Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 14:40, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение основных направлений развития социальной защиты Республики Казахстан в условиях рыночной экономики.
Введение 6
1 Развитие социальной защиты населения в республике Казахстан 9
1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения 9
1.2 Принципы и функции социальной защиты населения 13
1.3 Становление и развитие системы социальной защиты населения в Республике Казахстан 17
1.4 Основные направления развития системы социальной защиты населения в Республике Казахстан 25
2 Анализ политики социальной защиты населения в Республике Казахстан 29
2.1 Анализ состояния социальной сферы в период кризиса в РК 29
2.2 Анализ состояния социальной защиты населения (на материалах ГУ Рудненский городской отдел занятости и социальных программ) 42
2.2.1 Краткая характеристика ГУ Рудненский городской отдел занятости и социальных программ 42
2.3 Анализ показателей уровня безработицы на материалах ГУ Рудненский городской отдел занятости и социальных программ 47
2.4 Анализ современного состояния и уровня социальной защиты в г.Рудном 51
3 Мероприятия по совершенствованию государственной социальной политики в Республике Казахстан 58
3.1 Проблемы реализации социальной политики в РК 58
3.2 Пути совершенствования государственной социальной политики Республики Казахстан 59
3.3 Стратегические направления деятельности государственного учреждения Рудненский городской отдел занятости и социальных программ 62
3.4 Прогноз численности экономический активного населения г.Рудного на основе математической модели 75
Заключение 79
Список использованной литературы 80
27
воздействиям
социальной среды на человека и обеспечивающие
достижение социально-приемлемого
уровня жизни в соответствии с
конкретными условиями
Главной
целью системы социального
Правительством Республики Казахстан предпринимаются меры по привязке роста заработной платы к росту производительности труда, чтобы избежать инфляции. Привязка роста оплаты к росту производительности труда необходима при условии нормальной оплаты труда, которая обеспечивает расширенное производство рабочей силы. К сожалению, существующая в Казахстане система оплаты труда не соответствует этому требованию, а ее сохранение приведет к воспроизводству бедности в возрастающих масштабах, снижению качества человеческого капитала из-за нарастающего снижения уровня притязаний населения.
Поэтому для предотвращения дальнейшего социального расслоения требуется кардинально изменить политику доходов, которую проводит правительство республики. С нашей точки зрения, первоочередными мерами должны стать значительное повышение заработной платы работников бюджетной сферы, законодательное установление минимальной заработной платы на уровне, обеспечивающем не простое, а расширенное воспроизводство рабочей силы, то есть минимальная заработная плата должна быть не меньше 2,2 размеров минимального прожиточного минимума.
28
2 Анализ социальной политики защиты населения в Республике Казахстан
В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития социальной сферы. Взаимосвязь отраслей настолько тесная, что каждая в отдельности не может развиваться планомерно.
Для обеспечения выполнения государственных гарантий в социальной сфере сделано немало.
Однако,
мировой финансовый кризис и ставшая
его последствием рецессия экономик
многих стран стали основной причиной
замедления динамичного роста социально-
Не для кого не секрет, напротив, абсолютно ясно, что экономика, финансы являются основой соответствующего социального развития, включающего образование, здравоохранение, достижение соответствующих уровней доходов пенсий, качества жизни населения и т.д. Сильная экономика, мощные финансовые потоки обеспечивают адекватный человеческий капитал и поддерживают нужную социальную ситуацию на предприятиях, в регионах, стране в целом. Это связанные взаимовлияющие друг на друга явления. Научное (да и просто логическое) обоснование тому - во взаимодействии и взаимозависимости экономики и социальной сферы (рисунок 7).
социальная сфера в условиях кризиса (человек)
кризисная экономика
Рисунок 4. Взаимосвязь экономики и социальной сферы
29
Наоборот, кризисная экономика
оказывает известное
Не менее очевиден и другой обратный вектор - влияние социальной сферы, социального положения населения, социального фактора на экономику и финансы. Ведь уровни развития образования, здравоохранения, оплаты труда и других видов доходов работников обеспечивают соответствующее воздействие на экономический рост, динамику изменения объемов финансовых ресурсов. Кризис имеет временные пределы, закончится, по разным оценкам, ориентировочно через 2-3 года. Но кризис и за короткий период может существенно ослабить этот социальный вектор.
Вывод - нужна минимизация негативного влияния мирового финансового кризиса на социальное положение населения, социальную ситуацию, жизнеобеспечение человека. А это совместная задача государства, бизнеса, гражданского общества и его институтов. Особо обозначая эту новую проблему, с которой можем столкнуться лицо в лицо в посткризисный период, не говорю уж здесь об основополагающем, что человек, его благополучие и благосостояние - главная забота общества. И в условиях кризиса особенно.
