Учет и анализ издержек обращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 18:26, дипломная работа

Описание работы

Система учёта и отчётности на предприятии построена на всеохватывающем процессе получения, оценки и отражения экономически значимых данных, характеризующих прошедшие и будущие периоды деятельности предприятия, а также его отношения с внешней средой в прошлом и будущем. Организация системы учёта зависит от типа, юридической формы, отрасли деятельности и размеров предприятия.

Работа содержит 1 файл

Дипл..doc

— 469.50 Кб (Скачать)

Введение

 

      Система учёта и отчётности на предприятии  построена на всеохватывающем процессе  получения, оценки и отражения экономически значимых данных, характеризующих прошедшие и будущие периоды деятельности предприятия, а также его отношения с внешней средой в прошлом и будущем. Организация системы учёта зависит от типа, юридической формы, отрасли деятельности и размеров предприятия.

      Основная  роль в системе учёта отводится  получению и оценке данных. Система учёта и отчётности обеспечивает выполнение внешних и внутренних задач на предприятии. С точки зрения внешних функций она служит основой для составления в соответствии с законодательными нормами балансовой и налоговой отчётности и состоянии материальных и финансовых средств, а также доходов на предприятии. Кроме того, система учёта предоставляет необходимую информацию для управления и принятия текущих решений в рамках предприятия.

      На  практике учёт осуществляется по двум направлениям:

  • финансовый, или бухгалтерский учёт (информация для внешнего использования);
  • учёт издержек и выручки в рамках предприятия.

      Учёт  издержек и выручки, называемый также  производственным расчётом или просто учётом издержек заключается в отражении, оценке и контроле издержек и выручки, которые связаны с процессом реализации продукции на предприятии. Его предметом являются также хозяйственные операции в рамках предприятия.

      В большинстве случаев объём, форма  и содержание учётных данных об издержках  предприятие определяет самостоятельно. Исключение составляют государственные заказы, для которых цены устанавливаются на основании информации об издержках. В этом случае издержки рассчитывают в соответствии с законодательными нормами.

      Система учёта издержек на предприятии должна быть эффективной с точки зрения поставленных перед ней задач и расходов на её организацию.

     Изучение издержек обращения в сфере торговли в современных условиях хозяйствования имеет большое практическое значение. Эта проблема приобретает особую актуальность, так как результаты работы каждого предприятия, его конкурентоспособность находятся во все большей зависимости от уровня затрат.

     Актуальность  темы обусловлена тем, что издержки обращения являются одним из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов. От их размера и степени изменения зависит прибыльность деятельности организаций.

     Экономический анализ издержек обращения позволяет  выявить возможности более эффективного использования материальных, трудовых, денежных ресурсов и тем самым повысить эффективность торговой деятельности для укрепления конкурентоспособности.

     Подходы к проведению анализа издержек определяются учетной политикой. При этом задачи проведения анализа практически одинаковы, но глубина анализа, количество рассчитываемых показателей различаются.

     Правильная организация учета издержек обращения дает возможность выявить резервы их снижения. Учет позволяет своевременно отражать затраты и контролировать ход выполнения плана по издержкам обращения, расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Он способствует строжайшему соблюдению сметно-финансовой дисциплины и режима экономии, внедрению и управлению хозяйственным расчетом.

     Чтобы усилить контроль за издержками обращения торгового предприятия необходимо проанализировать каждую статью издержек обращения. Такой анализ помогает полнее вскрыть резервы сокращения издержек обращения, способствует более эффективному использованию всех видов ресурсов, труда, основных фондов, топлива, энергии и материалов. Совершенствование учета издержек обращения ведет к более правильному отражению и в свою очередь отысканию дополнительных резервов их сокращения.

      Объект исследования – общество с ограниченной ответственностью

«Ича-Вест».

   Предмет исследования – организация учета, анализ товарооборота и издержек обращения в ООО «Ича-Вест».

   Цель  дипломной работы заключается в рассмотрении организации учета, анализа товарооборота и издержек обращения в торговой организации.

   Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие

задачи:

  • охарактеризовать сущность издержек обращения в торговле, цели, задачи и принципы их учета;
  • описать классификацию издержек обращения и особенности их учета на примере ООО «Ича-Вест»;
  • провести анализ товарооборота и издержек обращения.

   В процессе выполнения дипломной работы были использованы

методы:

  • изучение научной литературы;
  • анализ;
  • сравнение;
  • синтез;
  • дедукция;
  • индукция.

      При рассмотрении данной темы  особый интерес представили труды   Абатурова А.И. «Резервы снижения издержек обращения», Донцова Л.В. «Совершенствование анализа издержек обращения» и Мюллендорфа Р., Карренбауэра М. «Производственный учёт. Снижение и контроль издержек. Обеспечение их рациональной структуры», где подробно в наглядной форме представлены основы учёта издержек, что является необходимым для успешного управления предприятием.

      Научная новизна исследования заключается в разработке мероприятий по совершенствованию учёта товарооборота и издержек.

      Практическая  значимость заключается в определении условий для сокращения издержек обращения и выявления резервов для снижения уровня нерациональных издержек.

      Структура работы содержит введение, три главы  и заключение. Теоретические аспекты учёта издержек обращения, их сущность раскрыты в первой главе.  Вторая глава представляет действующую практику учёта транспортных расходов в зависимости от методики, определённой в учётной политике. Подробно освещена специфика учёта расходов на рекламу, особенности учёта торговой наценки.

