Внешние эффекты и проблема защиты окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 00:10, курсовая работа

Описание работы

В данном случае проблема регулирования природопользования становится наиболее актуальной. Деятельность человека привлекла за собой глобальные экологические проблемы, которые впоследствии могут поставить под угрозу существование всего человечества. Именно поэтому необходимо вмешательство государства для проведения определённой политики в области регулирования деятельности экономических субъектов и охраны окружающей среды на национальном уровне.

Содержание

3. Политика охраны окружающей среды в РФ.

3.1. Органы управления по использованию и охране природных ресурсов и объектов.

3.2. Роль органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды.

3.3.Современное состояние окружающей среды РФ.

Заключение.

Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 442.00 Кб (Скачать)
  • установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект;
  • освобождения от налогообложения экологических фондов;
  • передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
  • установления повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов;
  • применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;
  • введения специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;
  • применения льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды.[11]
 
 

   3. Политика охраны окружающей среды в РФ.

     3.1. Органы управления по использованию и охране природных ресурсов и объектов.

Государственное управление использованием и охраной  природных ресурсов осуществляют различные  государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие  на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, органы специальной компетенции, функциональные органы. 

Особенность управления природопользованием и  охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается  в том, что они осуществляют эту  деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, - развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д. 

Деятельность  органов общей компетенции в  области природопользования и охраны окружающей среды на уровне субъектов Российской Федерации регулируется как федеральным законодательством, так и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Она включает обеспечение реализации государственной экологической политики; координацию деятельности министерств и ведомств в данной сфере; планирование рационального природопользования и охраны окружающей среды; организацию ведения кадастров природных ресурсов на уровне субъектов; осуществление государственного контроля за природопользованием и охраной окружающей среды и др. 

К органам общей компетенции, осуществляющим государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся: Федеральное Собрание РФ; Президент России; Правительство России; администрация субъектов РФ; органы местной администрации. 

С учетом действия принципа разделения властей роль Федерального Собрания РФ в государственном управлении природопользованием и охраной окружающей среды минимальна. Она сводится, в частности, к принятию решения об объявлении зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды». 

Кроме того, на парламент возлагается ряд  контрольных полномочий, предусмотренных  Конституцией РФ, которые имеют косвенное  отношение к рассматриваемой  сфере. Причем в основном они принадлежат Государственной Думе. 

Природоохранительная  деятельность Президента России регулируется многими актами, включая Конституцию  РФ. К важнейшим функциям управленческой деятельности Президента, предусмотренных  Конституцией, можно отнести определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество; организацию системы центральных органов исполнительной власти России; гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды. 

Компетенция Правительства РФ и правительств субъектов РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами - как общими, так и экологическими. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ: 

* обеспечивает  проведение в Российской Федерации  единой государственной политики  в области экологии; 

* осуществляет  управление федеральной собственностью  на природные ресурсы; 

* проводит  меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав  граждан и др. 

Более подробно полномочия Правительства  РФ регламентированы в Законе «Об  охране окружающей среды», иных актах законодательства об окружающей среде. В частности, Приятельство РФ: 

* обеспечивает  разработку и реализацию государственных  экологических программ; 

* координирует  деятельность министерств и ведомств  на территории РФ в области  охраны окружающей среды; 

* устанавливает  порядок образования и использования  федерального внебюджетного экологического  фонда; 

* организует  подготовку и распространение  ежегодного государственного доклада  о состоянии окружающей природной  среды; 

* устанавливает порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов; 

* устанавливает  порядок определения платы и  ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия; 

* принимает  решения об организации особо  охраняемых природных территорий  и объектов и включении их  в природно-заповедный фонд Российской Федерации; 

* организует  систему всеобщего непрерывного  экологического воспитания и  образования граждан и др. 

В решении  задач обеспечения рационального  природопользования и охраны природы  велика роль специализированных органов  управления, действующих на разных уровнях. На них возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, лицензированием, сертификацией, контролем и т.д. 

