нагруженное. Еще одним важным следствием ценностной деформации научного знания является его идеологическая нагруженность.
Теоретическое
знание, в котором представлен
тот или иной социально-
Идеология не тождественна науке, но частично с ней совпадает, так как использует знание теоретического, научного уровня. Расхождение же между ними лежит в области целей и задач: наука ищет истину, идеология стремится обосновать и оправдать какой-либо социальный интерес.
А поскольку истину в области обществознания ищут вполне конкретные представители определенных социальных групп (наций, классов и пр.), то происходит взаимоналожение научных и идеологических устремлений. И гуманитарные науки невольно оказываются идеологически нагруженными.
В естествознании картина иная. Его объект - мир природы - по счастью, не является полем столкновения противоречивых общественных интересов. И его конечные выводы практически не затрагивают интересы конкурирующих социальных групп. Поэтому естественные науки идеологически нейтральны. А если в них и представлен какой-либо социальный интерес - то, наверное, общечеловеческий.
Таким образом и здесь имеет место двойственность идеологии
Но в науке все же существует идеологическая нагруженность – разные научные школы имеют собственную идеологию.
Таким образом,
в результате дифференциации
наук о природе, наук о духе,
возникают множество научных
и духовных школ, каждая из
которых может иметь
И
в результате мы получим
Из этих тождеств необходимо сделать вывод о том, что Идеология развития наук о природе и наук о духе должна быть Единой.
Субъект-объектное отношение. Различия в объекте познания (мир природы и мир человека) являются, конечно, главным основанием выделения специфики гуманитарных и естественных наук.
В области
естествознания субъект (