Анализ финансовых возможностей предприятия ОАО АВТОВАЗ для организации маркетинговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Главной целью курсового проекта является оценка результатов хозяйственно- финансовой деятельности ОАО «АВТОВАЗ», занимающееся выпуском легковых автомобилей, а также разработка рекомендаций по составу финансовых ресурсов для финансирования маркетингового проекта.

Итогом курсового проекта являются предложения по развитию финансового потенциала ОАО «АВТОВАЗ», направленные на повышение конкурентоспособности фирмы в целом, ее устойчивости и выживаемости в условиях рыночной экономики.

Содержание

1. ЭКСРЕСС-ДИАГНОСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АВТОВАЗ».....................................................................................
3
1.1. Характеристика ОАО «АВТОВАЗ»............................................... 3
1.2. Оценка основных результатов деятельности ОАО «АВТОВАЗ» за 1999-2001 г.г. ....................................................
7
1.3. Разработка основных документов финансовой отчетности в соответствии с требованиями GAAP...........................................
9
2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ КАПИТАЛА ОАО «АВТОВАЗ», ВЛОЖЕННОГО В АКТИВЫ..........................................................
14
2.1. Оценка динамики и структуры актива........................................... 14
2.2. Анализ эффективности использования капитала, вложенного в активы................................................................................................
17
2.3. Анализ структуры иммобилизованных активов и амортизационной политики ОАО «АВТОВАЗ»...........................
22
2.4. Анализ оборотного капитала и финансово-эксплуатационных потребностей.....................................................................................
23
2.5. Выводы по разделу........................................................................... 25
3. АНАЛИЗ СОБСТВЕННЫХ И ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ И ЭФФЕКТА ФИНАНСОВОГО РЫЧАГА....
26
3.1. Анализ состава собственных средств ОАО «АВТОВАЗ»........... 26
3.2. Оценка политики привлечения заемных средств.......................... 28
3.3. Анализ действия эффекта финансового рычага............................ 31
3.4. Выводы по разделу........................................................................... 33
4. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ХОЗЯЙСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АВТОВАЗ».............
34
4.1. Анализ добавленной стоимости..................................................... 34
4.2. Оценка результата текущей хозяйственной (операционной) деятельности ОАО «АВТОВАЗ»....................................................
37
4.3. Анализ результата финансовой деятельности............................... 38
4.4. Оценка результата хозяйственно-финансовой деятельности...... 39
4.5. Сводная оценка результатов деятельности и анализ свободных средств...............................................................................................
40
4.6. Выводы по разделу........................................................................... 41
5. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОСТАВУ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ МАРКЕТИНГОВОГО ПРОЕКТА ОАО «АВТОВАЗ»........................................................

42
Заключение 47
Использованная литература 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 58

Работа содержит 1 файл

Анализ финансовых возможностей предприятия ОАО АВТОВАЗ для организации маркетинговой деятельност.doc

— 972.00 Кб (Скачать)

   3. Значительный рост положительных финансово-эксплуатационных потребностей (ФЭП). В 2001 г. по сравнению с 2000 г. увеличились на 1 643 млн. руб. Так как значения ФЭП положительны, это говорит о том, что денежные средства компании отвлечены в дебиторскую задолженность и запасы.

           За счет того, что у предприятия  остается достаточно высокая  вероятность банкротства,   свободных  средств предприятия в 2001 г.  составили – 5,6% от стоимости  активов. В первую очередь,  они будут направлены на  погашение кредита. Следовательно, в сложившейся ситуации предприятие не может осуществить финансирование маркетингового проекта.

          Для улучшения функционирования  предприятия ОАО «АВТОВАЗ» рекомендуется  принять следующие меры.  

Рекомендации по улучшению финансового состояния ОАО «АВТОВАЗ» 

          Реорганизационные меры предусматривают  восстановление платежеспособности  путем проведения определенных  инновационных мероприятий. По  результатам анализа должна быть  выработана генеральная финансовая стратегия и составлен бизнес-план финансового оздоровления предприятия с целью недопущения банкротства и вывода его из «опасной зоны» путем комплексного использования внутренних и внешних резервов.

