Анализ финансовых возможностей предприятия ОАО АВТОВАЗ для организации маркетинговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Главной целью курсового проекта является оценка результатов хозяйственно- финансовой деятельности ОАО «АВТОВАЗ», занимающееся выпуском легковых автомобилей, а также разработка рекомендаций по составу финансовых ресурсов для финансирования маркетингового проекта.

Итогом курсового проекта являются предложения по развитию финансового потенциала ОАО «АВТОВАЗ», направленные на повышение конкурентоспособности фирмы в целом, ее устойчивости и выживаемости в условиях рыночной экономики.

Содержание

1. ЭКСРЕСС-ДИАГНОСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АВТОВАЗ».....................................................................................
3
1.1. Характеристика ОАО «АВТОВАЗ»............................................... 3
1.2. Оценка основных результатов деятельности ОАО «АВТОВАЗ» за 1999-2001 г.г. ....................................................
7
1.3. Разработка основных документов финансовой отчетности в соответствии с требованиями GAAP...........................................
9
2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ КАПИТАЛА ОАО «АВТОВАЗ», ВЛОЖЕННОГО В АКТИВЫ..........................................................
14
2.1. Оценка динамики и структуры актива........................................... 14
2.2. Анализ эффективности использования капитала, вложенного в активы................................................................................................
17
2.3. Анализ структуры иммобилизованных активов и амортизационной политики ОАО «АВТОВАЗ»...........................
22
2.4. Анализ оборотного капитала и финансово-эксплуатационных потребностей.....................................................................................
23
2.5. Выводы по разделу........................................................................... 25
3. АНАЛИЗ СОБСТВЕННЫХ И ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ И ЭФФЕКТА ФИНАНСОВОГО РЫЧАГА....
26
3.1. Анализ состава собственных средств ОАО «АВТОВАЗ»........... 26
3.2. Оценка политики привлечения заемных средств.......................... 28
3.3. Анализ действия эффекта финансового рычага............................ 31
3.4. Выводы по разделу........................................................................... 33
4. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ХОЗЯЙСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АВТОВАЗ».............
34
4.1. Анализ добавленной стоимости..................................................... 34
4.2. Оценка результата текущей хозяйственной (операционной) деятельности ОАО «АВТОВАЗ»....................................................
37
4.3. Анализ результата финансовой деятельности............................... 38
4.4. Оценка результата хозяйственно-финансовой деятельности...... 39
4.5. Сводная оценка результатов деятельности и анализ свободных средств...............................................................................................
40
4.6. Выводы по разделу........................................................................... 41
5. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОСТАВУ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ МАРКЕТИНГОВОГО ПРОЕКТА ОАО «АВТОВАЗ»........................................................

42
Заключение 47
Использованная литература 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 58

Работа содержит 1 файл

Анализ финансовых возможностей предприятия ОАО АВТОВАЗ для организации маркетинговой деятельност.doc

— 972.00 Кб (Скачать)
 

      За рассматриваемый период сумма  заемных средств уменьшилась  на 28 560 млн. рублей (или на 36,3%). На  протяжении всего периода в  структуре заемного капитала  наблюдается увеличение доли текущих обязательств, в то  время как доля долгосрочных обязательств снижается (табл. 17).

     Доля текущих обязательств в  течение всего рассматриваемого  периода увеличивается на 18%. Основная  доля текущих обязательств приходится  на текущие расчеты с поставщиками, чей удельный вес в общей сумме заемного капитала увеличился к 2001г до 28,8%. Это может повлечь за собой различного рода претензии к организации по поводу несвоевременного погашения задолженности.  С другой стороны, фирмам выгодно использовать данные средства, так как по существу  они являются бесплатным кредитом.

       Краткосрочные займы  уменьшаются  с 5 481 млн. рублей в 1999 г. до 4 297 млн. руб. в 2001 г. В 1999 г.  доля краткосрочных заимствований   составила  7% и снизилась до 6,7% в 2000 г., а к 2001 г. увеличилась на 1,9 %.

 Краткосрочные  займы привлекаются для финансирования  экспортных поставок (предварительная  оплата транспортных услуг, налогов  и иных видов неотложных расходов), а также для пополнения собственных  оборотных средств.

         На протяжении всего периода доля долгосрочных обязательств уменьшается на 22 331 млн. рублей или на 18%. В структуре долгосрочных обязательств основная доля приходится на долгосрочные займы, которые минимальны в 2001г 2 860 млн. рублей (5,7%). Долгосрочные займы привлекаются для финансирования инвестиционных программ и развития бизнеса.

        Отвлекаемые значительные суммы не позволяют АВТОВАЗу аккумулировать средства для инвестирования в разработку и запуск в производство новых моделей. Более того, значительная часть уже осуществленных расходов на новые модели не принимается в уменьшение налогооблагаемой прибыли.

      В таблице 18 приведены данные  по расходам на выплату процентов  начисленных и отраженных в  бухгалтерском учете при определении финансовых результатов.                                               

                                                                                            Таблица 18

Расходы на выплату процентов

  1999 2000 2001
Расходы на выплату процентов 10 355 3 776 3 158

     Как показывает  таблица 18, финансовые  издержки по заемным средствам  на протяжении рассматриваемых  лет уменьшились и к 2001 г.  составили 3 158 млн. руб. Это  объясняется своевременным погашением  кредиторской задолженности.

     Средневзвешенная процентная ставка по заемным средствам составила 6,3%, 5,2%, 5% годовых в 1999г, 2000г, 2001г соответственно.

          Далее оценим уровень финансового  риска компании. Одной из наиболее распространенных оценок уровня финансового риска служит плечо финансового рычага, то есть отношение заемного капитала к собственному.

