Анализ себестоимости продукции по статьям калькуляции на основе данных ОАО «Сибур»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Хозяйственно-производственная деятельность на любом предприятии связана с потреблением сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой заработной платы, отчислением платежей на социальное и пенсионное страхование работников, начислением амортизации, а также с рядом других необходимых затрат. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции, что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Для подсчета суммы всех расходов предприятия их приводят к единому показателю, представляя для этого в денежном выражении. Таким показателем и является себестоимость.

Содержание

Введение3
1. Анализ себестоимости продукции по статьям калькуляции.6
1.1 Основные методы и принципы планирования и калькулирования себестоимости продукции6
1.2 Характеристика основных методов оценки выполнения плана по себестоимости продукции 16
1.3 Анализ структуры и динамики себестоимости по статьям калькуляции20
1.4 Анализ относительной экономии себестоимости по статьям калькуляции в сопоставимых и фактически действующих ценах23
1.5 Анализ прямых материальных затрат в составе себестоимости продукции27
1.6 Обобщающая оценка и анализ затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды31
1.7 Анализ влияния технико-экономических факторов на изменение затрат на оплату труда37
1.8 Анализ косвенных расходов, включаемых в себестоимость продукции42
1.9 Методика сводного расчета и анализа влияния технико-экономических факторов на изменение себестоимости продукции в целом, в разрезе статей калькуляции и элементов затрат в сопоставимых ценах предыдущего года46
1.10 Методика сводного расчета и анализа влияния технико-экономических факторов на изменение себестоимости продукции в целом, в разрезе статей калькуляции и элементов затрат в фактически действующих ценах51
1.11 Методика детализированного расчета и анализа влияния фактора цен на элементы затрат, формирующих себестоимость продукции, и на изменение прибыли в отчетном периоде в сравнении с предыдущим годом52
1.12 Методика детализированного расчета и анализа влияния изменения цен на продукцию на изменение ее себестоимости, затрат на рубль продукции и на прибыль от продаж53
1.13 Методы детализированного анализа влияния структурных сдвигов в ассортименте продукции на изменение затрат на рубль продукции, ее себестоимость и прибыль54
1.14 Анализ себестоимости конкретных изделий56
2. Анализ себестоимости продукции по статьям калькуляции на основе данных ОАО «Сибур»62
2.1 Анализ динамики и структуры затрат62
2.2 Анализ себестоимости продукции по статьям калькуляции 63
2.3 Анализ влияния факторов на изменение затрат на один рубль продукции65
2.4 Анализ отклонения от плана по материальным затратам на одно изделие66
2.5 Анализ расходов на оплату труда работников ППП67
2.6 Анализ влияния факторов на абсолютное изменение расходов на оплату труда работников ППП различных категорий68
2.7 Анализ расходов на обслуживание производства и управление69
2.8 Анализ потерь от брака71
2.9 Построение схем зависимостей показателей от факторов их формирования72
2.10 Обобщение результатов анализа и рекомендации по мобилизации резервов снижения себестоимости ОАО «Сибур»73
Заключение74
Список использованных источников76

Работа содержит 1 файл

5.docx

— 242.50 Кб (Скачать)

При исчислении сокращенной себестоимости продукции  используют показатели маржинального  дохода и остаточного дохода (прибыли  от производства).

Маржинальный  доход определяют, вычитая из выручки  от продажи продукции или стоимости  произведенной продукции сумму  переменных затрат.

Показатель  остаточного дохода или прибыли  от производства исчисляют вычитанием из маржинального дохода постоянных затрат. Этот расчет можно принимать  в качестве отчета по прибыли от производства. Такие отчеты целесообразно составлять по организации в целом, её структурным подразделениям, видам продукции и т.п.

Показатели  маржинального дохода и прибыли  от производства имеют важное значение для управления себестоимостью продукции. Они показывают зависимость этих показателей от цен на продукцию, структуры выпускаемой продукции, величины переменных и постоянных затрат.

На основе анализа взаимосвязи «затраты –  объем – прибыль» определяют критическую  точку объема производства в единицах продукции или стоимости продукции.

Например, критическую  точку объема производства в единицах продукции (Х) определяют по формуле:

 

,                                                                                                                      (1.1.11)

 

где – постоянные затраты; – переменные затраты; Ц – цена единицы продукции.

Кроме того, на основе данных, получаемых методом  «директ-костинг», обосновывают оптимальный  объем производства продукции, целесообразность принятия отдельных заказов, цены на новую продукцию и т.п.

Наряду с  отмеченными достоинствами методу «директ-костинг» свойственны некоторые  недостатки. Исчисление и использование  показателей сокращенной производственной себестоимости отдельных видов  продукции и всей продукции в  целом вызывают следующие негативные последствия. На счетах учета затрат на производство продукции (20, 23, 29) и  выпущенной продукции («Готовая продукция», «Товары отгруженные») и соответствующих  балансовых статьях («Готовая продукция», «Товары отгруженные», «Незавершенное производство») отражается неполная производственная себестоимость продукции (без общехозяйственных  расходов), что соответственно уменьшает  величину актива баланса и оказывает  влияние на значение коэффициента текущей  платежеспособности (величина этого  важнейшего показателя уменьшается).

