Изучение этикетных норм в отечественной и зарубежной науке о культуре поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление мнения наиболее типичных форм ритуально-этикетного поведения французов и определение связи с традиционными мировоззренческими установками и представлениями.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
провести культурологический анализ понятия «этикет» и выявить его основные свойства и функции;
проанализировать различные аспекты системы отношений и поведений в деловой и неформальной сфере общения;
выявит доминантные особенности французского этикетного поведения.

Работа содержит 1 файл

kursovaya_nacionalnye_osobennosti_francuzs.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

Родиной этикета считается Италия. Именно в этой стране любезность в отношении между людьми стала нормой. Другие народы Европы, увидев большие успехи Франции в областях культуры и науки, стали подражать ей. Однако требования этикета не являются абсолютными.

Этикет-часть  социального уровня культуры. Под  термином «этикет» мы понимаем такие  правила ритуализированного поведения  человека в обществе, которые отражают существенные для данного общества социальные и биологические критерии и при этом требуют применения специальных приемов. Этикет является большой и важной частью общечеловеческой культуры, морали, нравственности.

Этикетная норма это те правила, которым  необходимо следовать за столом или  в гостях, это норма человеческих взаимоотношений. Нормы этикета  носят согласительный характер, они как бы предполагают соглашение о том, что считать принятым в поведении людей, а что не принятым.

Современный этикет регламентирует поведение людей  в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях. Практическое значение этикета состоит в том, что он дает возможность людям без особых усилий использовать готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей.

Существуют  следующие этикетные нормы: поведение при встречи с точки зрения различных этикетных норм, обращение и приветствие, а также обращение к собеседнику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Основные особенности французского этикетного поведения в различных ситуациях общения

    1. Истоки французского этикета

С XV века все большее влияние на развитие западноевропейского этикета оказывал чрезвычайно усложнившийся церемониал королевских дворов. Сначала определенное влияние оказывали испанские и бургундские ритуалы, затем с развитием абсолютизма главную роль начала играть Франция.

В это время появляются многочисленные пособия по этикету, который становится настолько сложным, что при дворах появляется специальная  должность церемониймейстера, следившего за выполнением всех его тонкостей  и строжайшим образом регламентировавшего всю дворцовую жизнь. «Члены семьи монарха и придворные должны были в определенный час вставать, точно указывалось, кто должен был присутствовать при одевании монарха, подавать предметы его туалета, сопровождать его во время прогулки и т. д. Было точно определено, как проходили церемонии аудиенции, торжественных выходов, прогулок, обедов, балов» (27;22).

«Например, при бургундском дворе герцог два-три раза в неделю давал публичные аудиенции, где каждый мог вручить ему прошение. Все придворные должны были присутствовать, размещаясь согласно рангу по обе стороны трона, а подле него находились коленопреклоненные чиновники, читавшие и рассматривавшие прошения» (18;51).

Пышные обряды сопровождали рождение, брак и смерть при королевском  дворе. Чем выше ранг, тем более сложным был ритуал. «Например, королева Франции в течение года не покидала покоев, где ей сообщили о смерти супруга, а для принцесс этот срок ограничивался шестью неделями. Покои были занавешены и убраны черным, и принцесса, одетая в траур, должна была провести эти шесть недель в постели. Покои для пребывания знатной дамы после родов убирались зеленым шелком, причем все предметы в этих комнатах служили определенным церемониальным целям» (13;42).

Право первенства в придворном этикете приобретает определяющий характер. Вопрос преимущества кого-либо становится вопросом жизни и смерти, так как непростительным оскорблением считалось занятие, хотя бы и нечаянное, чужого места или вход в комнату раньше персоны более высокого ранга. Имело значение, кто, на чем сидит, кто оказывает ту или иную услугу королю. «Придворный или посол иностранного государства, удостоенный лучшего места, считался занимавшим более высокий ранг, что приводило даже к международным конфликтам, так как посол, чью карету на королевской прогулке обогнала карета другого, мог счесть это унижением своей страны и ее двора» (24;12).

 Поэтому  все поведенческие нормы были  тщательно формализованы. При  бургундском дворе было точно  предписано, каким именно придворным  дамам можно было ходить рука об руку и должна ли (и каким именно образом) одна другую поощрять к подобной близости. Известны случаи, когда строгое соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней. «При испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета» (20;38).

