Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 13:58, курсовая работа
Целью исследования является выявление мнения наиболее типичных форм ритуально-этикетного поведения французов и определение связи с традиционными мировоззренческими установками и представлениями.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
провести культурологический анализ понятия «этикет» и выявить его основные свойства и функции;
проанализировать различные аспекты системы отношений и поведений в деловой и неформальной сфере общения;
выявит доминантные особенности французского этикетного поведения.
Введение
В современном мире изучение различных аспектов традиционной культуры народов мира приобретает особое значение. Вначале XXI в. интенсивность контактов между народами, находящимися в различных культурных ареалах, значительно увеличивается. В связи с этим особое внимание уделяется общению между людьми, относящимся к разным традициям. Как известно, непонимание этнической специфики народа способно порой значительно усложнить процесс установления конструктивного диалога. В связи с этим особую актуальность приобретают исследования в коммуникативной сфере и в частности изучение этикетных норм поведения.
Этикет, регулирующий поведение людей в стандартных ситуациях, является важной составной частью культуры. Начиная с XX вв. в отечественной и зарубежной науке начинает проявляться интерес к феномену этикета, однако, он изучался и изучается до сих пор, не как отдельно взятая категория культуры, а как элемент, входящий в состав других понятий, преимущественно в области истории, социологии, этнографии, лингвистики, этики, семиотики.
В лиигвокультурологии
Целью исследования является выявление мнения наиболее типичных форм ритуально-этикетного поведения французов и определение связи с традиционными мировоззренческими установками и представлениями.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Объектом исследования является одна из форм стереотипного поведения — этикет. Под этикетом следует понимать правила общения между различными в половом, возрастном, социальном, и других отношениях группами общества. Этикет генетически связан с ритуалом, основной функцией которого было воспроизведение универсального закона традиции и подтверждение некой нормы в коллективе. Ритуал объясняет правила поведения, а этикет их нормализует.
Предметом исследования является процесс функционирования этикетного поведения в различных областях французского традиционного общества.
Структура и объем работы обусловлены спецификой предмета исследования, ее целями и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава I. Теоретические основы изучения этикетного поведения
По мнению А. Мирзоян (20) « при знакомстве с культурой и бытом чужого народа первое, что бросается в глаза наряду с отличиями в материальной культуре, - особенности поведения в стандартных ситуациях, причём специфические черты поведения наиболее отчётливо проявляются в сфере общения» (29;7). Получить представление о культуре народа, не зная специфических правил его поведения, практически невозможно. Проблемы национальных отношений становятся всё более острыми и актуальными.
«Знание традиционной культуры поведения не только даёт нам возможность нормально общаться с представителями других национальностей, но и учит уважать чужие обычаи, какими бы странными и нелепыми они не казались бы на первый взгляд» (26;32).
В последние десятилетия во всём мире ученые констатируют повышенный интерес к этикету. Исследованием проблем этикета занимались многие ученые: А.К.Байбурин (6),И.Н.Курочкина (18),Я.Джон (29) -культурно-историческая типологизация, вопросы культурного синтеза. И.М.Анисимова (4), Г. Вилсон (11) - вопрос о возникающих трудностях, в процессе общения разных социумов. Новые перспективы его изучения открылись благодаря применению лингвистических и семиотических процедур описания и анализа коммуникации и поведения в человеческом обществе. Рост интереса к вопросам этикета в немалой степени объясняется и новым осмыслением самих феноменов общения и поведения. Их исключительная роль в функционировании всех систем культуры привлекла внимание специалистов по теории коммуникации, лингвистике, семиотике, психологии, социологии, этнографии. Бурный прогресс в этих областях привёл к образованию новых субдисциплин и отраслей научного знания, таких как паралингвистика, этнография общения, психолингвистика, проксемика, кинесика и др.
«Слово «этикет» впервые было употреблено в современном его значении на приеме при дворе короля Франции Людовика ХIV (1638–1715), когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться, но само существование сводов определенного порядка поведения людей гораздо древнее» (9;48). Об этом говорят памятники культуры Древнего Египта и многочисленные записи древних шумеров на глиняных табличках.
В Древней Индии этикет существовал в рамках кастовой системы. «Брахмачарин (ученик) должен был узнать не только правила общения с представителями высших или низших каст, но и со своей собственной кастой. Если правила общения в первом случае родственны ритуалу, то во втором – ближе к этикету» (4;97). Правила западноевропейского этикета сформировались гораздо позднее по времени (на границе XI–XII вв. н.э.), но были не менее значимыми. Считается, что западноевропейский этикет начал формироваться во времена Средневековья. Появился свод правил, «которые предназначались не только для более четкого отделения одного сословия от другого, но и для того, чтобы придать суровой, жестокой жизни более приемлемую, красивую оболочку» (18;47).
На
взгляд современного человека, следование
многим из этих правил выглядит абсурдно,
но для Средневековья такая
«На торжественном обеде по случаю коронации короля Франции Карла VI в 1380 Филипп Бургундский силой протискивается на место между королем и герцогом Анжуйским, которое ему подобает занять как doyen des pairs (первому среди пэров); их свиты вступают в препирательства, и уже раздаются угрозы разрешить этот спор силой оружия, когда король унимает их, соглашаясь с обоснованностью требований бургундца» (13;84).