При традиционном порядке списания общехозяйственных  расходов значительная их часть относится  на счета учета капитальных вложений, непроизводственные нужды, расходы  будущих периодов, целевого финансирования и поступлений, т.е. эта сумма не включается в себестоимость проданной  продукции. При методе «директ-костинг» вся сумма общехозяйственных  расходов списывается на счет 90 «Продажи»  и тем самым существенно завышается себестоимость проданной продукции, что приводит к уменьшению прибыли, налога на прибыль и показателей  рентабельности.

В сезонных производствах при выполнении работ  долгосрочного характера общехозяйственные  расходы при обычном порядке  их списания входят в состав незавершенного производства (на счетах 20, 23 и др.). При  втором же варианте они ежемесячно списываются на счет «Продажи». При  отсутствии выпуска продукции за какой-либо месяц на счете «Продажи»  отражаются только общехозяйственные  расходы. Счет «Продажи» ежемесячно закрывается счетом «Прибыли и убытки». В этом случае организация становится убыточной.

К положительным  моментам списания общехозяйственных  расходов на счет «Продажи» следует  отнести:

  1. Упрощение порядка списания общехозяйственных расходов и калькулирования себестоимости отдельных видов продукции.
  2. Уменьшение суммы налога на имущество в связи с уменьшением стоимости готовой и отгруженной продукции и незавершенного производства.
  3. Улучшение показателей оборачиваемости оборотных активов и всего имущества организации в связи с уменьшением их величины в активе баланса.
  4. Улучшение показателей рентабельности оборотных активов и всего имущества организации в связи с уменьшением их величины в активе баланса.

Следует отметить, что состав статей рассмотренного выше отчета по прибыли от производства при методе «директ-костинг» в значительной мере соответствует составу статей отчета о прибылях и убытках (форма  № 2 квартальной и годовой бухгалтерской  отчетности): выручка от продажи; себестоимость  проданной продукции; валовая прибыль; коммерческие расходы; управленческие расходы; прибыль от продаж.

Показатели  валовой прибыли, себестоимости  проданной продукции, управленческих расходов формы № 2 соответствуют  статьям маржинального дохода, переменных и постоянных затрат отчета от прибыли  от производства. Различие состоит  лишь в показателях «прибыль (убыток) от продаж» и «прибыль от производства», поскольку первый показатель исчисляется  с учетом расходов на продажу, а второй – без учета этих расходов.

Использование данных по счетам 25 26 для калькулирования  себестоимости продукции методом  «директ-костинг» дает не совсем точные результаты. Для исчисления более  точных показателей себестоимости  продукции по данному методу необходимо из состава общепроизводственных расходов выделить реальные переменные косвенные  расходы и присоединить их к прямым переменным расходам для определения  совокупных переменных затрат.

Для получения  данных о косвенных переменных расходах, учитываемых по счету 25 «Общепроизводственные  расходы», целесообразно открыть  к этому счету два субсчета:

25-1 «Общепроизводственные  переменные расходы»;

25-2 «Общепроизводственные  постоянные расходы».

На первом субсчете следует учитывать основную часть расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования (суммы амортизации  по основным средствам, начисленные  в зависимости от объема продукции (работ), стоимость потребленного  топлива, всех видов энергии, смазочных  материалов, расходы по текущему ремонту  оборудования и транспортных средств, внутризаводскому перемещению грузов и т.п.).

На втором субсчете учитывают ту часть расходов по содержанию и эксплуатации машин  и оборудования, которая не зависит  от объема производства (суммы амортизации  по основным средствам, начисляемые  способами, не связанными с объемом  производства, часть прочих расходов и т.п.), а также все остальные  расходы по обслуживанию, организации  и управлению структурными подразделениями  организации.

Конкретный  перечень расходов, учитываемых на первом и втором субсчетах счета 25, определяется с учетом всех особенностей деятельности структурных подразделений  и организации в целом.

По окончании  месяца общепроизводственные переменные расходы следует списывать на счета учета прямых затрат, а общепроизводственные постоянные расходы – на счет 90 «Продажи».

Следует отметить, что во многих западных странах метод  «директ-костинг» не рекомендуется  использовать для составления финансовой отчетности и для налогообложения. Он применяется именно в управленческом учете для осуществления контроля, экономического анализа и принятия управленческих решений. [9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Характеристика основных методов оценки выполнения плана по себестоимости продукции.

 

Методы оценки выполнения плана  по себестоимости продукции могут быть различными в зависимости от того, какие службы отвечают и стимулируются за выполнение плана по себестоимости, а также от выбранного оценочного показателя себестоимости. К таким показателям могут относиться себестоимость всей выпущенной продукции или процент снижения этой себестоимости; себестоимость сравнимой продукции или процент снижения этой себестоимости; затраты на один рубль продукции.

