Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 00:10, курсовая работа
В данном случае проблема регулирования природопользования становится наиболее актуальной. Деятельность человека привлекла за собой глобальные экологические проблемы, которые впоследствии могут поставить под угрозу существование всего человечества. Именно поэтому необходимо вмешательство государства для проведения определённой политики в области регулирования деятельности экономических субъектов и охраны окружающей среды на национальном уровне.
3. Политика охраны окружающей среды в РФ.
3.1. Органы управления по использованию и охране природных ресурсов и объектов.
3.2. Роль органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды.
3.3.Современное состояние окружающей среды РФ.
Заключение.
Приложение
Курсовая работа
по дисциплине «Микроэкономика»
на
тему: «Внешние эффекты и
проблема защиты окружающей среды».
Выполнил:
2011
СОДЕРЖАНИЕ
3. Политика охраны окружающей среды в РФ.
3.1. Органы управления по использованию и охране природных ресурсов и объектов.
3.2. Роль органов
местного самоуправления в
3.3.Современное состояние окружающей среды РФ.
Заключение.
Приложение
Введение.
Изменение экономических
Развитие рыночной экономики привело также к тому, что производители в первую очередь стремятся получить максимум прибыли при минимуме затрат. Однако в большинстве своём они не задумываются о вреде, который наносится окружающей среде благодаря их деятельности. Внешние эффекты возникают из-за того, что все люди живут в одном мире. Поэтому деятельность одного субъекта экономики может оказать неблагоприятное воздействие на деятельность другого и на состояние окружающей среды в целом.
В
данном случае проблема регулирования
природопользования становится наиболее
актуальной. Деятельность человека привлекла
за собой глобальные экологические проблемы,
которые впоследствии могут поставить
под угрозу существование всего человечества.
Именно поэтому необходимо вмешательство
государства для проведения определённой
политики в области регулирования деятельности
экономических субъектов и охраны окружающей
среды на национальном уровне. Цель государства
в данной сфере – переход к устойчивому
развитию («мы должны
жить так хорошо, чтобы
последующие поколения
жили не хуже»). Именно для достижения
этой цели государство использует механизм
платного природопользования. Данный
механизм по-разному используется в различных
странах, но общая его цель – ограничение
предприятиями выбросов в окружающую
среду, поиск ими новых ресурсосберегающих
и ограничивающих выбросы технологий
производства, а также разорение и прекращение
деятельности предприятий, представляющих
значительную угрозу для окружающей среды.
1.Внешние эффекты. Управление природопользованием.
1.1.1. Понятие внешних эффектов, их классификация.
Внешние эффекты - это издержки или выгоды полезности от рыночных операций, не отраженные в ценах. Эти издержки или выгоды, появляющиеся в результате производства или потребления благ, являются "внешними" по отношению к рыночным ценам. Внешние эффекты представляют собой не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг воздействия на третьи лица, не участвующие в рыночных сделках.
Причиной существования внешних эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействие на состояние других лиц.
Отрицательный внешний эффект - стоимость использования ресурса, не отраженная в цене продукта. Отрицательные внешние эффекты могут быть результатом как производства, так и потребления товаров, обмениваемых на рынке. Например, химическая компания, сбрасывающая в реку отходы и не возмещающая наносимый этим ущерб, будет создавать отрицательный внешний эффект производства. При наличии отрицательного внешнего эффекта альтернативная стоимость использования реки для сброса отходов не будет включена в состав предельных издержек производства продукции данной фирмы. Следовательно, предельные издержки использования реки не будут включены в цену продукции.
Ущерб, наносимый сбросом отходов, включает потерю выгод или полезности, связанной с использованием реки в рекреационных и коммерческих целях. Например, чем больше загрязнена река, тем меньше выгоды от использования ее для рыболовства, меньше ее полезность для купания, катания на лодке и для других альтернативных целей.
Положительный внешний эффект - это полезность, не отраженная в ценах. Например, если вы доставляете удовольствие соседям, поддерживая свой сад и лужайку в привлекательном виде, вы создаете положительный внешний эффект, если соседи не платят за получаемое удовлетворение. Возможно, третьи лица не отказались бы взять на себя часть ваших расходов на садоводство. Но существование внешнего эффекта позволяет им получать выигрыш от ваших усилий бесплатно.[1]
По направлению действия внешние эффекты могут быть разделены на следующие четыре группы.
1) "Производство - производство". Отрицательный внешний эффект: химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода. Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов оказывают друг на друга благоприятное воздействие (сбор меда зависит от числа яблонь, и наоборот).
2) "Производство - потребление". Отрицательное воздействие: жители прилегающих районов страдают от вредных выбросов в атмосферу промышленных предприятий. Положительное воздействие: завод в маленьком поселке ремонтирует дорогу, по которой "заодно" ездят и местные жители.
