Анализ издержек обращения

Автор: d***************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 00:41, курсовая работа

Описание работы

Необходимость качественных сдвигов в экономике, перехода ее на пути рыночного развития, выдвинуло в число обязательных условий повышения эффективности экономию и рациональное использование всех видов ресурсов. Ведение контроля затрат с целью постоянного снижения их величины становится одной из важнейших задач системы управления предприятием. Особую специальную роль в ее решении играет учет, призванный обеспечить систему управления качественной информацией об издержках обращения.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА издержек обращения. ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА АНАЛИЗА
1.1. Понятие издержек обращения в торговле, значение и классификация . . . . . . .
1.2. Значение и задачи анализа издержек обращения. Информационная база. . .. . .
2. оБЩИЙ АНАЛИЗ издержек обращения
3. Анализ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА издержкИ обращения
4. вЫЯВЛЕНИЕ И МОБИЛИЗАЦИЯ РЕЗЕРВОВ СНИЖЕНИЯ ТОРГОВЫХ РАСХОДОВ ПРИ ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

Курсовая ИО в торговле.doc

— 591.50 Кб (Скачать)
 

     На  основании данных таблицы 2.4 видно, что состав издержек обращения ООО «АПМ-Групп» неоднородный. Наибольший уровень издержек обращения в процентах к товарообороту занимают расходы на оплату труда (16,8% к обороту в 2008 году и 4,66% к обороту в 2009 году), далее - расходы на аренду (12,66% и 1,96% к обороту соответственно). Рост уровня издержек обращения произошел по статье «Транспортные расходы» на 0,42% к обороту или 2 294 тысячи рублей (по сумме), а также по статье «Подписка на периодические издания» - на 0,05% к обороту или на 284 тысячи рублей. Таким образом, по одним статьям издержек обращения ООО «АПМ-Групп» достигло относительного их снижения, по другим  допустило относительный рост.

     Снижение  или рост можно рассчитать по следующей формуле: 

Э = ,                                                 (2.3) 

    где  Э – экономия (-) или рост (-) издержек обращения, тысячи рублей;

    ТО1 - розничный товарооборот 2007 г. в действующих ценах, тысячи рублей;

    УИОi – изменение уровня издержек обращения по i-той статье, %.

     Рассчитанный рост по статьям издержек обращения также представлен в таблице 2.4. Всего за 2009 год относительная экономия издержек обращения составил 196 407,92 тысячи рублей. Больше всего экономия произошла по статье «Расходы на оплату труда персонала» - на 66 040,94 тысячи рублей, «Расходы на аренду» - 58 151,54 тысячи рублей и «Расходы на рекламу» - на 36 429,83 тысячи рублей. Рост издержек обращения по статьям «Расходы на рекламу» и «Подписка на периодические издания» на 2 294 тысячи рублей и 284 тысячи рублей соответственно обусловлено тем, что предприятие в 2008 не осуществляла расходов по этим статьям.

     Как и в промышленных предприятиях, эффективность деятельности торговой организации раскрывается показателями рентабельности. Рентабельность    торговых предприятий определяется  двумя показателями.

     1. Процентное отношение прибыли  к товарообороту.

     2. Процентное отношение прибыли к издержкам обращения.

     Однако  первый показатель, скорее, характеризует  не степень эффективности работы торгового предприятия, а долю прибыли  в цене реализованных товаров. Поэтому  представляется, что отношение прибыли  к издержкам обращения  полнее отражает рентабельность розничной торговли.

      Расчет  показателей рентабельности ООО «АПМ-Групп» за 2008 – 2009 года и их динамика представлены в таблице 2.5. При этом процентное отношение прибыли к товарообороту рассчитывается как отношение прибыли от реализации товаров за отчетный период к розничному товарообороту в действующих ценах за тот же период (см. формулу 2.4). В знаменателе же второго показателя общая сумма издержек обращения за отчетный период (см. формулу 2.5).

      Данные  для заполнения данной таблицы использованы сведения из отчета о прибылях и убытках за 2009 год форма №2 (Приложение Х), отчета формы 1-торг (розница) за 2008 и 2009 года (Приложение Х и Х соответственно), а также оборотно-сальдовой ведомости за 2008 и 2009 года (Приложение Х и Х соответственно). 

      Таблица 2.5 – Анализ показателей рентабельности ООО «АПМ-Групп» за 2008 – 2009 года 

Показатели Фактическое значение за 2008 год Фактическое значение за 2009 год Измене-ние Темп роста, %
1. Общая  сумма издержек обращения, тысяч  рублей 21 639 58 187 +36 548 268,9
2. Розничный  товарооборот в действующих ценах,  тысяч рублей 46 218 543 765 +497 547 1176,5
3. Прибыль  от реализации товаров, тысяч  рублей -2000 1000 +3000 50,0
4. Процентное  отношение прибыли к товарообороту, % (стр.3 : стр.2) * 100 -4,3 0,18 +4,48 Х
5. Процентное  отношение прибыли к издержкам  обращения, % (стр.3 : стр.1) * 100 -9,2 1,7 +11,0 Х
 

      Rпр= ,                                                 (2.4) 

      RИО=                                                    (2.5) 

    где Rпр – рентабельность продаж, %; 
    RИО – рентабельность издержек обращения, %;

    Пр – прибыль от реализации товаров, тысячи рублей;

    ТОд.ц. – розничный товарооборот в действующих ценах, тысячи рублей;

    ИО – общая  сумма издержек обращения, тысячи рублей.

