Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:47, дипломная работа
Цель данной выпускной квалификационной работы – провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия ООО «Технополис» и на основании данных анализа предложить мероприятия по её снижению. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ финансового состояния ООО «Технополис»
2. Классифицировать дебиторскую и кредиторскую задолженности в структуре оборотных средств предприятия.
3. Проанализировать состав и структуру дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии, их оборачиваемость.
5. По результатам анализа предложить мероприятия по управлению дебиторской и кредиторской задолженностями на предприятии.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы дебиторской задолженности: сущность,
содержание и методы анализа…………………………………………………….6
1. 1. Теоретические аспекты дебиторской задолженности…………………..6
1. 2. Подходы к управлению дебиторской задолженностью………….... …14
1. 3. Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности и ее влияние
на финансовые результаты предприятия………………………………….19
2. Анализ дебиторской задолженности на предприятии ООО
«Технополис»»……………………………………………………………………..26
2. 1. Общая характеристика ООО «Технополис»…………………………...26
2.2. Финансовый анализ деятельности ООО «Технополис»……………….30
2. 3. Сравнительный анализ состава, структуры и оборачиваемости
дебиторской и кредиторской задолженности на ООО «Технополис»….....42
3. Выводы по результатам проведенного анализа и рекомендации по
совершенствованию управления дебиторской задолженностью на ООО «Технополис»…………………………………………………………………........52
3. 1. Выводы по результатам проведенного финансового анализа и
исследования дебиторской и кредиторской задолженности ООО
«Технополис»……………………………………………………………….....52
3. 2. Рекомендации и предложения по совершенствованию управления
дебиторской задолженностью на ООО «Технополис»……………………..56
Заключение………………………………………………………………………...69
Список используемых источников……………………………………………..74
Приложение…………………………………………………………………….….78
1. Выставление счетов: при циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на «А» могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на «Б», счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и составления. Для ускорения взимания платежей можно направлять счета- фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы. Во всяком случае, вы должны составлять счета на крупные суммы немедленно.
2. Процесс оценки покупателя: перед предоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм. Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в финансово неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Также предприятию необходимо быть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного года (около 50 процентов коммерческих предприятий терпят крах в течение первых двух лет). Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов (стоимость имущественного залога должна равняться или превышать остаток на счете). Если необходимо, следует воспользоваться помощью агентства по сбору платежей для востребования денежных средств с неподчиняющихся покупателей.
Необходимо классифицировать дебиторские задолженности по срокам оплаты (расположить их по времени, истекшему с даты выставления счета) для выявления покупателей, нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи. После того как будут сравнены текущие, классифицированные по срокам дебиторские задолженности с дебиторскими задолженностями прежних лет, промышленными нормативами и показателями конкурентов, можно подготовить отчет об убытках по безнадежным долгам, показывающий накопленные убытки по покупателям, условиям продажи и размерам сумм и систематизированный по данным о подразделении, производственной линии и типе покупателя (например, отрасли промышленности). Потери безнадежного долга обычно выше у малых компаний.
3. Защита страхованием: можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.
4. Факторинг: возможность перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация4.
При предоставлении коммерческого кредита следует оценить конкурентоспособность предприятия, текущие экономические условия. В период спада кредитную политику следует ослабить, чтобы стимулировать бизнес. Например, компания может не выставлять повторно счет покупателям, которые получают скидку при оплате наличными, даже после того, как срок действия скидки истек. Но можно ужесточить кредитную политику в условиях дефицита товаров, поскольку в такие периоды компания, как продавец, имеет возможность диктовать условия.
В целом управление дебиторской задолженностью включает:
1. Анализ дебиторов.
2. Анализ реальной стоимости существующей дебиторской задолженности.
3. Контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности.
4. Разработку политики авансовых расчетов и предоставления коммерческих кредитов.
5. Оценку и реализацию факторинга.
Анализ дебиторов предполагает прежде всего анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий факторинговых договоров. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или наоборот - о возможности снижения процента по коммерческим кредитам.
1.3. Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности и ее
влияние на финансовые результаты предприятия
Анализ дебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва по сомнительным долгам. Анализ дебиторской задолженности начинается с оценки её состояния и динамики оборачиваемости, поскольку любое замедление в оплате ведёт к увеличению затрат, связанных с задолженностью. Задержки в оплате также могут служить сигналом об ухудшении качества дебиторской задолженности. В отечественной и иностранной литературе для целей анализа используется показатель оборачиваемости дебиторской задолженности и другие, производные от него. Однако с помощью данных показателей невозможно отследить качественные изменения в дебиторской задолженности и оценить происходящую динамику. Указанных недостатков лишена методика, основанная на сопоставлении доли клиента в дебиторской задолженности с его долей в товарообороте организации. То есть, предоставление клиенту товарного кредита эффективно тогда, когда вклад клиента в товарооборот превышает его вклад в формирование дебиторской задолженности. В качестве анализируемого периода принимается месяц или квартал. Рассмотрим этапы применения методики.