К специализированным относятся органы, созданные исключительно  для решения задач в сфере взаимодействия общества и природы. Поскольку власть этих органов по специальным вопросам охраны природы и рациональному природопользованию распространяется на всё отрасли народного хозяйства и сферы деятельности, их часто называют межотраслевыми или надведомственными органами. 

Структура органов управления в области  охраны окружающей среды

и природопользования, начиная с начала 90-х годов  прошлого века, претерпевала постоянные изменения. Изменялось как количество органов исполнительной власти в  области охраны окружающей среды, так и их полномочия. Крупные и незначительные реорганизации проходили с периодичностью от одного до четырех лет. 

Административная  реформа началась в 2004 году и продолжается до последнего времени. Лексин В.П. Административная реформа: федеральный, региональный и местный уровни. Статья 2. Идеология административной реформы и первый этап ее реализации // РЭЖ. №3, 2006, стр. 3-22. 

Указ  Президента РФ №314 от 9 марта 2004 г. «О системе  и структуре федеральных органов  исполнительной власти» радикально изменил структуру государственной власти и управления на федеральном уровне. Была введена трехуровневая структура органов власти и управления: Министерства, службы, агентства. 

Изменения затронули как властные отношения  по вертикали (федеральные органы государственной власти - органы государственной власти субъектов Российской Федерации - органы местного самоуправления), так и по горизонтали (между федеральными органами государственной власти). 

Особое  значение имело реформирование Министерства природных ресурсов Российской Федерации (передача подавляющего большинства правоприменительных полномочий вновь образованным подведомственным органам: Росприроднадзору, Росводресурсам, Рослесхозу, Роснедрам), Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (образование Россельхознадзора, Росрыболовства), создание Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (передача последней ряда полномочий реорганизованных и ликвидированных федеральных органов исполнительной власти) и др. 

20 мая  2004 г. Указом Президента Российской  Федерации Федеральная служба  по технологическому надзору  и Федеральная служба по атомному  надзору преобразованы в Федеральную  службу по экологическому, технологическому  и атомному надзору (Ростехнадзор). 

Таким образом, вместо одного органа - Министерства природных ресурсов России было создано  три - Министерство природных ресурсов России, Ростехнадзор (которая напрямую подчиняется премьеру), Росприроднадзор (которая находится в ведении  министра природных ресурсов). Причем каждое из этих ведомств имеет свои территориальные органы в каждом субъекте Российский Федерации. 

Кроме этих трех ведомств, окружающую среду  фактически контролирует Федеральная  служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, входящая в систему Министерства здравоохранения и социального развития, а также Россельхознадзор, который тоже наделен полномочиями по регулированию природопользования и контроля за состоянием окружающей среды. 

При этом полномочия этих органов не были четко определены, в результате чего произошло их дублирование, а, следовательно, общее увеличение численности аппарата при недостатке его в каждом конкретном органе. Например, контроль и надзор за водными биологическими ресурсами и средой их обитания возложены на Росприроднадзор и Россельхознадзор. 

Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования преобразована  в Федеральную службу по надзору  в сфере природопользования (Росприроднадзор), а функции в сфере экологического надзора переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. 

Дополнительные  изменения в управление природопользованием  и охраной окружающей среды по распределению прав, обязанностей и  ответственности между уровнями власти внес Федеральный закон от 22.08.2004 г. №122 - ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 

В сфере  природопользования, среди основных изменений, внесенных этим законом, можно выделить перераспределение  прав и ресурсов на уровень федеральный, а ответственности за состояние  природной среды - на уровень региональных. 

Министерство  природных ресурсов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. 

Министерство  природных ресурсов Российской Федерации  на основании и во исполнение Конституции  Российской Федерации, федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам: 

а) геологическое  изучение, рациональное использование  и охрана недр; 

б) использование, охрана, защита лесного фонда и  воспроизводство лесов; 

в) использование  и охрана водных объектов; 

Информация о работе Внешние эффекты и проблема защиты окружающей среды