Трансформация системы защиты населения в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 14:40, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение основных направлений развития социальной защиты Республики Казахстан в условиях рыночной экономики.

Содержание

Введение 6
1 Развитие социальной защиты населения в республике Казахстан 9
1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения 9
1.2 Принципы и функции социальной защиты населения 13
1.3 Становление и развитие системы социальной защиты населения в Республике Казахстан 17
1.4 Основные направления развития системы социальной защиты населения в Республике Казахстан 25
2 Анализ политики социальной защиты населения в Республике Казахстан 29
2.1 Анализ состояния социальной сферы в период кризиса в РК 29
2.2 Анализ состояния социальной защиты населения (на материалах ГУ Рудненский городской отдел занятости и социальных программ) 42
2.2.1 Краткая характеристика ГУ Рудненский городской отдел занятости и социальных программ 42
2.3 Анализ показателей уровня безработицы на материалах ГУ Рудненский городской отдел занятости и социальных программ 47
2.4 Анализ современного состояния и уровня социальной защиты в г.Рудном 51
3 Мероприятия по совершенствованию государственной социальной политики в Республике Казахстан 58
3.1 Проблемы реализации социальной политики в РК 58
3.2 Пути совершенствования государственной социальной политики Республики Казахстан 59
3.3 Стратегические направления деятельности государственного учреждения Рудненский городской отдел занятости и социальных программ 62
3.4 Прогноз численности экономический активного населения г.Рудного на основе математической модели 75
Заключение 79
Список использованной литературы 80

Работа содержит 1 файл

ДР.docx

— 320.17 Кб (Скачать)

К началу 2009 года Казахстан подошел со сложной  ситуацией на рынке труда. С осени 2008 года в стране наблюдалось снижение численности занятого населения. Соответственно увеличилась безработица. Существенными темпами росла ее скрытая форма. Полностью или частично приостановили производство 264 предприятия, с общей численностью занятых в 135 тыс. человек. Неполный рабочий день были заняты 25 тыс. человек и 15,6 тыс. человек находились в отпусках без сохранения заработной платы,

33

численность безработного населения составляла 559,3 тыс. человек.

По прогнозам, наиболее высокий риск увеличения безработицы сохранялся в экспортоориентированных отраслях.

 В  этот момент по поручению Президента  были выделены средства в размере  1 млрд. долларов сразу, разработана  Стратегия региональной занятости  и переподготовки кадров (далее  - Дорожная карта). В целях стабилизации  финансового сектора, обеспечения  занятости и поддержки социально-уязвимых  слоев населения Правительством  были определены три стратегических  направления, направленные на:

-сохранение действующих  рабочих мест;

-трудоустройство высвобождаемых  лиц и создание новых рабочих  мест;

-социальная защита безработных  и лиц, находящихся перед угрозой  высвобождения.

 Кроме  того, дорожная карта предусматривала  создание дополнительных рабочих  мест, подготовку и переподготовку  кадров, открытие социальных рабочих  мест, направление на общественные  работы и молодежную практику.

В рамках первого  стратегического направления по поручению Главы государства  в экономику страны, для принятия антикризисных мер с Национального  фонда и республиканского бюджета  было направлено 1,2 трлн. тенге, из них  на:

- стабилизацию финансового сектора  (на дополнительную ликвидность  банкам выделено – 480 млрд. тенге);

- решение проблем на рынке недвижимости (в.т.ч. финансовая поддержка жилищного строительства в объеме 360 млрд. тенге);

- поддержку малого и среднего  бизнеса (на это было выделено 120 млрд. тенге);

- развитие агропромышленного комплекса (120 млрд. тенге);

- реализацию инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов (120 млрд. тенге).

Принимаемые Правительством антикризисные  меры оказали позитивное влияние  на стабилизацию ситуации на рынке  труда. Начиная с апреля 2009 года, в стране в 3,5 раза снизились размеры скрытой безработицы.

