Автор: Алиса Исаева, 11 Июня 2010 в 00:26, реферат
Культурология – одна из самых молодых наук. Сам термин «культура», хотя данное слово известно с древних времен, в современном привычном для нас значении используется лишь с начала XIX века.
Введение.
1. Наука «Культурология»…………………………………………………..2
2. Сущность и функции культуры…………………………………………..4
3. Закономерности развития культуры…………………………………….12
Содержание:
Введение.
1. Наука «Культурология»………………………………………
2. Сущность и
функции культуры……………………………………
3. Закономерности
развития культуры…………………………………
Наука «культурология».
Культурология – одна из самых молодых наук. Сам термин «культура», хотя данное слово известно с древних времен, в современном привычном для нас значении используется лишь с начала XIX века.
Термин «культурология» еще моложе. Впервые он появился в работах американского ученого Лесли Уайта в середине XX столетия. Этим понятием он означил новую дисциплину, родившуюся на стыке гуманитарных и социально-научных знаний. Уайт обосновал необходимость формирования новой науки и заложил ее общие теоретические основы. В своих трудах «Наука о культуре», «Эволюция культуры», «Понятие культуры» он рассматривает культуру как целостную систему элементов материального и духовного планов, которая имеет свойство самонастраивания и движения вперед по мере осваивания человеком действительности и самого развития технологической и энергетической сторон цивилизации.
Культурология заняла место базисной дисциплины среди других социально-гуманитарных наук, получила свои предметы и объекты исследования, законы функционирования, области применения. В формирование науки культурология внесли свой вклад известные ученые О.Шпендлер, О.Конт, Т.Шарден, П.Сорокин, Ю.Лотман и др.
Культурология – гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития культуры, человеческом значении и способах ее постижения.
Культурология имеет свои предметы и объекты изучения.
Предметом культурологии являются объективные закономерности мирового и национального культурного процесса, памятники и явления материальной и духовной культур, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участие в приумножении и передаче культурных ценностей от поколения к поколению.
Объектом
культурологии являются культурные
аспекты различных сторон общественной
жизни людей, выявление особенностей и
достижений, основных культурно-исторических
типов, анализ тенденций и процессов, происходящих
в современной социально-культурной среде.
2.
Сущность и функции
культуры.
Если рассмотреть этимологию, т.е. выяснить происхождение, термина «культурология», мы увидим в нем два взаимодополняющих слова «культура» и «логия». «Логия» в переводе с древнегреческого означает наука, знание, учение. Исходя из этого, мы можем говорить о том, что культурология это наука о культуре.
Что же такое культура? В переводе с латинского это слово означает возделывание, обрабатывание, воспитание. Современное понимание его несколько иное. В настоящее время слово «культура» употребляется в нескольких значениях.
Сохраняется первоначальный смысл - возделывание, разведение какого-либо растения или животного. (Например, культура льна, культура шелкопряда).
Разводимое растение или бактерии, выращенные в лаборатории. (Например, культура микроорганизмов).
Слово «культура» может означать то же, что и культурность или степень культуры, уровень развития. (Например, человек высокой культуры)
Под культурой может пониматься усовершенствование, высокий уровень чего-либо, высокое развитие, умение. (Например, культура голоса и движений у актера, физическая культура)
Культурой может быть обозначено то или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-либо эпоху, у какого-либо народа. (Например, неолитическая культура, культура древнего Египта)
И, наконец, в самом широком смысле олова под культурой понимается совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе.
Разные представления о человеке и человеческом обществе обусловили, при всем своем многообразии, два основных философских подхода к пониманию культуры.
Первый делает главный акцент на духовных началах культуры, усматривая источник самодеятельности человека в духе, в духовной сфере жизни, понимая материальную деятельность как несвободную, подавляющую человеческие способности и дарования. В рамках данного подхода человеческое представляется как деятельность духа, который обеспечивает освоение действительности. Именно дух - творец культуры. Феномен духовного порядка, сфера духовного творчества в данном случае отождествляется о культурой.
Второй подход базируется на материалистическом понимании человека и общества. Суть его заключается в том, что мир понимается как продукт материальной деятельности. Она и служит источником культур которая истолковывается как результат и процесс общественного развития людей, их производящей деятельности, материального производства.
Ни в первом, ни во втором случае не существовало и не существует единства в истолковании сущности и содержания культуры. Проблема понимания культуры была и остается предметом постоянных дискуссий.
