Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия ООО «Рубин»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 00:39, курсовая работа

Описание работы

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия представляет собой научно-практическое направление, изучающее различные аспекты деятельности организации. Его цель – оценить эффективность производственных процессов через призму материальных и денежных характеристик.

Содержание

Введение

Глава 1. Анализ ресурсного потенциала организации

1.1 Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов.

1.2 Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов.

1.3 Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием основных средств.

1.4 Характеристика соотношения экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства.

1.5 Комплектный резерв увеличения объема продаж продукции за счет внутренних резервов использования ресурсов

Глава 2. Анализ производства и объема продаж

2.1 Определение влияния на прирост объема продаж изменения количества проданной продукции

2.2 Разработка части бизнес-плана по реализации продукции организации на следующий год

2.3 Критический объем продаж за отчетный год и на планируемый объем продаж, обеспеченный спросом

Глава 3. Анализ затрат и себестоимости продукции

3.1 Характеристика производственного процесса с точки зрения структуры его затрат

3.2 Динамика себестоимости реализованной продукции (затрат на 1 руб. продаж)

3.3 Определение степени влияния отдельных факторов на стоимость используемых в производстве материалов, а также резервы ее снижения

3.4 Определение степени влияния отдельных факторов на уровень затрат по оплате труда и резервы их снижения

3.5 Состав, структура и динамика доходов и расходов

Глава 4. Анализ финансовых результатов деятельности организации

4.1 Анализ показателей прибыли и факторов, повлиявших на чистую прибыль организации

4.2 Анализ характера изменений прибыли от продаж за отчетный период

4.3 Расчет коэффициентов эксплуатационных затрат и рентабельности производственной деятельности

4.4 Анализ рентабельности активов организации

4.5 Анализ рентабельности собственного капитала

Глава 5. Анализ финансового положения организации

5.1 Определение собственных оборотных средств и влияния отдельных факторов, вызвавших их изменение

5.2 Определение операционного, финансового и операционно-финансового левериджа

5.3 Оценка эффективности использования оборотных активов

5.4 Расчет коэффициентов ликвидности

5.5 Анализ соотношения дебиторской и кредиторской задолженности

5.6 Комплексная оценка финансового положения организации

Глава 6. Комплексная оценка хозяйственной деятельности организации

6.1 Сравнительная рейтинговая оценка результативности деятельности ООО «Агат», ООО «Алмаз», ООО «Рубин»

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая КЭАХД.docx

— 168.50 Кб (Скачать)

     Отсутствие  информации о себестоимости изделия  Е свидетельствует о том, что  организация вообще не имеет возможности  выпускать данную продукцию в  следующем отчетном периоде. Поэтому  изделие Е не войдет в бизнес-план по реализации продукции организации  на следующий год.

     Изделие D, исходя из спроса и возможности выпуска, может быть выпущено в количестве 400 шт. Поэтому в бизнес-план можно включить только данное количество, и объем продаж, исходя из спроса и возможности выпуска изделия D, равен 236 000 тыс. руб.

     Исходя  из разброса значений рентабельности отдельных видов продукции в  анализируемой организации, при  включении показателей в одну из указанных групп используем следующую  градацию: группа 1 – продукция с  рентабельностью 25% и выше, группа 2 – от 10 до 25%, группа 3 – ниже 10%.

     Анализируя  результаты, отраженные в таблице 7, приходим к выводу, что среди изделий, планируемых к продаже в следующем  году, нет убыточных.  Наиболее рентабельным является производство изделия «В». Менее рентабельным является выпуск изделий «А» и «С». Изделие  «D» наименее рентабельно.

     Естественно, что для предприятия более  выгодным является выпуск более высокорентабельных изделий. Но, с учетом спроса на выпускаемую  продукцию, нельзя отказываться и от нерентабельных изделий. Так как  в противном случае, производственные мощности будут использоваться не эффективно, и это приведет к росту полной себестоимости выпускаемой продукции. От нерентабельной продукции можно  отказаться лишь в том случае, если есть возможность заменить ее высокорентабельной уже выпускаемой или новой  продукцией. 

