Анализ финансовых возможностей предприятия ОАО АВТОВАЗ для организации маркетинговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Главной целью курсового проекта является оценка результатов хозяйственно- финансовой деятельности ОАО «АВТОВАЗ», занимающееся выпуском легковых автомобилей, а также разработка рекомендаций по составу финансовых ресурсов для финансирования маркетингового проекта.

Итогом курсового проекта являются предложения по развитию финансового потенциала ОАО «АВТОВАЗ», направленные на повышение конкурентоспособности фирмы в целом, ее устойчивости и выживаемости в условиях рыночной экономики.

Содержание

1. ЭКСРЕСС-ДИАГНОСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АВТОВАЗ».....................................................................................
3
1.1. Характеристика ОАО «АВТОВАЗ»............................................... 3
1.2. Оценка основных результатов деятельности ОАО «АВТОВАЗ» за 1999-2001 г.г. ....................................................
7
1.3. Разработка основных документов финансовой отчетности в соответствии с требованиями GAAP...........................................
9
2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ КАПИТАЛА ОАО «АВТОВАЗ», ВЛОЖЕННОГО В АКТИВЫ..........................................................
14
2.1. Оценка динамики и структуры актива........................................... 14
2.2. Анализ эффективности использования капитала, вложенного в активы................................................................................................
17
2.3. Анализ структуры иммобилизованных активов и амортизационной политики ОАО «АВТОВАЗ»...........................
22
2.4. Анализ оборотного капитала и финансово-эксплуатационных потребностей.....................................................................................
23
2.5. Выводы по разделу........................................................................... 25
3. АНАЛИЗ СОБСТВЕННЫХ И ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ И ЭФФЕКТА ФИНАНСОВОГО РЫЧАГА....
26
3.1. Анализ состава собственных средств ОАО «АВТОВАЗ»........... 26
3.2. Оценка политики привлечения заемных средств.......................... 28
3.3. Анализ действия эффекта финансового рычага............................ 31
3.4. Выводы по разделу........................................................................... 33
4. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ХОЗЯЙСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АВТОВАЗ».............
34
4.1. Анализ добавленной стоимости..................................................... 34
4.2. Оценка результата текущей хозяйственной (операционной) деятельности ОАО «АВТОВАЗ»....................................................
37
4.3. Анализ результата финансовой деятельности............................... 38
4.4. Оценка результата хозяйственно-финансовой деятельности...... 39
4.5. Сводная оценка результатов деятельности и анализ свободных средств...............................................................................................
40
4.6. Выводы по разделу........................................................................... 41
5. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОСТАВУ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ МАРКЕТИНГОВОГО ПРОЕКТА ОАО «АВТОВАЗ»........................................................

42
Заключение 47
Использованная литература 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 58

Работа содержит 1 файл

Анализ финансовых возможностей предприятия ОАО АВТОВАЗ для организации маркетинговой деятельност.doc

— 972.00 Кб (Скачать)

      

          В следующем параграфе будет  дана оценка основным результатам  деятельности ОАО «АВТОВАЗ» за 1999-2001гг.  

    1. Оценка  основных результатов  деятельности

         ОАО « АВТОВАЗ»  за 1999-2001 г. г. 

         После проведенных расчетов (см. приложение 4,5) можно сделать следующие  выводы:

         Поскольку в последнее время  экономика России работала в  условиях высокой инфляции, хотя уровень инфляции постепенно снижался в течение рассматриваемого периода. Показатели финансовой отчетности корректируются с учетом инфляции. В течение 1999- 2000 г. г. ОАО «АВТОВАЗу» удавалось поддерживать рост цен на автомобили в пределах роста инфляции. «АВТОВАЗ» принял на себя часть последствий инфляции, так как темп роста цен на автомобили отставал от темпов инфляции. Такая ситуация была в пользу покупателя, но не позволяла вкладывать компании достаточные средства в техническое развитие. В 2001 г. «АВТОВАЗ» смог извлечь выгоду из общего роста покупательской способности населения, в результате цены на автомобили обогнали инфляцию.

    Состояние оборотного капитала

          В 2000 г. наблюдается уменьшение денежных средств, полученных «АВТОВАЗом» за рассматриваемый период, на 526 млн. руб. по сравнению с 1999 г. Темп роста денежных средств в 2000 г. составил 100%. Большую часть денежных средств компания в 2000 г. была вынуждена использовать на  закупку основных средств. Но в 2001 г. денежные средства увеличиваются на 675 млн. руб. по сравнению с 2000 г.,  темп роста составляет 120%.

     Общая дебиторская задолженность  сокращается на протяжении рассматриваемого  периода. В 2001 г. дебиторская  задолженность составляет  7 919 млн. рублей.

        Товарно-материальные запасы составили   в 2001 г. 12 735 млн. руб., что больше  по сравнению с 1999 г. на 167 млн.  рублей. Увеличение товарно-материальных  запасов говорит об ослаблении  политики в области управления  товарно-материальных запасов, так как большие запасы на складе сопровождаются большими расходами на их хранение и снижают оборачиваемость капитала.

