Трансформация системы защиты населения в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 14:40, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение основных направлений развития социальной защиты Республики Казахстан в условиях рыночной экономики.

Содержание

Введение 6
1 Развитие социальной защиты населения в республике Казахстан 9
1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения 9
1.2 Принципы и функции социальной защиты населения 13
1.3 Становление и развитие системы социальной защиты населения в Республике Казахстан 17
1.4 Основные направления развития системы социальной защиты населения в Республике Казахстан 25
2 Анализ политики социальной защиты населения в Республике Казахстан 29
2.1 Анализ состояния социальной сферы в период кризиса в РК 29
2.2 Анализ состояния социальной защиты населения (на материалах ГУ Рудненский городской отдел занятости и социальных программ) 42
2.2.1 Краткая характеристика ГУ Рудненский городской отдел занятости и социальных программ 42
2.3 Анализ показателей уровня безработицы на материалах ГУ Рудненский городской отдел занятости и социальных программ 47
2.4 Анализ современного состояния и уровня социальной защиты в г.Рудном 51
3 Мероприятия по совершенствованию государственной социальной политики в Республике Казахстан 58
3.1 Проблемы реализации социальной политики в РК 58
3.2 Пути совершенствования государственной социальной политики Республики Казахстан 59
3.3 Стратегические направления деятельности государственного учреждения Рудненский городской отдел занятости и социальных программ 62
3.4 Прогноз численности экономический активного населения г.Рудного на основе математической модели 75
Заключение 79
Список использованной литературы 80

Работа содержит 1 файл

ДР.docx

— 320.17 Кб (Скачать)

показателями.

В последние годы удалось стабилизировать  основные медико-демографические показатели - рождаемость, смертность и среднюю  продолжительность жизни. Снижена  инфекционная заболеваемость. В отрасли  здравоохранения был предпринят ряд реформ, часть из которых успешно  реализована, а другие не достигли своего логического завершения. К последним  можно отнести создание системы  обязательного медицинского страхования, попытку перехода к модели семейной медицины. Среди положительных моментов можно отметить создание нормативной  правовой базы отрасли, существенное увеличение финансирования отрасли здравоохранения, что позволило осуществить строительство  ряда современных клиник, произвести капитальный ремонт и улучшить материально-техническое  оснащение медицинских организаций, внедрить новые медицинские технологии в лечебно-диагностический процесс. В результате улучшения качества медицинской помощи и повышения  ее доступности были достигнуты положительные  тенденции в состоянии здоровья населения, касающиеся ряда инфекционных и других заболеваний. Однако большая  часть параметров состояния здоровья населения республики остается неудовлетворительной.

Сегодня социально-экономическая  политика государства, в том числе  в сфере здравоохранения, выходит  на новый уровень, характеризующийся  направленностью своей деятельности на конечный результат, то есть сохранение и укрепление здоровья казахстанцев. В нашей стране уделяется особое внимание развитию системы здравоохранения, как необходимого условия для  улучшения жизни казахстанцев и  повышения конкурентоспособности  страны. В своих выступлениях Президент  страны Нурсултан Назарбаев неоднократно давал поручения по улучшению  качества

38

медицинских услуг и развитию высокотехнологичной  системы здравоохранения. Об этом же говорится в программных документах НДП "Нур Отан". В частности, в Народной платформе партии поставлена задача по значительному увеличению бюджетных расходов на финансирование отрасли.

Было бы неправильным сказать, что  в системе здравоохранения нет  нерешенных вопросов. Перед нами поставлена высокая планка - достичь уровня конкурентоспособных стран.

Потенциал и экономические возможности  у государства большие. Естественно, они, в свою очередь, требуют соответствия со стороны всех видов услуг, в  том числе и медицинских. Так, по результатам рейтинговой оценки Всемирного форума, Казахстан по основным индикаторам, определяющим конкурентоспособность страны, занимал в 2008 году:

- 87-е место по младенческой смертности;

- 94-е место - по распространенности туберкулеза;

- 23-е место - по распространенности ВИЧ;

- 101-е - по ожидаемой продолжительности жизни.

Это говорит о том, что необходимо принимать дополнительные меры по дальнейшему  реформированию отрасли. Сегодня перед  здравоохранением Казахстана поставлена задача скорейшего выхода на качественно  новый уровень предоставления медицинских  услуг населению, соответствующих  самым передовым мировым стандартам, с обеспечением солидарного участия  в охране здоровья также и граждан.

