Анализ финансовых возможностей предприятия ОАО АВТОВАЗ для организации маркетинговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Главной целью курсового проекта является оценка результатов хозяйственно- финансовой деятельности ОАО «АВТОВАЗ», занимающееся выпуском легковых автомобилей, а также разработка рекомендаций по составу финансовых ресурсов для финансирования маркетингового проекта.

Итогом курсового проекта являются предложения по развитию финансового потенциала ОАО «АВТОВАЗ», направленные на повышение конкурентоспособности фирмы в целом, ее устойчивости и выживаемости в условиях рыночной экономики.

Содержание

1. ЭКСРЕСС-ДИАГНОСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АВТОВАЗ».....................................................................................
3
1.1. Характеристика ОАО «АВТОВАЗ»............................................... 3
1.2. Оценка основных результатов деятельности ОАО «АВТОВАЗ» за 1999-2001 г.г. ....................................................
7
1.3. Разработка основных документов финансовой отчетности в соответствии с требованиями GAAP...........................................
9
2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ КАПИТАЛА ОАО «АВТОВАЗ», ВЛОЖЕННОГО В АКТИВЫ..........................................................
14
2.1. Оценка динамики и структуры актива........................................... 14
2.2. Анализ эффективности использования капитала, вложенного в активы................................................................................................
17
2.3. Анализ структуры иммобилизованных активов и амортизационной политики ОАО «АВТОВАЗ»...........................
22
2.4. Анализ оборотного капитала и финансово-эксплуатационных потребностей.....................................................................................
23
2.5. Выводы по разделу........................................................................... 25
3. АНАЛИЗ СОБСТВЕННЫХ И ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ И ЭФФЕКТА ФИНАНСОВОГО РЫЧАГА....
26
3.1. Анализ состава собственных средств ОАО «АВТОВАЗ»........... 26
3.2. Оценка политики привлечения заемных средств.......................... 28
3.3. Анализ действия эффекта финансового рычага............................ 31
3.4. Выводы по разделу........................................................................... 33
4. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ХОЗЯЙСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АВТОВАЗ».............
34
4.1. Анализ добавленной стоимости..................................................... 34
4.2. Оценка результата текущей хозяйственной (операционной) деятельности ОАО «АВТОВАЗ»....................................................
37
4.3. Анализ результата финансовой деятельности............................... 38
4.4. Оценка результата хозяйственно-финансовой деятельности...... 39
4.5. Сводная оценка результатов деятельности и анализ свободных средств...............................................................................................
40
4.6. Выводы по разделу........................................................................... 41
5. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОСТАВУ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ МАРКЕТИНГОВОГО ПРОЕКТА ОАО «АВТОВАЗ»........................................................

42
Заключение 47
Использованная литература 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 58

Работа содержит 1 файл

Анализ финансовых возможностей предприятия ОАО АВТОВАЗ для организации маркетинговой деятельност.doc

— 972.00 Кб (Скачать)
 

       Наибольший удельный вес в  оборотных активах приходится  на товарно-материальные запасы (41,7% в 2001 г.). Следовательно, их  увеличение  говорит об ухудшении политики в области управления товарно-материальными запасами, так как большие запасы на складе сопровождаются обычно большими расходами на их хранение и снижают оборачиваемость оборотного капитала.

      Следующей по величине удельного  веса идут расчеты с покупателями, их доля уменьшается с 29,1% в 1999 г. до 25,9 % в 2001 г.

      Часть   оборотных активов приходится  на дебиторскую задолженность. Это говорит, с одной стороны,  о большой задолженности потребителей, следовательно, необходимо менять политику в области реализации готовой продукции (например, отпуск товара только по предоплате и при поступлении денег на расчетный счет предприятия). С другой стороны, в силу определенных причин фирма не может полностью отказаться от сотрудничества с нынешними потребителями производимой продукции. Удельный вес авансов и прочей дебиторской задолженности увеличивается с 18,1% в 1999 г. до 19,4% в 2001 г. Хотя максимальный удельный вес приходился на 2000 г. и  составлял 20,2 %.

     Удельный вес денежных средств  увеличивается с 12,3% в 1999 г. до 13% в 2001г., но составляет 11% в 2000 г., что на 2% меньше, чем в 2001г.

