Изучение этикетных норм в отечественной и зарубежной науке о культуре поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление мнения наиболее типичных форм ритуально-этикетного поведения французов и определение связи с традиционными мировоззренческими установками и представлениями.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
провести культурологический анализ понятия «этикет» и выявить его основные свойства и функции;
проанализировать различные аспекты системы отношений и поведений в деловой и неформальной сфере общения;
выявит доминантные особенности французского этикетного поведения.

Работа содержит 1 файл

kursovaya_nacionalnye_osobennosti_francuzs.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

Согласно  данным Э.Я.Соловьева (24) слово «этикет» заимствовано из французского языка, а «этика» – из латыни. Французское слово etiquette имеет два значения: 1) «ярлык», «этикетка», «надпись» и 2) «церемониал», «этикет» – и в свою очередь заимствовано из голландского sticke («колышек», «шпёнек») и первоначально обозначало колышек, к которому привязывалась бумажка с названием товара, позднее – и сама бумажка с надписью. На основе значения «надпись» развилось более узкое значение – «записка с обозначением последовательности протекания церемониальных действий и далее – "церемониал"» (34;62). Вначале XX в. слово «этикет» могло обозначать в русском языке ярлык, наклеиваемый на бутылки и обёртки товаров с обозначением названия фирмы, торговца и производителя, однако закрепилось с этим значением всё же слово «этикетка». Само понятие «этикет» обособилось сравнительно недавно. Определить его границы и сегодня не так просто, как это может показаться на первый взгляд.

Существует множество  понятий слова «этикет». Так, например, «этикет» в словаре Ефремовой «установленный порядок поведения, формы обхождения»(31). В.Даль «чин, порядок, светский облик внешних обрядов и приличия; принятая, условная, вежливость; церемониал» (31). В словаре русских синонимов этикет это знак, приличие; вежливость, пристойность, благопристойность.

В работе А. Я. Кибанов под этикетом понимается «совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, поведение в общественных местах, манеры одежда)» (16;76). Это определение, не учитывает различий между бытовыми, этикетными и ритуальными ситуациями, ведь «поведение в общественных местах», «обхождение с окружающими» могут иметь как чисто бытовой, сугубо утилитарный характер, так и ритуальный, предопределенный мифологическим сценарием, а не только этикетный.

Из всего многообразия определения «этикета» мы придерживаемся определения, которое дала  Л.С.Лихачева: под этикетом «понимаются такие правила ритуализованного поведения человека в обществе, которые отражают существенные для данного общества социальные и биологические критерии и при этом требуют применения специальных» (19;32).

  Правила поведения возникли давно, на заре человеческого общества. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Отсюда следует вывод, что приоритетная цель этикета состоит в том, чтобы сделать жизнь максимально приятной и безопасной при общении друг с другом, сгладить все возможные острые углы и нечаянные обиды, предостеречь от случайных претензий и бед. А.К. Байбурин (6) считает, что чем двусмысленнее ситуация, чем больше опасность быть непонятым, тем больше необходимость регламентировать отношения между людьми. Поэтому не случаен первенец этикета — дипломатический этикет. «Уже древние греки придавали большое значение межгосударственным отношениям, они активно развивали дипломатический этикет, создав там сложную цепь необходимых ритуалов» (26;64).

Затем возник придворный этикет. «Каждая правящая династия создавала вокруг себя сложный церемониал с определенной степенью торжественности. На основе придворного этикета, только в более простой форме, формируется общегражданский этикет» (19;42).

Т. И. Холопова полагает что «этикет в странах Западной Европы развивался под большим влиянием местных национальных обычаев и традиций. Этические нормы различных слоев общества, религиозные обряды, суеверия и предрассудки так же сильно детерминируют становление и развитие этикетных норм» (28;53).

Изучая  этикетные нормы, В. А. Сухарев (26) пришел к выводу  «многие современные правила поведения первоначально имели совсем другой смысл при своем возникновении (как правило, они берут свое начало из всевозможных ритуалов, которыми была пронизана жизнь древнего человека). Некоторые этикетные нормы прошлого изменились так, что сложно найти их исторические корни. Другие просто исчезли, как исчезли породившие их явления, но, так или иначе, все принятые ритуалы поведения наложили отпечаток на развитие этикета» (26;57). Считается, что «современный этикет наследует лучшие из обычаев прошлого, традиций поведения всех народов. Но следует помнить об известной относительности требований этикета, «они не являются абсолютными: условия их соблюдения зависят от места, времени, обстоятельств. Часто бывает, что поведение, не допустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть вполне уместным в иных условиях» (22;42).