Если  в качестве оценочного показателя принимается  себестоимость сравнимой продукции  и ответственными за нее являются руководители цехов и планово-производственной службы предприятия, то они не должны нести ответственность за отклонения фактических цен на продукцию и на сырье и материалы от учетных цен. Поэтому если план установлен по себестоимости сравнимой продукции, то оценка выполнения плана будет определяться как разность между себестоимостью фактически выпущенной сравнимой продукции и рассчитанной по фактической себестоимости, но в ценах, принятых в плане, и себестоимостью фактически выпущенной сравнимой продукции, рассчитанной по среднегодовой себестоимости предыдущего года.

Если  плановые задания по себестоимости  продукции устанавливаются в виде задания по снижению себестоимости сравнимой продукции в процентах, то расчет этого задания осуществляется путем плановой величины экономии на себестоимость планового выпуска сравнимой продукции, исчисленную по среднегодовой себестоимости предыдущего года.

Фактический процент снижения себестоимости  сравнимой продукции определяется путем деления фактически полученной экономии на себестоимость фактически выпущенной сравнимой продукции, исчисленной по среднегодовой себестоимости предыдущего года.

Оценка  выполнения плана в этом случае производится путем сравнения фактического процента снижения себестоимости сравнимой продукции с плановым процентом.

Таким образом, величина плановой экономии и  планового процента снижения себестоимости  сравнимой продукции цеха должна рассчитываться исходя из соотношений двух расчетов планируемого выпуска продукции. Один раз расчет производится исходя из плановой себестоимости соответствующих видов этой продукции, другой - исходя из среднегодовой себестоимости предыдущего года.

Поскольку расчет намеченного планом снижения себестоимости сравнимой продукции  строится на основе планируемого изменения  себестоимости отдельных видов  продукции, намеченных к изготовлению в цехе в планируемом периоде, то при расчете плановой экономии и среднего процента снижения себестоимости по плану следует исходить из плановой себестоимости конкретных видов продукции.

Расчет  плана по снижению себестоимости  сравнимой продукции целесообразно  проводить в табличной форме, пример составления такой таблицы приведен в табл. 1.2.1.

 

Таблица 1.2.1

Расчет  плана по снижению себестоимости  сравнимой продукции по цеху

Вид продукции

Единица измерения

План выпуска продукц. кол-во единиц

Себестоимость единицы, р.

Плановый выпуск продукции, тыс. р.

Эконо-мия сниже-ния с-ти (гр.7-гр.6)

% снижения с-ти (гр.8/гр.6)

по средне-годовой с-ти пред. года

по плану

по с-ти пред. года ()

по план. с-ти ()

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Изделие А

шт.

             

Изделие Б

шт.

             

Итого в целом по цеху

р.

-

-

-

       

 

Из  содержания табл. 1.2.1 можно увидеть значение показателей  себестоимости запланированного выпуска сравнимой товарной продукции исходя из среднегодовой себестоимости предыдущего года (итог гр. 6); то же исходя из плановой себестоимости отчетного года (итог гр. 7); экономию от снижения себестоимости продукции в плане составляет (итог гр. 8, определяется как разность между гр. 7 и 6 итога); плановое снижение себестоимости продукции в процентах (итог гр. 9).

Для оценки выполнения плана по снижению себестоимости  сравнимой товарной продукции предварительно необходимо рассчитать фактическое снижение себестоимости этой продукции в сравнении со среднегодовой себестоимостью предыдущего года. Расчет производится также в табличной форме, пример расчета приведен в табл. 1.2.2.

 

Таблица 1.2.2

Фактическое снижение сравнимой продукции по цеху

Вид продукции

Единица измерения

Фактический выпуск, шт.

Себестоимость единицы, р.

Плановый выпуск продукции, тыс. р.

Экономия снижения с-ти (гр.7-гр.6)

% снижения с-ти (гр.8/гр.6)

по средне-годовой с-ти пред. года

факт. с-ть, цены плановые

По среднегодовой с-ти пред. года

факт. с-ть, цены плановые

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Изделие А

шт.

             

Изделие Б

шт.

             

Итого в целом по цеху

-

-

-

-

       

 

Оценка  выполнения плана по затратам на один рубль продукции может осуществляться тремя методами, а именно:

- путем сравнения фактических затрат на один рубль товарной продукции (в ценах плана) с плановыми затратами на один рубль продукции;

- сравнением фактических затрат на один рубль товарной продукции (в ценах плана) с плановыми затратами на один рубль продукции, пересчитанными на фактический выпуск и ассортимент товарной продукции;

- сравнением фактических затрат на один рубль продукции с плановыми затратами, пересчитанными на фактический ассортимент и выпуск.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции по статьям калькуляции на основе данных ОАО «Сибур»