Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 00:10, курсовая работа
В данном случае проблема регулирования природопользования становится наиболее актуальной. Деятельность человека привлекла за собой глобальные экологические проблемы, которые впоследствии могут поставить под угрозу существование всего человечества. Именно поэтому необходимо вмешательство государства для проведения определённой политики в области регулирования деятельности экономических субъектов и охраны окружающей среды на национальном уровне.
3. Политика охраны окружающей среды в РФ.
3.1. Органы управления по использованию и охране природных ресурсов и объектов.
3.2. Роль органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды.
3.3.Современное состояние окружающей среды РФ.
Заключение.
Приложение
Теорема Коуза гласит: при нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права собственности распределены между экономическими субъектами, частные и социальные издержки будут равны. [5]
Под трансакционными издержками он понимал затраты и потери, неизбежно возникающие при заключении и совершении любых сделок (трансакций). Речь идет об издержках, связанных со сбором и переработкой информации, поиском партнеров, проведением переговоров и принятием решений, оформлением и юридической защитой контрактов, контролем за их исполнением и т. д.
Теорема Коуза показывает, что внешние эффекты возникают при разногласиях относительно прав на использование ресурсов. Когда ясно, кто обладает правами собственности, и кто кому должен платить за право использования ресурсов, внешние эффекты могут быть устранены путём переговоров. Но осуществление переговоров и обеспечение соглашения по перераспределению этих прав были бы не столь велики. В итоге таких переговоров все не учтенные ранее в рыночных расчетах ресурсы получают денежную оценку и их собственником становится (или остается) тот экономический субъект, которому это наиболее выгодно.
Например,
по соседству расположены
Экспериментальные исследования показали, что теорема Коуза верна для ограниченного числа участников сделки (двух-трех). Поскольку при небольшом числе участников переговоров издержки, связанные с их проведением, вероятнее малы, временные внешние эффекты являются относительно легкоустранимыми и называются внешними эффектами с небольшим числом их источников.
Так же следует отметить, что при решения спорных вопросов вмешательство государства не требуется. Его функция заключается только в установлении прав. Как только эти права установлены, люди могут продать их. Когда затраты на проведение переговоров малы, достижение эффективности гарантировано.
Теорема Коуза, не применима если затраты на проведение переговоров настолько высоки, что они перевешивают выгоды от этих переговоров. Например, предположим, что автомобилисты имеют право ездить на своих машинах около вашего дома. Если в результате вы страдаете от загрязнения воздуха, с кем вы будете вести переговоры об его уменьшении? Автомобилистов слишком много. Возможно, было бы трудно помешать им ездить мимо вашего дома, даже если бы вы заплатили им за то, чтобы они этого не делали. Как определить размер причиняемого ущерба? В данном случае имеют место трудноустранимые внешние эффекты с большим числом их источников. Издержки на переговоры по продаже прав на окружающую среду слишком велики. Частные переговоры не помогут достичь эффективности.
Теорема раскрывает экономический
смысл прав собственности. Четкое их распределение
среди хозяйствующих субъектов ведет
к тому, что все результаты деятельности
каждого субъекта касаются только его,
в результате чего любые внешние
эффекты превращаются
во внутренние. Поэтому главная функция
прав собственности состоит в том, чтобы
давать стимулы для большей интернализации
внешних эффектов. Четкое распределение
прав собственности ведет к минимизации
внешних эффектов. [6]
2.1.2 Практическое
применение теоремы
Коуза: борьба с загрязнением
окружающей среды.
Теорема Коуза помогает выработать правильную стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды. Эффективная политика в области контроля над загрязнением окружающей среды - это такая политика, которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необходимыми для его проведения в жизнь.
На графике (Приложение 2а) показано пересечение кривой предельных общественных выгод MSB с кривой предельных общественных издержек MSC позволяет определить эффективный для данного общества уровень вредных выбросов. Дело в том, что по мере снижения процента загрязняющих окружающую среду выбросов предельные социальные затраты резко возрастают, поэтому каждый дополнительный процент снижения обходится все дороже и дороже.
Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду:
Стандарты по вредным выбросам - это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах.
Практика установления стандартов имеет, однако, свои очевидные нёдостатки. Прежде всего, они разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества. При установлении единых для страны норм не учитываются разная степень остроты экологических проблем в разных регионах, а также существенные различия предельных частных издержек отдельных фирм. Поэтому затраты, связанные с достижением единого уровня загрязнения, могут приводить к значительным потерям отдельных фирм и общества в целом, так как игнорируются существующие в частном секторе сравнительные преимущества. И наконец, что особенно важно, стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения.
Большей гибкостью обладает плата за выбросы. Плата за выбросы - это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Такая система способствует сокращению общего объема вредных выбросов, о чем свидетельствует опыт применения ее в Германии. Однако полной уверенности в том, что стандарты загрязнения не будут нарушены, при такой системе нет.
В
последнее время получают все
более широкое применение новые
методы борьбы с загрязнением окружающей
среды. Среди них такая своеобразная форма,
как продажа прав
на загрязнение природной
среды. Государство определяет объем
вредных выбросов, допустимый в данной
области, и продает его в форме лицензий
с аукциона. На графике (Приложение 2б)
показано, что государство желает сократить
объем вредных выбросов с 1500 до 1000 кг, тогда
государство продает лицензий не 1500, а
1000 шт., каждая из которых дает право на
выброс 1 кг. Поскольку предложение абсолютно
неэластично, равновесие установится
в точке Е. В этом случае цена одной лицензии
на право сброса 1 кг загрязняющего вещества
в день будет равна 100 тыс. руб. Если местное
общество партии защитников окружающей
среды (“зеленых”) решит улучшить экологическую
ситуацию в области, оно может купить часть
лицензий с тем, чтобы изъять их из обращения.
Если эта часть составит 100 лицензий, то
цена одной лицензии повысится до 120 тыс.
руб. Таким образом, продажа прав на загрязнение
является гибким средством в борьбе за
улучшение экологической ситуации в стране.[6]
2.2. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов в странах Европы и США.
Формирование
системы эколого-экономического регулирования
в переходный период развития экономики
требует изучения, осмысления и критического
анализа зарубежного опыта в этой области,
особенно опыта промышленно высокоразвитых
стран. Известно, что механизм экономического
стимулирования отрабатывается, по сути,
с начала XX в., и те модели, которые существуют
в США, Японии, Западной Европе, — это результат
многолетних поисков. Анализ их опыта
необходим для выявления некоторых общих
закономерностей, конкретных подходов
к оптимизации природопользования и оценки
их эффективности.
2.2.1. Экономические методы регулирования экологической сферы в Европе.
На Западе применяются как бы две разновидности экономических методов регулирования экологической сферы — ценовое, или налоговое, регулирование и собственно рыночные механизмы.
Система экологических платежей (налогов) за загрязнение давно известна в теории экологического регулирования. Основателями использования ценовых и налоговых рычагов ресурсосберегающей деятельности были известные ученые начала века А. Пигу, А. Маршалл, позднее — Дж. Мид и др. Поскольку установление ставок платежей, налогов, размеров субсидий и прочих инструментов ценового регулирования осуществляется централизованно, специальными административными, государственными органами, а не складывается в результате рыночных процессов, эту форму экологического регулирования нельзя назвать рыночной, что ничуть не умаляет ее значения в процессе экологизации социально-экономического развития.
Используются следующие основные инструменты ценового экологического регулирования.
1.
Платежи за загрязнение
окружающей среды:
выплата предприятиями-
а)налог на объем продаж, который способствует снижению темпов извлечения ресурса на ранних этапах, так как приводит к повышению цен на данный ресурс;
б)налог на прибыли, иначе называемый рентным, также способствует снижению темпов извлечения ресурса природы;
в)ройялти — выплата компаниями правительству определенного процента стоимости извлеченного ресурса — по сути налог на валовой доход от продажи.
6. Субсидии: государственная помощь природопользователям в проведении природоохранных мероприятий. Осуществляется в виде:
Информация о работе Внешние эффекты и проблема защиты окружающей среды