     Рассчитаем дополнительную потребность организации в финансовых средствах в денежной форме, или финансово-эксплуатационные потребности (ФЭП). Они рассматриваются как недостаток оборотных средств фирмы, которые в результате одного цикла ее деятельности не вернулись в денежную форму.

ФЭП=ТМЗ+ДЗ-КЗ  (4), где: 

ТМЗ – товарно-материальные запасы;

ДЗ  – дебиторская задолженность;

КЗ – кредиторская задолженность.

                                                                                                              Таблица 14

   Расчет  финансово-эксплуатационных потребностей, в млн. рублей

Товарно-материальные запасы (ТМЗ) 12 568 12 559 12 735
Дебиторская задолженность (ДЗ) 9 017 8 156 7 919
Кредиторская  задолженность (КЗ) 13 592 16 148 14 444
финансово-эксплуатационные потребности (ФЭП) 7 993 4 567 6 210
 

      Из таблицы 14 видно, что финансово-эксплуатационные  потребности в 2000 г. по сравнению  с 1999 г. уменьшились на 3 426 млн. руб. , а в 2001 г. по сравнению с 2000 г. увеличились на 1 643 млн. руб. Так как значения ФЭП положительны, это говорит о том, что денежные средства компании отвлечены в дебиторскую задолженность и запасы.

       Но для фирмы привлекательнее отрицательное значение ФЭП, так как это означает, что свои текущие финансовые потребности она покрывает за счет кредиторской задолженности (т.е. кредиты поставщиков больше, чем средства, замороженные в запасах, а также в продаже своих товаров в кредит).  

   2.5. Выводы по разделу 

      После проведенного анализа динамики  капитала ОАО «АВТОВАЗ», вложенного в активы можно сделать следующие выводы.

    За  рассматриваемый период стоимость  активов Компании уменьшается с  каждым годом. На протяжении исследуемого периода преобладающую роль в активах фирмы играют внеоборотные активы. Большая часть внеоборотных активов приходится на основные средства. Уменьшение внеоборотных активов в 2000 г. происходит за счет снижения основных средств, инвестиций, имеющиеся в наличии для продажи и прочих активов. Большая часть оборотных активов приходится на товарно- материальные запасы. Это говорит об ухудшении политики в области управления товарно-материальными запасами, потому как большие запасы на складе сопровождаются большими расходами на их хранение и снижают оборачиваемость оборотного капитала.

      Часть   оборотных активов приходится  на дебиторскую задолженность. Это говорит, с одной стороны,  о большой задолженности потребителей, следовательно, необходимо менять политику в области реализации готовой продукции (например, отпуск товара только по предоплате и при поступлении денег на расчетный счет предприятия). С другой стороны, в силу определенных причин фирма не может полностью отказаться от сотрудничества с нынешними потребителями производимой продукции.

      В 1999 по 2001 г.г. сохраняется высокая  отдача активов, занятых в производстве  товарной продукции, о чем свидетельствует  превышение  объема реализованной  продукции над величиной актива  баланса в 1999 г. на 74%, в 2001 г., в 2000 г. на 83,6%, в 2001 г. на 97%.

   Наиболее  эффективно финансовые средства, вложенные  в активы, использовались в 2001г. Заметен  значительный скачок экономической  рентабельности в 2001г., который был  вызван значительным увеличением прибыли  от продаж, и как следствие - НРЭИ.

   Показатели  эффективности деятельности предприятия: экономическая рентабельность, коммерческая маржа, коэффициент трансформации  максимальны в 2001г.  Следовательно, наиболее эффективно финансовые средства, вложенные в активы, использовались в 2001г.

     Так как значения ФЭП положительны, это говорит о том, что денежные  средства компании отвлечены  в дебиторскую задолженность и запасы. Следовательно, необходимо менять политику в области реализации готовой продукции. Но с другой стороны, в силу определенных причин фирма не может полностью отказаться от сотрудничества с нынешними потребителями производимой продукции. 

   3. Анализ собственных  и заемных средств  ОАО "АВТОВАЗ" и эффекта финансового рычага 

       Третий раздел направлен на  анализ состава собственных и заемных средств ОАО "АВТОВАЗ"  и эффекта финансового рычага. Он включает оценку политики привлечения собственных и заемных средств, определение финансовых издержек по заемным средствам, цены задолженности или средней ставки процента за пользование заемным капиталом, плеча финансового рычага и их динамики. Анализируется действие эффекта финансового рычага и его изменение. 
 
