Внешние эффекты и проблема защиты окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 00:10, курсовая работа

Описание работы

В данном случае проблема регулирования природопользования становится наиболее актуальной. Деятельность человека привлекла за собой глобальные экологические проблемы, которые впоследствии могут поставить под угрозу существование всего человечества. Именно поэтому необходимо вмешательство государства для проведения определённой политики в области регулирования деятельности экономических субъектов и охраны окружающей среды на национальном уровне.

Содержание

3. Политика охраны окружающей среды в РФ.

3.1. Органы управления по использованию и охране природных ресурсов и объектов.

3.2. Роль органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды.

3.3.Современное состояние окружающей среды РФ.

Заключение.

Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 442.00 Кб (Скачать)

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является: 

- органом  государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии; 

- специально  уполномоченным органом в области  промышленной безопасности; 

- органом  государственного горного надзора; 

- специально  уполномоченным государственным  органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности; 

- органом  государственного энергетического  надзора; 

- специально  уполномоченным органом в области  охраны атмосферного воздуха. 1 февраля  2006 г. Постановлением Правительства  Российской Федерации Федеральная  служба по экологическому, технологическому  и атомному надзору уполномочена  осуществлять государственный строительный надзор Иванов О.П. Основные направления реформирования современной природно-ресурсной политики России // Использование и охрана природных ресурсов в России, №3, 2006г., с. 40-45.. 

Задачи  государственного строительного надзора - предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации. 

3.2. Роль органов местного  самоуправления в  охране окружающей  природной среды.

Природоохранные полномочия органов местного самоуправления представляют собой определяемую федеральными законами и законами субъектов РФ, уставом муниципального образования и договорами совокупность прав и обязанностей этих органов по осуществлению деятельности, направленной на сохранение и восстановление окружающей среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на эту среду и ликвидацию последствий такого рода деятельности. 

Классификация природоохранных полномочий органов  местного самоуправления выглядит следующим  образом. 

Во-первых, по видам нормативных правовых актов  можно выделить полномочия по охране окружающей среды, определяемые законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, ее субъектов, а также закрепляемые в нормативных  правовых актах муниципальных образований. 

Во-вторых, по видам муниципальных органов  власти можно выделить полномочия представительных органов, исполнительных органов и  главы муниципального образования, а также полномочия органов местного самоуправления специальной компетенции. В силу различия структур органов местного самоуправления в каждом муниципальном образовании существует свой набор таких органов. Распределение полномочий между этими органами также индивидуально. 

В-третьих, по порядку закрепления полномочия органов местного самоуправления в природоохранной сфере можно разделить на собственные полномочия, государственные полномочия, которые переданы путем делегирования или наделения, а также полномочия, возникшие в результате заключения специальных договоров. При закреплении за органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в законодательстве субъектов Российской Федерации в ряде случаев отсутствуют нормы, закрепляющие необходимость финансирования соответствующих полномочий. 

В-четвертых, по своему характеру экологические полномочия органов местного самоуправления можно разделить на общие и специальные. 

Общие полномочия определяются правовыми  актами трех видов: 

а) Конституцией Российской Федерации и конституциями (уставами) ее субъектов; 

б) законами РФ и ее субъектов о местном самоуправлении; 

в) уставами и иными нормативными правовыми  актами муниципальных образований. 

Особенность общих полномочий в том, что они  могут реализовываться не только в природоохранной деятельности муниципальных органов, но и применительно к иным сферам деятельности (управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета и т.д.). Некоторые из перечисленных правомочий органов местного самоуправления, являясь общими, часто могут выступать одновременно условием и средством реализации специальных природоохранных полномочий. 

Общие полномочия муниципальных органов  конкретизируются в перечне специальных  экологических полномочий непосредственно  в процессе осуществления природоохранной деятельности. Специальные полномочия фиксируются как законодательством о местном самоуправлении, так и законодательством об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира, о земле, о недрах, лесным, водным законодательством. 

В-пятых, по предмету природоохранной деятельности органов местного самоуправления их полномочия можно разделить на четыре группы. В первую включаются полномочия по охране окружающей природной среды  в целом (как комплексного объекта). Во вторую - по охране отдельных видов природных объектов. Третья группа включает полномочия по созданию особо охраняемых природных территорий и объектов местного значения. Четвертая группа включает полномочия по охране окружающей среды при осуществлении различных видов деятельности (в сельском хозяйстве, градостроительстве, при обращении с бытовыми отходами и т.д.). 

Общие положения о полномочиях органов  местного самоуправления в области  охраны окружающей среды как комплексного объекта закреплены в Федеральном законе от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Федеральном законе от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», а также в соответствующих законах субъектов РФ. 