После упразднения в 2001 году системы  обязательного медицинского страхования  в республике фактически осталось три  источника финансирования: государственный  бюджет, местный бюджет и соучастие  в оплате медицинских услуг их получателем.

В настоящее  время государство принимает  меры к повышению эффективности  и действенности служб здравоохранения  путем постоянного совершенствования  существующей системы здравоохранения. Увеличение расходов на финансирование медицины более чем в два раза, общие расходы на финансирование здравоохранения в 2009 году составили 458,5 млрд. тенге, из них: 172,5 млрд.тенге  – средства республиканского бюджета  и 286 млрд.тенге – средства местного бюджета. В сравнении с 2008 годом  расходы на здравоохранение выросли  на 26,1 %, с 2007 годом – на 53,1 % или  более чем в 1,5 раза.

Государственной программой реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005–2010 годы предусмотрено  постепенное повышение объема финансового  обеспечения системы здравоохранения  до 4% ВВП к 2010 году.

 

 

 

 

39

 

Рисунок 6.  Соотношение Республиканского бюджета и консолидированных бюджетов областей РК в совокупных государственных расходах на здравоохранение (данные на 1 октября 2008 г.)

 

Как видно из рисунка 6, основные расходы на здравоохранение в 2008 году приходятся на консолидированные бюджеты областей. Доля расходов республиканского бюджета на здравоохранение в 2008 году составляет 26,1%.

Большую часть функций государства  в сфере здравоохранения берут  на себя местные органы государственного управления здравоохранением. В их компетенцию согласно Закону «О системе  здравоохранения» входит обеспечение  граждан медицинской помощью  и лекарственными средствами в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской  помощи, осуществление закупок лекарственных  средств и медицинских услуг  для оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, оснащение  государственных медицинских организаций  необходимым оборудованием.

Стабильное финансирование сферы  здравоохранения в 2009-2011 годах обеспечит  достижение поставленных целей и  задач, направленных на предоставление качественных медицинских услуг, профилактику заболеваний, формирование здорового  образа жизни и развитие кадрового  потенциала.

В обеспечении  системы образования финансовыми  средствами продолжает сохраняться  устойчивая тенденция их роста. За последние  пять лет государственное финансирование образования в абсолютном выражении  увеличилось более чем в 3 раза и в 2008 году составило 641061 млн.тенге.

Формируется положительная тенденция увеличения доли бюджетных 

40

ассигнований  на образование, как в расходной  части государственного бюджета, так  и в валовом внутреннем продукте (таблица 5). В то же время эта доля еще недостаточна для обеспечения устойчивого развития системы образования, по рекомендации ЮНЕСКО она должна составлять 6-7% от ВВП.

 

        Таблица 5

        Расходы государственного бюджета РК на образование

Годы

млн. тенге

в расходах бюджета, процент

в валовом внутреннем продукте, процент

2004

190748

14,4

3,4

2005

256935

13,2

3,5

2006

327291

15,2

3,4

2007

455430

17,0

3,7

2008

641061

18,9

4,0


 

 В настоящее время функционируют 1656 детских садов с контингентом 256,0 тыс. детей. По сравнению с 2007 годом количество детсадов увеличилось на 39 единиц, контингент - на 9146 детей.

Возросло  число дошкольных мини-центров - 1569 (на 142 ед.) и частных детсадов – 151 (на 9 ед.).

В целом, охват детей дошкольными организациями  составляет 34,4% от общего количества детей  в возрасте от 1 года до 5 лет, что  выше на 1,5%, чем в 2007 году.

Предшкольной подготовкой охвачено 79% 5-6 летних детей

В 2008-2009 учебном году функционировало 7879 школ, в том числе 32 с обучением  на трех языках.

В 2009 году велось строительство 195 объектов образования, в том числе 165 школ.

Для приобретения учебной литературы из местных бюджетов в 2008 году выделено 4 млрд. 352 млн. тенге. 96 % школ телефонизировано, 97 % - в сельских районах.

По поручению Главы государства  начата реализация общенационального  проекта «Учебное телевидение Республики Казахстан». С 1 июня запущена трансляция образовательных программ «Білім арнасы»  на телеканале «Казахстан».