         К внешним источникам привлечения  средств в оборот предприятия относят факторинг, лизинг, привлечение кредитов под прибыльные проекты, выпуск новых акций и облигаций.

 безубыточной  работы за счет более полного  использования производственной 

         Одним из основных и наиболее  радикальных направлений финансового оздоровления предприятия является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы за счет более полного использования производственной мощности предприятия, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижения ее себестоимости, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов и потерь.

         Основное внимание при этом  необходимо уделить вопросам  ресурсосбережения: внедрения прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий; использования вторичного сырья; организации действенного учета и контроля за использованием ресурсов; изучения и внедрения передового опыта в осуществлении режима экономии; материального и морального стимулирования работников за экономию ресурсов и сокращение непроизводительных расходов и потерь.

         Большую помощь в выявлении  резервов улучшения финансового  состояния предприятия может  оказать маркетинговый анализ  по изучению спроса и предложения, рынков сбыта и формирования на этой основе оптимального ассортимента и структуры производства продукции.

          В особо тяжелых случаях необходимо  провести реинжиниринг бизнес-процесса, т.е. коренным образом пересмотреть  производственную программу, материально-техническое снабжение, организацию труда и начисление заработной платы, подбор и расстановку персонала, управление качеством продукции, рынки сырья и рынки сбыта продукции, инвестиционную и ценовую политику и другие вопросы.

    Заключение

          По результатам хозяйственно-финансовой  деятельности ОАО «АВТОВАЗ» можно  сделать вывод, что оно находится  в ситуации, близкой к банкротству. 

   В 1999-2000 г. для компании банкротство  было практически неизбежным. Однако, в 2001 г. эта вероятность немного  снизилась. Z-счет  не превысил рекомендуемое значение Альтмана, поскольку прибыль от основной деятельности оказалась недостаточно высокой для  того, чтобы выйти из такого положения.

          Несмотря на то, что прибыль  компании увеличивается к 2001 г., у предприятия все еще остается достаточно высокая вероятность банкротства.  Свободные средства предприятия в 2001 г. составили – 5,6% от стоимости активов. Суммарное изменение заемных средств компании говорит о том, что фирма расходует средства на погашение кредита. Следовательно, в сложившейся ситуации предприятие не может осуществить финансирование маркетингового проекта. Тем более, что компания ведет неправильную кредитную политику. Предприятию не следует расходовать средства только на погашение кредиторской задолженности. Их необходимо направлять также  на дальнейшее развитие  компании.

      Превышение краткосрочные обязательства  над оборотными активами говорит  о том, что в компании отсутствует  резервный запас для компенсации  убытков.

        Товарно-материальные запасы занимают большую часть оборотных активов, что говорит об ослабленной политики в области управления товарно-материальными запасами, потому как большие запасы на складе сопровождаются большими расходами на их хранение и снижают оборачиваемость оборотного капитала.

     Часть   оборотных активов приходится на дебиторскую задолженность. Это говорит о большой задолженности потребителей  (в 2001 г. составила 25,9%), следовательно, необходимо изменить политику в области реализации готовой продукции.

    Компания  не имеет реальной возможности восстановить свою платежеспособность в ближайшее  время, а также за период, равный 12 месяцам. Необходимо принять меры, предусматривающие восстановление платежеспособности компании путем  проведения определенных инновационных мероприятий.

      Одним из основных и наиболее  радикальных направлений финансового  оздоровления предприятия является  поиск внутренних резервов по  увеличению прибыльности производства  и достижению безубыточной работы  за счет более полного использования производственной мощности предприятия, повышения качества и конкурентоспособности автомобилей, снижения их себестоимости, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов и потерь.

     Необходимо также пересмотреть  производственную программу, материально-техническое  снабжение, организацию труда  и начисление заработной платы,  подбор и расстановку персонала,  управление качеством продукции,  рынки сырья и рынки сбыта  продукции, инвестиционную и ценовую политику и другие вопросы. 
 