В соответствии с Федеральным законом «Об  охране окружающей среды» органы местного самоуправления призваны осуществлять непосредственную природоохранительную деятельность на своей территории. 

Ст. 10 Закона «Об охране окружающей среды» определяет, что «управление в области  охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления». 

Не перечисляя полномочий органов местного самоуправления в отдельной статье, указанный  Закон все же закрепляет ряд обязанностей этих органов: принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (ч. 1 ст. 55); учитывать мнение населения или результаты референдума при принятии решения о размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде (ч. 2 ст. 13); оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды и др. 
 

3.3.Современное состояние окружающей среды РФ.

Первая  проблема - ликвидация химического  оружия, обусловленная тем фактом, что Россия стала участницей Конвенции “Об уничтожении химического оружия”. 

Еще одна очень важная проблема - это катастрофический, более 60-процентный уровень износа основных фондов промышленных предприятий - основная причина возникновения  техногенных аварий. 

Еще об одной из самых жизненно важных проблем. О питьевой воде. Чистая вода нужна  всем людям, ведь 80 процентов болезней человека тем или иным образом  связаны с ухудшением качества питьевой воды.

Далее - радиационное загрязнение территорий. Гонка вооружений и несовершенство технологии явились причиной огромного количества радиоактивных отходов.

Необходимо  остановиться подробнее на рассмотрении Экологической доктрины Российской Федерации. В данном документе довольно детально раскрываются вопросы защиты страны от экологических угроз. В первом разделе дается определение доктрины, и излагаются ее правовые основы, в числе которых Конституция Российской Федерации, законы РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, другие федеральные законы, регламентирующие природопользование, а также международные договоры и обязательства РФ в области охраны природы и использования природных ресурсов.

Экологическая доктрина учитывает решения Конференции  ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994г. № 236), основные установки, содержащиеся в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440). 

Второй  раздел посвящен рассмотрению стратегической цели, задач и принципов в области  экологии, которыми является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Третья  часть данной доктрины называет основные направления государственной политики в области экологии. Здесь указываются основные задачи в различных сферах:

Сфера снижения загрязнения окружающей среды  и ресурсоснабжении

Сфера обеспечения устойчивого природопользования

Сфера сохранения и восстановления природной среды и т.д.

Четвертая часть посвящена приоритетным направлениям деятельности по обеспечению экологической  безопасности РФ. Здесь рассматриваются  современные угрозы - терроризм, генетически  измененные организмы.

Пятая часть данной доктрины видится наиболее важной наряду с остальными ее главами. Здесь рассматриваются пути и средства организации государственной политики в области экологии. Выделяется:

Необходимость государственного регулирования охраны окружающей среды.

Осуществление контроля за сохранением природной  среды и экологической безопасности.

Создание  эффективного правового механизма, регулирующего сохранение окружающей среды.

Создание  экономического, финансового механизмов для природоохранной деятельности.

Особенно  важным пунктом является необходимость  международного сотрудничества в данной сфере.

Таким образом, можно выделить как положительные, так и отрицательные аспекты  данного документа. Данная доктрина отличается своей всеобъемлемостью. Она довольно широко освещает многие проблемы и современные тенденции в развитии защиты окружающей среды. Весомым плюсом является тот факт, что экологическая ситуация представлена достаточно объективно, без каких-либо попыток ее приукрасить. Достаточно подробно описываются цели и пути их достижения. Четко прослеживается понимание необходимости индивидуального вклада в улучшение ситуации в области экологии посредством образования и воспитания. 

Но, необходимо отметить, что данная доктрина была принята в 2000 году, с тех пор в сфере защиты окружающей среды не изменилось ничего в лучшую сторону, скорее только в худшую. Данный факт свидетельствует о том, что реализации данной доктрины на практике не происходит. Об этом также свидетельствует отсутствие специального органа, ответственного за обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности. Данный вопрос должен решаться не только на уровне государства, также - на уровне каждого индивида в отдельности. 

Обеспечение экологической безопасности России, как одного из ключевых условий выживания государства, предполагает смену существующих экономических приоритетов на экологические во всех аспектах государственной политики, что невозможно без соответствующего изменения сознания людей и системы ценностей общества в целом, понимания сути экологических проблем и участия каждого человека в их решении. Формирование ответственного отношения граждан к окружающей среде продолжительно по времени и связано с ломкой потребительского стереотипа поведения. Оно должно быть системным, начиная с законодательного уровня, и может быть обеспечено по мере повышения экологической культуры общества как составляющей природноресурсного и природоохранного законодательства и развития принципов ее законодательного обеспечения. 

Информация о работе Внешние эффекты и проблема защиты окружающей среды