Второе направление  включало, недопущение массового  высвобождения работников и трудоустройство  высвобождаемых лиц.

Для этих целей  была создана необходимая нормативно-правовая база, предусматривающая:

- увеличение срока информирования работодателем уполномоченных органов о предстоящем высвобождении работников от одного месяца до двух месяцев;

- введение нормы информирования работодателем уполномоченных органов о предстоящем переходе на режим неполного рабочего времени не менее чем за один месяц;

- расширение круга лиц, входящих в целевые группы, с дополнением его

34

выпускниками  учебных заведений, и лицами, сокращенными на предприятиях;

-возможность  направления работников, занятых в режиме неполного рабочего времени на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, общественные работы.

Более 8 тысяч предприятий крупного и  среднего бизнеса страны, на которых  работают порядка одного млн. человек, поддержали инициативу Правительства  и профсоюзов о заключении меморандумов по сохранению рабочих мест, соблюдению трудовых прав и гарантий работников.

В соответствии с объявленной в начале 2008 года Главой государства акцией «Заключите коллективный договор» охват предприятий  и организаций системой коллективно-договорных отношений увеличился в 2,5 раза. В 1,7 раза выросло число Меморандумов, заключенных между МИО и работодателями.

Проявленная, таким образом, социальная ответственность  бизнеса существенно сдержала сокращения на предприятиях, не дав сбыться  пессимистическим прогнозам о возможном  массовом высвобождении работников в текущем году.

Третьим направлением антикризисных действий Правительства РК явилась социальная защита безработных и лиц, находящихся перед угрозой высвобождения. В Послании Главы государства Н.Назарбаева народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию» организация социальной защиты выше указанных лиц рассматривалась в качестве важнейшего средства выхода из кризиса и дальнейшего социально-экономического развития.

Для стабилизации рынка труда, обеспечения региональной занятости и переподготовки кадров из республиканского и местных бюджетов было дополнительно выделено 191,5 млрд. тенге (1,3 млрд. долларов США); разработан и принят план действий Правительства  на 2009 год – Дорожная карта.

Всего на инвестиционных направлениях Дорожной карты освоено 168,2 млрд. тенге (в том числе средства РБ – 116,9 млрд. тенге, средства МБ – 51,3 млрд. тенге), что составляет 99,6% от общей суммы на год.

 

      Таблица 4

      Сведения о создании рабочих мест в рамках реализации Дорожной карты по состоянию на 31 декабря 2009 года

Направления Дорожной карты

кол-во проектов

создание рабочих мест

всего по плану

Из них завершенные

создано рабочих мест

% к плану

трудоустроено (человек)

% к плану

из них по направлениям органов занятости

%к трудоустроенным

1

2

3

5

6

7

8

9

10


35

Продолжение таблицы 4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ремонт, реконструкция и развитие системы ЖКХ

856

846

81 471

100,1

77 128

94,7

54 258

0,3

дорожно-ремонтные работы

1 119

1 119

55 383

100,3

54 294

98,4

36 774

7,7

ремонт и утепление школ, больниц  и др. социальных объектов

2 478

2 478

101 018

101,3

98 239

98,5

76 780

78,2

ремонтные работы социально-культурных объектов города, села (аула)

818

818

20 713

104,1

18 161

91,2

14 926

82,2

ИТОГО:

5 271

5 261

258585

100,9

247822

96,7

182738

73,7


 

Таким образом, с начала реализации инвестиционных проектов Дорожной карты создано  258585 рабочих мест (из планируемых 256 245 рабочих мест или 100,9%)., на которые трудоустроено 247822 человека (или 95,8 % к числу созданных рабочих мест), при этом была сохранена антикризисная направленность в вопросах трудоустройства – 73,7% трудоустроены по направлениям органов занятости (182,7 тыс. человек).

На подготовку и переподготовку кадров из республиканского бюджета выделено 9 738 млн. тенге.