 
 
 

 

    Использованная  литература

    1. Лобанова  Е.Н., Лимитовский М.А., Управление  финансами: 17 – модульная программа  для менеджеров «Управление развитием  организации». Модуль 14. – М.: ИНФРА  –М, 2000. – 240 с.;

    2. Савицкая  Г.В. Анализ хозяйственной деятельности  предприятия. – М.: ИНФРА –  М, 2002. – 336 с.;

    3. Лекции;

    4. Методические  указания к курсовому проекту;

    5. Интернет: www.vaz.ru

                                          

          ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Консолидированные бухгалтерские балансы  по МСФО на 31 декабря  за 1999-2001г.г., млн. руб.

  2001 2000 1999
АКТИВЫ 
Текущие активы:
     
Денежные  средства и их эквиваленты 3 969 3 294 3 820
Расчеты с покупателями, нетто 7919 8 156 9 017
Расходы, произведенные авансом, авансы  
и прочая дебиторская задолженность
5 939 6 069 5 612
Товарно-материальные запасы 12 735 12 559 12 568
Всего текущие активы 30 562 30 078 31 017
Основные  средства 84 655 86 488 88 041
Инвестиции, имеющиеся в наличии для продажи 308 1 336 1 655
Инвестиции  в зависимые общества 372 - -
Отложенные  налоговые требования 44 - -
Прочие  активы 364 320 428
Всего долгосрочные активы 85 743 88 144 90 124
Всего активы 116 305 118 222 121 141
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ  
Текущие обязательства:
     
Текущие расчеты с поставщиками 14 444 16 148 13 592
Прочая  задолженность и начисленные  расходы 6 995 6 302 9 615
Текущая задолженность по налогообложению 5 368 9 493 9 666
Гарантийное обслуживание и прочие резервы 1 002 898 1 511
Краткосрочные займы 4 297 4 864 5 481
Авансы  от покупателей 3 674 4 176 2 144
Всего текущие обязательства 35 780 41 881 42 009
Долгосрочные  займы 2 860 7 134 16 182
Долгосрочная  задолженность  
по налогообложению
4 763 10 553 14 180
Отложенное налоговое обязательство 6 742 12 512 6 334
Всего долгосрочные обязательства 14 365 30 199 36 696
Всего обязательства 50 145 72 080 78 705
Доля меньшинства 10 671 7 672 7 376
Собственный капитал:  
Акционерный капитал
26 227 26 243 26 306
Поправка на валютный курс 835 714 965
Нераспределенная  прибыль 28 427 11 513 7 789
Всего собственный капитал 55 489 38 470 35 060
Всего обязательства и  
собственный капитал
116 305 118 222 121 141
                                                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Отчет о прибылях и убытках за годовые периоды, истекшие 31 декабря, млн. руб.

  2001 2000 1999
Чистая  выручка от реализации 112 843 98 841 90 027
Себестоимость реализации (91 549) (82 695) (74 761)
Валовая прибыль от реализации 21 294 16 146 15 266
Реализационные, общие и административные расходы (8 790) (12 633) (8 943)
Резерв  под уменьшение стоимости основных средств до оценочной  
восстановительной стоимости
- - -
Расходы на НИОКР (2 496) (1 375) (1 500)
Прочие  операционные расходы (2 842) (1 974) (4 789)
Прибыль (убыток) от основной деятельности 7 166 164 34
Расходы на выплату процентов (3 158) (3 776) (10 355)
(Убыток) прибыль от курсовой разницы (72) (358) (6 246)
Прибыль по денежной позиции 5 578 7 455 15 202
Прибыль в результате уменьшения и списания  
задолженности по налогам и прочим заемным средствам
8 501 11 335 7 324
Эффект  от признания финансовых  
инструментов, нетто
200 - -
Прибыль (убыток) до налогообложения 18 215 14 820 5 959
Текущие расходы по налогу на прибыль (5 998) (4 686) (1 772)
(Расходы)  выгода по отложенному  
налогу на прибыль
4 336 (6 177) (2 713)                                                             
Чистая прибыль (убыток) 16 553 3 957 1 474
Доля  меньшинства (2 726) (688) (263)
Чистая прибыль (убыток) акционеров  
ОАО «АВТОВАЗ»
13 827 3 269 1 211

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Показатели  предприятия ОАО  «АВТОВАЗ» за 1999-2001 г.г., млн. руб.