 
 

3.1. Анализ состава  собственных средств  ОАО "АВТОВАЗ" 

          В течение  рассматриваемого  периода наблюдается преобладание заемного капитала над собственным, кроме последнего года. В 1999 г. доля собственного капитала составляла 30,8%, далее идет увеличение доли собственного капитала, которая достигает своего максимума в 2001 г. (52,5%).

      Доля заемного капитала постепенно  снижается и в 2001 г. она составила 47,5%. Это означает понижение степени финансовой зависимости предприятия от внешних инвесторов (рис. 1). 

          Таблица 15

Анализ  динамики и структуры  источников капитала

  Млн. рублей Структура средств, %
Источник  капитала 1999 2000 2001 1999 2000 2001
Собственный капитал  35 060 38 470 55 489 30,8 34,8 52,5
Заемный капитал 78 705 72 080 50 145 69,2 65,2 47,5
Итого 113 765 110 550 105 634 100 100 100

     
 
 
 

     Рис. 3. Соотношение  между формами  вложения капитала.  

Таблица 16

Динамика  структуры собственного капитала

   млн.  рублей Структура средств, %
  1999 2000 2001 1999 2000 2001
Собственный капитал            
Акционерный капитал 26 306 26 243 26 227 75,0 68,2 47,3
Поправка  на валютный курс  965 714 835 2,8 1,8 1,5
Нераспределенная прибыль 7 789 11 513 28 427 22,2 30 51,2
Собственный капитал итого 35 060 38 470 55 489 100% 100% 100%
 

       Как видно из таблицы 16, на  протяжении всего рассматриваемого  периода собственный капитал  постоянно увеличивался, достигнув  55 489 млн. руб. к 2001 г.

       Акционерный капитал сокращается  на 16 млн. руб. в 2001 г. по сравнению  с 2000 г. Доля акционерного капитала уменьшается с 75,0 %  в 1999 г. до 47,3 %  в 2001 г.

       Нераспределенная прибыль достигает максимального значения 28 427 млн. руб. в 2001 г. (или 51,2% от собственного капитала). Увеличение нераспределенной прибыли свидетельствует о существовании  задела для дальнейшего развития организации. Повышению нераспределенной прибыли способствовали  опережающий рост объема продаж  в 2001 г. по сравнению с 1999 г. почти в 1,3 раза и наличие доходов по другим видам деятельности, которые в  2001 г. составили 14 207 млн. руб. (в основном, прибыль по денежной позиции и прибыль в результате уменьшения и списания задолженности по налогам и прочим заемным средствам).

   Таким образом, рассмотрев состав собственного капитала, перейдем к анализу состава  и политики привлечения заемных средств. 
 
 

3.2. Оценка политики  привлечения заемных  средств 

        Для того чтобы проанализировать  состав и политику привлечения  заемных средств, необходимо оценить  их динамику (таблица 17).

                                                                                                             Таблица 17

   Динамика  структуры заемного капитала

  млн. рублей Структура капитала, %
  1999 2000 2001 1999 2000 2001
Текущие обязательства            
Текущие расчеты с поставщиками 13 592 16 148 14 444 17,3 22,4 28,8
Прочая  задолженность и начисленные  расходы 9 615 6 302 6 995 12,2 8,74 14
Текущая задолженность по налогообложению 9 666 9 493 5 368 12,3 13,2 10,7
Гарантийное обслуживание и прочие резервы 1 511 898 1 002 1,9 1,2 2
Краткосрочные займы 5 481 4 864 4 297 7 6,7 8,6
Авансы  от покупателей 2 144 4 176 3 674 2,7 5,8 7,3
Всего текущие обязательства 42 009 41 881 35 780 53,4 58,1 71,4
Долгосрочные  займы 16 182 7 134 2 860 20,6 9,9 5,7
Долгосрочная  задолженность по налогообложению 14 180 10 553 4 763 18 14,6 9,5
Отложенное  налоговое обязательство 6 334 12 512 6 742 8 17,3 13,4
Всего долгосрочные обязательства 36 696 30 199 14 365 46,6 41,9 28,6
Заемный капитал итого 78 705 72 080 50 145 100 100 100

Информация о работе Анализ финансовых возможностей предприятия ОАО АВТОВАЗ для организации маркетинговой деятельности