                                                                                                 Таблица 19

   Расчет  плеча финансового  рычага

  1999 2000 2001
Собственный капитал  35 060 38 470 55 489
Заемный капитал 78 705 72 080 50 145
Капитал всего 113 765 110 550 105 634
Плечо финансового рычага = Заемный капитал/ Собственный капитал 2,2 1,9 0,9

        Плечо финансового рычага показывает, во сколько раз заемный капитал превышает собственный. Как видно из таблицы 19,  уровень финансового риска максимален в 1999 г. и равен 2,2 , так как в этом году заемный капитал превышал собственный почти в 2 раза. Это означает, что привлечение заемных средств значительно превышает уровень, соответствующий устойчивому финансовому положению организации. Кредитная политика фирмы является чрезвычайно рискованной и, как правило, отражает не только неустойчивость финансового положения, но и сложности с получением кредитов, вызванные недоверием к фирме.

      Затем уровень финансового риска  постепенно снижается, достигая  в 2001г. 0,9. Финансовый риск, связанный  с привлечением заемных средств  и эффект от такого привлечения  практически соответствует друг  другу. В зависимости от сложившихся  условий, фирма имеет возможность регулировать плечо финансового рычага и использовать последний, как средство повышения своей рыночной ценности.

      Таким образом, проанализировав  состав и политику привлечения  заемных средств, можно перейти  к анализу эффекта финансового рычага и его изменений. 

   3.3. Анализ действия  эффекта финансового  рычага 

      Анализ действия эффекта финансового  рычага дает возможность установить  степень зависимости организации от внешних заемных источников финансирования, эффективность политики привлечения заемных средств для собственников организации.

      Под финансовым рычагом понимается  использование ситуации, когда финансовые средства, одолженные организацией при фиксированной ставке за их использование, могут давать более высокую отдачу, чем цена задолженности (средняя ставка процента за использование заемными средствами).

       При условии, что проценты за  предоставленные заемные средства  находятся в пределах их возможного  списания на издержки организации,  эффект финансового рычага рассчитывается следующим образом: 

     

 

     Нпр            норма  налогообложения прибыли, который  рассчитывается, исходя из всех применяемых организацией ставок налога на прибыль, а также имеющихся льгот;
       (1-Нпр)            доля  прибыли, остающаяся в распоряжении  организации после уплаты налога на прибыль;
    (ЭкR-ССП)               дифференциал финансового рычага. Он определяет свободу маневра  организации при привлечении  заемных средств;
                    плечо финансового рычага. Представляет  собой отношение заемных и собственных средств.
 

                                                                                                           Таблица 20

   Определение эффекта финансового  рычага

Показатели Ед.изм. 1999 2000 2001
Нетто-результат  эксплуатации инвестиций (НРЭИ) млн.руб 34 164 7 166
Финансовые  издержки (ФИ) млн.руб 10 355 3 776 3 158
Прибыль до налогообложения млн.руб 5 959 14 820 18 215
Налог на прибыль млн.руб 1 772 4 686 5 998
Нпр % 0,75 0,73 0,09
Чистая  прибыль  млн.руб 1 474 3 957 16 553
Рентабельность  собственного капитала = чистая прибыль/собственный капитал*100% % 4,2 10,3 29,8
ССП = Финансовые издержки/заемные средства*100% % 6,3 5,2 5
  2,2 1,9 0,9
ЭкR экономическая рентабельность   0,03 0,14 6,16
ЭФР   - 3,4 - 2,6 0,9
 

     

  ЭФР
1999 (1 – 0,75)*(0,03 –  6,3)*2,2= - 3,4
2000 (1 – 0,73)*(0,14 –  5,2)*1,9= - 2,6
2001 (1 – 0,09)*(6,16 –  5)*0,9=  0,9

      В 1999–2000 гг. средняя ставка процента (ССП)  выше экономической рентабельности (ЭкR). Это говорит о проведении компанией неправильной политики в привлечении заемных средств, что является причиной снижения рентабельности собственного капитала (Rск) и соответственно доходов собственников. В 2001г. происходит значительное повышение экономической рентабельности за счет расширения объема продаж и эффективной деятельности компании, выразившихся в возрастании коэффициента трансформации и коммерческой маржи. Рост экономической рентабельности способствовал увеличению эффекта финансового рычага (ЭФР), который в свою очередь повысил рентабельность собственного капитала.

       Налогообложение прибыли снижает  эффект финансового рычага на  норму налога на прибыль. Норма  налога на прибыль минимальна  в 2001г. и равна 9%.

       Компания, использующая не только  собственные, но  и заемные источники финансовых средств, уменьшает или увеличивает рентабельность собственного капитала в зависимости от следующих факторов:

  1. эффективности использования средств, вложенных в активы (ЭкR). Наиболее эффективно финансовые средства, вложенные в активы, использовались в 2001г, так как экономическая рентабельность максимальна в 2001г, она составила 6,16% ;
  2. цены заемных средств (ССП), которая складывается под влиянием конъюнктуры рынка заемного капитала. Средняя ставка процента, под который предоставляются заемные средства, уменьшается на 1,3% за исследуемый период. Следовательно, снижается цена задолженности и увеличивается свобода фирмы в управлении финансовыми ресурсами и формировании политики финансирования;
  3. соотношения собственных и заемных средств в источниках финансовых ресурсов. В 1999г. заемный капитал превышал собственный почти в 2 раза. Но к 2001г. это соотношение меняется, собственный капитал превышает заемный на 1,1 раза.
 

   3.4. Выводы по разделу 

Информация о работе Анализ финансовых возможностей предприятия ОАО АВТОВАЗ для организации маркетинговой деятельности