Управление дебиторской задолженностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:47, дипломная работа

Описание работы

Цель данной выпускной квалификационной работы – провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия ООО «Технополис» и на основании данных анализа предложить мероприятия по её снижению. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ финансового состояния ООО «Технополис»
2. Классифицировать дебиторскую и кредиторскую задолженности в структуре оборотных средств предприятия.
3. Проанализировать состав и структуру дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии, их оборачиваемость.
5. По результатам анализа предложить мероприятия по управлению дебиторской и кредиторской задолженностями на предприятии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы дебиторской задолженности: сущность,
содержание и методы анализа…………………………………………………….6
1. 1. Теоретические аспекты дебиторской задолженности…………………..6
1. 2. Подходы к управлению дебиторской задолженностью………….... …14
1. 3. Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности и ее влияние
на финансовые результаты предприятия………………………………….19
2. Анализ дебиторской задолженности на предприятии ООО
«Технополис»»……………………………………………………………………..26
2. 1. Общая характеристика ООО «Технополис»…………………………...26
2.2. Финансовый анализ деятельности ООО «Технополис»……………….30
2. 3. Сравнительный анализ состава, структуры и оборачиваемости
дебиторской и кредиторской задолженности на ООО «Технополис»….....42
3. Выводы по результатам проведенного анализа и рекомендации по
совершенствованию управления дебиторской задолженностью на ООО «Технополис»…………………………………………………………………........52
3. 1. Выводы по результатам проведенного финансового анализа и
исследования дебиторской и кредиторской задолженности ООО
«Технополис»……………………………………………………………….....52
3. 2. Рекомендации и предложения по совершенствованию управления
дебиторской задолженностью на ООО «Технополис»……………………..56
Заключение………………………………………………………………………...69
Список используемых источников……………………………………………..74
Приложение…………………………………………………………………….….78

Работа содержит 1 файл

Выпускная квалификационная работа Олейниковой С. М..doc

— 983.00 Кб (Скачать)

Процесс управления дебиторской задолженностью начинается с формирования кредитной политики компании. Её существенными показателями являются:

1. Определение условий предоставления товарного кредита.

2. Расчёт максимального срока предоставления товарного кредита.

3. Составление «матрицы скидок» - таблицы, содержащей варианты скидок за отгружаемый товар (оказываемые услуги) в зависимости от сроков его оплаты. То есть, в качестве цены, указываемой в прейскуранте, принимается цена товара, предоставленного в кредит на максимально установленный срок.

Ниже приводятся порядок обоснования  указанных показателей.

1. Представляется целесообразным клиентам, не имеющим кредитной истории, не выдавать товарный кредит в течение двух месяцев с момента начала продаж – отгрузка товара только на условиях немедленной оплаты. Товарный кредит следует выдавать, начиная с третьего месяца отгрузок в объёме среднемесячного товарооборота за прошедшие месяцы. Принятие решения о предоставлении клиенту товарного кредита должно сопровождаться мерами по страхованию риска неоплаты. Одной из доступных и действенных мер является взимание с клиента аванса в размере фиксированного процента от объёма отгрузки. Опыт свидетельствует, что приобретая товар пусть даже и с небольшой затратой денег, клиенты более ответственно относятся к своей деятельности, желая скорее вернуть средства, что благотворно сказывается как на обороте, так и на качестве дебиторской задолженности. Для расчёта фиксированного размера аванса можно использовать бухгалтерские данные за прошлый период. Для исключения влияния сезонных факторов, в качестве такого периода лучше выбрать один год. Тогда размер аванса рассчитывается по формуле:

 

                          Клиенты (предоплата за год)

Ар  =   ----------------------------------------------------  * 100%                  (1)         

                                          Товарооборот (годовой)

 

Опыт свидетельствует, что фиксированный размер аванса целесообразно установить на уровне в 25 % от объёма отгрузки. Разность между предлагаемым значением и полученным расчётным путём свидетельствует о степени мягкости существующей кредитной политики организации.