3) "Потребление - производство". Отрицательный эффект: в результате семейных пикников возникают лесные пожары, которые вредят лесному хозяйству. Положительный эффект: забор предприятия не нужно охранять, если рядом проходит людная улица и ни один воришка не может перелезть незамеченным.
4)
"Потребление - потребление".
Отрицательный эффект: полезность индивида
уменьшается, если его сосед ночью включает
на полную громкость музыку. Положительный
эффект: если вы разбили цветник перед
домом, то полезность ваших соседей от
созерцания красивых цветов будет расти.
[6]
1.1.2.Отрицательные внешние эффекты.
Предположим, что химические компании действуют в условиях совершенной конкуренции. Все фирмы данной отрасли загрязняют реки и озера. Предположим, что сброс каждой тонны отходов наносит ущерб в размере 10 долларов третьим лицам, не производящим и не потребляющим химическую продукцию. На графике (Приложения1а) показано, как совокупные внешние издержки (ТЕС), которые представляют собой совокупный ущерб, наносимый третьим лицам, изменяются в зависимости от объема выпуска в отрасли. Чем больше объем выпуска в отрасли, тем больше вред, наносимый водной среде.
Предельные внешние издержки (МЕС) - дополнительные издержки, связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьих лиц. Предположим, что в данном примере предельные внешние издержки составляют 10 долларов на тонну химической продукции. Предельные внешние издержки отражаются наклоном кривой совокупных внешних издержек:
Конечно, характер изменения совокупных и предельных внешних издержек в зависимости от объема выпуска определяется особенностями конкретной отрасли. Например, предельные внешние издержки загрязнения природной среды могут быть выше при большем объеме выпуска, чем при меньшем.
В Приложении 1а показаны кривые спроса и предложения на химикалии. Текущая равновесная рыночная цена - 100 долларов за тонну, и при этой цене ежедневно продаются 10 000 тонн. Спрос на химикалии отражает их предельную полезность для потребителей. Кривая предложения отражает предельные издержки производства для индивидуальных производителей. Это предельные индивидуальные издержки производства химикалиев (МРС). Предельные индивидуальные издержки производства не включают в себя предельные внешние издержки в случае существования отрицательных внешних эффектов. В предельные индивидуальные издержки включается только стоимость услуг тех ресурсов, которые фирмы покупают или которыми владеют.
В результате сложения предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек получаются предельные общественные издержки (MSC) производства химикалиев.
Когда существует отрицательный внешний эффект, предельные индивидуальные издержки меньше предельных общественных. Производители принимают решения о том, какой объем продукции выпускать на основе слишком низких издержек. Фактически они не платят за использование ресурсов, чью ценность для альтернативных вариантов использования этих ресурсов они занижают.
Эффективные объем выпуска и цена соответствуют точке, в которой предельные общественные издержки равны предельной общественной полезности произведенных химикалиев. Предельная общественная полезность (MSB) любого объема продукции - дополнительная полезность, получаемая при выпуске еще одной единицы товара. Если никто кроме потребителей химикалиев не получает полезности от их производства, то предельная общественная полезность есть предельная полезность, получаемая покупателями.
Однако рыночное равновесие соответствует точке Z1, в которой цена химикалиев составляет только 100 долларов за тонну, а дневной объем продаж - 10 000 тонн. Рыночное равновесие соответствует точке, в которой кривая МРС пересекается с кривой MSB. При ущербе в размере 10 долларов, наносимом другим потребителям водных ресурсов в результате выпуска каждой тонны химикалиев, и объеме выпуска 10 000 тонн совокупные внешние издержки (ущерб от загрязнения воды) составят 100 000 долларов в день. В Приложении 1а ущерб представлен площадью ABZ1C.
В данном случае используются корректирующие налоги.
Корректирующий налог - налог на выпуск товара или на услуги, который поднимает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных. Корректирующий налог интернализирует отрицательный внешний эффект, увеличивая предельные индивидуальные издержки производства на сумму, равную предельным внешним издержкам. В условиях свободной конкуренции это приводит к тому, что цена продаваемого товара растет до тех пор, пока она не станет равной предельным общественным издержкам производства данного товара.
Предположим, что такого рода налогом облагается продукция химических компаний, причем с каждой тонной продукции связаны предельные внешние издержки в размере 10 долларов. Налог в 10 долларов на каждую тонну выпускаемых химикалиев увеличивает предельные издержки для производителей на 10 долларов. Поэтому корректирующий налог на единицу выпускаемой продукции Т равен предельным внешним издержкам:
Т = МЕС = 10 долл./тонну.
Информация о работе Внешние эффекты и проблема защиты окружающей среды