Этикет  является очень большой и важной частью общечеловеческой культуры, морали, нравственности. Он вырабатывался на протяжении многих веков. Практически  нет народа, который не сделал бы свой вклад в мировую сокровищницу этикета, пусть и в соответствии со своими представлениями о добре, справедливости, человечности.

 

  1. Этикетные нормы и способы их реализации
    1. Техника реализации этикетных норм

«В современной лингвистике термин «норма» понимается в двух значениях: во-первых, нормой называют общепринятое употребление разнообразных языковых средств, регулярно повторяющееся в речи говорящих (воспроизводимое говорящими), во-вторых, предписания, правила, указания к употреблению, зафиксированные учебниками, словарями, справочниками» (22;41).

Определение термина «норма» неоднозначно. Например, у С.И. Ожегова сказано: «Норма — это совокупность наиболее пригодных ("правильных", "предпочитаемых") для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов» (32).

В Большой советской энциклопедии «Норма (языковая), норма литературная — принятые общественно-речевой практике образованных людей правила произношения, грамматические и другие языковые средства, правила словоупотребления» (33).

Широкое распространение получило определение А. Мирзоян (20) «...норма — это существующие в данное время в данном языковом коллективе и обязательные для всех членов коллектива языковые единицы и закономерности их употребления, причем эти обязательные единицы могут либо быть единственно возможными, либо выступать в виде сосуществующих в пределах литературного языка вариантов» (20;37).

По  мнению Л.С. Лихачева (19) для того чтобы признать то или иное явление нормативным, необходимы следующие условия:

1) регулярная  употребляемость (воспроизводимость) данного способа выражения;

2) соответствие  этого способа выражения возможностям  системы литературного языка  (с учетом ее исторической перестройки);

3) общественное  одобрение регулярно воспроизводимого  способа выражения (причем роль  судьи в этом случае выпадает  на долю писателей, ученых, образованной части общества).

Приведенные определения касаются языковой нормы. Понятие речевой нормы тесно  связано с понятием функционального  стиля. Если языковые нормы едины  для литературного языка в  целом, они объединяют все нормативные  единицы независимо от специфики их функционирования, то речевые нормы устанавливают закономерности употребления языковых средств, в том или ином функциональном стиле и его разновидностях. Это — функционально-стилевые нормы, их можно определить как обязательные в данное время закономерности отбора и организации языковых средств, в зависимости от ситуации, целей и задач общения, от характера высказывания. «Например, с точки зрения языковой нормы правильными считаются формы в отпуске — в отпуску, дверьми — дверями, читающий ученик — ученик, который читает, Маша красива — Маша красивая и т.п., однако выбор той или иной конкретной формы, того или иного слова зависит от речевых норм, от коммуникативной целесообразности» (24;72).

Речь  тесно связана с этикой. «Этика предписывает правила нравственного поведения (включая общение), предполагает определенные манеры поведения и требует использования внешних, выраженных в конкретных речевых действиях формул вежливости» (27;38).

Соблюдение  требований этикета при нарушении этических норм является обманом окружающих. С другой стороны, вполне этичное поведение, не сопровождающееся соблюдением норм этикета, неизбежно произведет неприятное впечатление и вызовет у людей сомнения в нравственных качествах личности.

В устном общении необходимо соблюдать ряд этических и этикетных норм, тесно связанных друг с другом.

В нашей  работе мы рассматриваем следующие  этикетные нормы:

- поведение  при встрече с точки зрения  различных этикетных норм

- обращение  и приветствие, обращение к  собеседнику

Рассмотрим эти нормы.

    1. Невербальные формы ведения беседы

Согласно Л.С.Лихачевой (19) существует  три вида обращения: 

1. Официальное  (гражданин, господин);

2.  Дружеское (уважаемый коллега,  старина, дорогой);

3. Фамильярное,  допустимое только среди самых  близких друзей (19;53).

К старшим  по возрасту принято обращаться на «вы». К незнакомым ровесникам тоже принято обращаться на "вы". На «ты» обращаются только к самым близким друзьям.

- начало общения

Любое общение начинается с приветствия. По этикету, приветствовать человека нужно словами:

«Здравствуйте»!

«Доброе утро!» 

«Добрый день!» 

«Добрый вечер!»