«В эпоху Возрождения, когда пробудился интерес к личности человека как такового, просвещенными людьми из верхушки общества стала признаваться необходимость придерживаться определенных правил поведения при общении со всеми людьми, независимо от их происхождения. К первой половине ХIV века относится курс хороших манер, который был издан Джованни делла Каза, флорентийцем по происхождению, под названием Galateo. Это красиво и с душой написанное наставление, как в образцовом стиле жизни, так и по части деликатности и такта вообще. Благодаря этому сочинению некоторые исследователи считают, что именно итальянцы эпохи Возрождения признали тактичность как общезначимую общественную обязанность и отличительный знак образованности и воспитанности» (4;32).
C XV века придворный этикет в Европе все более и более усложняется. Вся жизнь придворных строго регламентирована, пишутся тысяча пособий по этикету. «Чем выше ранг человека, тем больше правил, которым он обязан подчиняться» (20;23).Появляется специальная должность – церемониймейстер (знаток этикета). Особо сложной система этикета становится во Франции во времена Абсолютизма. Апогея она достигла при Людовике XIV (1638–1715), при котором жизнь двора целиком и полностью была подчинена требованиям этикета. Например, известен факт, «что во время королевской трапезы все подданные должны были стоять, королева и принцы имели право сидеть на стульях, члены королевской семьи – на табуретках. Привилегии сидеть во время королевской трапезы на табурете могла также удостоиться королевская фаворитка» (28;62).
А.А.Гусейнов (13) в своем исследовании свидетельствует, что «в XX в. в Европе, США и некоторых азиатских странах, ориентированных на западную модель развития, нравы стали проще» (19;42). Любой воспитанный человек будет соблюдать правила этикета при общении с человеком другого социального статуса: возраста, общественного положения, пола, степени знакомства и родства. К примеру, младший должен, не перебивая, выслушивать старшего, мужчина в разговоре с женщиной должен воздерживаться от фраз, которые могут ее смутить и так далее. Этикет ориентирован уже скорее не на то, чтобы отнести человека к той или иной социальной группе, а чтобы создать определенный имидж. Соответственно, наиболее важны правила этикета в тех сферах жизни, где от коммуникации между людьми многое зависит, например, в бизнесе или в дипломатии.
По мнению А. Бульгина «дипломатический этикет особо значим, и это не удивительно. Дипломат представляет свою страну, поэтому формальности очень важны. Дипломатический протокол был официально утвержден в XIXв. на Венском конгрессе (1814–1815)» (10;81). Большое значение в дипломатической практике имеет принцип старшинства, который зависит от значимости представляемой страны, ранга представителя и даты аккредитации, безусловное соблюдение обычаев и законодательства страны пребывания. Основное понятие дипломатического этикета – взаимность. Пропущенные формальные комплименты могут быть расценены как неуважение или враждебность и повлечь за собой международный конфликт.
Этикет существует также в других сферах профессиональной деятельности (медицинский этикет, юридический этикет, воинский этикет, этикет бизнеса, сетевой этикет и т.д.), в отношении значимых артефактов культуры (предметы культа, этикет флага и т.д.).
Обыкновенно Англию и Францию называют «классическими странами этикета» Однако, родиной этикета назвать их никак нельзя. Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п. в XV столетии господствуют в обеих странах. О Германии и прочих странах тогдашней Европы можно вообще не говорить, одна лишь Италия того времени составляет исключение. «Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше чем в других странах. Если сравнивать Италию XV века с другими народами Европы, то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь. В это же время, Англия, закончив одну войну вступает в другую, оставаясь до середины XVI века страной варваров. В Германии была жестокая и непримиримая война Гусситов, дворянство невежественно, господствует кулачное право, разрешение всех споров силою. Франция была порабощена и опустошена англичанами, французы не признавали никаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки, но даже гнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей» (19;121).
В то время как вся остальная Е
Другие народы Европы, увидев большие успехи Франции в областях культуры и науки, стали подражать ей. Каждый уважающий себя дворянин, должен был уметь говорить по-французски и носить одежду как во Франции.
Этикет – часть социального уровня культуры. Поскольку неотторжимой частью культуры является система цензур и запретов, то можно сказать, что этикет на обыденном уровне является отражением общего ее состояния. Этикет возможен тогда, когда существуют два партнера различного коммуникативного статуса, например, разного возраста или пола. Начинаются правила этикета с ритуала и традиции, и во многом сохраняют с ними связь. Различить ритуальные действия и этикетные действия. Основное их различие заключается в том, что ритуал всегда связан с некоторым изменением, переходом и преобразованием, в то время как этикет призван выявить и утвердить уже существующие социальные отношения.
Л.С.Лихачева пишет «исполнение ритуала подчеркивает и обеспечивает принадлежность участников ритуала к некоему сообществу, их приверженность неким высшим смыслам, а правилами этикета задаются рамки обычного социального взаимодействия» (19;21). Можно, предположить, что если ритуал чаще всего – некое сакральное, священное действие, то правило этикета действительно регламентирует обыденное социальное взаимодействие. Граница между этикетом и ритуалом наиболее размыта в традиционных обществах, где само возникновение правил этикета, как и возникновение ритуала, рассматривалось как вмешательство высшей силы в бытовую жизнь людей, и где исполнение норм этикета отсылают к данной высшей силе.
Информация о работе Изучение этикетных норм в отечественной и зарубежной науке о культуре поведения