Эта система достигла своего апогея в XVI веке при дворе Людовика XIV, где стараниями «короля-солнца» была ритуализирована каждая мелочь. Церемонии того времени возносили короля до уровня недоступного божества. «Утром, при пробуждении короля, на него надевали халат главный хранитель опочивальни и несколько придворных, причем было расписано не, только то, кто какую именно оказывал услугу, но и их движения. Затем двери опочивальни открывались, и короля могли лицезреть придворные высших рангов, склонившиеся в глубоком поклоне. Король произносил молитву и выходил в другую комнату, где одевался, при этом ему вновь прислуживали представители высшей знати, в то время как основные придворные, имеющие на это право, смотрели этот процесс, стоя в отдалении в почтительном молчании» (28;53).

Чины, милости, деньги, поместья - все добывалось именно при дворе, в толпе придворных, подчиненной этой строжайшей иерархии. Придворные были вынуждены ежедневно проводить стоя долгие часы ожидания, терпеть скуку королевской трапезы и унизительные обязанности прислуги для того, чтобы быть замеченными королем. Годы, проведенные подобным образом, оказывали пагубное влияние на их характер и интеллект, но приносили ощутимые материальные выгоды.

 

    1. Этикетное поведение в сфере делового общения
      1. Французы и деловой этикет

Французский стиль деловых контактов описан американцем Я.Джон (29).«Большое внимание французы уделяют предварительным договоренностям и обычно избегают официальных обсуждений деловых проблем «один на один». Подбирая доказательства, ориентируются, прежде всего, на логику и «общие принципы». Стараются максимально сохранить свою независимость и очень жестко ведут переговоры, не имея, как правило, запасной позиции. Могут кардинально менять поведение в зависимости от того, с кем обсуждают проблему. В деловом общении часто применяют конфронтационный тип взаимодействия. Это проявляется и в избрании для деловых контактов исключительно французского языка. Вопросы языкового оформления деловой коммуникации для французов имеют принципиальное значение» (29;60).

Деловой этикет предписывает соблюдение при переговорах  правил поведения, принятых в стране партнера по бизнесу. Правила общения людей связаны с образом и стилем жизни, национальными и религиозными обычаями и традициями. И чтобы добиться успеха и взаимопонимания, нужно считаться с чужими обычаями и традициями: интересы дела должны быть выше ваших собственных вкусов и пристрастий.

Во  Франции рабочий день длится с 8.30 до 12.30 и с 15.00 до 18.30. Обедают французы обычно дома. Деловые переговоры, как правило, начинаются в 11.00.

«Широко практикуется обсуждение дел за едой. Как правило, деловой обед может длиться полтора-два часа, деловой ужин — занять весь вечер. За трапезой пьют почти всегда вино, а крепкие напитки — редко. Поднимая бокал, говорят: «За ваше здоровье», длинные замысловатые тосты не приняты. Пищу на тарелках не оставляют. Счет в ресторанах, как правило, оплачивает приглашающая сторона» (30;25).

Быть приглашенным на ужин деловым партнером — большая  честь. «На ужин надо прибыть на пятнадцать минут позднее назначенного времени, пунктуальность — не самая характерная черта этой нации» (12;84). Существует также географическая и административная зависимость этого качества (пунктуальности): чем южнее местность, тем менее пунктуальны французы; чем выше ранг приглашенного, тем позже он приходит на прием. Если вы приглашены на ужин, возьмите в качестве подарка цветы, коробку конфет или шампанское.

«В приветствии весьма важны рукопожатия. Французское рукопожатие разнообразно и имеет множество оттенков — оно может быть холодным, небрежным, снисходительным, дружеским, горячим и т.д.» (24;52).

Главной чертой французов при ведении дел является осторожность. «Они весьма искусно и изящно отстаивают свои интересы и позиции, не любят торговаться, переговоры ведут весьма жестко. Они мастерски используют всяческие стратегии и тактики ведения переговоров. Не любят, резкой смены позиций в ходе переговоров. Не выносят давления с чужой стороны. Совместные контракты исключительно корректны и точны в формулировках, не допускающих разночтений» (20;62).