2.3 Критический объем продаж за отчетный год и на планируемый объем продаж, обеспеченный спросом

      По  данным формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» и справки №2 «Переменные  и постоянные расходы в составе  затрат на проданную продукцию» и  результатов анализа предыдущего  задания можно определить точку  безубыточности и зону финансовой устойчивости за отчетный год и на планируемый  период. Результаты расчетов оформим  в таблице 8. Анализируя полученные результаты, следует учесть, что  нормативное значение уровня запаса финансовой прочности составляет 40-50 % от объема продаж.

     Маржинальный  доход рассчитаем по формуле: Выручка от продажи – Переменные затраты.

Маржинальный  доход отч год = 8 243 819 - 4 426 831 = 3 816 988

Маржинальный  доход план  = 8 921 000 - 5 497 725 = 3 423 275

     Долю маржинального дохода рассчитаем по формуле: Маржинальный доход/ Выручка от продаж.

Доля маржинального дохода отч год = 3 816 988/ 8 243 819 = 0,463

Доля  маржинального дохода план  = 3 423 275/ 8 921 000 = 0,383

  «Критическая точка» объема продаж рассчитывается по формуле: Постоянные затраты / Долю маржинального дохода в выручке от продаж.

«Критическая  точка» объема продаж отч год = 2 910 208/ 0,463 = 6 285 546,436

«Критическая  точка» объема продаж план = 2 534 075/0,3837= 6 604 313,265

     Запас финансовой прочности рассчитаем по формуле: Запас финансовой прочности = Выручка от продаж – «Критическая точка» объема продаж.

Запас финансовой прочности отч год = 8 243 819 - 6 285 546,436 = 1 958 272,564

Запас финансовой прочности план = 8 921 000 - 6 604 313,2658=2 316 686,734

       Уровень запаса финансовой прочности рассчитаем по формуле:  Уровень запаса финансовой прочности = Запас финансовой прочности/ Выручка от продаж * 100.

Уровень запаса финансовой прочности отчгод = 1 958 272,564 / 8 243 819*100 = 23,754

Уровень запаса финансовой прочности план = 2 316 686,7342 / 8 921 000 *100 =25,968

     Полученные  результаты расчетов представим в таблице 8 «Критический объем продаж за отчетный год и на планируемый объем продаж, обеспеченный спросом».

Таблица 8

Критический объем продаж за отчетный год и на планируемый  объем продаж, обеспеченный спросом 

Показатель За  отчетный год На  планируемый период, обеспеченный спросом
1 2 3
Выручка от продаж, тыс. руб. 8 243 819 8 921 000
Переменные  затраты, тыс. руб. 4 426 831 5 497 725
Постоянные  затраты, тыс. руб. 2 910 208 2 534 075
Прибыль от продаж, тыс. руб. 906 780 798 000
Маржинальный  доход в составе выручки от продаж, тыс. руб. 3 816 988 3 423 275
Доля  маржинального дохода в выручке  от продаж 0,463 0,383
«Критическая  точка» объема продаж, тыс. руб. 6 285 546,436 6 604 313,265
Запас финансовой прочности, тыс. руб. 1 958 272,564 2 316 686,734
Уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж, % 23,754 25,968

     Таким образом, точка безубыточности на предприятии  ООО «Рубин» в отчетном году составила 6 285 546,436 тыс. руб., а планируемый объем продаж, обеспеченный спросом – 6 604 313,265 тыс. руб., что свидетельствует о том, что фактический объем продаж безубыточный и рентабельный. Запас финансовой прочности в отчетном году составил 1 958 272,564 тыс. руб., а на планируемый период, обеспеченный спросом – 2 316 686,734 тыс. руб.