     Как считают экономисты стран СНГ, минимальный  уровень рентабельности продаж в  розничной торговли в условиях развития рыночного механизма должен составлять не менее 4 – 6% к обороту.[4] На ООО «АПМ-Групп» такой уровень не был достигнут не в 2008 году, не в 2009 году. Однако, как видно из таблицы 2.5, рентабельность продаж и издержек обращения в 2009 году выросла на 4,48% и 11% соответственно. Рост же показателя отношения прибыли к издержкам обращения произошел при одновременном росте и прибыли, и общей суммы издержек обращения, однако, следует отметить, что темп роста издержек обращения превышает темп роста прибыли от реализации товаров.

 

      3 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ 
 
 

     Для объективной оценки  динамики торговых расходов необходимо детально и глубоко проанализировать влияние факторов на их размер. Факторы с некоторой условностью можно подразделить на независимые от результатов и качества работы торговых предприятий и зависимые от них. К независимым факторам относятся изменения розничных цен на товары, изменения тарифов и ставок за услуги, цен на материалы, топливо, горючее и газ, прием или передача магазинов, складов и другие организационно-структурные изменения внутри торгового предприятия (организации).

     Зависимые факторы включают динамику товарооборота; изменение времени обращения товаров; повышение или снижение производительности труда торговых работников; внедрение прогрессивных форм торговли; расширение поставки товаров от местных поставщиков, рационализацию путей и форм товародвижения; улучшение использования транспорта, материально-технической базы торговли, хозяйственного потенциала; совершенствование экономической и другой менеджментской работы. Такая группировка факторов помогает определить действительный размер экономии или перерасхода издержек обращения (по отдельным статьям и в целом по торговому предприятию), установить положительные и отрицательные моменты в работе, пути, возможности и резервы относительного сокращения расходов. Следует иметь в виду, что степень влияния отдельных факторов в различных условиях хозяйствования неодинакова. Каждое торговое предприятие имеет свои специфические условия работы и возможности сокращения издержек обращения, что следует учитывать при их анализе.

     Обычно  изучают влияние следующих факторов на выполнение плана и динамику издержек обращения:

     а) динамики товарооборота;

     б) изменения состава и структуры  товарооборота;

     в) ускорения или замедления времени  обращения товаров;

     г) изменения розничных цен на товары;

     д) изменения тарифов и ставок за услуги, цен на материальные и энергетические ресурсы;

     е) повышения или снижения производительности труда торговых работников;

     ж) роста или снижения эффективности использования материально-технической базы торговли;

     з) внедрения и применения прогрессивных форм торговли;

     и) изменения условий завоза товаров, расширения их закупки у местных  поставщиков на льготных условиях, развития централизованной доставки товаров, совершенствования товародвижения;

     к) приема или передачи магазинов, их филиалов и других организационно-структурных изменений в составе торгового предприятия (организации).

     Рассмотрим  предлагаемую Кравченко Л.И методику анализа влияния факторов на издержки обращения торгового предприятия.

     Для измерения влияния динамики товарооборота на издержки обращения их предварительно подразделяют на условно-переменные и условно-постоянные расходы и делают пересчет фактических издержек прошлого года на фактический розничный товарооборот отчетного года. При этом считают, что суммы условно-переменных расходов растут пропорционально увеличению объема товарооборота в динамике, а их уровень остается без изменений. Суммы условно-постоянных расходов оставляют без изменений (в размере прошлого года), а пересчитанный их уровень определяют отношением суммы условно-постоянных издержек прошлого года к фактическому товарообороту отчетного года. Разделение торговых затрат анализируемого предприятия было проведено во втором разделе. [4]

     На  ООО «АПМ-Групп» к переменным расходам можно отнести только транспортные расходы и расходы на рекламу, так как увеличение объема продаж требует больших объемов завоза товаров, и, следовательно, роста транспортных расходов и увеличения количества рекламных объявлений для скорейшей реализации товара

     Пересчитанную фактическую сумму условно-переменных расходов 2008 года на фактический розничный товарооборот 2009 года определяют умножением суммы розничной реализации товаров 2009 года на их уровень в 2008 году и делением полученного итога на 100. 

ИОусл =   ,                                                (3.1) 

где ИОусл – сумма условно-переменных издержек обращения 2008 года, пересчитанная на розничный товарооборот 2009 года, тысячи рублей;

    ТО1 – розничный товарооборот 2009 года, тысячи рублей;

    УИО0 – уровень издержек обращения 2008 года, %.

     Пересчитанный фактический уровень условно-постоянных расходов 2008 года на фактический розничный товарооборот 2009 года определяют отношением фактической их суммы в 2008 году к фактическому товарообороту 2009 года и умножением полученного итога на 100 

УИОусл= ,                                                                                (3.2) 

где УИОусл – уровень условно-постоянных расходов 2008 года, приходящиеся на товарооборот 2009 года,%;

    ИО0 – фактическая сумма издержек обращения за 2008 год, тысячи рублей.

     Таким образом, влияние динамики товарооборота  на условно-переменные издержки обращения  можно рассчитать по следующему алгоритму: 

ИО = ИОусл – ИО0,                                               (3.3) 

где ИО – изменение суммы издержек обращения в динамике, тысячи рублей;

    ИО0 – фактическая сумма издержек обращения в 2008 году, тысячи рублей.

     Влияние динамики товарооборота на условно-постоянные издержки обращения определяется по формуле: 

УИО = УИОусл – УИО0,                                      (3.4)  

где УИО – изменение уровня издержек обращения под влиянием изменения товарооборота, %;

    УИО0 – фактический уровень издержек обращения в 2008 году, %.

    В связи с тем, что в 2008 году ООО «АПМ-Групп» не осуществляла расходов по транспортировке, которые являются условно-переменными затратами, то расчет влияния динамики товарооборота на условно-переменные издержки обращения будет проведен только по расходам на рекламу.

Информация о работе Анализ издержек обращения