При этом следует  помнить, что в деловой жизни  Франции большую роль играют связи  и знакомства. Поэтому обычно новые контракты устанавливаются через посредников, которые связаны дружественными отношениями с нужным вам лицом. Элита делового мира здесь ограничена, новых людей, никому не знакомых, к себе не допускают.

«Во Франции  многие важные решения принимаются не только в служебном кабинете, но и за обеденным столом. Если вас пригласили на ужин - это исключительная честь. Прибыть на ужин следует на четверть часа позже назначенного времени» (30;41).

 

      1. Правила проведения переговоров во Франции

Перед поездкой желательно сделать визитки. Большинство бизнесменов во Франции читают по-английски (но не по-русски), так что если она на английском – это приемлемо. Но если хотите отпечатать их на французском языке, то укажите кроме прочего занимаемую должность на французском и ученую степень, если она имеется (кандидат наук, доктор наук). Желательно не использовать двусторонние визитки, это не принято по той причине, что на обратной стороне иногда делают записи. Принимая визитку, кладите ее в визитницу или в бумажник, а не в карман.

Важно выучить несколько ключевых фраз и выражений на французском языке и использовать их по мере возможности.

«Когда вы говорите на французском, старайтесь спокойно воспринимать то, что вас будут поправлять в грамматике и произношении. Люди, которые это делают, просто стараются вам помочь во французском, и хотят помочь вам успешно выразить свою мысль» (29;42).

Французы обычно устанавливают долгосрочные цели и  желают установить тесное личное сотрудничество со стороной, ведущей переговоры.

С первой же встречи необходимо быть сердечным и вежливым, но в то же время важно отметить, что французы с осторожностью относятся к слишком фамильярному проявлению дружеских отношений.

«Француз может быть прям в высказывании мнения, будет задавать вопросы и обсуждать все детально, так что с вашей стороны необходимо продумать, логически спланировать и организованно подойти к беседе. Кроме того, обычно французская сторона будет фокусировать внимание на всех аспектах вашего предложения, и просить дальнейших объяснений. У вас может создаться впечатление, что французы превращают деловой разговор в тренировку интеллектуальных способностей» (24;66).

Логика является главным аргументом французской  стороны. Все предположения, кажущиеся  французской стороне нелогичными, будут подвергнуты критике.

Французы будут  судить о человеке по тому, как он демонстрируете свои интеллектуальные способности, и это часто вызываете дискуссии, затрагивающие противоположные мнения по вопросы и ожесточенные споры на различные темы.

«Не говорите во время деловых переговоров о своей семье, проблемах со здоровьем или других личных моментах. Французы имеют тенденцию каждую минуту сверяться с деталями перед принятием решения. В связи с этим будьте готовы к долгому ожиданию в получении решения по вопросу. Если во время переговоров образовался тупик, французы будут вновь вежливо настаивать на своей позиции. Обычно французы не идут на компромисс до того момента, когда исчерпаны все их доводы и аргументы не имели эффекта» (12;76).

Необходимо  знать, что во Франции сильна иерархия в принятии решения: только человек, имеющий высшую позицию, принимает решения. Имейте это в виду во время переговоров: надо знать, не говоришь ли ты с посредником.

Несмотря на жесткую иерархию социальной структуры  Франции, успешная работа и хорошая организация труда являются необходимыми на всех уровнях социальной лестницы.

«Место работы француза хорошо организовано и структурировано. Обычно бюрократизм и административные процедуры имеют здесь большее значение, чем эффективность работы и гибкость позиции. Французы не любят вносить изменения в уже принятые решения» (13;74).

Женщины пользуются особым уважением мужчин, будь то в  бизнесе или в жизненных ситуациях, проявления такого внимания считается  честью. Французские женщины все еще имеют проблемы, связанные с получением должностей и уровня работы в гораздо большей степени, чем мужчины. «Во Франции большинство тех, кто имеет успешную карьеру в бизнесе и правительстве, являются выходцами из элитарных бизнес-школ, и абсолютное большинство среди них составляют мужчины» (17;34).

 

      1. Назначение встреч

Информация о работе Изучение этикетных норм в отечественной и зарубежной науке о культуре поведения