      Запас финансовой прочности следует поддерживать на нормативном уровне (40–50%) на случай хозяйственных затруднений и ухудшения конъюнктуры рынка. В рассматриваемом предприятии данный уровень на планируемый период составляет 25,9689 %, значительно ниже нормативного показателя. Значение финансового запаса прочности показывает, что если в силу изменения рыночной ситуации (сокращение спроса, ухудшение конкурентоспособности) выручка организации сократится менее, чем на 25,9689 %, то организация будет получать прибыль, если более чем на 25,9689 % – окажется в убытке. Это позволяет сделать вывод о том, что необходимо наиболее полно использовать резервы повышения объема продаж и снижения себестоимости продукции.

    ГЛАВА 3. Анализ затрат и себестоимости продукции

    3.1 Характеристика производственного процесса с точки зрения структуры его затрат.

   ПБУ 10/99 «Расходы организации» выделяет пять экономических элементов – материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие расходы.

     Проанализировав данные формы №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», дадим характеристику производственного процесса с точки зрения структуры его затрат. Обобщим необходимую для выводов информацию в таблицу 9.

Таблица 9

Расходы по обычным видам  деятельности (по элементам затрат)

Элементы  затрат по обычным  видам деятельности Прошлый год Отчетный  год Изменение (+,-)
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
1 2 3 4 5 6 7
Материальные  затраты 4 211 690 64,65 4 756 320 64,826 544 630 0,176
Затраты на оплату труда 1 302 915 19,999 1 540 778 20,999 237 863 1
Отчисления  на социальные нужды 338 758 5,2 400 602 5,459 61 844 0,259
Амортизация 497 621 7,639 474 025 6,461 - 23 596 - 1,178
Прочие  затраты 163 592 2,511 165 314 2,253 1 722 - 0,258
Итого 6 514 576 100 7 337 039 100 822 483  
 

     Анализируя  таблицу 9 можно сделать вывод, что в отчетном году по сравнению с прошлым годом расходы предприятия возросли на 822 483 тыс. руб., что может быть обусловлено как увеличением выпуска продукции в натуральном выражении, так и изменением структуры продукции, ростом цен на материальные ресурсы, инфляционным приростом амортизации, тарифных ставок и т.д. 

     Из  данных таблицы следует, что анализируемое  производство является материалоемким: доля материальных затрат в структуре  себестоимости продукции составляет 64,65% и 64,826% за прошлый и отчетный годы соответственно. Следовательно, основные резервы снижения себестоимости  продукции следует искать в первую очередь в направлении рационального  использования материальных ресурсов. 

     Велика  доля затрат на оплату труда в поэлементной структуре затрат предприятия (19,999% и 20,999% соответственно). Следует отметить, что доля затрат на оплату труда возросла по сравнению с прошлым годом на 237 863 тыс. руб. или на 1%. Отчисления на социальные нужды возросли в отчетном году 61 844 тыс. руб.,  или на 0,259%. Амортизационные отчисления снизились на 23 596 тыс. руб. или на 1,178%, а прочие затраты возросли на 1 742 тыс. руб., а их доля в составе общих затрат незначительно уменьшилась – на 0,26%.

     3.2 Динамика себестоимости реализованной продукции (затрат на 1 руб. продаж).

    Наиболее  универсальным показателем себестоимости  продукции считается уровень  затрат на один руб. продукции. Основными  факторами, влияющими на уровень  затрат на один руб. продукции, являются: изменение структуры продукции, изменение цен на продукцию, изменение  себестоимости продукции. 

      Динамику  себестоимости реализованной продукции (затрат на 1 руб. продаж) охарактеризуем в таблице 10. Выявим влияние на изменение  данного показателя структуры проданной  продукции, себестоимости отдельных  ее видов и цен.