На первом этапе определяется:
1. Оборачиваемость дебиторской задолженности как в целом по организации (средняя величина), так и по каждому её клиенту.
2. Доля каждого клиента в дебиторской задолженности и в товарообороте организации.
На втором этапе все клиенты, в зависимости от значения показателя оборачиваемости, разбиваются на четыре группы:
1. Оборачиваемость равна нулю.
2. Оборачиваемость от нуля до значения ниже среднего по организации.
3. Оборачиваемость выше среднего по организации;
4. Нет дебиторской задолженности.
Третий этап – собственно сам анализ. На этом этапе в зависимости от задачи, поставленной руководством организации, производится группировка полученных результатов по:
1. Отделам.
2. Менеджерам.
3. Клиентам.
Предложенная классификация позволит начать работу по анализу, отслеживанию и взысканию задолженности, используя возможности программного продукта EXCEL5.
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей - характеристика финансовой устойчивости фирмы и эффективности финансового менеджмента. В практике финансовой деятельности российских фирм зачастую складывается такая ситуация, которая делает невыгодным снижение дебиторской задолженности без изменения кредиторской (обязательств). Уменьшение дебиторской задолженности снижает коэффициент покрытия (ликвидности), фирма приобретает признаки несостоятельности и становится уязвимой со стороны госорганов и кредиторов.
Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской6.
При анализе соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей, необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.
На уровень дебиторской задолженности влияют следующие основные факторы:
1. Оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты.
2. Контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности.
3. Анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации.
Делая обобщение можно сделать вывод, что в основе управления дебиторской задолженностью лежит два подхода:
1. Сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции.
2. Сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.
Оценка реального состояния дебиторской задолженности, то есть оценка вероятности безнадежных долгов - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер может при этом использовать накопленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугам экспертов - консультантов.
С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии. Предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях.
1. Снижение цены приводит к расширению продаж, а структура затрат такова, что это отражается на увеличении общей прибыли от реализации данной продукции. Другими словами, товар высокоэластичен и имеет достаточно высокую долю постоянных затрат.
2. Система скидок интенсифицирует приток денежных средств в условиях дефицита на предприятии. При этом возможно краткосрочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата от проведения конкретных сделок.
3. Система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату.
Как уже было сказано, одним из важных моментов в управлении оборотным капиталом является определение разумного соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями. При этом необходимо проводить оценку не только своих собственных условий кредитования покупателей, но и условий кредита поставщиков сырья и материалов, с точки зрения уменьшения затрат или увеличения дополнительного дохода, получаемого предприятием при использовании скидок. Система скидок способствует защите предприятия от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме. Таким образом, для того чтобы определить, следует ли покупателю предоставлять скидку за авансовые выплаты остатков на счетах, финансовому менеджеру следует сравнить доход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки.
Для того чтобы решить, следует ли компании давать кредит малоэффективным покупателям, надо сравнить доход от дополнительных продаж с дополнительными издержками, связанными с дебиторской задолженностью. Если у компании есть резервные производственные мощности, дополнительный доход является маржинальной прибылью с новых продаж, так как постоянные затраты в этом случае не меняются. Дополнительные расходы по дебиторской задолженности объясняются возможным увеличением безнадежных долгов и вложением денежных средств в дебиторскую задолженность на более продолжительный период времени 7.
В зависимости
от размера дебиторской
Этап 1. Задается критический уровень дебиторской задолженности; все расчетные документы, относящиеся к задолженности, превышающей критический уровень, подвергаются проверке в обязательном порядке.
Этап 2. Из оставшихся расчетных документов делается контрольная выборка. Для этого применяются различные способы. Одним из самых простейших является n-процентный тест (так, при n = 10% проверяют каждый десятый документ, отбираемый по какому-либо признаку, например по времени возникновения обязательства).
Существуют и более сложные статистические методы отбора, основанные на задании критических значений уровня значимости, ошибки выборки, допустимого отклонения между отраженным в отчетности и исчисленным по выборочным данным размером дебиторской задолженности и т.п. В этом случае определяют интервал выборки по денежному измерителю, и каждый расчетный документ, на который падает граница очередного интервала, отбирается для контроля и анализа.
Этап 3. Проверяется реальность сумм дебиторской задолженности в отобранных расчетных документах. В частности, могут направляться письма контрагентам с просьбой подтвердить реальность проставленной в документе или проходящей в учете
Этап 4. Оценивается существенность выявленных ошибок. При этом могут использоваться различные критерии. Так, национальными учетными стандартами Австралии отклонение между учетной и подтвержденной в результате контрольной проверки суммами в размере, превышающем 10%, признается существенным (материальным). Если отклонение варьирует от 5 до 10%, решение о его существенности принимает аналитик (управляющий, бухгалтер, аудитор) по своему усмотрению. Отклонение, не превышающее 5%-ного уровня, признается несущественным.