2. Поскольку у компании существуют обязательства перед поставщиками товаров и услуг, ограниченные конкретными временными рамками, то срок предоставления товаров в кредит покупателям не может превышать планового периода оборачиваемости кредиторской задолженности. Однако расчётное значение периода оборачиваемости кредиторской задолженности необходимо уменьшить скорректировать на срок нахождения денег в пути (3-4 дня). Скорректированное значение периода оборачиваемости кредиторской задолженности сравнивается со сложившимися периодами предоставления товарного кредита.

3. При определении размера скидки необходимо учитывать долю безнадёжных долгов в товарообороте организации, поскольку указанные потери для сохранения установленного уровня рентабельности можно компенсировать только в величине наценки (скидки). Определить величину безнадёжной задолженности финансовый менеджер может самостоятельно, считая таковой любую просроченную свыше 90 дней задолженность, либо воспользоваться результатами аудиторского заключения. Полученное значение руководство организации может использовать в качестве ориентира  при оценке работы менеджеров по продажам, а финансовые службы использовать в последующих вычислениях.

Далее, при расчёте  скидки следует исходить из равноценности  финансовых последствий (с учётом времени) наценки и скидки. Периоды отсрочки при предоставлении товарного кредита следует унифицировать, что позволит упростить учёт поступления средств по оплате дебиторской задолженности в плане поступления денежных средств.

Широкое распространение  в управлении дебиторской задолженностью (в формировании политики условий  продаж) получили коэффициенты инкассации. Коэффициенты инкассации - доля поступлений от задолженности определенного срока по отношению к объему реализации периода возникновения задолженности.

Коэффициенты  инкассации на каждую дату рассчитываются по отдельным группам задолженности. Например, коэффициенты инкассации в июне включают коэффициент инкассации текущей (июньской) задолженности, коэффициент инкассации задолженности по продукции, отгруженной в мае и т.д. Суммарный коэффициент инкассации равен отношению погашения дебиторской задолженности за все периоды к объемам поставок за последний период.

Если К > 1, то дебиторская задолженность снизилась, если К < 1, то дебиторская задолженность и вероятность формирования безнадежной задолженности растут.

Снятие (смягчение) ограничений на коммерческий кредит и увеличение срока кредита приводят к снижению коэффициентов инкассации.

Уровень дебиторской  задолженности определяется многими  факторами: вид продукции, емкость  рынка, степень насыщенности рынка  данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера.

Основными видами расчетов являются продажа за наличный расчет и продажа в кредит. В  условиях нестабильной экономики преобладающей  формой расчетов становится предоплата.

Оплата за наличный расчет может быть выполнена рублями, с помощью кредитной карточки либо дебетной карточки. Кредитная карточка представляет собой пластиковую карточку с указанием имени владельца, присвоенного ему кода, личной подписи и срока действия карточки. Владелец карточки может совершать покупки в пределах некоторой суммы, оговоренной при выдаче карточки, даже в том случае, если в момент покупки она превышает остаток на его счете. В отличие от кредитной дебетная карточка не позволяет оплачивать покупки при отсутствии средств на счете покупателя.

Безналичные расчеты  выполняются с помощью платежных  поручений (поручение хозяйствующего субъекта своему банку о перечислении указанной суммы другому хозяйствующему субъекту), платежных требований (требование продавца к покупателю оплатить поставленные ему по договору товары), аккредитивов (поручение банку поставщика, сделанное покупателем через свой банк, об оплате счетов поставщика немедленно по получении документов об отгрузке продукции), расчетных чеков (документ, содержащий указание чекодателя банку о выплате означенной суммы предъявителю чека).

Анализ и  управление дебиторской задолженностью имеет особое значение в периоды инфляции, когда подобная иммобилизация собственных оборотных средств становится особенно невыгодной.

Управление  дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение  оборачиваемости в динамике рассматривается  как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т. п.). Необходимая для анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников. Оплата товаров постоянными клиентами обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов. В экономически развитых странах широко распространенной является схема “2/10 полная 30”, означающая, что:

1. Покупатель получает двухпроцентную скидку в случае оплаты полученного товара в течение десяти дней с начала периода кредитования (например, с момента получения товара).

2. Покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с одиннадцатого по тридцатый день кредитного периода.

3. В случае неуплаты в течение месяца покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьировать в зависимости от момента оплаты 2.

Контроль за дебиторской  задолженностью включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения; наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку (дней): 0-30; 31-60; 61-90; 91-120; свыше 120. Возможны и иные группировки. Кроме того, необходим контроль безнадежных долгов с целью образования необходимого резерва.

Анализ и контроль уровня дебиторской задолженности можно  проводить с помощью абсолютных и относительных показателей, рассматриваемых в динамике. В частности, значительный интерес представляет контроль за своевременностью погашения задолженности дебиторами. Для этого, в дополнение к показателям наличия просроченной дебиторской задолженности приводимым в форме Л-5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», можно использовать коэффициент погашаемости дебиторской задолженности, который рассчитывается как отношение средней дебиторской задолженности по основной деятельности (расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги; расчеты по векселям полученным; авансы, выданные поставщикам и подрядчикам) к выручке от реализации. Значение этого показателя зависит от вида договоров, превалирующих на данном предприятии: так, если основной типовой договор предусматривает оплату в течение двух недель с момента отгрузки товара, то критическое значение коэффициента равно 1/26. Таким образом, если расчетное значение коэффициента превосходит 1/26, можно сделать вывод, что предприятие имеет проблемы со своими дебиторами.

Наиболее употребительными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям.

 

1.2. Подходы к управлению дебиторской задолженностью

 

Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.

К приемам управления дебиторской  задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности. Среди подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания, например необходимость поиска путей сокращения среднего промежутка времени между завершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры покупателю. Важно также оценивать возможные издержки, связанные с дебиторской задолженностью, т. е. упущенная выгода от неиспользования средств, вместо их инвестирования.

Управление дебиторской  задолженностью связано с двумя  видами резервов времени - на выписку счета-фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета - это количество дней от отправки товара покупателю и до высылки счета. Очевидно, что компании следует отправлять счета одновременно с товаром. Время почтовой доставки - между подготовкой счета-фактуры и получением его покупателем. Время почтового прохождения документов может быть сокращено за счет децентрализации выписки счета-фактуры и почтовой отправки (используя службу срочных почтовых отправлений для крупных счетов-фактур с вручением в предусмотренные сроки либо предоставляя скидки за авансовые платежи)3.

Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженностью является определение сроков кредита (предоставляемого покупателям) которые оказывают влияние на объемы продаж и получение денег. Например, предоставление более продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей. С другой стороны, если сроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, но и рискует увеличить долю безнадежных долгов и большими затратами, связанными с тем, что малоэффективные покупатели затягивают оплату. Сроки дебиторской задолженности следуете либерализировать, когда вы хотите избавиться от избыточных товарно-материальных запасов или устаревшей продукции либо если вы работаете в отрасли промышленности, товары которой предназначены для сезонных продаж (например, купальные костюмы). Если ваш товар является скоропортящимся, вы должны использовать краткосрочную дебиторскую задолженность и по возможности практиковать оплату при поставке.

При оценке платежеспособности потенциального покупателя следует  учитывать честность покупателя, финансовую устойчивость и имущественное обеспечение. Кредитную надежность покупателя можно оценить количественными методами анализ регресса, который рассматривает изменение зависимой: переменной, имеющей место при изменении независимой (информативной) переменной. Этот метод особенно полезен, когда вам требуется оценить большое количество некрупных покупателей. Следует тщательно оценивать возможные потери по безнадежным долгам, если ваша компания продает товары многим покупателям и длительное время не меняет свою кредитную политику.

Продление кредита влечет за собой дополнительные расходы: административные расходы деятельности кредитного отдела, компьютерной службы, а также комиссионные, выплачиваемые специальным агентствам, определяющим кредитоспособность заемщиков или качество ценных бумаг.

Достаточно полезна информация, полученная от кредитных бюро розничной торговли и профессиональных кредитных справочных служб.

Имеется много способов максимизировать  доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери: составление счетов, перепродажу права на взыскание долгов и оценку финансового положения клиентов.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью