Анализ финансовой отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

В законодательстве Российской Федерации о бухгалтерском учете под бухгалтерской отчетностью понимается единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемых на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам (ст. 2 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).
Финансовое положение организации определяется находящимися в ее распоряжении активами, структурой обязательств и капитала организации. Данные об изменениях в финансовом положении организации дают возможность оценить ее инвестиционную, финансовую и текущую (операционную) деятельность в отчетном периоде.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Формирование бухгалтерской финансовой отчетности 6
2 Анализ бухгалтерской финансовой отчетности 26
2.1 Анализ формы № 1 «Бухгалтерский баланс» 29
2.1.1 Анализ актива баланса 34
2.1.2 Анализ пассива баланса 50
2.1.3 Коэффициентный анализ баланса 56
2.1.4 Анализ дебиторской и кредиторской задолженности 84
2.2 Анализ формы № 2 «Отчета о прибылях и убытках» 87
2.2.1 Горизонтальный анализ формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» 88
2.2.2 Вертикальный анализ формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» 94
2.2.3 Коэффициентный анализ формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» 99
2.3 Анализ формы № 3 «Отчет об изменениях капитала» 108
2.4 Анализ формы № 4 «Отчет о движении денежных средств» 112
Заключение 119
Список литературы 121

Работа содержит 1 файл

ОТЧЕТНОСТЬ анализ - Курсовая.doc

— 1.67 Мб (Скачать)

Керимов и Хорин выделяют следующие ключевые элементы CVP-анализа:

    1. маржинальный доход
    2. порог рентабельности (точка безубыточности)
    3. производственный (операционный) леверидж
    4. маржинальный запас прочности.

Введем условные обозначения, необходимые для дальнейшей формализации процедуры анализа:

Дм – маржинальный доход;

ДУ – уровень маржинального  дохода или удельный вес маржинального  дохода в выручке от продаж;

Т0 – точка безубыточности или точка критического объема продаж;

Ц – цена единицы продукции;

Н – условно-постоянные затраты;

Рп – условно-переменные  расходы;

К – количество проданного в натуральных величинах;

Профессор С.А. Бороненкова  дает следующую методику определения  маржинального дохода. Исходя из этих условных обозначений, маржинальный доход определяется двумя способами:

а) Дм = Выручка от продаж – Рп

б) Дм =Прибыль + Н

Профессор С.А. Бороненкова  дает следующее определение маржинального  дохода. Маржинальный доход – это  условная величина, т.е. это та часть  выручки, которая остается после покрытия переменных затрат (а), и ее должно хватить на образование прибыли и покрытие постоянных расходов.

Экономическое содержание маржинального дохода заключается  в том, что маржинальный доход – это вклад предприятия в достижение прибыльности, тем самым, предприятие начнет получать прибыль только после того, как маржинальный доход покроет постоянные расходы.

Порог рентабельности (точка  безубыточности) – это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции равна всем его совокупным затратам. Иными словами, это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков. Эту точку также называют критической, или мертвой, или точкой равновесия.

Для расчета точки  безубыточности продаж рассматривается следующий алгоритм:

Т0 =

Выручка от продаж ×Постоянные  расходы

=

Постоянные расходы

Маржинальный доход

Уровень маржинального дохода


Критическую точку (точку  безубыточности) возможности предприятия  и степень риска можно оценить показателем запас финансовой прочности или запас устойчивости (ЗФП). Он определяется по следующему алгоритму:

ЗФП = Выручка от продаж – Т0

Маржинальный запас прочности (МЗП) или предел безопасности – это процентное отклонение запланированных или реальных продаж над объемом, обеспечивающих достижение безубыточности. Расчеты, связанные с относительным показателем запаса прочности могут быть представлены следующим образом:

МЗП =

Выручка от продаж – Т0

=

ЗФП

Выручка от продаж

Выручка от продаж


Исходя из вышеприведенных алгоритмов, проведем маржинальный анализ и анализ безубыточности. Для этого построим аналитическую таблицу 2.37.

Таблица 2.37 – Анализ маржинального дохода и безубыточности продаж

Показатель

2006 год

2007 год

Абсолютное 
Изменение

Темп  
прироста,%

1.Выручка – нетто  от продаж по проекту, тыс.  р.

68558

103818

35260

51,4

2.Переменные затраты  в себестоимости  
реализованной продукции, тыс. р.

51671

76009

24337,9

47,1

3. Прибыль от продаж

-8267

-10124

-1857

22,5

4. Постоянные затраты  в себестоимости  
реализованной продукции, тыс. р.

25154

37933

12779,1

50,8

5.Маржинальный доход,  тыс. р.  
(стр.1 – стр.2)

16887

27809

10922,1

64,7

6.Уровень маржинального  дохода, %  
(стр.3 / стр.1)

24,6

26,8

2,2

8,7

7.Критический объем  продаж (точка  
безубыточности) (стр.5 / стр.4)*100:

102121

141614

39493

38,7

8. Запас финансовой  прочности, тыс. руб.  
(стр.1 – стр.7)

-33563

-37796

-4233

12,6

9. Маржинальный запас  прочности, %  
(стр.8 / стр.1)

-49,0

-36,4

12,5

-25,6


Из данных таблицы  видно, что по сравнению с прошлым отчетным периодом маржинальный доход увеличился на 10 922,1 тыс. руб. или в относительном выражении на 64,7 %. Это в первую очередь связано со значительным увеличением выручки по сравнению с прошлым отчетным годом. Что касается уровня маржинального дохода, то он также имеет тенденцию к росту. Темп прироста данного показателя по сравнению с прошлым годом составил 8,7%.

