Внешние эффекты и проблема защиты окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 00:10, курсовая работа

Описание работы

В данном случае проблема регулирования природопользования становится наиболее актуальной. Деятельность человека привлекла за собой глобальные экологические проблемы, которые впоследствии могут поставить под угрозу существование всего человечества. Именно поэтому необходимо вмешательство государства для проведения определённой политики в области регулирования деятельности экономических субъектов и охраны окружающей среды на национальном уровне.

Содержание

3. Политика охраны окружающей среды в РФ.

3.1. Органы управления по использованию и охране природных ресурсов и объектов.

3.2. Роль органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды.

3.3.Современное состояние окружающей среды РФ.

Заключение.

Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 442.00 Кб (Скачать)

   а)грантов (стипендий) — безвозмездной финансовой помощи государства предприятию для реализации крупномасштабного проекта по значительному снижению загрязнения окружающей среды;

   б)мягких ссуд или низкопроцентных кредитов предприятиям на осуществление экологизации производства (совершенствование технологий);

   в)налоговых льгот (например, по подоходным налогам, налоговых скидок на ускоренную амортизацию природоохранного оборудования, снижения налога на механические транспортные средства, использующие "незагрязняющие" виды топлива и т.п.). Этот инструмент стимулирования широко распространен в странах 
Запада, поскольку налоговые льготы непосредственно отражаются на доходах и дополнительных прибылях предприятий, в отличие от дифференциации налогов на прибыль, которая функционирует через механизм цен.

   7. Экологическое страхование: страхование экономической (имущественной) ответственности предприятий-источников повышенного экологического риска за причинение экономического ущерба третьим лицам в связи с аварийным и внезапным загрязнением окружающей среды. Целью экологического страхования является компенсация ущерба, причиняемого окружающей среде, и экономическое стимулирование предотвращения аварий, в результате которых этот ущерб образуется.

   В целом в развитых странах мира находят применение более 150 разных инструментов, из которых свыше 50 % составляют различные платежи, около 30 % — субсидии, остальное приходится на прочие экономические стимулы (экологическое страхование, залогово-возвратные платежи и пр.).

   Наряду  с положительными моментами в  ходе использования экономических  методов выяснилось, что их усложнение ведет, во-первых, к росту производственных затрат, во-вторых, — к снижению экологических результатов, поскольку, реализуя принцип "загрязняй, но плати", они могут ухудшить состояние природной среды. Эти негативные моменты послужили причиной распространения рыночных процессов в экологической сфере. Рубеж 70—80-х годов XX ст. знаменует начало нового этапа в использовании экономических методов в природоохранной сфере передовых государств мира в связи с формированием особого рынка разрешений на загрязнение.

   Рынком разрешений (или прав, лицензий) на выбросы принято называть конкурентную систему распределения прав на выбросы обычно посредством купли-продажи лицензий после их первоначального распределения между участниками рынка.

   Схематически  формирование современного "рынка загрязнений" можно представить следующим образом. Первоначально компетентные органы природоохраны определяют допустимые масштабы воздействия на природу, далее распределяют лицензии на выбросы между заинтересованными сторонами, а затем предоставляют предпринимателям полную свободу перераспределять, перепродавать свои лицензии. Органы управления лишь следят за эквивалентностью сделок, то есть за тем, чтобы общее воздействие на природу не увеличилось, а также способствуют созданию рыночной инфраструктуры — организаций, обеспечивающих закрепление прав собственности, — и реализацию этих прав путем выдачи лицензий или сертификатов собственности. В их компетенцию входит осуществление контроля за деятельностью экологических банков и бирж, обеспечение сделок по торговле правами на выбросы.[2] 

     2.2.2. Рыночное регулирование природопользования в США.

   Основные  элементы системы рыночного регулирования в США:

    баббл-принцип (принцип "пузыря" или "облака"), в соответствии с которым норматив выбросов устанавливается для целого региона, а находящиеся на его территории предприятия могут совместно найти наиболее выгодный вариант обеспечения соблюдения этого норматива. Теперь не каждая "дымящая труба", а территория региона в целом, отдельные источники эмиссии загрязнений которой как бы формируют "облако", становится объектом установления экологических нормативов. Цель "баббл-принципа" — развязать предприятиям руки для достижения наибольшей экономической эффективности за счет оптимального перераспределения выбросов между участниками рынка. Например, если на одной территории расположены крупная электростанция и несколько мелких котелен, то оказывается выгоднее улавливать оксиды серы и азота на крупном источнике, чем пытаться бороться с выбросами от каждого мелкого загрязнителя. Принцип "пузыря" создает условия для торговли правами на загрязнение на уровне региона;

  • политика компенсации выбросов позволяет предприятиям, уменьшившим свои выбросы, приобретать тем самым право на выброс, фиксируемое в соответствующем документе — лицензии, или разрешении, на выброс. Эту лицензию можно продать фирме, желающей разместить в данном регионе предприятия и нуждающейся в разрешении на эмиссию своих загрязнений. Иначе говоря, появление новых выбросов компенсируется снижением ранее существовавших в регионе. При этом продавцы обязаны сократить выбросы на величину, большую, чем будут осуществлять покупатели. Например, "General Motors" получила разрешение на строительство нового завода в Оклахоме, после того как через местную торговую палату было достигнуто соглашение с нефтяными компаниями, осуществляющими производство в данном районе, об уменьшении ими выбросов углеводорода в качестве компенсации за выбросы завода "General Motors";
  • банки выбросов — специальные банки, в которые фирма, сократившая объемы своих выбросов ниже уровня, предусмотренного нормативами, может положить аккредитив, полученный на разницу, чтобы впоследствии продать или использовать его при необходимости. Это облегчает потенциальным покупателям лицензий поиск подходящих продавцов. Банки выполняют и учетную функцию, обеспечивая процесс погашения израсходованных прав и не допуская их повторного использования;
  • биржи прав на загрязнение — посреднические организации необходимые при расширении рынка прав на загрязнения для проведения сделок по купле-продаже прав на выбросы.

   Механизм  торговли правами на выбросы в  США, где он получил наибольшее распространение, уже показал высокую эколого-экономическую эффективность, обеспечивая значительную экономию средств на охрану окружающей среды за счет разницы в себестоимости борьбы с загрязнениями на различных предприятиях.

   Применение  данных рычагов в различных европейских  странах и США представлено  в Приложении 3. [2] 

    2.3.Государственное регулирование природопользования в России.

        2.3.1.Основные принципы охраны окружающей природной среды. 

   При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей  отрицательное воздействие на состояние  окружающей природной среды, Советы народных депутатов, другие государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими основными принципами:

  • приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
  • научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;
  • рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
  • соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;
  • гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач; [10]
 

            Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды производится за счет:

  • республиканского бюджета Российской Федерации, бюджетов республик в составе Российской Федерации, бюджетов автономной области, автономных округов, областей, краев и местных Советов народных депутатов;
  • средств предприятий, учреждений и организаций;
  • федерального, республиканских, краевых, областных, местных экологических фондов;
  • фондов экологического страхования;
  • кредитов банков;
  • добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, а также других источников. [14]

   2.3.2.Экономическиймеханизм охраны окружающей природной среды.

   Экономический механизм охраны окружающей природной среды  имеет своими задачами:

  • планирование и финансирование природоохранных мероприятий;
  • установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;
  • установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
  • предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
 

         Система    экономического   регулирования   природопользования   в    России сформирована Законом «Об охране окружающей среды». Основным в  этой системе явилось следующее:

          -   наличие   разрешений   на   выбросы,   выдаваемых   региональными

   природоохранными  комитетами;

         - наличие договора и лицензии  на  комплексное  природопользование,  в

которых устанавливаются допустимые объемы  выбросов, платы природоохранных мероприятий, нормативы и порядок расчета и внесения                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              платежей за  загрязнение

окружающей  среды;

         - введение платежей  за загрязнение;

         - создание системы экологических  фондов;

        - создание системы налоговых льгот.

     Основным инструментом регулирования  природопользования  стали  платежи  за загрязнение в экологические  фонды (Приложение 4). Платежи уплачиваются по двум ставкам.  По  одной ставке  оплачиваются выбросы в пределах  установленного  норматива,  а по  другой,  повышенной, предприятие платит за превышение  выбросов  над  нормативом.  Обычно  ставка платежа за сверхнормативные выбросы в 5  раз  превышает  базовую  (но  после индексации платежей, проведенной в 1993 г., в ряде случаев  она  может  быть выше в 25 раз). Региональные  экологические  комитеты  могут  корректировать базовую ставку, приводя ее в соответствие с региональными особенностями. 
 

     Платность использования  природных ресурсов.

   1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.

   2. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

  • за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
  • за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
  • на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

   3. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за:

  • выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;
  • выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.

   4. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации. 

   Внесение  платы за использование природных  ресурсов не освобождает природопользователя  от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.[14] 

   Экономическое стимулирование охраны  окружающей природной среды.

В Российской Федерации осуществляется стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей природной среды путем:

Информация о работе Внешние эффекты и проблема защиты окружающей среды