     В третей главе  выявлены факторы, влияющие на объёмы товарооборота в динамике.  Результаты анализа легли в основу разработки мероприятий по совершенствованию учёта товарооборота и издержек. Завершается дипломная работа списком использованной литературы и необходимыми приложениями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Сущность издержек обращения в торговле,

цели, задачи и принципы их учёта

    1. Понятие издержек обращения
 

    Издержками  обращения называются выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по планомерному доведению и реализации товаров потребителям. Они включают расходы на оплату труда работников торговли, транспортирование, хранение, упаковку, подсортировку и подготовку товаров к продаже, а также расходы на организацию закупки и реализации, на управление торговлей, ведение учета и контроля за выполнением планов торгово-финансовой деятельности

[14, c.19].

     Иначе говоря, издержки – стоимостная  оценка товаров и услуг, израсходованных в процессе сбыта продукции предприятия.

     Текущие расходы авансируются ежегодно как  по стоимости, так и в натурально-вещественной форме в виде средств и предметов труда, а также фонда потребления работников торговли.

     В общую сумму общественных затрат на обращение товаров включаются и издержки обращения в сфере потребления, связанные с нахождением, покупкой и доставкой покупателями товаров на дом. Издержки потребления составляют примерно половину всех издержек сферы обращения и почти в полтора раза превосходят величину текущих затрат торговли.

    Однако не все затраты торговли можно относить на издержки обращения. Затраты и издержки – взаимосвязанные понятия, характеризующие стоимостную оценку потребления товаров и услуг. Величина затрат всегда оценивается на основании известных (в зависимости от целевого назначения затрат) цен. Стоимостная оценка потребления средств может проводиться различными методами в соответствии с целями учёта. Так как в бухгалтерском учёте отражаются все хозяйственные операции, затраты могут быть и нейтральными (т.е. внеплановыми, нерегулярными). Затраты и потери, возникающие в результате небрежного отношения к собственности, убытки, образующиеся по причине наличия дебиторской задолженности, не востребованной в срок, штрафы и пени, уплачиваемые вследствие невыполнения хозяйственных договоров, и прочие подобные потери не должны учитываться как издержки обращения. Указанные расходы необходимо взыскивать с виновных лиц, либо списывать на результаты хозяйственной деятельности.

   Система производственного учёта состоит  из следующих разделов:

  • учёт  издержек по видам;
  • учёт издержек по местам возникновения;
  • учёт издержек по носителям (расчёт издержек на единицу продукции разных видов (калькуляция) и расчёт прибылей (убытков) на единицу продукции разных видов (оценка текущих результатов производственной деятельности).

     Учёт  издержек по видам показывает, какие группы издержек возникли на предприятии в процессе реализации продукции в отчётном периоде (месяц, квартал, год).

     В рамках учёта издержек по местам возникновения различные виды издержек относят на те подразделения предприятия, в которых они были осуществлены.

     В процессе калькулирования себестоимости единицы продукции учитывают все издержки, связанные с выполнением одного заказа или производством единицы продукции какого-либо вида. Определение себестоимости служит основой для установления цен, является базой для исчисления налогов на сбыт, а также текущей оценки результатов деятельности предприятия.

     В рамках текущей оценки результатов  деятельности предприятия делают периодический (как правило, ежемесячный) расчёт прибылей и убытков, приходящихся на единицу продукции каждого вида или на различные товарные группы. Для этого суммы издержек по конкретным носителям за отчётный период сопоставляют с соответствующими суммами выручки от реализации.

    Издержки торговли составляют более 40% общих издержек обращения по товарам личного потребления, в том числе около 65% приходится на розничную торговую сеть. Соотношение различных звеньев торговли в издержках обращения не является постоянным. Доля издержек розничного и оптового звеньев снижается, соответственно растет доля общественного питания и организаций, осуществляющих завоз, хранение и оптовую реализацию картофеля, овощей и фруктов.

    К дополнительным издержкам обращения относятся расходы по транспортированию, подработке, сортировке и фасовке товаров, хранению товарных запасов и другие издержки. Источником возмещения этих издержек является труд, затрачиваемый и участвующий в создании стоимости товаров.

    Чистые издержки обращения это расходы, связанные со сменой формы стоимости в процессе купли-продажи товаров (ведение учета, осуществление денежных и кредитных расчетов, организация рекламы и т. п.).

    В отличие от дополнительных чистые издержки обращения не увеличивают стоимости товаров и возмещаются за счет чистого дохода.

    Деление издержек  торговли на дополнительные и чистые позволяет правильнее исчислить величину общественного продукта и национального дохода, глубже понимать процессы, происходящие в торговле, и целенаправленно управлять ими, выявлять пути разумной экономии средств.

    Соотношение между дополнительными и чистыми издержками обращения не является постоянным. Его изменение обусловливают объективные процессы развития экономики в целом, и торговли в том числе. Комплексное развитие народного хозяйства в экономических районах страны, приближение производства к районам потребления, вовлечение в товарооборот изделий местной промышленности способствуют значительному сокращению важнейшего вида дополнительных издержек — транспортных расходов.

    С развитием и совершенствованием размещения производительных сил, углублением общественного разделения труда повышается роль производственных предприятий в доведении товаров до степени полной готовности к потреблению. В связи с этим снижается доля дополнительных издержек в торговле и относительно возрастают затраты, связанные со сменой формы стоимости, что способствует в конечном счете повышению культуры торговли и экономии времени покупателей. Высокий уровень торгового обслуживания населения и сокращение издержек потребления — это важнейшие направления совершенствования торговли в развитом обществе. Экономия средств на культуре торгового обслуживания противоречит самой сущности торговли.

Информация о работе Учет и анализ издержек обращения