     Собственный оборотный капитал,  определяемый как превышение  оборотных активов над текущими  обязательствами,  составил в  2001 г. 30 562 млн. рублей, что ниже по сравнению с 1999 г. на 455 млн. руб.

    Операционная деятельность. На фоне общего роста экономики России в 2001 г. «АВТОВАЗ» выпустил рекордное количество автомобилей – около 768 тыс. автомобилей.

          Чистая выручка от реализации растет на протяжении всего исследуемого периода. Темп роста чистого объема продаж  в 2000 г. по сравнению с 1999 г. увеличился на 10%, а в 2001 г. по сравнению с 2000 г. вырос на 14% (что в абсолютном отклонении 8 814  и 14 002 млн. руб.).

         Себестоимость реализации уменьшается в 2000 г. на 7 934 млн. руб. по сравнению с 1999 г., а в 2001 г. - на 8 854 млн. руб. по сравнению с 2000г.

         Валовая прибыль от реализации  за анализируемый период резко  возрастает с 15 266 до 21 294 млн. руб. (5 148 млн. руб. в абсолютном отклонении). Темпы роста валовой прибыли   от реализации составили 106 % и 132 % в 2000 и 2001 г. соответственно.

          Наблюдается уменьшение расходов  по обычным видам деятельности  в 2001 г. на 1 854 млн. руб., которые составляют 14 128 млн. рублей, в том числе 8 790 млн. рублей приходится на реализационные, общие и административные расходы; 1 500 млн. рублей — расходы на НИОКР; 4 789 млн. рублей — прочие операционные расходы.

  Ключевые финансовые  показатели

        Руководство компании провело ряд мероприятий, благодаря которым показатель прибыли от основной деятельности находился на уровне безубыточности в 1999 – 2000 г. г., а в 2001 г. он достиг высокого значения. «АВТОВАЗ» внедрил более жесткие процедуры контроля за получением оплаты от покупателей, также руководство компании придерживается позиции постоянного снижения затрат для сохранения конкурентоспособного положения на рынке. В течение 1999 – 2000 годов «АВТОВАЗ» провел работу по замещению импортных материалов, проведена реорганизация системы закупок, чем добился повышения качества и более выгодных цен на материалы и комплектующие. «АВТОВАЗ» передал производство некоторых комплектующих сторонним поставщикам, благодаря чему снизились затраты на хранение материалов и ускорение оборачиваемости запасов. 

         Доля прибыли от основной деятельности  резко повышается  в 2000 г. на 130 млн. руб. по сравнению с  1999 г., а затем в 2001 г. - на 7 002 млн.  руб. по сравнению с 2000 г.  Это достигается расширением  объема продаж. Доля прибыли  от основной деятельности достигает своего максимума в 2001 г. (7 166 млн. руб.). Максимальный темп роста отмечается в 2001 г., он составляет 4 370 %.

        Прибыль до налогообложения растет  в 2000 г. на 8 861 млн. руб. по  сравнению с 1999 г., в 2001 г.  - на 3 395 млн. руб. по сравнению с 2000 г. Темп роста составляет в 2000 г. 249 %, а в 2001 г. – 123%.

      Чистая прибыль компании в  2001г. растет с 1 474 до 16 553 млн.  руб.  (12 596 млн. руб. в абсолютном  отклонении) за счет расширения  продаж и наличия доходов по другим видам деятельности. Доходы по другим видам деятельности составляют   в 2000 г. 18432 млн. руб.  и 2001 гг. – 14207 млн. руб. Этот показатель имеет положительное значение, в основном, за счет прибыли по денежной позиции, которая снизилась в 2001 г. по сравнению с 2000 г. на  1 877 млн. руб., и прибыли в результате уменьшения и списания задолженности по налогам и прочим заемным средствам, ставшей  в 2001 г. по сравнению с 2000 г. на 2 834 млн. руб. меньше. Темп роста чистой прибыли в 2000 г. выше в 2,7 раза по отношению к 1999 г., а в 2001 г. – в

4,2 раза..

     Налог на прибыль достигает  своего максимума в 2000 г. 10 863 млн.  рублей, но к 2001 г. он снижается  на 9 201 млн. руб.

         За рассматриваемый период стоимость  активов Компании уменьшается с каждым годом. По состоянию на 31 декабря 2001 г. она сократилась до 116 305 млн. руб. против 118 222 млн. руб. на соответствующую дату 2000 г. (табл. 5).

       К 2001 году компании удалось  получить чистую прибыль за  счет расширения продаж и снижения расходов, а также наличия  прибыли по другим видам деятельности. 

       Одним из направлений совершенствования  организации учета на предприятии  в условиях рыночной экономики  является его ориентация на  международные стандарты учета  и отчетности. Поэтому в следующем параграфе будут разработаны основные документы финансовой отчетности («Бухгалтерский баланс», «Отчет о прибылях и убытках», «Отчет о нераспределенной прибыли») в соответствии со стандартом США (GAAP).