- важные элементы  в приветствии

Интонация

«Очень  важный элемент приветствия! Приветствие, высказанное грубым или сухим  тоном, может обидеть человека, с  которым вы здороваетесь. Приветствовать людей нужно тепло и дружелюбно»(8;26).

Жесты

«Приветствие  принято сопровождать поклоном, кивком головы, рукопожатием, объятиями, поцелуем руке. Мужчине во время приветствия  нужно снять шляпу. Зимнюю шапку, берет, кепку снимать не обязательно!

Во  время приветствия не следует  опускать глаза, нужно встретиться  взглядом с тем, кого вы приветствуете. Во время приветствия неприлично держать руки в карманах и сигарету во рту» (14;61).

- очередность в приветствии

«Мужчина  первым приветствует женщину, а мальчик девочку. Младший по возрасту должен первым приветствовать старшего. Когда в помещение входит женщина, все находящиеся там мужчины должны приветствовать ее стоя или хотя бы приподняться со стула.

Приветствуя даму, мужчина может поцеловать ей руку. Делать это можно только в помещении» (8;42).

- рукопожатия

По  этикету:

  1. Первыми подают руку старшие младшим.
  2. Среди ровесников первыми подают руку женщины мужчинам.

3. Если встречаются две супружеские пары, то сначала здороваются друг с другом женщины, затем мужчины приветствуют женщин, после этого мужчины здороваются между собой.

4. Перед рукопожатием мужчина должен обязательно снять перчатку.

 

    1. Особенности речевого ведения беседы

Начало беседы

Варианты  начала беседы могут быть разными, в  зависимости от обстановки, в которой  оказались вы с собеседником.

«В людном месте хорошее начало разговора — просьба о помощи. В библиотеке можно спросить об интересующей вас книге, в магазине — расспросить о товарах, в картинной галерее — о той или иной картине, на улице — попросить показать дорогу или рассказать, как добраться до того или иного места.

Начать  беседу можно и с комплимента  собеседнику. Мужчине хорошо сделать  комплимент о его прекрасной физической форме, женщине — о ее вкусе» (26;52).

Продолжение беседы

Для  продолжения  разговора можно задавать собеседнику  самые разнообразные вопросы, интересуясь  его мнением о последних фильмах, альбомах известных музыкальных, политических событиях. «Это позволит не только преодолеть смущение, но и определить круг интересов собеседников, сравнить его со своим. Можно смело рассказать о каком-нибудь случае, который произошел с вами, высказать свою точку зрения» (19;5).

Окончание беседы

«Хорошо закончить беседу — тоже важно для дальнейшего продолжения знакомства. Сделать это надо решительно, но вежливо, чтобы не обидеть собеседника. Если беседа исчерпана, не нужно судорожно искать новые темы, пытаясь удержать собеседника, лучше постараться закрепить произведенное хорошее впечатление, с достоинством попрощавшись» (27;48).

«Если, наоборот, у вас нет времени продолжать разговор, нужно мягко, но решительно дать понять это собеседнику, поглядывая на часы, приподнимаясь с кресла. Чтобы уход не выглядел невежливым, можно завершить беседу, высказавшись по последней фразе собеседника: «Иначе и не могло быть!», «Уверен, что вы справитесь! Но, к сожалению, мне пора. Нам обязательно нужно продолжить этот разговор в следующий раз»  (26;53).

 

 

Выводы по главе  I

Получить  представление о культуре народа, не зная специфических правил его поведения, практически невозможно. Проблемы национальных отношений актуальны и значимы в наши дни. В последнее десятилетие во всем мире ученые констатируют повышенный интерес к этикету. Рост интереса к вопросам этикета объясняется новым осмыслением самих феноменов общения и поведения. Термин «этикет» впервые был употреблен в современном его значении на приеме при дворе короля Франции Людовика ХIV(1638–1715), когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться, но само существование сводов определенного порядка поведения людей гораздо древнее. C XV века придворный этикет усложняется. Вся жизнь придворных строго регламентирована. Чем выше ранг человека, тем больше правил, которым он обязан подчиняться. Появляется специальная должность – церемониймейстер (знаток этикета). Особо сложной система этикета становится во Франции во времена Абсолютизма. Апогея она достигла при Людовике XIV (1638–1715), при котором жизнь двора целиком и полностью была подчинена требованиям этикета.

Информация о работе Изучение этикетных норм в отечественной и зарубежной науке о культуре поведения