Влияние кризиса на социальную ситуацию в Республике Казахстане проявляется наиболее остро и отчетливо в следующих формах:
- снижение занятости;
- рост безработицы, в т.ч. общей, регистрируемой и скрытой;
- сокращение официальной внешней трудовой миграции и рост теневой;
- снижение размеров заработной платы и других видов доходов;
- снижение покупательской способности;
- задержки с выплатой заработной платы;
как следствие предыдущего:
Мировой финансовый кризис, сопровождающийся в странах спадом производства, дефицитом денежной массы, инфляции. разбалансировкой их экономик, с одной стороны, и социальная ситуация обществе, социальное положение населения - с другой, не два изолированных самостоятельных процесса
Влияние
мирового кризиса могло повлечь
за собой тяжелые последствия. Ожидалась
высокая вероятность роста
30
Важнейшей целью социального развития Казахстана на данном этапе
является обеспечение высокого уровня занятости и доходов населения. Сохранение негативных тенденций развития социальной сферы стало серьезным фактором, препятствующим достижению устойчивого экономического роста. Содействие занятости населения оставалось самой действенной политикой и в последующие годы.
В 2009 году по поручению
Главы государства была
Рисунок 5. Влияние кризиса на социальную ситуацию.
Все усилия были направлены на возращение безработных и иных представителей целевых групп населения в «пул работающих».
Меры и антикризисные действия, которые влияют на современную социальную ситуацию:
Что предпринимают бизнес и государство в условиях кризиса:
31
Как видно из таблицы 2 бизнес всецело руководствуется соображениями получения как можно более высокой прибыли, не может дать каких-то серьезных гарантий производства и предоставления населению в достаточном количестве общественных благ. Государство же руководствуется совершенно иными принципами, содействует предотвращению снятию неизбежно возникающей социальной напряженности.
Таблица 2
Действия бизнеса и государства
Бизнес |
Государство |
-реализация антикризисных программ - реальные (физические) увольнения (с трудовой книжкой); - отпуска без сохранения оплаты труда; отпуска с сохранением (крайне редко) и частичным сохранением оплаты труда; сокращение рабочего дня, рабочей недели; перевод работников на менее квалифицированный труд и др.; - сокращение размеров оплаты труда (должностных окладов, премий, бонусов и т.д.). |
- переобучение, переподготовка (безработных, в т.ч. скрытых); - увеличение объемов общественных работ; - стимулирование самозанятости уволенных(частное предпринимательство, льготные кредиты и т.д.); - поддержка внутренней трудовой миграции (подъемные, суточные и др.); - сокращение квот (почти в 2 раза) для внешней трудовой миграции, приезда гастарбайтеров. |
Расходы на поддержание социальной сферы не были урезаны, а наоборот увеличены, это можно наглядно увидеть из таблицы 3
Таблица 3
Государственный бюджет за 2007-2009 года
Наименование |
Затраты | ||
2007 |
2008 |
2009 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Государственные услуги общего характера |
164 743,80 |
224 012,30 |
166 062,70 |
Оборона |
166 646,30 |
185 358,40 |
187 615,30 |
Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность |
240 992,80 |
271 467,40 |
316 189,70 |
Образование |
455 430,10 |
572 403,00 |
660 917,10 |
Здравоохранение |
299 380,50 |
363 209,90 |
450 892,50 |
32
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
Социальная помощь и социальное обеспечение |
502 381,40 |
622 016,70 |
758 308,40 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
199 937,00 |
233 925,50 |
304 048,80 |
Культура, спорт, туризм и информационное пространство |
122 209,90 |
163 968,60 |
173 618,10 |
Топливно-энергетический комплекс и недропользование |
52 269,30 |
60 507,40 |
58 577,00 |
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения |
100 955,10 |
170 364,80 |
168 117,90 |
Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность |
10 465,40 |
40 080,30 |
30 920,70 |
Транспорт и коммуникации |
289 653,90 |
332 709,10 |
337 511,50 |
Прочие |
39 165,60 |
96 163,60 |
64 853,40 |
В 2009 году наибольший удельный вес в структуре исполнения занимают расходы на социальную помощь и социальное обеспечение:
– 26,3%, образование;
– 18,7%, здравоохранение;
–
11,8%, общественный порядок,
– 8,8%, транспорт и коммуникации;
–
5,9%, жилищно-коммунальное
– 4,8%, государственные услуги общего характера и культуру, спорт, туризм и информационное пространство по 4,7%.
Существенные коррективы в социальной сфере были внесены в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Среди стран СНГ успешно вышли из кризиса Казахстан, Беларусь и Азербайджан. Многое было достигнуто благодаря ряду проектов правительственной программы, в частности, "Дорожной карте".
Информация о работе Трансформация системы защиты населения в Республике Казахстан