ПОКАЗАТЕЛИ  1999 2000 2001
АКТИВЫ      
Текущие активы:         
Денежные  средства и их эквиваленты 3 820 3 294 3 969
Расчеты с покупателями, нетто 9 017 8 156 7 919
Расходы, произведенные авансом, авансы и  прочая дебиторская задолженность 5 612 6 069 5 939
Товарно-материальные запасы 12 568 12 559 12 735
Всего текущие активы 31 017 30 078 30 562
Основные  средства 88 041 86 488 84 655
Инвестиции, имеющиеся в наличии для продажи 1 655 1 336 308
Инвестиции  в зависимые общества - - 372
Отложенные  налоговые требования - - 44
Прочие  активы 428 320 364
Всего долгосрочные активы 90 124 88 144 85 743
Всего активы 121 141 118 222 116 305
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И СОБСТВЕННЫЙ  КАПИТАЛ       
Текущие обязательства:         
Текущие расчеты с поставщиками 13 592 16 148 14 444
Прочая  задолженность и начисленные  расходы 9 615 6 302 6 995
Текущая задолженность по налогообложению 9 666 9 493 5 368
Гарантийное обслуживание и прочие резервы 1 511 898 1 002
Краткосрочные займы 5 481 4 864 4 297
Авансы  от покупателей 2 144 4 176 3 674
Всего текущие обязательства 42 009 41 881 35 780
Долгосрочные  займы 16 182 7 134 2 860
Долгосрочная  задолженность по налогообложению 14 180 10 553 4 763
Отложенное  налоговое обязательство 6 334 12 512 6 742
Всего долгосрочные обязательства 36 696 30 199 14 365
Всего обязательства 78 705 72 080 50 145
Доля  меньшинства 7 376 7 672 10 671
Собственный капитал:      
Акционерный капитал 26 306 26 243 26 227
Поправка  на валютный курс 965 714 835
Нераспределенная  прибыль 7 789 11 513 28 427
Всего собственный капитал 35 060 38 470 55 489
Всего обязательства и  собственный капитал 121 141 118 222 116 305
Чистая  выручка от реализации 90 027 98 841 112 843
Себестоимость реализации -74 761 -82 695 -91 549
Валовая прибыль от реализации 15 266 16 146 21 294
Реализационные, общие и административные расходы -8 943 -12 633 -8 790
Расходы на НИОКР -1 500 -1 375 -2 496
Прочие  операционные расходы -4 789 -1 974 -2 842
Прибыль (убыток) от основной деятельности 34 164 7 166
Расходы на выплату процентов -10 355 -3 776 -3 158
(Убыток) прибыль от курсовой разницы -6 246 -358 -72
Прибыль по денежной позиции 15 202 7 455 5 578
Прибыль в результате уменьшения и списания задолженности по налогам и прочим заемным средствам  7 324 11 335 8 501
Эффект  от признания финансовых инструментов, нетто - - 200
Прибыль (убыток) до налогообложения 5 959 14 820 18 215
Текущие расходы по налогу на прибыль -1 772 -4 686 -5 998
(Расходы)  выгода по отложенному налогу  на прибыль -2 713 -6 177 4 336
Чистая  прибыль (убыток) 1 474 3 957 16 553
Доля  меньшинства -263 -688 -2 726
Чистая  прибыль (убыток) акционеров ОАО "АВТОВАЗ" 1 211 3 269 13 827

Информация о работе Анализ финансовых возможностей предприятия ОАО АВТОВАЗ для организации маркетинговой деятельности