В ходе реализации мероприятий по подготовке и переподготовке кадров в соответствии с планами  финансирования освоено 6 562 млн. тенге (67,4 % от суммы, предусмотренной на год).

По вопросам переподготовки кадров в регионах с  416 учебными заведениями заключены договора, в них для переподготовки направлено 97699 человек (что составляет 110,5% от планируемого). При этом по информации представленной местными исполнительными органами по состоянию на 31 декабря 2009 года 70668 человек завершили обучение, из них трудоустроено – 41131 (что составляет 58,2% от числа завершивших обучение).

Меры, предпринимаемые  в рамках Дорожной карты, продолжают оказывать положительное воздействие  на ситуацию на рынке труда в целом  и стабилизацию численности безработного населения в стране. На конец марта  2010 г. численность безработного населения снизилась до 524,3 тыс. человек, а

36

уровень безработицы - до 6,1 процента.

Таким образом, можно констатировать, что в основной своей массе меры государственного регулирования социальной сферы  оказали положительное влияние  на стабилизацию обстановки на рынке  труда, в сфере образования, здравоохранения. Вместе с тем, главной задачей  государства на сегодняшний день является сохранение положительной  динамики и ее дальнейшее развитие.

В связи  с этим, Указом Президента РК от 19 марта 2010 года в целях обеспечения диверсификации и повышения конкурентоспособности  экономики Республики Казахстан  в долгосрочном периоде была принята  Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития. Дальнейшее развитие политики занятости будет осуществляться с учетом реализации данной программы.

В условиях кризиса одной из важнейших задач  государства является реализация потенциала социальной ответственности бизнеса, для которого экономические эффекты (прибыль, выручка, рентабельность и т.д.) и экономическая эффективность не являются главными приоритетами. Более значимыми становятся социальные вопросы, бережное и ответственное отношение к работникам, персоналу. На сегодняшний день в Казахстане создана, действует и развивается нормативно - правовая база, регулирующая социальное партнерство и основные условия для его функционирования.

Основными сторонами социального партнерства  являются государственные органы, профсоюзы, объединения работодателей. Законодательно за ними закреплены равные возможности  и права по налаживанию социально - трудовых контактов и конструктивного  диалога. Вместе с тем каждая из сторон имеет свои цели и задачи в области  социального диалога.

Следующей отраслью социальной сферы является здравоохранение.

В соответствии с Уставом Всемирной организации  здравоохранения здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Обладание высшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического и социального положения.

Благополучие  государства в целом зависит  от благополучия каждого его гражданина. Поэтому забота государства о  сохранении здоровья своих граждан является одной из первоочередных его обязанностей. Реализовать все задачи по охране здоровья народа призвана государственная система здравоохранения.

Здравоохранение Республики Казахстан представляет собой значительную отрасль социальной сферы, насчитывающую тысячи медицинских  учреждений, имеющую около 70 тысяч  врачей всех специальностей.

Охрана  здоровья народа в соответствии с  Законом Республики Казахстан "Об охране здоровья народа в Республике Казахстан" от 10 января 1992 года

 

37

основывается  на следующих принципах:

  • ответственность органов государственной власти и управления, работодателей за создание условий, обеспечивающих формирование, развитие и укрепление здоровья народа;
  • социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
  • ответственность граждан за сохранение и укрепление собственного здоровья и здоровья окружающих;
  • ответственность медицинских, фармацевтических работников, а также лиц, имеющих право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью, за ущерб, причиненный здоровью граждан;
  • научность и профилактическая направленность медико-санитарных и медико-социальных мероприятий;
  • многоукладность развития здравоохранения в соответствии с потребностями населения.

Состояние здоровья населения Республики Казахстан, санитарно-эпидемиологическая ситуация и развитие отрасли здравоохранения  в целом в последнее десятилетие  характеризовались как позитивными, так и негативными 

Информация о работе Трансформация системы защиты населения в Республике Казахстан