В результате критический  объем продаж на конец анализируемого периода составил 141 614 тыс. руб. По сравнению с 2006 годом этот показатель вырос на 38,7 %. В свою очередь фактическая выручка за 2007 год составила 103818 тыс. руб. Исходя из этих данных, видно, что фактическая выручка ниже критического объема продаж, и тем самым, предприятие имеет отрицательный запас финансовой прочности. Это и привело предприятие в зону убытка. В анализируемом периоде имеет место убыток от продаж, и он имеет тенденцию к росту.

Однако маржинальный запас прочности по сравнению  с прошлым отчетным периодом вырос. Главным фактором этого явился рост выручки от продаж.

Одним из важнейших элементов  маржинального анализа является анализ операционного (производственного) левериджа. Керимов дает следующее  определение операционного (производственного) левериджа. Производственный леверидж (англ. leverage – рычаг) – показатель, помогающий менеджерам выбрать оптимальную стратегию предприятия в управлении затратами и прибылью. В основе механизма производственного левериджа лежит изменение удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия. Он определяется по следующей формуле:

КПЛ =

Постоянные расходы

Полная себестоимость


Положительный эффект производственного левериджа проявляется после того, как предприятие преодолело точку безубыточности и ее маржинального дохода хватает на покрытие постоянных затрат и рост прибыли. Эффект операционного левериджа определяется следующим образом:

ЭОЛ =

Темп прироста Прибыли  от продаж

Темп прироста Выручки  от продаж


Под эффектом операционного (производственного) левериджа понимается ситуация, когда прибыль более  высокими темпами растет по сравнению  с выручкой от продаж (объемом продаж) после точки безубыточности.

Сила воздействия операционного  рычага (СОР) определяется по следующей  формуле:

СОР =

Маржинальный доход

Прибыль от продаж


Сила операционного рычага показывает степень риска. Она тем меньше, чем больше маржинальный запас прочности.

Наряду с операционным левериджем анализируется финансовый леверидж:

КФЛ =

Средняя сумма заемного капитала

Средняя сумма собственного капитала


В нашем случае предприятие  не осуществляет финансовую деятельность, поэтому нецелесообразно анализировать эффект финансового рычага и силу воздействия финансового рычага.

Для анализа операционного (производственного) левериджа построим аналитическую таблицу.

 

2.38 – Анализ операционного (производственного) левериджа

Показатель

2006 год

2007 год

Изменение

Темп прироста, %

Коэффициент производственного  левериджа, %

32,7

33,3

0,5

1,7

Эффект производственного  левериджа

1,4

-80,9

-82,3

-5924,1

Сила операционного  рычага

-2,043

-2,747

-0,7

34,5

Коэффициент финансового  левериджа, %

7,8

11,4

3,6

46,1


 

По сравнению с 2006 годом наблюдается рост как производственного (операционного), так и финансового рычага. Это отрицательно характеризует финансовое состояние компании в перспективе.

Рост операционного  левериджа показывает долю постоянных затрат в общей себестоимости. Чем  больше удельный вес постоянных затрат, тем быстрее должна расти прибыль по сравнению с темпами выручки, что должно компенсировать более высокие постоянные расходы. А в нашем случае наблюдается спад прибыли. Таким образом, у предприятия наблюдается высокий риск и неопределенность дальнейшей деятельности

Увеличение коэффициента финансового левериджа показывает увеличение зависимости компании от заемных источников финансирования в долгосрочной перспективе.

Из данных таблицы  видно, что наблюдается ухудшение  показателей маржинального анализа. Это увеличивает риск деятельности компании особенно в условия мирового экономического кризиса.

 

2.3 Анализ формы №  3 «Отчет об изменениях капитала»

 

С аналитической точки  зрения, данная форма интересна, поскольку  здесь отражается информация о состоянии, движении и структуре собственного капитала организации.

Анализируемое предприятие  является по форме собственности  муниципальным, а по организационно-правовой форме – унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения. Таким образом, предприятие не осуществляет эмиссию долевых ценных бумаг.

В соответствии с учетной  политикой предприятие не создает  резервов, а также за последние три года переоценка активов не производилась. Тем самым, можно констатировать отсутствие добавочного и резервного капиталов.

Как говорилось выше, с  помощью Отчета об изменении капитала можно произвести вертикальный (структурный) и горизонтальный (динамичный) анализ собственного капитала организации.

Проведем анализ состава (структуры) и движения (динамики) собственного капитала. Для этого построим аналитическую таблицу 2.

Таблица 2.39 – Анализ состава  и движения собственного капитала  
ЕМУП «СУЭРЖ» по данным формы №3 «Отчет об изменении капитала»

Показатели

Уставный капитал

Добавочный капитал

Резервный капитал

Нераспределенная прибыль

ИТОГО

Остаток на начало года

1884

   

-89

1795

Поступило

       

0

Использовано

     

-2748

-2748

Остаток на конец года

1884

0

0

-2837

-953

Абсолютное изменение

0

0

0

-2748

-2748

Темп прироста

0

0

0

-3087,6

-153,1

Коэффициент поступления

0

0

0

0

0

Коэффициент выбытия, %

0

0

0

30,9

-1,5

Информация о работе Анализ финансовой отчетности