Исходя из того, что универсального определения культуры не существует, да и не может существовать в силу сегодняшнего уровня познания, нам нужно сформулировать рабочее определение культуры, которое будет использоваться при изучении данной дисциплины.
Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности о6тношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культура - это все созданное руками и разумом человека.
В понятии «культура» человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его созидательных усилий. Как не может быть культуры вне или до человека, так не может быть человека вне или до культуры. Создавая мир предметов и идей как компонентов культуры, человек создает и совершенствует самого себя. Отсюда наиболее простым и распространенным является утверждение, что культура представляет собой достижения человечества в науке, технике, литературе, искусстве и т.д.
Говоря о структуре культуры следует обозначить две сферы ее существования - материальную и духовную. Такие проявления культуры связаны с двумя сферами человеческой деятельности: материальной и духовной. В них, с одной стороны, происходит выражение человеческих сил, с другой стороны, их формирование и совершенствование. Материальную сферу культуры обычно связывают с материальным производством и в соответствии с этим, с реализацией, удовлетворением и возвышением материальных потребностей людей. Духовную же - с духовным производством, цель которого видят в изменениях духовного порядка, качественных переменах мира сознания, ведущих к подъему духовных начал в жизни личности и общества.
Провести грань между материальной и духовной культурой по принципу: «из чего сделан предмет» невозможно. Так пришлось бы отнести искусство, существующее всегда в какой-либо вещественной форме, к материальной культуре, а знания о выплавке металлов к культуре духовной. Правильнее будет считать материальной культурой те вещи, орудия, навыки, знания, которые являются продуктами материального производства или обслуживают жизнь общества. К духовной культуре следует отнести продукты духовного производства, идейное систематизированное содержание основных форм общественного сознания, а также эстетические ценности, выраженные средствами искусства. Если материальная культура в своей конкретности воплощает собой степень практического овладения человеком силами и веществами природы, то духовная культура - это внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.
В человеческой деятельности, в реальной жизни практически невозможно разделение на чисто материальное и духовное, т.к. самое примитивное материальное действие неотделимо от сознательного акта, от работы духа, а духовная сторона жизнедеятельности имеет материальную оболочку. Поэтому о выделении в культуре материальной и духовной сфер существования можно говорить лишь условно и относительно, постоянно учитывая их единство и целостность. Вместе с тем единство не исключает различий, отделяющих умственную деятельность от физической, дающих основание для относительного разграничения двух сфер культур.
Роль культуры в обществе раскрывается через ее социальные функции.
В современной культурологической литературе в качестве основной называется воспитательная или человекотворческая. Она состоит в формировании определенного типа личности, с одной стороны, заказанного обществом, а, с другой, обеспечивающего ее развитие. Остальные функции конкретизируют основную, вытекают из нее, подчинены ей.
Выделяются следующие функции:
-
познавательная, направленная на
обеспечение познания
-
информативная, заключающая в
себе передачу, трансляцию накопленного
социально-культурного опыта
- коммуникативная, обеспечивающая многосторонность и многогранность общения людей. Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Основными каналами коммуникации являются: зрительный, речевой, осязательный. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей;
-
регулятивная, посредством которой
осуществляется адаптация
- аккумулятивная, обеспечивающая сохранение накопленных обществом культурных ценностей.
Социальные функции культуры во многом определяют не только темпы общественного развития, но его содержание и направленность.
Культура
есть явление социально-
Во все времена от доклассовых родоплеменных общностей до современной эпохи человечество в процессах культуры раскрывает три главных области: отношения человека с природой; отношения человека с человеком (общественные отношения); отношения человека с самим собой. Каждая из этих областей может быть рассмотрена с позиций Знания, Добра и Красоты, т.е. с позиций науки, законов этики и эстетики. Чем более развиты эти отношения, тем более развит человек, тем более на высокой ступени культуры он находится. В культуре, следовательно, находит отражение уровень развития потребностей и способностей человека. Развитие же в целом человеческого общества предполагает развитие культуры, в свою очередь культура во многом обуславливает развитие общества и даже является его своеобразным критерием.
Как уже говорилось, культура не только явление историческое, но и социальное. Действительно каждая социальная группа имеет свои культурные запросы и свой культурный уровень. Но если отойти от классового подхода к изучению культуры и сделать более обобщающие ее оценки, то можно увидать, что в каждом обществе существует элитарная культура (т.е. культура наиболее интеллектуальной части населения) и культура, которую мы называем народной, в смысле доступной и осознаваемой основной массой населения.