         

    1. Разработка основных документов финансовой отчетности

    в соответствии  с  требованиями GAAP 

         Баланс несет в себе информацию  о тех средствах, которые находятся  в собственности предприятия,  а также о его долгах (или  обязательствах). Информация в балансе  дается на определенный, фиксированный момент времени и является поэтому статичной по своей природе.

         В отчете о прибылях и убытках   отражаются результаты производственной  деятельности за период времени,  в основном это квартал или  финансовый год. Эти результаты  классифицируются  как доходы и расходы.

         Анализ отчета о нераспределенной  прибыли является продолжением  анализа отчета о прибылях  и убытках. Его основная цель  определить размер средств, которые  получает фирма за  один цикл  деятельности, и которые может  вложить в свое развитие в качестве собственного источника. При этом необходимо учитывать, что нераспределенная прибыль в российском отчете о прибылях и убытках и в балансе может отражать не в полном объеме возможности роста организации за счет собственных средств. Необходимо также учитывать часть чистой прибыли, которая направлена на фонд накопления и резервный фонд. 

      Балансовые отчеты за 1999-2001гг, представлены  в курсовой работе так же, как  и в Годовых отчетах ОАО «АВТОВАЗ», то есть в соответствии с требованиями GAAP.

         Одним из направлений совершенствования  организации учета на предприятии  в условиях рыночной экономики  является его ориентация на  международные стандарты учета  и отчетности. Для проведения  анализа результатов деятельности  фирмы необходимо использовать «Бухгалтерский баланс» и «Отчет о прибылях и убытках». Для этого  необходимо перевести  отечественную публичную финансовую отчетность  в международные стандарты, в данном случае GAAP ( General Accepted Accounting Principles) – стандарт США.

         Формы документов финансовой  отчетности GAAP имеют некоторые отличия  от Российских документов. В балансе  РФ все статьи собственного  капитала включаются в пассив. В балансе, составленном по  стандартам GAAP, пассивами называются  только заемные средства. По стандартам GAAP, собственный капитал представляет собой разность между активами и пассивами.

       В отчете нераспределенная прибыль  на конец периода в 1999г. и  2000г. равна 0. Это означает, что  она сразу уходила в хозяйственный  оборот, т.е. использовалась в основном для финансирования текущей деятельности. А в 2001г. нераспределенная прибыль на конец периода равна 13 827 млн. рублей. Компания еще не успела ее распределить. 

Отчет о нераспределенной прибыли

  1999 2000 2001
Нераспределенная  прибыль на начало периода 0 0 0
Чистая  прибыль за период 1 474 3 957 16 553
Расчеты по дивидендам (263) (688) (2 726)
Нераспределенная  прибыль за период 1 211 3 296 13 827
Нераспределенная  прибыль на конец периода 0 0 13 827

Таблица 3

Консолидированные бухгалтерские балансы по МСФО на 31 декабря за 1999-2001 г. г., млн. руб.

  2001 2000 1999
АКТИВЫ

Текущие активы:

     
Денежные  средства и их эквиваленты 3 969 3 294 3 820
Расчеты с покупателями, нетто 7919 8 156 9 017
Расходы, произведенные авансом, авансы  
и прочая дебиторская задолженность
5 939 6 069 5 612
Товарно-материальные запасы 12 735 12 559 12 568
Всего текущие активы 30 562 30 078 31 017
Внеоборотные  активы:      
Основные  средства 84 655 86 488 88 041
Инвестиции, имеющиеся в наличии для продажи 308 1 336 1 655
Инвестиции  в зависимые общества 372 - -
Отложенные  налоговые требования 44 - -
Прочие  активы 364 320 428
Всего долгосрочные активы 85 743 88 144 90 124
ВСЕГО АКТИВЫ 116 305 118 222 121 141
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ  
Текущие обязательства:
     
Текущие расчеты с поставщиками 14 444 16 148 13 592
Прочая  задолженность и начисленные  расходы 6 995 6 302 9 615
Текущая задолженность по налогообложению 5 368 9 493 9 666
Гарантийное обслуживание и прочие резервы 1 002 898 1 511
Краткосрочные займы 4 297 4 864 5 481
Авансы  от покупателей 3 674 4 176 2 144
Всего текущие обязательства 35 780 41 881 42 009
Долгосрочные  займы 2 860 7 134 16 182
Долгосрочная  задолженность  
по налогообложению
4 763 10 553 14 180
Отложенное налоговое обязательство 6 742 12 512 6 334
Всего долгосрочные обязательства 14 365 30 199 36 696
Всего обязательства 50 145 72 080 78 705
Доля меньшинства 10 671 7 672 7 376
Собственный капитал:  
Акционерный капитал
26 227 26 243 26 306
Поправка на валютный курс 835 714 965
Нераспределенная  прибыль 28 427 11 513 7 789
Всего собственный капитал 55 489 38 470 35 060
Всего обязательства и  
собственный капитал
116 305 118 222 121 141

Информация о работе Анализ финансовых возможностей предприятия ОАО АВТОВАЗ для организации маркетинговой деятельности