     Таблица 10

     Вспомогательные расчеты к построению алгоритмов для анализа  затрат на 1 рубль  продаж

Показатель Изделие А Изделие В Изделие С Итого
Прош-лый  год Отчет-ный  год Прош-лый  год Отчет-ный  год Прош-лый  год Отчет-ный  год Прош-лый  год Отчет-ный  год
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Количество, Q,  шт. 11 500 11 680 5 880 5 600 7 000 11 976 24 380 29 256
Цена, Z, тыс. руб. 256 302,3 305,34 264,42 356 269,89 Х Х
Стоимость, QZ, тыс. руб. 2944000 3530864 1795399 1480752 2499000 3232203 7238399 8243819
Себестоимость единицы продукции, P, тыс. руб. 253,99 264,01 231,41 250 319 238,26 Х Х
Себестоимость продукции, QP, тыс. руб. 2920885 3083637 1360691 1400000 2233000 2853402 6514576 7337039
Себестоимость объема продаж отчетного года при  себестоимости единицы продукции  прошлого года, Q1P0, тыс. руб. Х 2966603,2 Х 1295896 Х 3820344 Х 8082843,2
Стоимость продаж отчетного года по ценам прошлого года, Q1Z0, тыс. руб. Х 2990080 Х 1709904 Х 4263456 Х 8963440
 

        Себестоимость объема продаж  отчетного года при себестоимости  единицы продукции прошлого года :

Изделие А = Q1 * P0 = 11 680 * 253,99 = 2 966 603,2 тыс. руб.;

Изделие В = Q1 * P0 = 5 600 * 231,41 = 1 295 896 тыс. руб.;

Изделие С = Q1 * P0 = 11 976 * 319 = 3 820 344 тыс. руб.

        Стоимость продаж отчетного года  по ценам прошлого года:

Изделие А = Q1 * Z0 = 11 680 * 256 = 2 990 080 тыс. руб.;

Изделие В = Q1 * Z0 = 5 600 * 305,34 = 1 709 904 тыс. руб.;

Изделие С = Q1 * Z0 = 11 976 * 356 = 4 263 456 тыс. руб.

        Индекс затрат на 1 рубль реализованной  продукции (IЗ) можно представить следующим образом: IЗ = ΣQ*P / ΣQ*Z.

      Рассчитаем  индекс затрат на 1 рубль продукции  в прошлом (базисном) году: IЗ0 = ΣQ0*P0/ΣQ0*Z0 = 6 514 576 / 7 238 399= 0,9009 руб., т.е. в прошлом году на 1 руб. проданной продукции приходилось 90,09 копеек затрат.

        Рассчитаем индекс затрат на 1 рубль продукции в отчетном  году:

      IЗ1. =  ΣQ1*P1 / ΣQ1*Z1 = 7 337 039 / 8 243 819 = 0,89 руб., т.е. в отчетном году на 1 руб.  проданной продукции приходилось 89 копеек затрат.

      Изменение индекса затрат на 1 рубль продаж составляет – 0,0109 руб. (0,89 – 0,9009), т.е. снижение затрат на 1 руб. проданной продукции  в отчетном году по сравнению с  прошлым годом составило 1,09 коп.

      Рассчитаем  индекс затрат на 1 рубль реализованной  продукции отчетного года при  себестоимости единицы продукции  и ценах прошлого года: IЗ1 = ΣQ1*P0 / ΣQ1*Z0 = 8 082 843,2 / 8 963 440 = 0,9018 руб.

        Рассчитаем индекс затрат на 1 рубль реализованной продукции  отчетного года при себестоимости  единицы продукции отчетного  года и ценах прошлого года:

      IЗ2 = ΣQ1*P1 / ΣQ1*Z0 = 7 337 039 / 8 963 440 = 0,8186 руб.

      Определим влияние структуры проданной  продукции, уровня себестоимости отдельных  видов проданной продукции и  цен на изменение индекса затрат на 1 рубль реализованной продукции:

      а) изменение структуры реализованной  продукции:

Информация о работе Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия ООО «Рубин»