В 2008 году 96% школ подключено к сети Интернет, соотношение составляет 1 компьютер на 21 учащийся.

Приобретено 700 кабинетов физики, 483 лингафонных и мультимедийных кабинетов.

В 2007 году интерактивными досками были оборудованы 1000 школ, а в 2008 году было доукомплектовано эти 1000 и оснащены дополнительно еще 721 школ.

41

В 2008 году казахстанские школьники завоевали 62 золотых, 75 серебряных и 92 бронзовых  медалей и 19 грамот на международных  олимпиадах по общеобразовательным  предметам и научных соревнованиях (в 2007 году 38- золотых, 57-серебряных, 86- бронзовых  медалей).

В настоящее  время создано акционерное общество «Өркен».

Планируется создание 20-ти инновационных школ «Өркен»  естественно-математического направления.

Для организации  полезной досуговой деятельности детей  в республике действует: 801 дворовый клуб, 1221 клуб по интересам. В период летних каникул функционировали  более 11 тысяч летних лагерей всех типов, в том числе: 296 – загородных лагерей, 8 - круглогодичных, 85 – санаторного  типа, 620 – профильных лагерей (лингвистических, математических и др.), 30 – скаутских  лагерей, 130 - палаточных и более 10 тысяч  – пришкольных лагерей .

Таким образом, в рамках социальной политики Казахстана были разработаны специальные социальные государственные программы. Несмотря на значительные положительные результаты стратегии социальной модернизации, в настоящее время тяжелым  остается положение неимущего населения, особенно в сельской местности. Региональный дисбаланс уровня и качества жизни  усугубляется и негативным экологическим  фоном, неразвитостью местной инфраструктуры.

 

 

          2.2 Анализ состояния социальной  защиты населения ( на материалах ГУ « Рудненский городской отдел занятости и социальных программ)

 

2.2.1 Краткая характеристика ГУ «Рудненский городской отдел занятости и социальных программ»

 

 

           Государственное учреждение «Рудненское городское управление труда, занятости и социальной защиты населения» (в дальнейшем Управление) осуществляет функции государственного управления в области труда, занятости и социальной защиты населения, оказания социальной помощи на дому одиноко проживающим престарелым гражданам и инвалидам, срочной социальной помощи малообеспеченным семьям.

 До 1 января 1999 года управление  занималось назначением пенсий  жителям города. Кроме того, в  задачи управления в тот период  входила работа по назначению  и выплате пособий семьям с  детьми, многодетным семьям, одиноким  матерям, работа с ветеранами  войны и труда. 

С 1 января 1999 года структура управления изменилась, так как все пенсионные дела были переданы в городское отделение  Государственного Центра по выплате  пенсий, а в состав управления вошли  новые отделы: отдел назначения жилищной помощи и отдел занятости населения.

42

Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, нормативными правовыми  актами Президента и Правительства  Республики Казахстан, приказами, инструктивными письмами Министерства труда и социальной защиты населения, областного управления труда, занятости и социальной защиты

 населения, постановлениями акиматов области, города Рудного, решениями городского маслихата и Положением об учреждении.

 Управление труда, занятости  и социальной зашиты населения    (в дальнейшем Управление) возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности акимом города Рудного по согласованию с областным управлением труда, занятости и социальной защиты населения Республики Казахстан. Начальник Управления организует и руководит работой Управления, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и осуществление им своих функций. В его подчинении находятся два заместителя (по работе с безработными и малоимущими гражданами), главный бухгалтер и административно-хозяйственный отдел.

Внутри отделов выделяются следующие  должности:

  • начальник отдела;
  • главный специалист;
  • ведущий специалист.

Пунктом 4 статьи 24 Закона Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 453 «О государственной службе», в целях реализации Указа  Президента  Республики  Казахстан от 27 сентября 2010 года  № 1072 «О мерах по оптимизации штатной численности органов, содержащихся  за счет государственого бюджета и сметы (бюджета) Национального банка Республики Казахстан», по состоянию на 01.11.2010 года в штате Управления труда, занятости и социальной защиты населения города Рудного, состоит 31 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43

                         Рисунок 7. Структура отделов управления

Информация о работе Трансформация системы защиты населения в Республике Казахстан