Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 00:10, курсовая работа
В данном случае проблема регулирования природопользования становится наиболее актуальной. Деятельность человека привлекла за собой глобальные экологические проблемы, которые впоследствии могут поставить под угрозу существование всего человечества. Именно поэтому необходимо вмешательство государства для проведения определённой политики в области регулирования деятельности экономических субъектов и охраны окружающей среды на национальном уровне.
3. Политика охраны окружающей среды в РФ.
3.1. Органы управления по использованию и охране природных ресурсов и объектов.
3.2. Роль органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды.
3.3.Современное состояние окружающей среды РФ.
Заключение.
Приложение
а)грантов (стипендий) — безвозмездной финансовой помощи государства предприятию для реализации крупномасштабного проекта по значительному снижению загрязнения окружающей среды;
б)мягких ссуд или низкопроцентных кредитов предприятиям на осуществление экологизации производства (совершенствование технологий);
в)налоговых
льгот (например, по подоходным налогам,
налоговых скидок на ускоренную амортизацию
природоохранного оборудования, снижения
налога на механические транспортные
средства, использующие "незагрязняющие"
виды топлива и т.п.). Этот инструмент стимулирования
широко распространен в странах
Запада, поскольку налоговые льготы непосредственно
отражаются на доходах и дополнительных
прибылях предприятий, в отличие от дифференциации
налогов на прибыль, которая функционирует
через механизм цен.
7. Экологическое страхование: страхование экономической (имущественной) ответственности предприятий-источников повышенного экологического риска за причинение экономического ущерба третьим лицам в связи с аварийным и внезапным загрязнением окружающей среды. Целью экологического страхования является компенсация ущерба, причиняемого окружающей среде, и экономическое стимулирование предотвращения аварий, в результате которых этот ущерб образуется.
В целом в развитых странах мира находят применение более 150 разных инструментов, из которых свыше 50 % составляют различные платежи, около 30 % — субсидии, остальное приходится на прочие экономические стимулы (экологическое страхование, залогово-возвратные платежи и пр.).
Наряду с положительными моментами в ходе использования экономических методов выяснилось, что их усложнение ведет, во-первых, к росту производственных затрат, во-вторых, — к снижению экологических результатов, поскольку, реализуя принцип "загрязняй, но плати", они могут ухудшить состояние природной среды. Эти негативные моменты послужили причиной распространения рыночных процессов в экологической сфере. Рубеж 70—80-х годов XX ст. знаменует начало нового этапа в использовании экономических методов в природоохранной сфере передовых государств мира в связи с формированием особого рынка разрешений на загрязнение.
Рынком разрешений (или прав, лицензий) на выбросы принято называть конкурентную систему распределения прав на выбросы обычно посредством купли-продажи лицензий после их первоначального распределения между участниками рынка.
Схематически
формирование современного "рынка загрязнений"
можно представить следующим образом.
Первоначально компетентные органы природоохраны
определяют допустимые масштабы воздействия
на природу, далее распределяют лицензии
на выбросы между заинтересованными сторонами,
а затем предоставляют предпринимателям
полную свободу перераспределять, перепродавать
свои лицензии. Органы управления лишь
следят за эквивалентностью сделок, то
есть за тем, чтобы общее воздействие на
природу не увеличилось, а также способствуют
созданию рыночной инфраструктуры — организаций,
обеспечивающих закрепление прав собственности,
— и реализацию этих прав путем выдачи
лицензий или сертификатов собственности.
В их компетенцию входит осуществление
контроля за деятельностью экологических
банков и бирж, обеспечение сделок по торговле
правами на выбросы.[2]
2.2.2. Рыночное регулирование природопользования в США.
Основные
элементы системы рыночного
♦ баббл-принцип (принцип "пузыря" или "облака"), в соответствии с которым норматив выбросов устанавливается для целого региона, а находящиеся на его территории предприятия могут совместно найти наиболее выгодный вариант обеспечения соблюдения этого норматива. Теперь не каждая "дымящая труба", а территория региона в целом, отдельные источники эмиссии загрязнений которой как бы формируют "облако", становится объектом установления экологических нормативов. Цель "баббл-принципа" — развязать предприятиям руки для достижения наибольшей экономической эффективности за счет оптимального перераспределения выбросов между участниками рынка. Например, если на одной территории расположены крупная электростанция и несколько мелких котелен, то оказывается выгоднее улавливать оксиды серы и азота на крупном источнике, чем пытаться бороться с выбросами от каждого мелкого загрязнителя. Принцип "пузыря" создает условия для торговли правами на загрязнение на уровне региона;
Механизм торговли правами на выбросы в США, где он получил наибольшее распространение, уже показал высокую эколого-экономическую эффективность, обеспечивая значительную экономию средств на охрану окружающей среды за счет разницы в себестоимости борьбы с загрязнениями на различных предприятиях.
Применение
данных рычагов в различных
2.3.Государственное регулирование природопользования в России.
2.3.1.Основные принципы охраны окружающей природной среды.
При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, Советы народных депутатов, другие государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими основными принципами:
Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды производится за счет:
2.3.2.
Экономический механизм охраны окружающей природной среды имеет своими задачами:
Система экономического регулирования природопользования в России сформирована Законом «Об охране окружающей среды». Основным в этой системе явилось следующее:
- наличие разрешений на выбросы, выдаваемых региональными
природоохранными комитетами;
- наличие договора и лицензии
на комплексное
которых
устанавливаются допустимые объемы
выбросов, платы природоохранных мероприятий,
нормативы и порядок расчета и внесения
окружающей среды;
- введение платежей за загрязнение;
- создание системы
- создание системы налоговых льгот.
Основным инструментом
Платность использования природных ресурсов.
1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.
2. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:
3. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за:
4. Порядок исчисления и применения нормативов
платы за использование природных ресурсов
определяется Правительством Российской
Федерации.
Внесение
платы за использование природных
ресурсов не освобождает
Экономическое
стимулирование охраны окружаю
В Российской
Федерации осуществляется стимулирование
рационального
Информация о работе Внешние эффекты и проблема защиты окружающей среды